Напоминание

Сергей Есенин "Черемуха"


Автор: Дятлова Екатерина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №1 г.о.Звенигород
Населённый пункт: Московская область
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Сергей Есенин "Черемуха"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока литературного чтения в 3 классе

Учитель начальных классов Дятлова Екатерина Сергеевна МОУ СОШ №1

Тема урока С. А. Есенин «Черемуха»

Цель: знакомство со стихотворением С.А.Есенина «Черемуха»

Задачи: учить чувствовать и понимать образный язык поэтического

произведения; развивать умение высказывать свои мысли; совершенствовать

коллективные формы работы.

Ход урока:

I.

Организационный момент

II.

Актуализация знаний и постановка проблемы

Учитель читает отрывки из стихотворений С.Есенина

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

- Что объединяет эти два отрывка? (зима, природа, С.Есенин)

- Сегодня на уроке мы встретимся с весной. Произойдет путешествие во времени.

Время – это движение. А может ли поэт в своем стихотворении нарисовать картину

природы в движении? (предположения детей)

III.

Повторение биографии С.Есенина

- На уроке вы познакомитесь со стихотворением, которое написал Сергей Есенин.

Ученики рассказывюет о С.А.Есенине

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново

Рязанской области. Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с

двух лет маленький Сережа жил в доме деда. Среди деревенских мальчишек Сережа

слыл драчуном, ходил всегда в царапинах.

А ещё Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на

небо,

на

деревья

и

чувствовать

силу

и

нежность

окружающей

природы.

Своё

восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то

особенно светлы, чисты и мелодичны. Его называли певцом русской природы.

Многие из его стихов стали песнями. Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет. Первое

опубликованное

стихотворение

было

стихотворение

«Берёза».

В

21

год

вышла

первая книга стихов, называлась «Радуница». Он становится популярным поэтом

того времени.

Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, всего 30 лет. А село

Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.

IV.

Работа над стихотворением С.Есенина «Черемуха»

- Я обещала встречу с весной. - Весна...

- Какие картины природы возникают у вас в памяти?

- С приходом весны происходят самые настоящие чудеса. Особенно чудесны

перемены в жизни деревьев. Познакомимся со стихотворением «Черемуха». (Слайд

10)

- О чем будет стихотворение?

-Что

такое

черемуха?

(дерево

с

сильно

пахнущими

цветками

и

темными

терпкими ягодами)

-

Перед

тем

как

мы

начнем

читать

стихотворение,

давайте

познакомимся

с

трудными словами: (Слайд 11)

Роса медвяная - ароматная с запахом меда.

Зелень пряная – с острым ароматным запахом.

- Постарайтесь почувствовать то состояние природы, которое передал поэт.

Учитель читает стихотворение «Черемуха». (Слайд 12)

- Понравилось ли вам стихотворение?

-Какие чувства возникли у вас?

- Какие картины представили себе, слушая стихотворение?

- Какое настроение поэта почувствовали? (Любовь к природе, радость, восторг

от красоты природы, от красоты цветущей черемухи)

- Какие слова выбирает поэт, чтобы мы услышали, как поет ручей?

- Как вы думаете, почему поэт изображает черемуху и ручей как живые?

-

Но

не

только

поэты

изображают

черемуху

в

своих

произведениях,

но

и

художники и композиторы.

- Посмотрите на доску. На ней вы видите картины художников, изобразивших

весну.

- А теперь давайте прослушаем песню «Черемуха» в исполнении Валентины

Толкуновой.

Физминутка

Руки подняли и покачали - это деревья в цвету.

Руки согнули, кисти встряхнули - с них ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.

Весна наступила! Весна наступила!"- радостно дети кричат.

Работа с поэтической лексикой

1. Прочитать стихотворение

2. Найти изобразительно-выразительные средства языка и объяснить их

понимание. (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения)

- Как вы думаете, для чего, с какой целью автор написал это стихотворение?

(Чтобы передать свою радость, привлечь внимание читателя к красоте природы)

- Для образного выражения своих чувств поэт использует эпитеты, метафоры,

сравнения, олицетворения.

– Эпитеты (цвет) – образное художественное определение предмета

Ветки золотистые, серебряный ручей, зелень золотистая

– Эпитеты (свойства + запах)

Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, маленький ручей, волной

гремучею

- Почему о дереве говорится как о цветке?

- Почему «с весною», а не «весною»?

Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим

И ветки золотистые, что кудри завила

- Почему автор использует такое сравнение?

Метафора - это перенос значений на основе сходства.

Роса сползает, зелень сияет в серебре, зелень горит, ручей поет

Олицетворение - это характеристика неодушевленного предмета как живое

существо.

Черемуха, ручей

- Почему автор делает повтор первой строчки? (хочет обратить внимание на

черемуху)

- Сам автор как бы заново всматривается в нее. Давайте и мы присмотримся

внимательнее. (Во второй части черемуха другая «развесившись, стоит», зелень

не в серебре, а в золоте)

- Каким нарисован ручей? Каковы его размеры? Это один и тот же ручей? (В

начале – струится маленький, между корней, а в конце – гремучая волна, обдает

ветки, под кручею)

- Чем объясняются эти изменения? ( Время прошло – черемуха распустилась,

расцвела, и ручей набрался силы)

- В чем загадка этого текста? (изображены две картины, причем разделенные во

времени, картина природы изображена в движении)

- Достаточно одного, нарисованного вами рисунка? (нет)

- Что бы вы нарисовали на втором рисунке? (словесное рисование)

- К какой части стихотворения подходит эта картина? Почему?

- Ученики рисуют черемуху. (Слайд 19)

V.

Итог урока. Домашнее задание

- Удалось вам почувствовать весну?

- Какие слова и выражения С.А.Есенина вам особенно понравились?

- Какую загадку стихотворения мы разгадали?

- Дома выучить стихотворение наизусть.



В раздел образования