Напоминание

Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с НОДА


Автор: Смирнова Надежда Степановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д\с № 182" г. Магнитогорска"
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с НОДА
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с НОДА

Ребёнок с НОДА приходит в детский сад. На его развитие уже оказал мощное

влияние психотравмирующий фактор: оперативные вмешательства, лечебные

процедуры, сопутствующие заболевания. Поэтому кроме физических и

интеллектуальных проблем очень страдает эмоциональная сфера.

Особенностью поведения детей раннего возраста с нарушением

опорно-двигательного аппарата является его аффективное окрашивание. Дети

с ограниченными двигательными возможностями многие события

воспринимают бурно, неадекватно. Большое функциональное значение имеет

аффект - как бурно протекающая реакция, подчас неконтролируемая

сознанием.

В обычной жизни эмоции и чувства сопровождаются выразительными

движениями – мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Однако

у детей раннего возраста с НОДА выразительные средства слабо выражены,

не столь выразительны, как у детей в норме. Эмоциональные процессы менее

управляемы и менее дозированы в зависимости от ситуаций. Однотипность

эмоциональных проявлений обусловлена недоразвитием сенсорной системы,

скудностью уровня восприятия эмоций окружающих, недостатком

социального опыта ребенка.

Характерна эмоциональная лабильность, возбудимость, быстрая

психическая пресыщаемость. Отмечаются симптомы повышенной

тревожности, страхи, либо весь комплекс невротических расстройств.

В случае более грубых повреждений ЦНС наблюдаются немотивированные

колебания настроения с агрессивностью, злобностью, конфликтностью,

расстройствами влечений.

Именно эмоциональная сфера, её состояние определяет состояние

личности больного ребёнка: восприятие себя, своего тела, своего положения

среди окружающих, отношение к дефекту, считывание и понимание внешних

раздражителей, реагирование на внешние условия. Состояние личности

подчинено уровню развития и состоянию эмоционально-волевой сферы.

Коррекционная работа будет тогда эффективна и наиболее успешна,

когда ребёнок будет правильно понимать, воспринимать себя, принимать себя

таким как есть, распознавать и дифференцировать внешние раздражители,

считывать эмоции окружающих и правильно реагировать на них. То есть,

эмоциональная компетентность – первичная в развитии личности ребёнка

раннего возраста.

Таким образом,

ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата

характеризуют эмоциональная незрелость и смешанные расстройства

поведения.

Основные направления коррекционной работы по социально-

эмоциональному развитию младших дошкольников с НОДА

Цель развития эмоциональной сферы детей раннего возраста, имеющих

особые образовательные потребности: научить детей понимать свои

эмоциональные состояния и окружающих людей, формировать способы

выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово).

Задачи:

создание условий для адаптации «особых» детей к ДОУ,

поддержание положительного эмоционального фона с целью

предупреждения аффективных реакций,

формирование первичного опыта социальных отношений со взрослыми и

детьми, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка,

используя методические рекомендации программы О.Л. Князевой “Я –

ты – мы”.

Целесообразно использовать следующие методы и приемы:

ролевые игры, психоэтюды, коммуникативные игры, упражнения на эмоции

и эмоциональный контакт, мимические и пантомимические этюды,

релаксация с целью снятия эмоционального напряжения.

В работе по формированию и развитию эмоциональной сферы нами

используются современные технологии:

арттерапия (рисование, танец, музыкально-ритмические движения),

терапевтические сказки,

средства психогимнастики.

Учитывая особенности эмоциональной сферы как следствия

органических нарушений ЦНС у детей данной категории педагоги

оценивают сиюминутное психофизическое состояние ребёнка и соблюдают

рекомендованные охранительные режимы.



В раздел образования