Взаимодействие ДОУ и родителей для реализации комплексной программы и модернизации образования
Автор: Занкина Ольга Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ 62 Населённый пункт: г Ленинск- Кузнецкий Кемеровскя область Наименование материала: Статья Тема: Взаимодействие ДОУ и родителей для реализации комплексной программы и модернизации образования Раздел: дошкольное образование
МБДОУ детский сад № 62 г. Ленинск-
Кузнецкий
В общем случае, ребёнком называют человека от рождения до окончания пубертатного периода.
Детство - это период человеческого развития, когда он учится понимать окружающий мир,
тренирует необходимые навыки усваивает культуру своего общества. Это уникальный период в
жизни человека: именно в это время происходит становление личности, формируется здоровье,
опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.
Для обеспечения полноценного развития ребёнка одной из основных задач является
взаимодействие с семьёй. Для развития взаимных деловых и дружеских контактов, воспитатель
должен совместно с родителями и детьми проводить организацию кружков или музеев собраний
презентаций
Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей
и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и
дошкольное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания
в той части, где они соприкасаются с детским садом, изучаются дошкольной педагогикой, в
остальных аспектах – социальной.
В основе современного взгляда на взаимодействие семьи и дошкольного учреждения лежит идея о
том,
что
за
воспитание
детей
несут
ответственность
родители,
а
все
остальные
социальные
институты
призваны
поддержать
и
дополнить
их
воспитательную
деятельность.
«Родители
являются
первыми
педагогами.
Они
обязаны
заложить
основы
физического,
нравственного
и
интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
За
многолетнюю
историю
человечества
сложились
две
ветви
воспитания
подрастающего
поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт
воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Формами
взаимодействия
детского
дошкольного
учреждения
с
родителями
принято
называть
способы организации их содержательного творческого общения и совместной конструктивной
деятельности. Главной целью всех форм взаимодействия семьи и ДОУ остается формирование
атмосферы доверительного общения между педагогами, детьми и родителями, создания командного
духа, активизации творческого потенциала каждого участника образовательного и воспитательного
процесса,
раскрытие
внутренней
потребности
открыто
обсуждать
возникающие
проблемы
и
осознание необходимости совместного поиска правильных решений.
Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка неоценима. Главной особенностью семейного
воспитания
признаётся
особый
эмоциональный
микроклимат,
благодаря
которому
у
ребёнка
складываются определённые ценностные ориентиры, мировоззрение,
формируется поведение в
разных
сферах
общественной
жизни,
отношение
к
себе.
Однако,
продуктивность
семейного
воспитания в процессе развития детей напрямую взаимосвязана с характером взаимодействия семьи
и дошкольного учреждения.
Работа с родителями - сложная и важная часть деятельности педагога и дошкольного учреждения в
целом. Одна из главных целей педагогов - вовлечение родителей в педагогический процесс.
С
целью
построения
эффективного
взаимодействия
семьи
и
ДОУ
педагогическим
коллективом должны быть созданы следующие условия:
Открытость
детского
сада
для
семьи:
каждому
родителю
обеспечивается
возможность знать и видеть, как живёт и развивается их ребёнок.
Создание
активной
развивающей
среды ,
обеспечивающей
единые
подходы
к
развитию личности в семье и детском коллективе.
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании ребёнка, основанное на доверии
и позитивных способах общения; родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и
обучении детей.
Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения ,
его промежуточных и конечных результатов и последовательное планирование дальнейшего
сотрудничества на их основе.
Осуществление открытого и доверительного взаимодействия с родителями воспитанников
имеет множество преимуществ:
Во-первых, отмечается положительный и эмоциональный настрой педагогов и родителей на
совместную работу по воспитанию детей.
Во-вторых, учитывается индивидуальность ребёнка.
В третьих, родители берут на себя ответственность за развитие ребёнка и осознают, что
дошкольное учреждение является лишь помощником в деле воспитания и обучения дошкольника.
Для работы с семьей можно выделить такие основные задачи перед ДОУ::
Изучение семей детей, изучение интересов , мнений родителей;
Использование опыта деятельности других ДОУ по взаимодействию ДОУ с семьей;
Расширение способов-методов работы с родителями;
Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;
Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
Положительные результаты в воспитании и развитии детей достигаются при умелом сочетании
различных
форм
взаимодействия
членов
коллектива
образовательного
учреждения
и
семей
дошкольников. В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьёй,
которые можно условно разделить на следующие группы:
Беседы – это основная
форма связи педагога с родителями воспитанников, заключающаяся в
оказании им помощи по тому или иному вопросу воспитания.
Консультации
Консультации для родителей проводятся по принципу беседы.
Родительские собрания
-
является продуктивной формой работы воспитателей
с родителей
предполагающая
организованное
ознакомление
их
с
задачами,
содержанием
и
методами
воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи, а так же совместное
решение вопросов организационного характера.
«Круглый
стол»
- предполагает обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания в
нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов.
Организация совместных мероприятий может выражаться в разных видах работы:
участие в экскурсиях
участие в подготовке и проведении развлечений, праздников для детей;
участие в мероприятиях игрового и соревновательного характера;
участие в проведении занятий и бесед с детьми на различные темы (встречи с родителями
определённой профессии, с ветеранами и т.д.)
участие
в
улучшении
материально-технической
базы
ДОУ
и
благоустройстве
его
территории.
Так же используются наглядные формы работы:
Уголки для родителей.
Папки-раскладушки, папки- передвижки
Тематические выставки
Памятки, рекомендации, буклеты
Презентация группы
Важно отметить, что традиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников не
всегда оказываются эффективными , потому что: на консультациях, собраниях родители чаще
выступают в роли пассивных слушателей и исполнителей; с информацией в уголке для родителей
они знакомиться чисто механически, когда забирают или приводят детей в группу, а иногда просто
не замечают. Работа с родителями ведётся не дифференцированно, без учёта особенностей семьи.
Традиционные формы сотрудничества с семьёй станут более эффективными, если изменить
отношение к их реализации, соблюдая следующие условия:
информация должна быть актуальной для родителей, отвечать их потребностям и интересам,
не быть формальной;
желательно использовать практические формы работы с участием детей, что повышает
интерес родителей: просмотр открытых занятий с детьми, видеозаписи прогулок, игр детей,
которые озвучиваются специалистами, совместные игры родителей с детьми ;
необходимо
подбирать
такие
способы
взаимодействия
с
родителями,
которые
создадут
заинтересованность
в
изучении
проблемы
и
ненавязчиво
помогут
родителям
стать
активными участниками; консультации, родительские собрания, беседы можно оживить,
проводя их в форме
дискуссий, деловых игр, «круглого стола», КВНа, используя видео-,
аудиоинформацию, детское творчество.
Важно чётко осознавать цель взаимодействия и в ходе работы придерживаться только её. Она может
быть различна: привлечь внимание родителей к улучшению материальной базы ДОУ, показать
эффективность педагогической работы коллектива и т.д. Таким образом,
сложившаяся система
работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе
общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению
качества образовательного процесса.
От воспитателя требуется творческий подход к организации работы с родителями: поиск новых
примеров;
использование
методов
активизации
родителей,
направленных
на
появление
у
них
интереса к проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей,
переосмысливание своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность
родителей в знаниях. Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями.
Можно провести анкетирование: “Чего вы ждете от детского сада в этом году?”, “Об организации
дополнительных платных услуг”, “По результатам года”.
Также
можно
применить
творческие
объявления.
Объявления
постоянно
присутствуют
для
родителей: о дне проведения утренников, родительских собраний, различных мероприятий и т.п.
Чаще всего объявление носит официальный характер и оформлено в деловом стиле. Но даже к
объявлению
для
родителей
можно
подойти
творчески,
тем
самым
повысив
уровень
их
заинтересованности к полученной информации и настроив на положительное взаимодействие с
педагогами.
Правильно организованное взаимодействие семьи и ДОУ формируют у ребенка уверенность в
успехе, активную социальную позицию, умение уважать собственную личность и окружающих,
стремление к поиску диалога, достижения взаимопонимания между людьми. Главной ценностью
такого процесса воспитания и обучения является сам ребенок, полноценное развитие его задатков и
талантов.
Таким
образом,
именно
семья
и
детский
сад
становятся
факторами,
определяющими
вектор
развития личности ребенка. В результате творческого применения различных форм взаимодействия
родителей и педагогов процесс воспитания и образования превращается в гибкую систему, в
которой учитываются интересы всех сторон, а родители проявляют активную творческую позицию,
позитивное отношение к воспитателям и охотно принимают участие в организации жизни ДОУ. Это
позволяет утверждать, что использование различных форм взаимодействия педагогов и родителей
оказывает положительный эффект на учебно-воспитательный процесс.
очень хотелось бы, чтоб и воспитатели и родители всегда помнили, что семья для ребёнка – это
источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его
социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны
решать эту проблему “всем миром”: детский сад, семья, общественность.
Литература
1.
Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей.
// Дошкольное воспитание, 2002, №9, с. 52
2.
Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М.:
2002.
3.
Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития./
Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва и др. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.
4.
Канаева С.В. Ребёнок и семья: диагностика социальной ситуации.// Управление
дошкольным образовательным учреждением, 2005, №3, с. 56.
5.
Кононова
В.И.
Анализ
успешных
родительских
собраний.//
Управление
дошкольным образовательным учреждением, 2002, №5, с. 97.
6.
Кротова
Т.В.
Оценка
уровня
взаимодействия
ДОУ
и
семьи.//
Управление
дошкольным образовательным учреждением, 2003, №5, с. 103.
7.
Лопатина
О.Г.,
Медведева
М.Ю.
Взаимодействие
ДОУ
и
семьи:
типичные
проблемы. // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002,
№4, с. 93.
8.
Миленко В., Бутырина Н. Учимся работать с родителями.// Ребёнок в детском
саду, 2005, №5, с. 2.
9.
Родители и воспитатели – два берега одной реки.//Дошкольное образование,
2003, №4.