Напоминание

"Народная кукла"


Автор: Данилова Раиса Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Центр развития ребенка "Детский сад №7 ""Ёлочка"
Населённый пункт: г. Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский АО - Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Народная кукла"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Индивидуальный план

профессионального

развития

«Народная кукла»

Пояснительная записка

Среди

множества

факторов,

обуславливающих

развитие

ребёнка-

дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной

творческой

деятельности,

присвоения

ценностей

культуры,

у

ребёнка

появляются

и

развиваются

творческое

воображение,

коммуникативные

навыки,

способность

принимать

позицию

другого

человека,

основы

его

будущей

рефлексии.

В

этом

процессе

ребёнок

и

взрослый

совместными

усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых

проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка.

Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он

будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие

времена, научится чтить память своих предков.

Игрушки

важнейшие

составляющие

любой

культуры.

Игрушка

культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся

состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся

сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки –

носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее

любимых игрушек всегда была КУКЛА.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности,

оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой

путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек.

Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике

самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная

ценность традиционной народной куклы.

Данная программа не является компонентом базовой программы ДОУ, а

является

вариативным

звеном

учебного

плана,

обеспечивающим

индивидуальный характер развития воспитанников.

Принципиально

верным

в

организации

занятий

является

единство

познания

и

сопереживания,

активизации

всех

психических

процессов,

обеспечивающих успешное осуществление детской творческой деятельности.

Занятия кружка проводятся один раз в две недели во второй половине

дня длительностью от 30 до 40 минут. Их продолжительность зависит от

содержания и детской увлечённости. Условием успешной организации занятий

является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой активных

и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном

режиме занятия.

Особенностью данного курса является выделение на некоторых занятиях

специального

времени,

направленного

на

реализацию

национально-

регионального

компонента.

Конспекты

занятий

содержат

познавательную

информацию,

как

для

детей,

так

и

для

педагога,

а

так

же

описание

практической деятельности по созданию тряпичной народной куклы.

Цель

курса

Развивать

прикладное

творчество

дошкольников

через

познание

русских

народных

традиций,

носителем

которых

является

древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.

Задачи:

Обучающая: изучить народные традиции, связанные с историей русской

тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных

образов.

Развивающая:

способствовать

развитию

ручной

ум ело сти,

конструктивных

умений,

творчества

и

способности

к

преобразованию

материалов.

Воспитательная:

на

народных

традициях

воспитывать

чувство

уважения

к

обычаям

нашего

народа,

интерес

к

народно-прикладному

творчеству.

Список используемой литературы:

Бударина

Т.

А.,

Корепанова

О.

Н.

Знакомство

детей

с

русским

народным

творчеством.

Методическое

пособие.

-

С.

-Пб.:

ДЕТСТВО

-

ПРЕСС, 2001.

Детство: Программа развития

и

воспитания

детей

в

д/с

/

В.

И.

Логинова, Т. И. Бабаева и др. ; Изд. 3-е, переработанное. - СПб.: ДЕТСТВО-

ПРЕСС, 2000.

Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей -

//Дошкольное Воспитание, №4,1997.

Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской

народной культуры/ Программа. Уч. - метод, пособие / СПб.: ДЕТСТВО-

ПРЕСС,2000.

Новицкая М. Программа «Наследие»-//Дошкольное Воспитание,№10-

12,1997;№1-2,1998.

Тихонова

М.

В.,

Смирнова

Н.

С.

Красна

изба/Знакомство

детей

с

русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/-СПб.: ДЕТСТВО-

ПРЕСС,200 1.

Федорова Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки,

песни, потешки для детей дошк. возраста. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.

План реализации проекта по художественно эстетическому развитию дошкольников

в старшей группе на 2017- 2018 г

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Работа с детьми

«Что мы

знаем о

куклах?»

Познакомить с

историей

русской

народной

куклы и её

назначением.

«История

тряпичной

куклы»

Познакомить

детей с

традиционной

тряпичной

куклой и

материалами,

из которых её

изготовляют.

«Кувадка»

Знакомить

детей с

народными

традициями.

Дать понятие

«оберега» и

объяснить

назначение

обереговых

кукол.

«Куклы-

пеленашки»

Продолжать

знакомить

с

народными

традициями.

Развивать

умение

р а б о т а т ь

с

т к а н ь ю

и

нитками.

«Кукла-

закрутка»

Познакомить

д е т е й

с

обереговыми

свойствами

куклы.

Учить

уважать

традиции

своего народа.

Продолжать

развивать

навык

работы

с

т к а н ь ю ,

умение

пользоваться

схемой.

«Ангел»

Продолжать

развивать

навыки

работы с

тканью,

знакомить с её

свойствами

.

«Кубышка-

травница»

Познакомить

детей с

лекарственны

ми травами,

произрастающ

ими в нашем

округе

Развивать

навыки

владения

ножницами и

иглой при

создании

куклы.

«Кубышка-

травница»

Продолжать

знакомить с

народными

«оберегами».

Учить,

создавая

образ,

наделять его

характерными

чертами и

свойствами.

«Обережье»

(итоговое

игровое

занятие)

Закрепить

понимание

свойств

«оберега» и

назначения

обереговых

кукол,

способствоват

ь

возникновени

ю интереса к

народным

традициям.

Работа с родителями

Анкетирова

ние на тему:

«Интересно

ли вашим

детям

делать

поделки из

бумаги по

технике

оригами»

Мастер-

класс «От

мамы с

любовью»

Консультаци

я для

родителей

«Конструкт

ивная

деятельност

ь в детском

саду»

Наглядная

информация

на тему:

«Таланты

детей

находиться

на кончиках

их пальцев»

Экскурсия в

музей

«Торум

Маа»

Оформлени

е стенда в

родительско

м уголке

«Выходные

с

родителями.

Или как

организоват

ь досуг

ребёнка?»

Памятки для

родителей:

«Народная

кукла для

наших

детей»

Экскурсия и

мастер-

класс

«Центр

промыслов

и ремесел»

Консультаци

я на тему:

«Народная

игрушка и

ее роль в

развитии

дошкольник

а»

Разработка программного методического оснащения образовательной деятельности.

Создание

развивающе

й среды

Подбор

литературы

по теме

Создание

схем

изготовлени

я простых

кукол

Оформлени

е уголка

фигурками

творчество

Участие в системе методической работы.

Участие в

заседании

творческих

групп

Консультаци

и для

педагогов на

тему

«Народная

кукла.

Немного

истории»

Просмотр

презентации

мультимеди

а «Кукла –

друг

детства»

Организаци

я мастер-

класса по

изготовлени

ю куклы

«Кувадка»

План реализации проекта по художественно эстетическому развитию дошкольников

в подготовительной группе на 2018- 2019 г

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

май

Работа с детьми

«Зернушка

(крупеничка

Познакомить с

одним из

обрядовых

праздников,

используя

сказку и куклу

Зернушку.

Развивать

навык работы

с иглой и

тканью.

Способствоват

ь активизации

речевых

центров мозга

через

тактильное

воздействие

на кончики

пальцев.

«Отдарок-

на-подарок»

Знакомство с

жизненным

обычаем на

Руси

посредством

куклы. Учить

самостоятельн

о создавать

придуманный

образ, наделяя

его

смысловым

значением.

«Неразлучн

ики»

Познакомить

ещё с одним

народным

обрядом –

свадьбой. Дать

понятие

куклы, как

носителя

определённой

культурной

информации.

Продолжать

развивать и

совершенство

вать навык

работы с

тканью.

Развивать

художественн

ое творчество

при создании

костюма.

«Кукла-

десятиручка

»

Учить

понимать

логические

связи между

куклой и

традицией.

Развивать

конструктивн

ые умения и

творческое

воображение.

«Рукодельн

ицы»

(итоговое

практическо

е занятие)

Совершенство

вать ручную

умелость при

работе с

тканью в

процессе

создания

творческого

образа.

Развивать

логическое

мышление,

закреплять

знание

обычаев

своего народа.

«Кукла-

кормилка»

Дать понятие

куклы, как

древнейшей

игрушки.

Познакомить с

самой древней

игровой

куклой –

вепсской

куклой.

«Кукла-

капустка»

Совершенство

вать

конструктивн

ые умения при

работе с

тканью.

Развивать

художественн

ый вкус при

подборе

материалов.

«Зольная

кукла»

Продолжать

знакомить

детей с

подручными

материалами,

из которых

делали кукол

наши

бабушки.

Воспитывать

уважение к

культурному

наследию

своего народа.

Развивать

конструктивн

ые навыки.

Мастер-

класс от

«Семицвети

ков»

Выявить

уровень

умений,

знаний и

навыков детей

по разделам

курса.

Способствоват

ь совместному

творчеству

детей и

родителей.

Работа с родителями

Консультаци

я «Поделки

своими

руками»

Семинар-

практикум

для

педагогов

«Народная

кукла в игре

современны

х детей»

Консультаци

я «Игрушки

в жизни

наших

детей»

Принять

участие в

изготовлени

и

творческой

работы

«Новогодня

я сказка»

Придумыва

ние сказок с

участием

поделок

детей

Семейный

клуб «Роль

народной

куклы в

развитии

мелкой

моторики

руки детей

дошкольног

о возраста».

Принять

участие в

изготовлени

и

настольного

театра для

детей

Мастер

класс для

родителей

Принять

участие в

выставке

поделок

Разработка программного методического оснащения образовательной деятельности

Подборка

стихов и

загадок.

Подготовить

картотеку

схем и

условных

знаков

базовых

форм

Оформлени

е сюжетно

тематически

х

композиций.

Создание

фотоальбом

а

творческих

работ

родителей

детей и

педагогов .

Участие в системе методической работы.

Участие в

заседании

творческих

групп.

Участие в

конкурсах

профессион

ального

мастерства

Участие в

практикуме

для

педагогов

«Народная

обрядовая

кукла»

Выставка

литературы

для

педагогов



В раздел образования