Автор: Дятлова Екатерина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №1 г.о.Звенигород
Населённый пункт: Московская область
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Сергей Есенин "Черемуха"
Раздел: начальное образование
Конспект урока литературного чтения в 3 классе
Учитель начальных классов Дятлова Екатерина Сергеевна МОУ СОШ №1
Тема урока С. А. Есенин «Черемуха»
Цель: знакомство со стихотворением С.А.Есенина «Черемуха»
Задачи: учить чувствовать и понимать образный язык поэтического
произведения; развивать умение высказывать свои мысли; совершенствовать
коллективные формы работы.
Ход урока:
I.
Организационный момент
II.
Актуализация знаний и постановка проблемы
Учитель читает отрывки из стихотворений С.Есенина
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
- Что объединяет эти два отрывка? (зима, природа, С.Есенин)
- Сегодня на уроке мы встретимся с весной. Произойдет путешествие во времени.
Время – это движение. А может ли поэт в своем стихотворении нарисовать картину
природы в движении? (предположения детей)
III.
Повторение биографии С.Есенина
- На уроке вы познакомитесь со стихотворением, которое написал Сергей Есенин.
Ученики рассказывюет о С.А.Есенине
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново
Рязанской области. Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с
двух лет маленький Сережа жил в доме деда. Среди деревенских мальчишек Сережа
слыл драчуном, ходил всегда в царапинах.
А ещё Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на
небо,
на
деревья
и
чувствовать
силу
и
нежность
окружающей
природы.
Своё
восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то
особенно светлы, чисты и мелодичны. Его называли певцом русской природы.
Многие из его стихов стали песнями. Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет. Первое
опубликованное
стихотворение
было
стихотворение
«Берёза».
В
21
год
вышла
первая книга стихов, называлась «Радуница». Он становится популярным поэтом
того времени.
Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, всего 30 лет. А село
Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.
IV.
Работа над стихотворением С.Есенина «Черемуха»
- Я обещала встречу с весной. - Весна...
- Какие картины природы возникают у вас в памяти?
- С приходом весны происходят самые настоящие чудеса. Особенно чудесны
перемены в жизни деревьев. Познакомимся со стихотворением «Черемуха». (Слайд
10)
- О чем будет стихотворение?
-Что
такое
черемуха?
(дерево
с
сильно
пахнущими
цветками
и
темными
терпкими ягодами)
-
Перед
тем
как
мы
начнем
читать
стихотворение,
давайте
познакомимся
с
трудными словами: (Слайд 11)
Роса медвяная - ароматная с запахом меда.
Зелень пряная – с острым ароматным запахом.
- Постарайтесь почувствовать то состояние природы, которое передал поэт.
Учитель читает стихотворение «Черемуха». (Слайд 12)
- Понравилось ли вам стихотворение?
-Какие чувства возникли у вас?
- Какие картины представили себе, слушая стихотворение?
- Какое настроение поэта почувствовали? (Любовь к природе, радость, восторг
от красоты природы, от красоты цветущей черемухи)
- Какие слова выбирает поэт, чтобы мы услышали, как поет ручей?
- Как вы думаете, почему поэт изображает черемуху и ручей как живые?
-
Но
не
только
поэты
изображают
черемуху
в
своих
произведениях,
но
и
художники и композиторы.
- Посмотрите на доску. На ней вы видите картины художников, изобразивших
весну.
- А теперь давайте прослушаем песню «Черемуха» в исполнении Валентины
Толкуновой.
Физминутка
Руки подняли и покачали - это деревья в цвету.
Руки согнули, кисти встряхнули - с них ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.
Весна наступила! Весна наступила!"- радостно дети кричат.
Работа с поэтической лексикой
1. Прочитать стихотворение
2. Найти изобразительно-выразительные средства языка и объяснить их
понимание. (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения)
- Как вы думаете, для чего, с какой целью автор написал это стихотворение?
(Чтобы передать свою радость, привлечь внимание читателя к красоте природы)
- Для образного выражения своих чувств поэт использует эпитеты, метафоры,
сравнения, олицетворения.
– Эпитеты (цвет) – образное художественное определение предмета
Ветки золотистые, серебряный ручей, зелень золотистая
– Эпитеты (свойства + запах)
Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, маленький ручей, волной
гремучею
- Почему о дереве говорится как о цветке?
- Почему «с весною», а не «весною»?
Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим
И ветки золотистые, что кудри завила
- Почему автор использует такое сравнение?
Метафора - это перенос значений на основе сходства.
Роса сползает, зелень сияет в серебре, зелень горит, ручей поет
Олицетворение - это характеристика неодушевленного предмета как живое
существо.
Черемуха, ручей
- Почему автор делает повтор первой строчки? (хочет обратить внимание на
черемуху)
- Сам автор как бы заново всматривается в нее. Давайте и мы присмотримся
внимательнее. (Во второй части черемуха другая «развесившись, стоит», зелень
не в серебре, а в золоте)
- Каким нарисован ручей? Каковы его размеры? Это один и тот же ручей? (В
начале – струится маленький, между корней, а в конце – гремучая волна, обдает
ветки, под кручею)
- Чем объясняются эти изменения? ( Время прошло – черемуха распустилась,
расцвела, и ручей набрался силы)
- В чем загадка этого текста? (изображены две картины, причем разделенные во
времени, картина природы изображена в движении)
- Достаточно одного, нарисованного вами рисунка? (нет)
- Что бы вы нарисовали на втором рисунке? (словесное рисование)
- К какой части стихотворения подходит эта картина? Почему?
- Ученики рисуют черемуху. (Слайд 19)
V.
Итог урока. Домашнее задание
- Удалось вам почувствовать весну?
- Какие слова и выражения С.А.Есенина вам особенно понравились?
- Какую загадку стихотворения мы разгадали?
- Дома выучить стихотворение наизусть.