Автор: Зиброва Юлия Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Сказка"
Населённый пункт: п. Приполярный ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: Статья
Тема: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка» п. Приполярный
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ
Подготовил
Воспитатель:
Зиброва. Ю.П.
Дошкольному возрастному периоду присущи свои особенности реализации
творческой
деятельности,
которые
определяются
уровнем
умственного
развития
малыша.
Ребенок
дошкольного
возраста
способен
понимать
и
решать
задачи
разного
типа,
прибегать
к
операциям
суждения,
умозаключения,
установление
причинно-следственных
связей.
На
основе
работы
мышления,
в
ходе
постоянного
сравнения,
анализа,
синтеза,
противопоставления имеющихся с прошлого опыта знаний дети выдвигают
гипотезы, проектируют конструкции, создают творческие замыслы.
В
дошкольном
возрасте
преобладает
наглядно-образное
мышление.
Наглядно-образное
мышление
в
максимальной
степени
соответствует
условиям
жизни
и
деятельности
дошкольника,
тем
задачам,
которые
возникают перед ним в игре, рисовании, конструировании, в общении с
окружающими. Именно поэтому дошкольный возраст наиболее благоприятен
к обучению, опирающемуся на образы.
Наиболее
эффективным
средством
развития
наглядно-образного
мышления
является
дидактическая
игра.
Игра
способствует
расширению
представлений об окружающем мире, закреплению и применению знаний,
полученных
на
занятиях,
а
также
способствует
опыта
общения
детей
с
взрослыми и сверстниками. Игра делает процесс обучения более легким,
интересным.
Процесс
игры
вызывает
интерес
детей,
возбуждает
их
активность, желание играть, способствует развитию детской инициативы.
Ведущей деятельностью детей дошкольного детства (от 3 до 6 лет)
является сюжетно-ролевая игра, которая имеет большое значение в развитии
дошкольника.
Игра – явление социальное по своему происхождению и содержанию,
она является историческим образованием, обусловлена развитием общества,
его культуры. Это особая форма жизни ребенка в обществе, деятельность, в
которой дети в игровых условиях исполняют роли взрослых, воспроизводя их
жизнь,
труд
и
отношения
.Игра
дошкольников
имеет
ролевой
характер.
Ребенка интересует не столько результат, сколько сам процесс игры.
Игра
способствует
развитию
произвольного
внимания
и
памяти
ребенка.
В
условиях
игры
дети
лучше
сосредотачиваются
и
больше
запоминают. Особую побудительную роль при этом играет потребность в
эмоциональном общении со сверстниками: неспособных запомнить правила
игры,
быть
внимательными
к
требованиям
игровой
ситуации
просто
выгоняют из круга игроков. Ролевая игра требует от ребенка определенных
коммуникативных
способностей,
развивая
тем
самым
речь.
Она
положительно
влияет
на
развитие
интеллекта:
в
игре
ребенок
учится
обобщать предметы и действия, подбирать нужные слова и тому подобное.
От
мышления
через
предметное
манипулирование
ребенок
постепенно
переходит к мышлению представлениями. При этом конкретный предмет
выступает своеобразной внешней опорой мысли о воображаемый предмет и
реальные действия с ним.
Игра постепенно меняется и в конце дошкольного периода достигает
высокого уровня развития. Различают две основные фазы или стадии.
Для
первой
стадии
(3-5
лет)
характерно
воспроизведение
логики
реальных
действий
людей;
содержанием
игры
являются
предметные
действия.
На второй стадии (5-6 лет) моделируются реальные отношения между
людьми,
и
содержанием
игры
становятся
социальные
отношения,
общественный смысл деятельности взрослого человека.
Таким образом, годы дошкольного детства – это годы интенсивного
психического
развития
и
появления
новых,
ранее
отсутствовавших
психических особенностей. Ведущей потребностью ребенка данного возраста
является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности
ребенка. Ведущая деятельность – игровая. Дети благодаря игре усваивают
знания,
умения
и
навыки,
поскольку
изучают
необходимые
для
этого
действия и операции.
Сущность и закономерности развития наглядно-образного мышления
дошкольников
Мышление является высшей ступенью познания. Мышление человека не
только
включает
в
себя
различные
операции
(анализ,
синтез,
сравнение,
абстракция, обобщение), но и протекает на различных уровнях, в различных
формах, что позволяет ученым-исследователям говорить о существовании
различных видов мышления.
Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного отражения
человеком предметов и явлений в их существенных связях и отношениях.
Мышление дошкольников значительно отличается от мышления школьников,
а тем более от мышления взрослого человека.
Так,
по
словам
Каплуновича
И.
Я.,
в
зависимости
от
характера
решаемой задачи, от того, с чем оперирует мысль, выделяют 3 вида или
уровня мышления:
наглядно-действенное,
или
ручное,
мыслительные
операции
происходят в действиях с конкретными предметами;
наглядно-образное,
в
котором
основной
единицей
мышления
является образ;
словесно-логическое.
Указанные
виды
мышления
развиваются
в
процессе
онтогенеза
последовательно от предметно-действенного к понятийному.
В
конце
третьего
года
жизни
мышление
детей
является
наглядно-
действенным
и
наглядно-образным.
Это
означает,
что
ребенок
мыслит,
опираясь на представление, которое отделяется от практических действий.
В
дальнейшем
ребенок
может
сгруппировать
п р ед м е т ы ,
самостоятельно
устанавливать
связи
между
отдельными
предметами
или
фактами.
Дети в 4-5 лет чаще проявляют инициативу в выяснении вопросов,
размышлениях («Зачем? «Почему?»).
В старшем дошкольном возрасте происходит бурное развитие наглядно-
образного мышления. Появляется способность использовать в мышлении
образы, символы. Так, в этом возрасте дети понимают смысл математических
функций
сложения
и
вычитания,
понимать
отношение
части
и
целого.
Ребенок начинает экспериментировать, у него развивается нестандартность
мышления, формируются обобщенные способы мышления: сравнение, поиск
сходств, различий, классификация, анализ, сочетание и тому подобное.
Наглядно-образное мышление – это тип мышления, в основе которого
лежит
моделирование
и
разрешение
проблемной
ситуации
в
плане
представлений.
По
определению
Поддъякова
М.
М.
наглядно-образное
мышление
является
достаточно
сложным
образованием,
которое
выступает
как
определенная система взаимосвязанных разнородных элементов, ведущими
среди которых являются различные виды детских представлений и умение
оперировать ими .
Как утверждают психологи и педагоги (Поддъяков М. М., Запорожец А.
В., Урунтаева Г. А и др.) именно в дошкольном возрасте особое внимание
нужно
уделять
развитию
наглядно-образного
мышления,
поскольку
успешность обучения в школе зависит от его эффективности .
Развитие
наглядно-образного
мышления,
по
мнению
психологов
Поддъяков М. М., Запорожец А. В., Урунтаева Г. А и др. нужно направлять на
развитие и совершенствование таких умений
1. осуществлять оперирование образом мысленно, то есть совершать с
образом различные мыслительные преобразования (действия): объединение,
группировка, расчленение на элементы и тому подобное;
2. ориентирование в пространстве с помощью простой схемы, а также
умение
самостоятельно
создавать
схему.
Способность
ориентироваться
в
пространстве в своем становлении проходит два основных этапа:
первый
–
непосредственное
ориентирование
в
пространстве,
которое происходит на уровне восприятия;
второй
–
опосредованное
ориентирование,
опирающееся
на
пространственные представления.
Их формирование предполагает развитие умения строить элементарные
схематические образы пространства и применять их в реальной ситуации;
3. «читать» и создавать простые схематические изображения различных
объектов;
4. планировать свои действия мысленно.
Благодаря
этой
способности
у
ребенка
появляется
возможность
предварительно
представить
то,
что
он
получит
в
будущем,
умение
планировать различные пути достижения цели и выбору различных способов
выполнения задания.
Наглядно-образное
мышление
понимается
как
существенное
и
определяющее
для
становления
детской
личности,
ее
разновидности
сознания в целом, ибо:
во-первых,
наглядно-образное
мышление
ребенка
является
активным мыслительным процессом, что требует от ребенка эмоционального
и интеллектуального напряжения, особого внимания. Это внимание следует с
установки, которая, в свою очередь, предопределяет качественную сторону
данного
процесса,
его
полноту.
Несоответствие
установки
ребенка
с
определенным
образом
приводят
к
фрагментарности
его
восприятия,
пропусков
важных
моментов
становления
образа,
а
следовательно,
и
к
неполноценности развития наглядно-образного мышления в целом;
во-вторых,
развитие
наглядно-образных
представлений
всегда
сопряжено с процессом формирования, утверждения, или преобразования
соответствующей внутренней настроенности на восприятие предмета или
явления.
Известно, что любая деятельность человека, в частности мыслительная,
основывается
на
предварительной
готовности,
настроенности
к
нему.
Согласно этого, К. С. Выготский писал: «Прежде чем ты хочешь призвать
ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его, позаботься о том, чтобы
обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все
силы, необходимые для этого, и ребенок будет действовать сам, учителю же
остается
только
руководить
и
направлять
эту
деятельность».То
есть,
наглядно-образная деятельность ребенка приводится в состояние активности
под
влиянием
установок
воспитателя,
которые
синтезируются
с
собственными
представлениями
и
опытом
ребенка
и,
таким
образом,
формируется установка, которая влияет на создание адекватного целостного
образа.
Именно
под
влиянием
установок,
которые
образуют
систему
установок,
мыслительные
действия
ребенка
становятся
управляемыми
и
образы
адекватными
услышанному
материалу.
Это
дает
возможность
формировать и развивать образное мышление ребенка постепенно, наблюдать
и контролировать ход его формирования и развития.
Учитывая
изложенное,
следует
отметить,
что
созданная
в
ребенка
установка
влияет
на
раскрытие
каналов
создания
образа
(слуховых,
зрительных,
двигательных),
активизирует
мыслительные
операции
и
обеспечивает качество их изображения и последующего воспроизведения в
своей деятельности.
Создание образа и его осознанность ребенком будет зависеть от того,
насколько он будет готов для восприятия материала, на базе которого и будет
создаваться образ. Поэтому, большую роль на этом этапе играет установка на
создание
образа,
которая
помогает
ребенку
актуализировать
все
свои
внутренние силы.
Организация дидактических игр дошкольников в детском саду
Одним из главных видов деятельности, в которых максимально решаются
воспитательные задачи в отношении детей дошкольного возраста – является
игра. Как приоритетная деятельность ребенка, она развивается по своим
законам. В зависимости от того, насколько изучены закономерности игровой
деятельности,
удается
в
большей
или
меньшей
мере
применять
ее
в
педагогическом
процессе
учреждений
дошкольного
образования
разного
типа. Развитие педагогических систем дошкольного воспитания в разных
странах
мира
в
значительной
степени
обусловлено
учебными
задачами,
которые решала каждая из них, на этом основании педагогика игры получила
определенные
направления
своего
развития
в
психолого-педагогической
науке не только в России, но и за рубежом.
Благодаря развитию педагогики игры разрабатывается дидактическая
направленность
каждого
ее
вида,
прежде
всего
–
дидактической
игры.
Обучение в форме дидактических игр по времени внедрения обучения, как
вида
деятельности
детей
дошкольного
возраста
опирается
на
одну
из
закономерностей игровой деятельности ребенка – на его стремление входить
в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам.
Дидактическая игра является многоплановым, полифункциональным,
довольно сложным педагогическим явлением. Она одновременно выступает
игровым
методом
обучения
детей
дошкольного
возраста,
и
формой
их
обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего
воспитание личности ребенка.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в
двух плоскостях: игры-занятия и дидактические игры.
В первом случае ведущая роль отводится воспитателю, который для
повышения
интереса
детей
к
занятию
использует
различные
игровые
приемы, моделирует игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и
тому
подобное.
Использование
различных
компонентов
игровой
деятельности соотносится с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
С
помощью
игр-занятий
воспитатель
не
только
передает
детей
в
форме
определенных представлений и знаний, но и учит детей играть. Основой для
их
игр
служат
сформированные
представления
о
построении
игрового
сюжета, о разнообразных действиях с предметами. Игры-занятия относятся к
методам
прямого
обучения
детей
с
использованием
разнообразных
педагогических приемов.
Дидактическая
игра
используется
при
обучении
детей
математике,
родному языку, ознакомления с природой и социальным окружающей средой,
в
формировании
сенсомоторной
культуры,
то
есть
развития
органов
ощущений.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два зачина:
учебное (познавательное) и игровое. Воспитатель одновременно является
учителем и участником игры: он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Дидактическая
игра
как
самостоятельная
игровая
деятельность,
опирается на осознание детьми этого процесса.
Самостоятельная игровая деятельность происходит только в том случае,
когда дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти
правила ими освоены и трансформированы в конкретные управленческие
механизмы. Воспитатель должен усложнять уже знакомые детям сюжеты игр,
расширять
их
вариативность.
Самостоятельная
игровая
деятельность
не
исключает
руководство
взрослым.
Его
участия
присущ
косвенный,
опосредованный
характер,
ведь
самостоятельно
дети
могут
играть
в
дидактические
игры
на
занятиях
и
в
повседневной
жизни.
На
занятиях
используются те дидактические игры, которые можно проводить фронтально
со
всеми
детьми.
Они
стимулируют
механизмы
закрепления
и
систематизации знаний.
Однако
значительно
более
широкий
простор
для
воспитания
самостоятельности в дидактической игре предоставляют детям специально
отведенные
для
этого
часа.
Здесь
дети
самостоятельны
не
только
в
выполнении правил и действий, но и в выборе игры, партнера, в создании
новых игровых вариантов, в выборе ведущего.
С
помощью
дидактических
игр
воспитатель
приучает
детей
самостоятельно
думать,
использовать
полученные
знания
в
различных
условиях в соотношении с поставленными задачами.
Дидактические
игры
ставят
перед
детьми
задачу
рационально
использовать
знания
в
мыслительных
операциях:
находить
характерные
признаки
в
предметах
и
явлениях
окружающего
мира,
сравнивать,
группировать,
классифицировать
предметы
по
определенным
признакам,
формулировать адекватные выводы, обобщения.
Активность мышление каждого ребенка является основным условием
осознанного
отношению
к
научно
достоверным,
глубоким
знаниям.
Дидактические
игры
развивают
сенсорные
способности
детей.
Процессы
ощущений
и
восприятий
полагаются
в
основу
познания
ребенком
окружающей среды.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняют, активизируют
словарь, формируют правильное звукоподражание, развивают связную речь,
умение правильно выражать собственные мысли .
Дидактические задачи значительного количества игр составлены так,
чтобы научить детей самостоятельных рассказов о предметах, явлениях в
природе
и
в
общественной
жизни.
У
дошкольников
формируются
нравственные представления о бережливом отношении к окружающей среде.
В
воспитании
моральных
качеств
личности
ребенка
особая
роль
принадлежит содержанию и правилам игры. В работе с детьми младшего
возраста основным содержанием дидактических игр является овладение ими
культурно-гигиеническими навыками, культурой поведения.
Использование
дидактических
игр
в
работе
с
детьми
старшего
дошкольного возраста решает несколько иные задачи. В центре внимания
педагога – воспитание у детей нравственных чувств и отношений.
Трудовое
воспитание
происходит
в
дидактической
игре,
поскольку
формируется у детей уважение к трудолюбию.
Эстетическое
воспитание
средствами
дидактических
материалов
обеспечивается
их
соответствием
ряду
эстетических
и
гигиенических
требованиям:
игрушки
должны
быть
разрисованными
яркими
красками,
художественно оформленными.
Физическое воспитание средствами дидактической игры происходит,
благодаря,
положительному
эмоциональному
настрою,
что
стимулирует
хорошее
самочувствие
и,
одновременно,
предполагает
определенное
возбуждение нервной системы.
Двигательная
активность
детей
во
время
игры
развивает
ее
мозг.
Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых
развивается и закрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно
влияет на умственное развитие детей и на подготовке их руки к письму.
Немалое
количество
дидактических
игр
является
формирование
культурно-гигиенических навыков.
Положительным
для
педагогики
игры
выступает
тот
факт,
что
дидактическая
игра
способствует
яркому
выражению
детьми
социальных
чувств.
Однако,
для
того,
чтобы
успешно
проводить
сложившуюся
воспитательную
работу
с
детьми,
нужно
хорошо
знать
индивидуальные
особенности
каждого
воспитанника.
В
дидактических
играх
ярко
проявляются
черты
характера
каждого
участника
и
положительные
–
целеустремленность, честность и др. и отрицательные – эгоизм, упрямство и
тому подобное. В играх проявляются такие черты характера ребенка, которые
могут
служить
примером
для
подражания
другими:
товарищество,
скромность и др.
Независимо
от
вида,
дидактическая
игра
имеет
определенную
структуру, которая отличает ее от других видов игр и упражнений. Игра,
используемая для обучения, должна, прежде всего, целеполагаться, то есть
подчиняться дидактической цели. Играя, дети решают задачи обозначенной
цели
в
интересной
форме,
которая
достигается
игровыми
действиями.
«Игровые
действия
составляют
основу
дидактической
игры
–
без
них
невозможна сама игра. Они являются своеобразным рисунком сюжета игры»,
– писала Александра Сорокина .
Обязательным компонентом игры выступают ее правила, с помощью
которых
педагог
в
игре
управляет
поведением
детей,
обеспечивая
эффективность учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении
в
целом.Для
выбора
дидактической
игры
необходимо
знать
уровень
подготовленности воспитанников, так как в играх они будут оперировать уже
имеющимися
знаниями
и
представлениями.
Другими
словами,
выделяя
дидактические
задачи,
нужно
четко
определить,
какие
знания
и
представления
должны
усваиваться
детьми,
закрепляться,
и
которые
умственные операции должны развиваться, а также какие качества личности
детей можно формировать средствами каждой конкретной игры.
Четко обозначенная дидактическая задача, поставленная перед детьми в
игре,
поможет
воспитателю
ее
организовать,
подобрать
игрушки,
вспомогательные и стимулирующие средства воздействия на воспитанников,
материалы.Правила
могут
запрещать,
разрешать
что-либо
детям
в
игре,
моделируют
ее
сюжет
игры
интересным
и
оригинальным
на
каждом
повторном этапе ее использования. Соблюдение правил в игре требует от
детей
мобилизации
силы
воли,
умение
обращаться
к
ровесникам,
преодолевать и уравновешивать негативные эмоции, которые в основном
могут проявляться через неудачный результат. Важно, определяя правила
игры,
ставить
детей
в
такие
условия,
при
которых
они
получали
бы
удовлетворение
от
успешного
выполнения
задачи
и
достижения
поставленной цели. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений
тем,
что
соблюдение
ее
игровых
правил
направляется
и
контролируется
игровыми действиями, которые прямо зависимы от фантазии воспитателя и
самих детей.
Проведение дидактических игр предусматривает:
–
ознакомление
детей
с
содержанием
игры,
с
дидактическими
материалами;
– объяснение хода и правил игры;
– показ игровых действий;
– определение роли воспитателя в игре (доля его непосредственного
участия
в
игре
определяется
возрастом
детей,
уровнем
их
подготовки,
сложностью дидактических задач, игровых правил);
– подведение итогов игры .
Игра
сопровождает
дошкольников
не
только
в
садике,
но
и
на
протяжении всего обучения в школе. Поэтому нужно помнить: играя, ребенок
– учится. Игра – наиболее усвоена детьми деятельность. Умение учиться
изменяет стиль мышления и жизни личности. Овладевая таким умением в
совершенстве,
человек
становится
более
автономным,
независимым
от
любых внешних воздействий.
Каждая дидактическая игра выполняет различные функции: обогащает
познавательный
опыт
детей,
развивает
мышление,
речь,
воображение,
точность движений, выдержку.
Если игра увлекает детей, они проявляют максимальную активность, не
чувствуют
усталости,
им
хочется
достичь
наилучшего
результата.
Следовательно, нужна продуманная насыщенность занятий системой игр на
различных этапах воспитания и эмоциональная подготовка детей к усвоению
понятий,
распознавания
их
существенных
признаков
и
самостоятельного
применения усвоенных знаний. Дидактические игры активизируют интерес и
внимание детей, развивают познавательные способности, сообразительность,
воображение, закрепляют знания, умения и навыки, тренируют сенсорные
умения,
навыки
и
тому
подобное.Правильно
построенная
интересная
дидактическая
игра
обогащает
процесс
мышления
индивидуальными
чувствами, развивает саморегуляцию, тренирует волевые качества ребенка.
Дидактическое
задание
игры
определяется
в
соответствии
с
требованиями
программы
с
учетом
возрастных
особенностей
детей.
Например, формирование у детей различных представлений о предметах ,
логического
мышления;
развитие
речи;
формирование
представлений
о
природе, окружающей среде; развитие оценки и самооценки, инициативы,
сообразительности, способности проявлять волевые усилия для достижения
поставленной цели, произвольного внимания, сосредоточенности.
Игровой замысел — следующий структурный элемент дидактической
игры. Он может быть обычным, когда воспитатель сообщает название игры и
направляет внимание детей на имеющийся дидактический материал, объекты
действительности,
и
интригующим,
интересным,
захватывающим,
таинственным.
Объяснение
воспитателя
во
время
проведения
игры
должен
быть
лаконичным и понятным, пробуждать интерес. И чем младше дети, тем
целесообразнее не только объяснять, как играть, но и показывать, как это
делать. Понятно, что участие учителя зависит от содержания игры. Вроде,
игру «Отгадай», цель которой – развитие связной речи, умение точно и кратко
описать
предмет,
целесообразно
начать
с
рассказа-образца,
чтобы
дети
поняли, как рассказывать о характерных признаках предмета.
Список использованной литературы
1.
Богуславская З. М., Смирнова Е. А. Развивающие игры детей младшего
дошкольного возраста. – М., 1991.
2.
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 2002.
3.
Венгер
Л.
А,
Мухина
B.
C.
Развитие
мышления
дошкольника
/
/
Дошкольное воспитание – М.:, 2002 – № 7
4.
Венгер
Л.
А.,
Дьяченко
О.
М.
«Игры
и
упражнения
по
развитию
умственных
способностей
у
детей
дошкольного
возраста».
-
М.:
Просвещение, 1989. – 350 с.
5.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:
Просвещение, 1991. – 93 с.
6.
Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский [под ред.
В. Давыдова]. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
7.
Гурова
Л.
Л.
Функция
наглядно-образных
компонентов
в
решении
задач. / / Вопросы психологии. – М., 1998 – № 5
8.
Детская практическая психология. / Под ред. Т. Д. Марцинковский. – М.,
2004.
9.
Каплунович
И.
Я.
Структура
и
основные
этапы
развития
образного
мышления
в
дошкольном
детстве
/
И.
Я.
Каплунович
//
Вопросы
психологии. – 2004. – №5. – 47–55 с.