Напоминание

Психолого – педагогическое сопровождение дошкольников со статусом "ребенок – инвалид"


Автор: Журина Светлана Федоровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Ярсалинский детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: с.Яр-Сале
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Психолого – педагогическое сопровождение дошкольников со статусом "ребенок – инвалид"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психолого – педагогическое сопровождение

дошкольников

со статусом «ребенок – инвалид»

1

В России сложилась специфическая ситуация, характеризующаяся увеличением

рождаемости

детей,

имеющих

отклонение

в

психофизическом

развитии.

Помимо

количественного увеличения нарушений в развитии детей, наблюдаются качественные

изменения,

которые

все

чаще

носят

множественный

характер,

затрагивая

как

психическую, так и психическую сферу, поэтому на сегодняшний день одним из главных

вопросов

в

нашей

стране

является

обеспечение

доступа

к

образованию

детей

с

множественными нарушения развития.

В связи с этим, на ближайшее десятилетие работа с детьми-инвалидами объявлена

ЮНЕСКО приоритетной.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации»

государство создаёт гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для

получения

образования,

коррекции

нарушений

развития

и

социальной

адаптации

на

основе специальных педагогических подходов. Следовательно, своевременное оказание

необходимой

медико-психолого-социальной

помощи

в

дошкольный

период

позволяет

обеспечить коррекцию недостатков ребёнка, улучшить его развитие и, соответственно,

обеспечить его социальную адаптацию.

В

с.

Яр-Сале

отсутствуют

специализированные

дошкольные

образовательные

учреждения

для

детей c особыми потребностями. Таким образом, дети дошкольного

возраста со статусом «ребенок – инвалид» посещают общеобразовательные группы.

На конец 2015-2016 учебного года количество воспитанников образовательного

учреждения «Ярсалинский детский сад «Солнышко» со статусом "ребенок – инвалид»

составило

6

человек,

с

такими

заболеваниями

как:

детский

церебральный

паралич,

сахарный диабет 1 типа, ребенок с «сенсорной алалией».

В нашем образовательном учреждении психолого – педагогическое сопровождение

детей со статусом «ребенок - инвалид» рассматривается как система деятельности всех

специалистов, направленная на создание условий успешного развития каждого ребенка.

Сопровождение детей осуществляют:

Медицинский работник, осуществляющий мониторинг здоровья воспитанников.

Педагог-психолог

-

п р о в од и т

п с и ход и а г н о с т и к у, коррекционную р а б от у

с

воспитанниками; просвещение и консультирование педагогов и родителей.

2

Учитель-логопед, который

проводит

диагностический

мониторинг,

занимается

коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по

использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.

Музыкальный

руководитель, обеспечивающий

реализацию

используемой

программы

музыкального воспитания.

Инструктор

по

физическому

воспитанию

разрабатывает

и

реализует

программу

по

физическому

воспитанию,

определяет

уровни

физической

подготовки

детей,

в

соответствии с возрастом, вырабатывает рекомендации для воспитателей.

Воспитатель

- обеспечивает

всестороннее

развитие

воспитанников,

планирует

(совместно с учителем-дефектологом и другими специалистами) и проводит фронтальные

занятия,

организует

совместную

деятельность

всех

воспитанников

группы,

учитывая

индивидуальные особенности ребенка из данной категории.

Процесс

сопровождения

дошкольников

и

их

семей

мы

начинаем

с

конфиденциального сбора информации о различных сторонах жизни и динамики развития

ребенка.

При

поступлении

в

детский

сад

родители

предоставляют

индивидуальную

программу

реабилитации.

С

целью

получения

и

анализа

такого

рода

информации

используются методы педагогического и психологического мониторинга, индивидуальные

беседы с родителями данных детей. Таким образом, проведение мониторинга является

информационным обеспечением процесса сопровождения.

Кроме

того,

по

заявлению

родителей

специалистами

психологической

службы

образовательного учреждения два раза в год (сентябрь и апрель) проводится обследование

уровня развития познавательных процессов и эмоциональной сферы дошкольников.

Полученные

результаты

мониторинга

отражаем

в

Карте

развития

ребенка.

Мониторинг

выявляет

не

только

запаздывание

в

развитии

и

проблемы

детей,

но

и

положительные моменты, тем самым эта форма позволяет отражать сильные и слабые

стороны в развитии ребенка, также индивидуальные проявления, особенности. В целом,

знание тех и других особенностей необходимы для оптимальных форм сопровождения,

показывают перспективу дальнейшего развития ребенка, то, над чем нужно работать.

Результаты проводимого мониторинга служат основой для правильной реализации

коррекционно-развивающей

работы.В

конце

сентября,

по

результатам

стартового

диагностического обследования проводятся психолого-педагогические консилиумы, где

3

происходит объединение информации отдельных составляющих статуса ребенка от всех

специалистов, что позволяет увидеть ребенка, как целостную личность.

На

основе

целостного

видения

ребенка

с

учетом

его

актуального

развития,

разрабатываются стратегии сопровождения, конкретные задачи по отношению к каждому

ребенку,

происходит

организация

целостного

сопровождения,

задействован

профессиональный

и

личностный

потенциал

всех

педагогов

и

специалистов.

Разрабатываются «Индивидуальные маршруты сопровождения», такая форма ведения

позволяет отследить динамику в развитии за период, оценить результативность работы и

выработать дальнейшую линию сопровождения.

Во втором квартале учебного года ребенок проходит ПМПка для определения

дальнейшего маршрута обучения.

В течение учебного года (с октября по май) специалистами (педагог- психолог,

логопед,

инструктор

по

физической

культуре)

проводится

индивидуальная

и

подгрупповая работа с детьми.

Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми проводится с использованием

психологических техник:

Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая

работа.

Игротерапия – в процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с

окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые,

нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры

способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных

отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций

также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Релаксация –

в

зависимости

от

состояния

ребенка

используется

спокойная

классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование

сухого бассейна.

Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка. Развивается

тактильная чувствительность, все познавательные функции, моторика и речь.

4

Психогимнастика –

включает

в

себя

ритмику,

пантомиму,

игры

на

снятие

напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.

Арт-терапия –

это

форма

работы,

основанная

на

изобразительном

искусстве

и

другие

формы

работы

с

ребенком.

Основная

задача

состоит

в

развитии

самовыражения и самопознания ребенка.

В

непосредственно

образовательной

деятельности

воспитатель

применяет

индивидуальный

подход,

разрабатывает

индивидуальные

задания,

так

как

зачастую

особые дети отличаются медленным темпом работы.

Предметно-развивающая

среда

организована

так,

чтобы

каждый

ребенок

имел

возможность

свободно

заниматься

любимым

делом.

Для

сенсорного

развития

изготовлены

и

подобраны

различные

пособия:

для

мелкой

моторики

с

липучками,

пуговицами,

кнопками,

игры-шнуровки,

игры

на

развитие

тактильных

и

зрительных

ощущений (домик с замочками, с креплениями), используются различные музыкальные и

шумовые

игрушки.

Также

в

детском

саду

«Солнышко»

дети

посещают

сенсорную

комнату,

которая

оснащена

сухим

бассейном,

тактильной

панелью,

тактильными

ячейками, сенсорными тропами, мягкими пуфами.

Учитывая наличие в детском саду детей с двигательными нарушениями, группы

оснащены

мягкими

модулями,

мягкой

игровой

мебелью,

спортивный

зал

оснащен

резиновыми валиками, ребристыми массажными кочками, массажными мячами.

Для

развития

познавательной

активности

детей

используются

разнообразные

дидактические материалы, включающие в себя иллюстративный материал, развивающие

задания

различной

степени

сложности,

разрезные

картинки,

разработана

система

дидактических игр по основным лексическим темам.

Продолжается

работа

по

расширению

социального

общения

детей

через

привлечение

к

участию

в

различных

мероприятиях:

дети

принимают

участие

в

театральных постановках, в различных праздниках, акциях детского сада «Солнышко»,

конкурсах

институционального

уровня,

районного

уровня

«Я

-

автор»

и

занимают

призовые места.

Для

обеспечения

психолого-педагогического

сопровождения

детей

со

статусом

«ребенок

инвалид»

необходима

не

единовременная

помощь,

а

долговременная

5

поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор

варианта решения его актуальных проблем.

Для

создания

благоприятных

условий

включения детей

с

ограниченными

возможностями здоровья в социальное пространство, наши педагоги создают ситуации

успеха в различных видах детской деятельности, используют технологию обеспечения

социально-психологического

благополучия

ребенка

обеспечение

эмоциональной

комфортности

и

хорошего

психологического

самочувствия

в

процессе

общения

со

сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.

При выборе форм повышения квалификации, наши педагоги и специалисты отдают

предпочтение так называемым «активным методам обучения», поэтому психологической

службой детского сада «Солнышко» проводятся ежемесячные тренинги, семинары –

практикумы, лектории и индивидуальные консультации по работе с особыми детьми,

например,

«Дети

дождя

(проблемы

аутичных

детей)».

Такие

формы

повышения

квалификации

строятся,

в

основном,

на

диалоге,

предполагающем

свободный

обмен

мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельном овладении

знаниями в процессе активной познавательной деятельности.

Полученные знания педагоги внедряют в свою педагогическую деятельность, с целью

получения наилучшего результата.

Эффективность

работы

зависит

и

возможна

лишь,

при

условии

активной,

заинтересованной позиции родителей и педагогов.

Основные задачи работы с родителями наш коллектив выделил:

создание

благоприятных

условий

для

повышения

педагогической

и

психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей;

вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в совместных

мероприятиях.

Для

выполнения

поставленных

задач,

педагоги

и

специалисты,

работающие

с

дошкольниками

со

статусом

«ребенок

инвалид»,

осуществляют

консультативную

поддержку родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, разрабатывают и

доводят

до

их

сведения

успехи

детей,

рабочие

программы

составляются

на

основе

пожеланий

родителей,

методические

рекомендации,

советы

специалистов

в

области

дошкольной

психологии

и

педагогики

по

организации

детской

деятельности

дома.

6

Консультирование

осуществляют

через

родительские

стенды,

папки–передвижки,

индивидуальные беседы, родительские собрания.

Ежедневное информирование родителей о ходе образовательного процесса через

выставки

детского

творчества,

информационные

стенды,

приглашения

родителей

на

праздники,

на

дни

открытых

дверей,

индивидуальные

консультации,

родительские

собрания

способствует

налаживанию

доброжелательного

отношения

с

родителями,

знакомству с семьями воспитанников, сферой их деятельности, увлечениями, интересами,

знакомству родителей между собой.

Так,

например,

в

ноябре

2015

года,

родители

совместно

с

детьми

принимали

участие в выставке творческих работ «Мой ребенок в лучах Солнца», который проходил в

рамках проекта «Калейдоскоп настроений!».

В

результате

психолого

-

педагогического

сопровождения

детей

со

статусом

ребенок-инвалид

специалистами

образовательного

учреждения

можно

отметить

следующие

положительные

изменения

у

детей

данной

категории

и

родителей,

выявленные в процессе диагностики педагогами, специалистами:

улучшилась мелкая и крупная моторика у детей, повысилась познавательная

активность,

при

объяснении

задания

взрослым,

самостоятельно

начали

выполнять задания, повысилась самооценка, дети стали лучше понимать,

обращенную

к

ним

речь

взрослого,

стали

справляться

с

упражнениями,

требующими

повторений

физических

движений,

по

показанному

способу

действия;

у

родителей

повысилась

психолого-педагогическая

компетентность

в

воспитании и обучении детей.

В связи с этим, можно отметить эффективность психолого – педагогического

сопровождения и сделать вывод: сопровождение ребенка со статусом «ребенок –

инвалид» специалистами образовательного учреждения позволяет детям благополучно

социализироваться

в

группе

детского

сада,

а

также

гармонично

развиваться

в

познавательной и эмоционально-волевой сфере.

Действительно, дети данной категории пускают в свой мир лишь своих. А нам

педагогам, необходимо для каждого ребенка найти свой ключик!

7



В раздел образования