Напоминание

"Методика подготовки учащихся пятого класса к написанию сочинения по русскому языку на заданную тему"


Автор: Щербакова Ксения Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ 92
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Методика подготовки учащихся пятого класса к написанию сочинения по русскому языку на заданную тему"
Раздел: среднее образование





Назад




Методика подготовки учащихся пятого класса к написанию сочинения на

заданную тему по русскому языку

Одним

из

видов

обязательных

творческих

работ

в

среднем

звене

общеобразовательной

средней

школы

является

сочинение.

Школьное

сочинение представляет собой вид письменной работы, в которой ученик

излагает свои мысли, чувства и впечатления, рассуждает на определенную

тему.

Различают

сочинения

повествовательного

характера,

сочинения,

направленные

на

описание

предметов,

животных,

сочинения-рассказы

о

случаях

из

жизни,

сочинения

по

жанровой

картине,

а

также

сочинения-

рассуждения.

К

какому

бы

типу

ни

относилось

сочинение,

которое

планируется

к

написанию, необходима тщательная подготовка учащихся в рамках общего

информирования

по

структуре

и

объему

предстоящей

работы,

а

также

смысловая и содержательная поддержка. Следует предполагать, что учащиеся

на момент начала обучения в пятом классе имеют определенные навыки в

отношении написания творческой работы рассматриваемого нами характера.

Но все же необходимо четко озвучить и определить, что такое сочинение и

заявить о том, какая тема вынесена во главу угла.

Обратимся к структурным характеристикам сочинений трех видов: описания,

рассуждения

и

повествования. Что же являет собой сочинение-описание?

Описать - значит указать, раскрыть какие-то важные признаки, характерные

черты, особенности, по которым мы можем узнать или представить предмет

описания.

План работы над сочинением-описанием

1. Во введении обозначьте объект описания: кто это или что это, почему о

нём

пойдет

речь.

Если

это

единичный

предмет,

назовите

его

основную

функцию или роль в среде его существования. Если объект – это явление или

ситуация, то во введении можно написать, с чем они ассоциируются или чем

интересны в первую очередь.

2. Подумайте, что именно привлекает внимание к объекту, что делает его

узнаваемым. Это могут быть его качественные характеристики или действия,

которые в нём или с ним происходят.

3.

В

соответствии

с

выявлением

этой

характеристики

используйте в

основной

части сочинения

для

опис ания

объект а

о ц е н оч н ы е

прилагательные,

наречия,

образные

выражения, глаголы

вневременного

значения,

которые

характеризуют

состояния

объекта

в

разные

периоды

времени. Также используйте вышеназванные прилагательные и глаголы в

сравнительных конструкциях и сложных предложениях.

4.

Сначала

опишите

самые

существенные

признаки

и

характеристики

объекта, чтобы он стал узнаваемым, а затем приступайте к подробностям и

мелочам,

дополняющим

образ,

используйте

оригинальные

определения

и

сравнения.

5. Завершая описание, опишите объект краткой ёмкой фразой – обозначьте,

какой

результат

создают

названные

вами

признаки

и

какое

это

имеет

значение.

Сочинение-повествование –

это

рассказ

о

событиях,

происшествиях,

действиях.

План сочинения-повествования

1 .

В с т у п л е н и е

( м е с т о

в р е м я

д е й с т в и я ) .

2 .

Н а ч а л о

д е й с т в и я ,

е г о

р а з в и т и е

з а в я з к а .

3.

Кульминация

действия

(самый

напряженный

момент

сюжета).

4 .

Р а з в я з к а .

5. Заключение.

Как работать над рассказом

1 .

В ы бе р и т е

с о б ы т и е ,

о

кото р ом

в ы

буд е т е

р а с с к а з ы в а т ь .

2. Сформулируйте тему и основную идею будущего рассказа, озаглавьте его.

3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его

и з

д р у г и х

и с т о ч н и к о в .

4.

Составьте

план,

указав

в

нем

вступление,

завязку,

кульминацию,

заключение.

5. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики),

элементы

описания

(возможно,

рассуждения),

причем

так,

чтобы

они

помогали

полнее

представить

ход

событий

и

характеры

персонажей,

о

которых Вы пишете.

Сочинение-рассуждение

-

это

вид

работы,

в

которой

последовательно

изложены мысли автора по поводу определенной ситуации, предмета или

явления, сделан четкий вывод.

Схема сочинения-рассуждения

1. Вступление.

2. Тезис.

3. Аргументы: доводы, доказательства, объяснения, обоснования; примеры,

случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, утверждения, цитаты…

4. Вывод.

Четко определив тип работы, то есть вид требуемого текста, необходимо

направить учащихся в русло заданной темы. Составление ассоциативного

ряда, подбор синонимов, вводных слов и выражений, а также напоминание о

возможности использования различных фигур речи, таких как красочные

эпитеты и яркие сравнения.

На

заключительном

этапе

подготовки

учитель

должен

задать

несколько

наводящих вопросов, которые помогут ученикам продумать предстоящую

работу,

четко

структурировать

ее

сначала

устно,

а

затем

письменно.

Например, если речь идет о сочинении-рассуждении, то вопросы могут быть

следующими:

1.

Как вы начнёте свое сочинение?

2.

Какие аргументы вы приведете для доказательства вашего тезиса?

3.

Каким будет ваш вывод?

Таким образом, следуя данным рекомендациям, можно быть уверенным в

том,

что

сочинение

будет

написано

на

достаточно

высоком

уровне,

а

в

последующем

учащиеся,

получившие

определенные

навыки

в

написании

творческих

работ,

смогут

и

дальше

совершенствоваться

в

данном

направлении.



В раздел образования