Напоминание

"Современные подходы к организации взаимодействия школы и семьи в условиях реализации ФГОС общего образования"


Автор: Терентьева Яна Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №92"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: "Современные подходы к организации взаимодействия школы и семьи в условиях реализации ФГОС общего образования"
Раздел: среднее образование





Назад




Современные подходы к организации взаимодействия школы и

семьи в условиях реализации ФГОС общего образования

В

ФГОС

нового

поколения

ведущая

роль

отводится

развитию

взаимодействия

семьи

и

школы

для

достижения

высокого

качества

образования,

повышения

мотивации

учащихся

к

обучению,

а

также

для

решения социально-педагогических проблем ребенка [3]. Ведущую роль в

организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители.

Именно

от

их

работы

зависит

то,

насколько

семьи

понимают

политику,

проводимую

школой

по

отношению

к

воспитанию,

обучению

детей,

и

участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как

главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий

родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Традиционной

и,

пожалуй,

самой

известной

формой

работы

с

родителями является родительское собрание, часто представляющее собой

монолог

классного

руководителя

об

успехах

и

неудачах

учащихся.

Постепенно, особенно в средней школе, интерес к подобным мероприятиям

снижается, так как современные родители больше не хотят выступать в роли

пассивных слушателей, они готовы и рады проявлять активность, делиться

опытом воспитания, подвергать критике учебный процесс и высказывать свои

пожелания по его организации. В связи с этим, предлагается отойти от

привычного

сценария

проведения

родительского

собрания

и

принять

к

сведению следующие рекомендации:

1. Приглашение родителей на собрание обычно сводится к записи в

дневнике

или

смс-рассылке,

но

можно

предложить

учащимся

сделать

подобное

приглашение

своими

руками,

например,

в

форме

праздничной

открытки или рисунка.

2.

Удачным

решением

может

стать

установление

«Волшебной

шкатулки»

-

большой

картонной

коробки

с

прорезью,

и

предложите

учащимся задать своим родителям интересующие вопросы, написать о том,

что их волнует, рассказать о своих интересах, увлечениях, предложите дать

советы старшему поколению, сформировать свои представления о семье. В

конце собрания родители могут оставить для детей ответы в письменной

форме. Подобная практика особенно актуальна при вступлении учащихся в

подростковый возраст, в процессе которого, как правило, они становятся

менее

откровенны

со

взрослыми,

таким

образом,

родительское

собрание

поможет предупредить намечающие конфликты. С помощью «Волшебного

ящика»

родители

могут

обратиться

и

к

классному

руководителю.

Читая

почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу,

посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Как показал опыт

проведения

«заочной»

консультации,

родители

задавали

разнообразные

вопросы, о которых не желали говорить вслух.

3.

Одна

из

форм

проведения

родительского

собрания

является

родительский

ринг.

Родительские

ринги

одна

из

дискуссионных

форм

общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский

ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам.

Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У

них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в

полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами.

Экспертами

в

родительских

рингах

могут

выступать

учащиеся

класса,

определяя,

какая

семья

в

ответах

на

вопрос

была

наиболее

близка

к

правильной трактовке ответа на вопрос.

4. Родительское собрание-презентация (мастер-класс). Многие семьи

будут рады презентовать свои традиции, умения, достижения. Во многих

семьях

у

родителей

и

детей

есть

увлечения:

коллекционирование,

путешествия,

спорт,

вышивка,

вязание,

фотография,

бисероплетение,

кулинария, уход за домашним питомцем… Родительское собрание может

стать прекрасной площадкой для таких презентаций и обмена опытом в

разных сферах.

Подобные

необычные

формы

проведения

родительских

собраний

повышают

интерес

и

инициативность

родителей

в

вопросах

обучения

и

воспитания

детей,

активизируют

их

участие

в

решении

проблемных

вопросов, способствуют созданию доброжелательной атмосферы и ведению

конструктивного диалога. Школьные собрания, организованные в интересной

форме,

посещаются

родителями

более

охотно,

позволяют

сформировать

дружный родительский коллектив.

Огромную роль в сотрудничестве родителей и школы, несомненно,

играет родительский комитет. От того, насколько слаженно и ответственно

подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в

школьном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение

взрослых

и

детей

[2].

Хорошей

практикой

станет

создание

в

учебном

кабинете

«Уголка

для

родителей»,

из

которого

они

могут

узнать,

как

проводится учебно-воспитательная работа в школе.

Одной

из

интересных

моделей

работы

явл яе т с я психолого-

педагогический консилиум. Он помогает лучше и глубже понять состояние

отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую

помощь

(если,

конечно,

у

родителей

есть

желание

что-то

изменить

в

сложившейся

ситуации).

В

состав

консилиума

можно

включить

учителя,

завуча,

педагога-психолога,

учителей-предметников,

членов

родительского

комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее

материальное

положение

и

статус

ребенка

в

семье.

Итогом

работы

консилиума

может

быть:

наличие

сведений

об

особенностях

конкретной

семьи;

определение

мер

помощи

родителям

в

воспитании

ребенка;

разработка

программы

в

целях

индивидуальной

коррекции

поведения

родителей.

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются

родительские

вечера,

направленные,

например,

на

смягчение

«конфликта

поколений»,

который

продолжает

быть

актуальным.

Во

время

таких

неформальных встреч можно предложить родителям рассказать учащимся о

тех

играх,

которые

им

были

интересны

в

детстве,

о

музыке,

которую

слушали, как общались без мобильных телефонов, какие места посещали, как

учились в школе, как проводили свободное от учебы время. Родители могут

сопровождать свои рассказы фотографиями, аудио- и видеозаписями. В свою

очередь

ребята

поделятся

со

взрослыми

собственными

увлечениями,

познакомить

их

с

современной

подростковой

культурой,

молодежными

кумирами.

Значимым и уже привычным вектором работы с родителями стали

досуговые

вечера.

Это

концерты

художественной

самодеятельности,

конкурсы

талантов,

вечера

«Встречи

с

профессией»,

домашние

клубы

выходного

дня,

читки

пьес

и

стихотворений,

совместный

просмотр

и

последующее

обсуждение

фильмов

и

книг,

родительские

мастер-классы,

соревнования, конкурсы, КВН и т.д. Даже единичные, а не систематические

коллективные

дела

класса,

проводимые

совместно

с

родителями,

имеют

огромный

воспитательный

эффект.

Родители,

видя

результат

совместной

деятельности – счастливого ребенка, который сыграл в спектакле свою роль и

весь спектакль целиком, заснятый на фото- и видеокамеры, уходят из школы

удовлетворенные собственным трудом и еще долго хранят костюмы или

сувениры, изготовленные собственными руками. Собственный счастливый

ребенок

лучшее

средство

по

формированию

мотивации

родителей

для

сотрудничества со школой.

Важной составляющей работы по организации взаимодействия семьи и

школы может стать развитие системы ученического самоуправления, а также

различных шефских форм работы старшеклассников с учащимися младших

классов, что позволит «примерить» роль родителей.

Формирование

здорового

образа

жизни

(ЗОЖ)

давно

уже

стало

приоритетным

направлением

развития

образовательной

системы

современной

школы.

Необходимо

вести

целенаправленное

формирование

культуры

здоровья

как

учащихся,

так

и

их

родителей,

при

этом

важно

предпринимать

комплекс

мер

для

обеспечения

условий

сохранения

и

укрепления здоровья школьников в школьной среде [4]. Для достижения

вышепоставленных

целей

предлагается

провести

комплекс

следующих

мероприятий:

1. Организация психолого-педагогического просвещения родителей с

использованием оптимальных форм и методов по формированию системы

знаний и умений здорового образа жизни у детей в дифференцированной

групповой и индивидуальной работе. Особенно актуальным будет проведение

родительских

собраний,

направленных

на

формирование

ЗОЖ

после

медицинского

осмотра

учеников,

предоставляя

информацию

врачей

о здоровье учащихся и их рекомендации по его укреплению.

2

. Создание

системы

массовых

досугово-оздоровительных

мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно

значимой деятельности и здорового досуга родителей и детей. В совместных

праздниках

и

физкультурных

занятиях

родители

имеют

возможность

наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, его радость от участия в

динамических играх и состязаниях, оценивать его физическую подготовку в

сравнении

с

подготовкой

других

детей,

демонстрируют

повышение

активности

в

общении

с

детьми.

Форму

проведения

таких

праздников

здоровья можно сделать еще более интересной, если команда родителей

примет участие в соревновательной деятельности вместе с учащимися. Также

к комплексу подобных мероприятий можно отнести совместные лыжные

прогулки, посещение бассейна, организация походов и т.д.

3.

В

последнее

время

многие

специалисты

говорят

о

важности

формирования у учащихся культуры здорового и правильного питания. Здесь,

кроме проведения анкетирования и лекций, интересной может стать практика

составления вместе с родителями семейного меню на неделю, также можно

провести

конкурс

«полезных

блюд»,

пригласить

родителей

на

урок

технологии и устроить для них дегустацию здоровой пищи. На совместных с

детьми лекториях медицинские работники расскажут о вреде и пользе диет,

заболеваниях, связанных с чрезмерным употреблением жирной и сладкой

пищи,

учащиеся

могут

нарисовать

стенгазеты

или

оформить

небольшие

буклеты о вкусной и здоровой еде.

Основной целью взаимодействия школы с родителями должно стать

создание

наиболее

благоприятных

условий

для

образования

и

развития

учащихся, обеспечение взаимопонимания и однонаправленности стремлений

педагогов и родителей в развитии личности ребенка. При этом родители

должны

выступать

союзниками

педагогических

намерений

учителей,

понимать необходимость приобретения новых знаний для успешного ведения

воспитательного процесса в семье. Следует помнить, что все мероприятия,

усилия

и

нововведения

осуществляются

только

исходя

из

интересов

учащихся и направлены на их благополучие [1].

Список литературы

1.

Аникина

И.,

Базина

Т.,

Ахапкина

А.

Воспитательное

пространство:

социокультурная среда и традиции семьи // Народное образование. – 2005. –

7. – С. 48 – 53

2. Недвецкая М.Н. Классному руководителю об организации взаимодействия

семьи и школы: методическое пособие. — М.: УЦ Перспектива, 2009.

3.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального

общего

образования:

текст

с

изм.

и

доп.

на

2011

г.

/

Министерство

образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

4. Щекина О.А. Взаимодействие семьи и школы в условиях современного

информационного пространства // Классный руководитель. – 2012. – 5. – С.

19 – 26.



В раздел образования