Автор: Щербакова Ксения Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ 92
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Методика подготовки учащихся пятого класса к написанию сочинения по русскому языку на заданную тему"
Раздел: среднее образование
Методика подготовки учащихся пятого класса к написанию сочинения на
заданную тему по русскому языку
Одним
из
видов
обязательных
творческих
работ
в
среднем
звене
общеобразовательной
средней
школы
является
сочинение.
Школьное
сочинение представляет собой вид письменной работы, в которой ученик
излагает свои мысли, чувства и впечатления, рассуждает на определенную
тему.
Различают
сочинения
повествовательного
характера,
сочинения,
направленные
на
описание
предметов,
животных,
сочинения-рассказы
о
случаях
из
жизни,
сочинения
по
жанровой
картине,
а
также
сочинения-
рассуждения.
К
какому
бы
типу
ни
относилось
сочинение,
которое
планируется
к
написанию, необходима тщательная подготовка учащихся в рамках общего
информирования
по
структуре
и
объему
предстоящей
работы,
а
также
смысловая и содержательная поддержка. Следует предполагать, что учащиеся
на момент начала обучения в пятом классе имеют определенные навыки в
отношении написания творческой работы рассматриваемого нами характера.
Но все же необходимо четко озвучить и определить, что такое сочинение и
заявить о том, какая тема вынесена во главу угла.
Обратимся к структурным характеристикам сочинений трех видов: описания,
рассуждения
и
повествования. Что же являет собой сочинение-описание?
Описать - значит указать, раскрыть какие-то важные признаки, характерные
черты, особенности, по которым мы можем узнать или представить предмет
описания.
План работы над сочинением-описанием
1. Во введении обозначьте объект описания: кто это или что это, почему о
нём
пойдет
речь.
Если
это
единичный
предмет,
назовите
его
основную
функцию или роль в среде его существования. Если объект – это явление или
ситуация, то во введении можно написать, с чем они ассоциируются или чем
интересны в первую очередь.
2. Подумайте, что именно привлекает внимание к объекту, что делает его
узнаваемым. Это могут быть его качественные характеристики или действия,
которые в нём или с ним происходят.
3.
В
соответствии
с
выявлением
этой
характеристики
используйте в
основной
части сочинения
для
опис ания
объект а
о ц е н оч н ы е
прилагательные,
наречия,
образные
выражения, глаголы
вневременного
значения,
которые
характеризуют
состояния
объекта
в
разные
периоды
времени. Также используйте вышеназванные прилагательные и глаголы в
сравнительных конструкциях и сложных предложениях.
4.
Сначала
опишите
самые
существенные
признаки
и
характеристики
объекта, чтобы он стал узнаваемым, а затем приступайте к подробностям и
мелочам,
дополняющим
образ,
используйте
оригинальные
определения
и
сравнения.
5. Завершая описание, опишите объект краткой ёмкой фразой – обозначьте,
какой
результат
создают
названные
вами
признаки
и
какое
это
имеет
значение.
Сочинение-повествование –
это
рассказ
о
событиях,
происшествиях,
действиях.
План сочинения-повествования
1 .
В с т у п л е н и е
( м е с т о
в р е м я
д е й с т в и я ) .
2 .
Н а ч а л о
д е й с т в и я ,
е г о
р а з в и т и е
–
з а в я з к а .
3.
Кульминация
действия
(самый
напряженный
момент
сюжета).
4 .
Р а з в я з к а .
5. Заключение.
Как работать над рассказом
1 .
В ы бе р и т е
с о б ы т и е ,
о
кото р ом
в ы
буд е т е
р а с с к а з ы в а т ь .
2. Сформулируйте тему и основную идею будущего рассказа, озаглавьте его.
3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его
и з
д р у г и х
и с т о ч н и к о в .
4.
Составьте
план,
указав
в
нем
вступление,
завязку,
кульминацию,
заключение.
5. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики),
элементы
описания
(возможно,
рассуждения),
причем
так,
чтобы
они
помогали
полнее
представить
ход
событий
и
характеры
персонажей,
о
которых Вы пишете.
Сочинение-рассуждение
-
это
вид
работы,
в
которой
последовательно
изложены мысли автора по поводу определенной ситуации, предмета или
явления, сделан четкий вывод.
Схема сочинения-рассуждения
1. Вступление.
2. Тезис.
3. Аргументы: доводы, доказательства, объяснения, обоснования; примеры,
случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, утверждения, цитаты…
4. Вывод.
Четко определив тип работы, то есть вид требуемого текста, необходимо
направить учащихся в русло заданной темы. Составление ассоциативного
ряда, подбор синонимов, вводных слов и выражений, а также напоминание о
возможности использования различных фигур речи, таких как красочные
эпитеты и яркие сравнения.
На
заключительном
этапе
подготовки
учитель
должен
задать
несколько
наводящих вопросов, которые помогут ученикам продумать предстоящую
работу,
четко
структурировать
ее
сначала
устно,
а
затем
письменно.
Например, если речь идет о сочинении-рассуждении, то вопросы могут быть
следующими:
1.
Как вы начнёте свое сочинение?
2.
Какие аргументы вы приведете для доказательства вашего тезиса?
3.
Каким будет ваш вывод?
Таким образом, следуя данным рекомендациям, можно быть уверенным в
том,
что
сочинение
будет
написано
на
достаточно
высоком
уровне,
а
в
последующем
учащиеся,
получившие
определенные
навыки
в
написании
творческих
работ,
смогут
и
дальше
совершенствоваться
в
данном
направлении.