Автор: Литвинцева Анна Викторовна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МКОУ "Курбатовская СОШ" Населённый пункт: поселок Курбатово Наименование материала: Методическая разработка Тема: Выполнение исследовательской работы Раздел: среднее образование
«Методическая разработка по выполнению
исследовательской работы»
Разработал: учитель
иностранных языков
МКОУ «Курбатовская СОШ»
Литвинцева Анна Викторовна
В терминологию современного образования для обеспечения
высоких метапредметных и личностных результатов учащихся
прочно вошло понятие «Универсальные учебные действия»
(УУД). Возникновение понятия «УУД» связано с изменением
парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и
навыков к цели развития личности учащегося. Развитию «УУД»
во многом способствует выполнение учащимися
исследовательских и проектных работ. Исследовательские и
проектные работы имеют свои особенности, различаются по
цели и по структуре, имеют ряд нюансов. Поэтому, в помощь
учащимся и учителям представляю методическую разработку.
Разработка содержит структурированную информацию,
определяющую основные требования, порядок и логику
выполнения исследовательской работы.
Характеристика жанра работы
Цель и задачи
Цель работы: раскрытие особенностей выполнения и
представления учащимися исследовательской работы
Задачи:
1.
Разграничить понятия «проектная и исследовательская
деятельность» , указать их главные отличия
2.
Определить основные этапы исследования
3. Обозначить требования к структуре , тексту и презентации
исследовательской работы.
Исследовательская
деятельность –
деятельность,
направленная на
получение учащимися
субъективно новых
представлений об объектах
и явлениях окружающего
мира с помощью научного
метода. Предполагает
наличие основных этапов,
характерных для
исследования в научной
сфере.
Цель: познание нового.
Проектная деятельность -
деятельность, направленная на
выявление необходимости и
создание новых объектов и
явлений окружающего мира,
отличных по своим
характеристикам и свойствам от
известных; совместная учебно-
познавательная, творческая или
игровая деятельность учащихся,
имеющая общую цель,
согласованные методы, способы
деятельности, направленные на
достижение общего результата
деятельности.
Цель: конкретный практический
результат.
Этапы исследования
1.
Выбор области исследования. Формулирование
надпроблемы. Первое ограничение пространства замысла и
дальнейшей деятельности.
2.
Определение цели работы. Цель - это желаемый конечный
результат, который планирует достичь учащийся в итоге
своей работы.
3.
Постановка задач . Задачи – это промежуточные этапы.
Решение задач последовательно приводит к достижению
поставленной цели.
4.
Выбор объекта исследования рассматривается как
конкретизация области исследования. Объект - это
своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена
исследовательская деятельность. Выбор объекта позволяет
перейти от планирования общей схемы к созданию плана
работы.
Этапы исследования
5. Выбор предмета исследования определяется как
адекватностью к цели исследования , так и реальными
методическими возможностями исследования. Предмет
исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой
ведется поиск. Выбор предмета исследования в значительной
мере связывает цель исследования и собственно
исследовательскую деятельность.
6. Гипотеза формируется как утверждение, истинность или
ложность которого может быть установлена в ходе
планируемой работы (не должна быть очевидной).
7. Определение методов исследования непосредственно
следует за выделением предмета исследования и
конкретизирует задачи.
Этапы исследования
8. В итоге получается громоздкое название, в котором, тем не
менее, содержится важная информация о планируемом
исследовании. Руководителю исследовательской работы
(вместе с учащимися) рекомендуется пройти полный цикл
формулировки темы, поскольку этот процесс предваряет ход
дальнейшей работы.
9. Естественно, что это громоздкое название необходимо
сократить, оставив в нем только главные звенья, отражающие
специфику работы.
10. Дальнейшая работа предполагает саму методику и
получение собственных данных.
11. Анализ и выводы должны соответствовать поставленным
цели и задачам.
Требования к структуре исследовательской работы
1.
Обоснование темы
2.
Постановка цели и задач
3.
Гипотеза
4.
Методика
5.
Собственные данные
6.
Анализ и выводы
Требования к оформлению текста работы
•
Шрифт: 14 кегль, через 1.5 интервала, гарнитура Times New
Roman.
• Иллюстрации, графики вставляются в окна с обтеканием вокруг
рамки.
• Объем основной части работы – не более 10 страниц.
• В основной части работы должна быть ясно представлена логика
выполнения работы, основные теоретические и методологические
положения работы, обсуждение результатов, выводы список
литературы.
• Остальной материал (подробные описания: литературных
источников, экспериментальной части; фотоальбомы, коллекции и
др.) необходимо вынести в приложения, объем которых не
ограничивается.
Требования к компьютерной презентации
•
Презентация состоит из 10-12 слайдов.
• Текст в презентации выполняется прямым шрифтом (например,
Arial), соотношение текстовой, графической, табличной и фото
информации сравнимо друг с другом, размер шрифта – не менее
24.
• Докладчик во время доклада излагает его содержание своими
словами (а не зачитывает текст на слайде), периодически
обращаясь к изображению.
• Слайды презентации не должны быть перегружены
информацией, применение анимации – минимальное, только в
самых необходимых случаях.