Напоминание

Взаимодействие ДОУ и родителей для реализации комплексной программы и модернизации образования


Автор: Занкина Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 62
Населённый пункт: г Ленинск- Кузнецкий Кемеровскя область
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимодействие ДОУ и родителей для реализации комплексной программы и модернизации образования
Раздел: дошкольное образование





Назад





Взаимодействие ДОУ и родителей для реализации

комплексной программы и модернизации образования

Занкина О.С., воспитатель


МБДОУ детский сад № 62 г. Ленинск- Кузнецкий В общем случае, ребёнком называют человека от рождения до окончания пубертатного периода. Детство - это период человеческого развития, когда он учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки усваивает культуру своего общества. Это уникальный период в жизни человека: именно в это время происходит становление личности, формируется здоровье, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Для обеспечения полноценного развития ребёнка одной из основных задач является взаимодействие с семьёй. Для развития взаимных деловых и дружеских контактов, воспитатель должен совместно с родителями и детьми проводить организацию кружков или музеев собраний презентаций Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и дошкольное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются с детским садом, изучаются дошкольной педагогикой, в остальных аспектах – социальной. В основе современного взгляда на взаимодействие семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». За многолетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Формами взаимодействия детского дошкольного учреждения с родителями принято называть способы организации их содержательного творческого общения и совместной конструктивной деятельности. Главной целью всех форм взаимодействия семьи и ДОУ остается формирование атмосферы доверительного общения между педагогами, детьми и родителями, создания командного духа, активизации творческого потенциала каждого участника образовательного и воспитательного процесса, раскрытие внутренней потребности открыто обсуждать возникающие проблемы и осознание необходимости совместного поиска правильных решений. Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка складываются определённые ценностные ориентиры, мировоззрение, формируется поведение в разных сферах общественной жизни, отношение к себе. Однако, продуктивность семейного воспитания в процессе развития детей напрямую взаимосвязана с характером взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Работа с родителями - сложная и важная часть деятельности педагога и дошкольного учреждения в целом. Одна из главных целей педагогов - вовлечение родителей в педагогический процесс. С целью построения эффективного взаимодействия семьи и ДОУ педагогическим коллективом должны быть созданы следующие условия: 
Открытость

детского

сада

для

семьи:
каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается их ребёнок. 
Создание

активной

развивающей

среды
, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе. 
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании ребёнка,
основанное на доверии и позитивных способах общения; родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и обучении детей.

Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
, его промежуточных и конечных результатов и последовательное планирование дальнейшего сотрудничества на их основе.  Осуществление открытого и доверительного взаимодействия с родителями воспитанников имеет множество преимуществ: Во-первых, отмечается положительный и эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Во-вторых, учитывается индивидуальность ребёнка. В третьих, родители берут на себя ответственность за развитие ребёнка и осознают, что дошкольное учреждение является лишь помощником в деле воспитания и обучения дошкольника. Для работы с семьей можно выделить такие основные задачи перед ДОУ:: Изучение семей детей, изучение интересов , мнений родителей; Использование опыта деятельности других ДОУ по взаимодействию ДОУ с семьей; Расширение способов-методов работы с родителями; Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ; Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей; Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии. Положительные результаты в воспитании и развитии детей достигаются при умелом сочетании различных форм взаимодействия членов коллектива образовательного учреждения и семей дошкольников. В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьёй, которые можно условно разделить на следующие группы:
Беседы –
это основная форма связи педагога с родителями воспитанников, заключающаяся в оказании им помощи по тому или иному вопросу воспитания.
Консультации
Консультации для родителей проводятся по принципу беседы.
Родительские собрания
- является продуктивной формой работы воспитателей с родителей предполагающая организованное ознакомление их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи, а так же совместное решение вопросов организационного характера.
«Круглый

стол»

-
предполагает обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов.
Организация совместных мероприятий
может выражаться в разных видах работы:  участие в экскурсиях  участие в подготовке и проведении развлечений, праздников для детей;  участие в мероприятиях игрового и соревновательного характера;  участие в проведении занятий и бесед с детьми на различные темы (встречи с родителями определённой профессии, с ветеранами и т.д.)  участие в улучшении материально-технической базы ДОУ и благоустройстве его территории.
Так же используются наглядные формы работы:
Уголки для родителей.  Папки-раскладушки, папки- передвижки  Тематические выставки  Памятки, рекомендации, буклеты  Презентация группы
Важно отметить, что традиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников не

всегда оказываются эффективными
, потому что: на консультациях, собраниях родители чаще выступают в роли пассивных слушателей и исполнителей; с информацией в уголке для родителей они знакомиться чисто механически, когда забирают или приводят детей в группу, а иногда просто не замечают. Работа с родителями ведётся не дифференцированно, без учёта особенностей семьи.
Традиционные формы сотрудничества с семьёй станут более эффективными, если изменить

отношение к их реализации, соблюдая следующие условия:

 информация должна быть актуальной для родителей, отвечать их потребностям и интересам, не быть формальной;  желательно использовать практические формы работы с участием детей, что повышает интерес родителей: просмотр открытых занятий с детьми, видеозаписи прогулок, игр детей, которые озвучиваются специалистами, совместные игры родителей с детьми ;  необходимо подбирать такие способы взаимодействия с родителями, которые создадут заинтересованность в изучении проблемы и ненавязчиво помогут родителям стать активными участниками; консультации, родительские собрания, беседы можно оживить, проводя их в форме дискуссий, деловых игр, «круглого стола», КВНа, используя видео-, аудиоинформацию, детское творчество. Важно чётко осознавать цель взаимодействия и в ходе работы придерживаться только её. Она может быть различна: привлечь внимание родителей к улучшению материальной базы ДОУ, показать эффективность педагогической работы коллектива и т.д. Таким образом, сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса. От воспитателя требуется творческий подход к организации работы с родителями: поиск новых примеров; использование методов активизации родителей, направленных на появление у них интереса к проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысливание своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях. Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Можно провести анкетирование: “Чего вы ждете от детского сада в этом году?”, “Об организации дополнительных платных услуг”, “По результатам года”. Также можно применить творческие объявления. Объявления постоянно присутствуют для родителей: о дне проведения утренников, родительских собраний, различных мероприятий и т.п. Чаще всего объявление носит официальный характер и оформлено в деловом стиле. Но даже к объявлению для родителей можно подойти творчески, тем самым повысив уровень их заинтересованности к полученной информации и настроив на положительное взаимодействие с педагогами. Правильно организованное взаимодействие семьи и ДОУ формируют у ребенка уверенность в успехе, активную социальную позицию, умение уважать собственную личность и окружающих, стремление к поиску диалога, достижения взаимопонимания между людьми. Главной ценностью такого процесса воспитания и обучения является сам ребенок, полноценное развитие его задатков и талантов. Таким образом, именно семья и детский сад становятся факторами, определяющими вектор развития личности ребенка. В результате творческого применения различных форм взаимодействия родителей и педагогов процесс воспитания и образования превращается в гибкую систему, в которой учитываются интересы всех сторон, а родители проявляют активную творческую позицию, позитивное отношение к воспитателям и охотно принимают участие в организации жизни ДОУ. Это позволяет утверждать, что использование различных форм взаимодействия педагогов и родителей оказывает положительный эффект на учебно-воспитательный процесс. очень хотелось бы, чтоб и воспитатели и родители всегда помнили, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему “всем миром”: детский сад, семья, общественность.

Литература

1.
Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей. // Дошкольное воспитание, 2002, №9, с. 52
2.
Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М.: 2002.
3.
Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития./ Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва и др. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.
4.
Канаева С.В. Ребёнок и семья: диагностика социальной ситуации.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2005, №3, с. 56.
5.
Кононова В.И. Анализ успешных родительских собраний.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №5, с. 97.
6.
Кротова Т.В. Оценка уровня взаимодействия ДОУ и семьи.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2003, №5, с. 103.
7.
Лопатина О.Г., Медведева М.Ю. Взаимодействие ДОУ и семьи: типичные проблемы. // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №4, с. 93.
8.
Миленко В., Бутырина Н. Учимся работать с родителями.// Ребёнок в детском саду, 2005, №5, с. 2.
9.
Родители и воспитатели – два берега одной реки.//Дошкольное образование, 2003, №4.


В раздел образования