Автор: Хисматуллина Дарья Алексеевна
Должность: преподаватель по классу вокала
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств имени С. Сайдашева" Высокогорского района РТ
Населённый пункт: Высокогорский район, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности методики обучения вокальному искусству"
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО «Школа искусств имени С. Сайдашева» Высокогорского района РТ
Методическая публикация на тему:
«Особенности методики обучения вокальному искусству»
Автор: Хисматуллина Д.А. – преподаватель по классу вокала
2018 год
Что такое вокальное искусство сегодня? В этом смысле характерно
высказывание
нашего
выдающегося
соотечественника
Сергея
Яковлевича
Лемешева: «Выйдет на сцену человек, и думаешь: «Ах, какой чудный голос»!
Но вот он спел два-три романса, и становится скучно! Почему? Да потому,
что нет в нем внутреннего света, сам человек неинтересен, не талантлив, а
только Бог вложил ему голос. А бывает наоборот: голос у артиста вроде бы и
посредственный, но вот он что-то такое произнес по-особому, по-своему, и
знакомый романс вдруг засверкал, заискрился новыми интонациями. Такого
певца слушаешь с удовольствием, потому что ему есть что сказать. Это
главное». Изучая биографии знаменитых певцов, можно заметить, что многие
из
них
соприкоснулись
с
вокальным
искусством
уже
в
раннем
детстве.
Некоторые росли в семьях профессиональных певцов, их детство проходило
в театре и естественно то, что они начинали петь в раннем возрасте и
совершенствовались дальше под руководством родителей. Родители других
просто были любителями пения, музыка органично вплеталась в их жизнь - и
это передавалось детям, которые получали свой первый певческий опыт,
подражая родителям, подпевая им. Раннее музыкальное образование детей
всегда благотворно влияло на их психику и культурный уровень. В частности,
пение
-
одно
из
самых
доступных
и
понятных
для
ребенка
видов
музыкального
искусства.
Те
музыкальные
впечатления,
которые
получит
ребенок на своих первых занятиях, могут остаться с ним на всю жизнь.
Поэтому надо, чтобы они были яркими, запоминающимися, радостными и,
что немаловажно, правильными по содержанию. Конечно, все дети обладают
разными
музыкальными
способностями,
а
также
разными
голосовыми
и
психофизиологическими данными. В зависимости от этого, обучение пению
может быть коллективным - ансамбль, и индивидуальным - занятия сольным
пением. Издавна самым массовым и любимым искусством было пение. Песня
–
ценное
средство
нравственно-эстетического
воспитания,
благодаря
единству музыкального и литературного текста. В последнее десятилетие
особенно
популярно
-
эстрадное
искусство.
Вокал
происходит
от
итальянского слова «воче» - голос. Понятие эстрадного вокала связывают с
легкой и доступной к пониманию музыкой. Это эстрадное пение, которое
сочетает в себе множество песенных направлений, а именно: поп, рок, соул,
R&B, рэп, хип хоп и другие направления эстрадной музыки. Первый этап
любого урока вокала, в том числе и эстрадного,- это постановка дыхания и
постановка голоса. На следующем этапе в работу добавляется микрофон и
пение под минус или живое сопровождение. В программе обучения запись
песен на диски для того, чтобы дети могли услышать себя со стороны, а так
же иметь результаты своих стараний. Эстрадный вокал обычно по своему
звучанию
определяют
как
нечто
среднее
между
академическим
(или
классическим) вокалом и народным вокалом. Главное же отличие эстрадного
вокала от академического и народного состоит в целях и задачах вокалиста.
Детское вокальное развитие начинается с постановки дикции и дыхания,
поскольку слова являются одной из значимых составляющих хорошей песни.
Дело в том, что академические и народные певцы всегда работают в рамках
определенного
канона
или
регламентированного
звучания
и
для
них
отклоняться от нормы не принято. Задача эстрадного пения заключается в
поиске своего оригинального звука, своей собственной характерной, легко
узнаваемой манеры поведения, а также сценического образа. Следовательно,
основной особенностью эстрадного вокала являются поиск и формирование
своего
неповторимого,
уникального
голоса
вокалиста.
Во
время
уроков
вокала голос постепенно приобретает свой естественный, индивидуальный
тембр
звучания,
становится
ярче,
смягчается.
Запись
голоса
-
это
неотъемлемая
часть
работы
над
ошибками,
совершенствование
исполнительского и вокального мастерства. Весь процесс занятий подчинен
только творческим интересам детей.