Автор: Журина Светлана Федоровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Ярсалинский детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: с.Яр-Сале
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Психолого – педагогическое сопровождение дошкольников со статусом "ребенок – инвалид"
Раздел: дошкольное образование
Психолого – педагогическое сопровождение
дошкольников
со статусом «ребенок – инвалид»
1
В России сложилась специфическая ситуация, характеризующаяся увеличением
рождаемости
детей,
имеющих
отклонение
в
психофизическом
развитии.
Помимо
количественного увеличения нарушений в развитии детей, наблюдаются качественные
изменения,
которые
все
чаще
носят
множественный
характер,
затрагивая
как
психическую, так и психическую сферу, поэтому на сегодняшний день одним из главных
вопросов
в
нашей
стране
является
обеспечение
доступа
к
образованию
детей
с
множественными нарушения развития.
В связи с этим, на ближайшее десятилетие работа с детьми-инвалидами объявлена
ЮНЕСКО приоритетной.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации»
государство создаёт гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для
получения
образования,
коррекции
нарушений
развития
и
социальной
адаптации
на
основе специальных педагогических подходов. Следовательно, своевременное оказание
необходимой
медико-психолого-социальной
помощи
в
дошкольный
период
позволяет
обеспечить коррекцию недостатков ребёнка, улучшить его развитие и, соответственно,
обеспечить его социальную адаптацию.
В
с.
Яр-Сале
отсутствуют
специализированные
дошкольные
образовательные
учреждения
для
детей c особыми потребностями. Таким образом, дети дошкольного
возраста со статусом «ребенок – инвалид» посещают общеобразовательные группы.
На конец 2015-2016 учебного года количество воспитанников образовательного
учреждения «Ярсалинский детский сад «Солнышко» со статусом "ребенок – инвалид»
составило
6
человек,
с
такими
заболеваниями
как:
детский
церебральный
паралич,
сахарный диабет 1 типа, ребенок с «сенсорной алалией».
В нашем образовательном учреждении психолого – педагогическое сопровождение
детей со статусом «ребенок - инвалид» рассматривается как система деятельности всех
специалистов, направленная на создание условий успешного развития каждого ребенка.
Сопровождение детей осуществляют:
Медицинский работник, осуществляющий мониторинг здоровья воспитанников.
Педагог-психолог
-
п р о в од и т
п с и ход и а г н о с т и к у, коррекционную р а б от у
с
воспитанниками; просвещение и консультирование педагогов и родителей.
2
Учитель-логопед, который
проводит
диагностический
мониторинг,
занимается
коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по
использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.
Музыкальный
руководитель, обеспечивающий
реализацию
используемой
программы
музыкального воспитания.
Инструктор
по
физическому
воспитанию
разрабатывает
и
реализует
программу
по
физическому
воспитанию,
определяет
уровни
физической
подготовки
детей,
в
соответствии с возрастом, вырабатывает рекомендации для воспитателей.
Воспитатель
- обеспечивает
всестороннее
развитие
воспитанников,
планирует
(совместно с учителем-дефектологом и другими специалистами) и проводит фронтальные
занятия,
организует
совместную
деятельность
всех
воспитанников
группы,
учитывая
индивидуальные особенности ребенка из данной категории.
Процесс
сопровождения
дошкольников
и
их
семей
мы
начинаем
с
конфиденциального сбора информации о различных сторонах жизни и динамики развития
ребенка.
При
поступлении
в
детский
сад
родители
предоставляют
индивидуальную
программу
реабилитации.
С
целью
получения
и
анализа
такого
рода
информации
используются методы педагогического и психологического мониторинга, индивидуальные
беседы с родителями данных детей. Таким образом, проведение мониторинга является
информационным обеспечением процесса сопровождения.
Кроме
того,
по
заявлению
родителей
специалистами
психологической
службы
образовательного учреждения два раза в год (сентябрь и апрель) проводится обследование
уровня развития познавательных процессов и эмоциональной сферы дошкольников.
Полученные
результаты
мониторинга
отражаем
в
Карте
развития
ребенка.
Мониторинг
выявляет
не
только
запаздывание
в
развитии
и
проблемы
детей,
но
и
положительные моменты, тем самым эта форма позволяет отражать сильные и слабые
стороны в развитии ребенка, также индивидуальные проявления, особенности. В целом,
знание тех и других особенностей необходимы для оптимальных форм сопровождения,
показывают перспективу дальнейшего развития ребенка, то, над чем нужно работать.
Результаты проводимого мониторинга служат основой для правильной реализации
коррекционно-развивающей
работы.В
конце
сентября,
по
результатам
стартового
диагностического обследования проводятся психолого-педагогические консилиумы, где
3
происходит объединение информации отдельных составляющих статуса ребенка от всех
специалистов, что позволяет увидеть ребенка, как целостную личность.
На
основе
целостного
видения
ребенка
с
учетом
его
актуального
развития,
разрабатываются стратегии сопровождения, конкретные задачи по отношению к каждому
ребенку,
происходит
организация
целостного
сопровождения,
задействован
профессиональный
и
личностный
потенциал
всех
педагогов
и
специалистов.
Разрабатываются «Индивидуальные маршруты сопровождения», такая форма ведения
позволяет отследить динамику в развитии за период, оценить результативность работы и
выработать дальнейшую линию сопровождения.
Во втором квартале учебного года ребенок проходит ПМПка для определения
дальнейшего маршрута обучения.
В течение учебного года (с октября по май) специалистами (педагог- психолог,
логопед,
инструктор
по
физической
культуре)
проводится
индивидуальная
и
подгрупповая работа с детьми.
Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми проводится с использованием
психологических техник:
Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая
работа.
Игротерапия – в процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с
окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые,
нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры
способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных
отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций
также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.
Релаксация –
в
зависимости
от
состояния
ребенка
используется
спокойная
классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование
сухого бассейна.
Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка. Развивается
тактильная чувствительность, все познавательные функции, моторика и речь.
4
Психогимнастика –
включает
в
себя
ритмику,
пантомиму,
игры
на
снятие
напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.
Арт-терапия –
это
форма
работы,
основанная
на
изобразительном
искусстве
и
другие
формы
работы
с
ребенком.
Основная
задача
состоит
в
развитии
самовыражения и самопознания ребенка.
В
непосредственно
–
образовательной
деятельности
воспитатель
применяет
индивидуальный
подход,
разрабатывает
индивидуальные
задания,
так
как
зачастую
особые дети отличаются медленным темпом работы.
Предметно-развивающая
среда
организована
так,
чтобы
каждый
ребенок
имел
возможность
свободно
заниматься
любимым
делом.
Для
сенсорного
развития
изготовлены
и
подобраны
различные
пособия:
для
мелкой
моторики
с
липучками,
пуговицами,
кнопками,
игры-шнуровки,
игры
на
развитие
тактильных
и
зрительных
ощущений (домик с замочками, с креплениями), используются различные музыкальные и
шумовые
игрушки.
Также
в
детском
саду
«Солнышко»
дети
посещают
сенсорную
комнату,
которая
оснащена
сухим
бассейном,
тактильной
панелью,
тактильными
ячейками, сенсорными тропами, мягкими пуфами.
Учитывая наличие в детском саду детей с двигательными нарушениями, группы
оснащены
мягкими
модулями,
мягкой
игровой
мебелью,
спортивный
зал
оснащен
резиновыми валиками, ребристыми массажными кочками, массажными мячами.
Для
развития
познавательной
активности
детей
используются
разнообразные
дидактические материалы, включающие в себя иллюстративный материал, развивающие
задания
различной
степени
сложности,
разрезные
картинки,
разработана
система
дидактических игр по основным лексическим темам.
Продолжается
работа
по
расширению
социального
общения
детей
через
привлечение
к
участию
в
различных
мероприятиях:
дети
принимают
участие
в
театральных постановках, в различных праздниках, акциях детского сада «Солнышко»,
конкурсах
институционального
уровня,
районного
уровня
«Я
-
автор»
и
занимают
призовые места.
Для
обеспечения
психолого-педагогического
сопровождения
детей
со
статусом
«ребенок
–
инвалид»
необходима
не
единовременная
помощь,
а
долговременная
5
поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор
варианта решения его актуальных проблем.
Для
создания
благоприятных
условий
включения детей
с
ограниченными
возможностями здоровья в социальное пространство, наши педагоги создают ситуации
успеха в различных видах детской деятельности, используют технологию обеспечения
социально-психологического
благополучия
ребенка
–
обеспечение
эмоциональной
комфортности
и
хорошего
психологического
самочувствия
в
процессе
общения
со
сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.
При выборе форм повышения квалификации, наши педагоги и специалисты отдают
предпочтение так называемым «активным методам обучения», поэтому психологической
службой детского сада «Солнышко» проводятся ежемесячные тренинги, семинары –
практикумы, лектории и индивидуальные консультации по работе с особыми детьми,
например,
«Дети
дождя
(проблемы
аутичных
детей)».
Такие
формы
повышения
квалификации
строятся,
в
основном,
на
диалоге,
предполагающем
свободный
обмен
мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельном овладении
знаниями в процессе активной познавательной деятельности.
Полученные знания педагоги внедряют в свою педагогическую деятельность, с целью
получения наилучшего результата.
Эффективность
работы
зависит
и
возможна
лишь,
при
условии
активной,
заинтересованной позиции родителей и педагогов.
Основные задачи работы с родителями наш коллектив выделил:
создание
благоприятных
условий
для
повышения
педагогической
и
психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей;
вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в совместных
мероприятиях.
Для
выполнения
поставленных
задач,
педагоги
и
специалисты,
работающие
с
дошкольниками
со
статусом
«ребенок
–
инвалид»,
осуществляют
консультативную
поддержку родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, разрабатывают и
доводят
до
их
сведения
успехи
детей,
рабочие
программы
составляются
на
основе
пожеланий
родителей,
методические
рекомендации,
советы
специалистов
в
области
дошкольной
психологии
и
педагогики
по
организации
детской
деятельности
дома.
6
Консультирование
осуществляют
через
родительские
стенды,
папки–передвижки,
индивидуальные беседы, родительские собрания.
Ежедневное информирование родителей о ходе образовательного процесса через
выставки
детского
творчества,
информационные
стенды,
приглашения
родителей
на
праздники,
на
дни
открытых
дверей,
индивидуальные
консультации,
родительские
собрания
способствует
налаживанию
доброжелательного
отношения
с
родителями,
знакомству с семьями воспитанников, сферой их деятельности, увлечениями, интересами,
знакомству родителей между собой.
Так,
например,
в
ноябре
2015
года,
родители
совместно
с
детьми
принимали
участие в выставке творческих работ «Мой ребенок в лучах Солнца», который проходил в
рамках проекта «Калейдоскоп настроений!».
В
результате
психолого
-
педагогического
сопровождения
детей
со
статусом
ребенок-инвалид
специалистами
образовательного
учреждения
можно
отметить
следующие
положительные
изменения
у
детей
данной
категории
и
родителей,
выявленные в процессе диагностики педагогами, специалистами:
улучшилась мелкая и крупная моторика у детей, повысилась познавательная
активность,
при
объяснении
задания
взрослым,
самостоятельно
начали
выполнять задания, повысилась самооценка, дети стали лучше понимать,
обращенную
к
ним
речь
взрослого,
стали
справляться
с
упражнениями,
требующими
повторений
физических
движений,
по
показанному
способу
действия;
у
родителей
повысилась
психолого-педагогическая
компетентность
в
воспитании и обучении детей.
В связи с этим, можно отметить эффективность психолого – педагогического
сопровождения и сделать вывод: сопровождение ребенка со статусом «ребенок –
инвалид» специалистами образовательного учреждения позволяет детям благополучно
социализироваться
в
группе
детского
сада,
а
также
гармонично
развиваться
в
познавательной и эмоционально-волевой сфере.
Действительно, дети данной категории пускают в свой мир лишь своих. А нам
педагогам, необходимо для каждого ребенка найти свой ключик!
7