Напоминание

культура речи на уроках математики


Автор: Баранова Татьяна Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 3"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: методическая разработка
Тема: культура речи на уроках математики
Раздел: полное образование





Назад




Цикл уроков « Культура речи на уроках математики» 11 класс Тема урока: «Свойства логарифмов» Учитель: ребята, вы знаете понятие логарифма положительного числа по положительному отличному от 1 основанию, изучили логарифмическую функцию и её свойства. Но чтобы успешно использовать на практике операцию логарифмирования, надо познакомиться со свойствами этой операции. Итак, цель урока: познакомиться со свойствами логарифма. Урок проходит под девизом: «говори правильно на уроках математики» Ребята, вам предлагается на экране несколько математических выражений, которые необходимо правильно произносить. Ваша задача – прописать на листочках данные выражения словами. Правильность будут проверять эксперты – две ваши одноклассницы. а 3 22 , 2а· sinх, (a+b) 3 , log 4 64, 10 lg 1,2 , log 3 27 – 5 -1 Пока работают эксперты, послушайте одноклассников, которые расскажут вам, что же такое «культура речи»: 1-й ученик. Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Культура речи как наука о языке может и должна помочь нам овладеть нормами литературного языка. 2-й ученик. Культура речи включает в себя: (на экране) - нормативность речи (соблюдение действующих норм ударения, произношения, словоупотребления, стилистики, морфологии, словообразования, синтаксиса); - речевое мастерство (умение найти точное по значению, доходчивое, выразительное, стилистически уместное языковое средство, слово, фразеологическую, синтаксическую конструкцию выражения мысли) 3-й ученик. Если человек не допускает ошибок при произношении, в употреблении форм слов, в их образовании, в построении предложения, его речь мы называем правильной. Однако, этого мало. Понятие хорошей речи содержит 3 признака: ( на экране) - богатство - точность - выразительность 1-й ученик. Показателями богатой речи являются большой объём активного словаря, разнообразие используемых морфологических форм и синтаксических конструкций.
2-й ученик. Точность речи – это выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основную мысль. 3-й ученик. Выразительность создаётся с помощью отбора языковых средств, в наибольшей мере соответствующих условиям и задачам общения. Учитель русского языка: Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас. Для этого надо следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок. Надо постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника. Слово экспертам. Девочки проверили ваши записи. Правильный вариант записи математических выражений вы видите на экране. А теперь, ребята, найдите значения выражений: log 6 12 + log 6 3; log 2 15 - log 2 30. Вы видите, что знаний ваших не хватает выполнить задание. Сейчас два ваших одноклассника докажут теоремы о логарифме произведения и логарифме частного (доказательства выполняются на доске). После этого ученики применяют свойства логарифмов к заданиям из учебника. Ещё раз предоставляется слово экспертам. Они весь урок следили за правильностью речи учеников. Домашнее задание. Итог урока. Учитель: в заключении я прочитаю стих, который сочинила выпускница нашей школы, когда училась в 10 классе: Наука математика мне очень интересна. Там косину, там синус. Всё это мне известно. Татьяна Николаевна зовёт меня к доске. Я двигаюсь уверенно, ничуть я не в тоске. Пишу ответ я правильно и получаю 5! Спешу скорей в тетрадку я всё переписать. Поверь, на математике не скучно никогда. Так было, есть и, думаю, что будет так всегда. Ведь там, на математике, нам некогда скучать, А нужно лишь примерчиков побольше нарешать. Ведь знай, что математика нужна тебе везде. И встретишь ты не раз ещё её в своей судьбе. Разработка учителя математики МБОУ «Лицей №3» г. Владивостока Барановой Татьяны Николаевны


В раздел образования