Автор: Данилова Раиса Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Центр развития ребенка "Детский сад №7 ""Ёлочка"
Населённый пункт: г. Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский АО - Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Народная кукла"
Раздел: дошкольное образование
Индивидуальный план
профессионального
развития
«Народная кукла»
Пояснительная записка
Среди
множества
факторов,
обуславливающих
развитие
ребёнка-
дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной
творческой
деятельности,
присвоения
ценностей
культуры,
у
ребёнка
появляются
и
развиваются
творческое
воображение,
коммуникативные
навыки,
способность
принимать
позицию
другого
человека,
основы
его
будущей
рефлексии.
В
этом
процессе
ребёнок
и
взрослый
совместными
усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых
проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка.
Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он
будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие
времена, научится чтить память своих предков.
Игрушки
–
важнейшие
составляющие
любой
культуры.
Игрушка
–
культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся
состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся
сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки –
носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее
любимых игрушек всегда была КУКЛА.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности,
оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой
путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек.
Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике
самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная
ценность традиционной народной куклы.
Данная программа не является компонентом базовой программы ДОУ, а
является
вариативным
звеном
учебного
плана,
обеспечивающим
индивидуальный характер развития воспитанников.
Принципиально
верным
в
организации
занятий
является
единство
познания
и
сопереживания,
активизации
всех
психических
процессов,
обеспечивающих успешное осуществление детской творческой деятельности.
Занятия кружка проводятся один раз в две недели во второй половине
дня длительностью от 30 до 40 минут. Их продолжительность зависит от
содержания и детской увлечённости. Условием успешной организации занятий
является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой активных
и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном
режиме занятия.
Особенностью данного курса является выделение на некоторых занятиях
специального
времени,
направленного
на
реализацию
национально-
регионального
компонента.
Конспекты
занятий
содержат
познавательную
информацию,
как
для
детей,
так
и
для
педагога,
а
так
же
описание
практической деятельности по созданию тряпичной народной куклы.
Цель
курса
–
Развивать
прикладное
творчество
дошкольников
через
познание
русских
народных
традиций,
носителем
которых
является
древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.
Задачи:
Обучающая: изучить народные традиции, связанные с историей русской
тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных
образов.
Развивающая:
способствовать
развитию
ручной
ум ело сти,
конструктивных
умений,
творчества
и
способности
к
преобразованию
материалов.
Воспитательная:
на
народных
традициях
воспитывать
чувство
уважения
к
обычаям
нашего
народа,
интерес
к
народно-прикладному
творчеству.
Список используемой литературы:
Бударина
Т.
А.,
Корепанова
О.
Н.
Знакомство
детей
с
русским
народным
творчеством.
Методическое
пособие.
-
С.
-Пб.:
ДЕТСТВО
-
ПРЕСС, 2001.
Детство: Программа развития
и
воспитания
детей
в
д/с
/
В.
И.
Логинова, Т. И. Бабаева и др. ; Изд. 3-е, переработанное. - СПб.: ДЕТСТВО-
ПРЕСС, 2000.
Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей -
//Дошкольное Воспитание, №4,1997.
Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры/ Программа. Уч. - метод, пособие / СПб.: ДЕТСТВО-
ПРЕСС,2000.
Новицкая М. Программа «Наследие»-//Дошкольное Воспитание,№10-
12,1997;№1-2,1998.
Тихонова
М.
В.,
Смирнова
Н.
С.
Красна
изба/Знакомство
детей
с
русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/-СПб.: ДЕТСТВО-
ПРЕСС,200 1.
Федорова Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки,
песни, потешки для детей дошк. возраста. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.
План реализации проекта по художественно эстетическому развитию дошкольников
в старшей группе на 2017- 2018 г
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Работа с детьми
«Что мы
знаем о
куклах?»
Познакомить с
историей
русской
народной
куклы и её
назначением.
«История
тряпичной
куклы»
Познакомить
детей с
традиционной
тряпичной
куклой и
материалами,
из которых её
изготовляют.
«Кувадка»
Знакомить
детей с
народными
традициями.
Дать понятие
«оберега» и
объяснить
назначение
обереговых
кукол.
«Куклы-
пеленашки»
Продолжать
знакомить
с
народными
традициями.
Развивать
умение
р а б о т а т ь
с
т к а н ь ю
и
нитками.
«Кукла-
закрутка»
Познакомить
д е т е й
с
обереговыми
свойствами
куклы.
Учить
уважать
традиции
своего народа.
Продолжать
развивать
навык
работы
с
т к а н ь ю ,
умение
пользоваться
схемой.
«Ангел»
Продолжать
развивать
навыки
работы с
тканью,
знакомить с её
свойствами
.
«Кубышка-
травница»
Познакомить
детей с
лекарственны
ми травами,
произрастающ
ими в нашем
округе
Развивать
навыки
владения
ножницами и
иглой при
создании
куклы.
«Кубышка-
травница»
Продолжать
знакомить с
народными
«оберегами».
Учить,
создавая
образ,
наделять его
характерными
чертами и
свойствами.
«Обережье»
(итоговое
игровое
занятие)
Закрепить
понимание
свойств
«оберега» и
назначения
обереговых
кукол,
способствоват
ь
возникновени
ю интереса к
народным
традициям.
Работа с родителями
Анкетирова
ние на тему:
«Интересно
ли вашим
детям
делать
поделки из
бумаги по
технике
оригами»
Мастер-
класс «От
мамы с
любовью»
Консультаци
я для
родителей
«Конструкт
ивная
деятельност
ь в детском
саду»
Наглядная
информация
на тему:
«Таланты
детей
находиться
на кончиках
их пальцев»
Экскурсия в
музей
«Торум
Маа»
Оформлени
е стенда в
родительско
м уголке
«Выходные
с
родителями.
Или как
организоват
ь досуг
ребёнка?»
Памятки для
родителей:
«Народная
кукла для
наших
детей»
Экскурсия и
мастер-
класс
«Центр
промыслов
и ремесел»
Консультаци
я на тему:
«Народная
игрушка и
ее роль в
развитии
дошкольник
а»
Разработка программного методического оснащения образовательной деятельности.
Создание
развивающе
й среды
Подбор
литературы
по теме
Создание
схем
изготовлени
я простых
кукол
Оформлени
е уголка
фигурками
творчество
Участие в системе методической работы.
Участие в
заседании
творческих
групп
Консультаци
и для
педагогов на
тему
«Народная
кукла.
Немного
истории»
Просмотр
презентации
мультимеди
а «Кукла –
друг
детства»
Организаци
я мастер-
класса по
изготовлени
ю куклы
«Кувадка»
План реализации проекта по художественно эстетическому развитию дошкольников
в подготовительной группе на 2018- 2019 г
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
май
Работа с детьми
«Зернушка
(крупеничка
)»
Познакомить с
одним из
обрядовых
праздников,
используя
сказку и куклу
Зернушку.
Развивать
навык работы
с иглой и
тканью.
Способствоват
ь активизации
речевых
центров мозга
через
тактильное
воздействие
на кончики
пальцев.
«Отдарок-
на-подарок»
Знакомство с
жизненным
обычаем на
Руси
посредством
куклы. Учить
самостоятельн
о создавать
придуманный
образ, наделяя
его
смысловым
значением.
«Неразлучн
ики»
Познакомить
ещё с одним
народным
обрядом –
свадьбой. Дать
понятие
куклы, как
носителя
определённой
культурной
информации.
Продолжать
развивать и
совершенство
вать навык
работы с
тканью.
Развивать
художественн
ое творчество
при создании
костюма.
«Кукла-
десятиручка
»
Учить
понимать
логические
связи между
куклой и
традицией.
Развивать
конструктивн
ые умения и
творческое
воображение.
«Рукодельн
ицы»
(итоговое
практическо
е занятие)
Совершенство
вать ручную
умелость при
работе с
тканью в
процессе
создания
творческого
образа.
Развивать
логическое
мышление,
закреплять
знание
обычаев
своего народа.
«Кукла-
кормилка»
Дать понятие
куклы, как
древнейшей
игрушки.
Познакомить с
самой древней
игровой
куклой –
вепсской
куклой.
«Кукла-
капустка»
Совершенство
вать
конструктивн
ые умения при
работе с
тканью.
Развивать
художественн
ый вкус при
подборе
материалов.
«Зольная
кукла»
Продолжать
знакомить
детей с
подручными
материалами,
из которых
делали кукол
наши
бабушки.
Воспитывать
уважение к
культурному
наследию
своего народа.
Развивать
конструктивн
ые навыки.
Мастер-
класс от
«Семицвети
ков»
Выявить
уровень
умений,
знаний и
навыков детей
по разделам
курса.
Способствоват
ь совместному
творчеству
детей и
родителей.
Работа с родителями
Консультаци
я «Поделки
своими
руками»
Семинар-
практикум
для
педагогов
«Народная
кукла в игре
современны
х детей»
Консультаци
я «Игрушки
в жизни
наших
детей»
Принять
участие в
изготовлени
и
творческой
работы
«Новогодня
я сказка»
Придумыва
ние сказок с
участием
поделок
детей
Семейный
клуб «Роль
народной
куклы в
развитии
мелкой
моторики
руки детей
дошкольног
о возраста».
Принять
участие в
изготовлени
и
настольного
театра для
детей
Мастер
класс для
родителей
Принять
участие в
выставке
поделок
Разработка программного методического оснащения образовательной деятельности
Подборка
стихов и
загадок.
Подготовить
картотеку
схем и
условных
знаков
базовых
форм
Оформлени
е сюжетно
тематически
х
композиций.
Создание
фотоальбом
а
творческих
работ
родителей
детей и
педагогов .
Участие в системе методической работы.
Участие в
заседании
творческих
групп.
Участие в
конкурсах
профессион
ального
мастерства
Участие в
практикуме
для
педагогов
«Народная
обрядовая
кукла»
Выставка
литературы
для
педагогов