Напоминание

"Азбука безопасности"


Автор: Палий Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад № 4"
Населённый пункт: город Волхов, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Азбука безопасности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

« Детский сад № 4 комбинированного вида» г.Волхов

СОГЛАСОВАНА:

на заседании педагогического совета

протокол от_______________№ ____

УТВЕРЖДЕНА:

Приказом МДОБУ

« Детский сад №4»

от _______ № __

Дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

« Азбука безопасности»

Срок реализации образовательной программы 2 года

Разработчик:

Палий Ольга Алексеевна

воспитатель высшей

категории

г.Волхов

2018 г.

1

СОДЕРЖАНИЕ

№/п

Раздел

Стр.

1

Пояснительная записка

3

2

Учебный план

5

3

Содержание курса

5

4

Организационно-педагогические условия

реализации программы

8

5

Планируемые результаты и система оценки

результатов освоения программы

9

6

Список используемой литературы

12

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Д о п о л н и т е л ь н а я

о б щ е р а з в и в а ю щ а я

п р о г р а м м а социально-

педагогической

направленности

«Азбука

безопасности»

разработана

на

основе:

Федерального

закона

от

29

декабря

2012

года

273-ФЗ

«Об

образовании в Российской Федерации»; Концепции развития дополнительного

образования детей ,утвержденной Распоряжением Правительства Российской

Федерации

от

04

сентября

2014

года

1726-р;Приказа

Министерства

образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

При разработке дополнительной общеразвивающей программы социально-

педагогической направленности «Азбука безопасности» была использована

методическая литература данной направленности.

Программа реализуется в дошкольном образовательном учреждении и

направлена на создание специальных условий для художественного развития

детей дошкольного возраста.

Цель:

формирование основы безопасного поведения дошкольников, умение

помочь себе и окружающим.

Задачи:

1.

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего

мира природы ситуациях и способах поведения в них.

2.

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира

природы поведения.

3.

Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в

качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

4.

Закрепить

знания

детей

о

здоровом

образе

жизни,

способствовать

осознанию понятия «здоровый образ жизни»;

5.Способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-

дошкольника.

3

6.

Развивать

умения

и

навыки

творческой

деятельности

у

старших

дошкольников в процессе занятий продуктивными видами деятельности.

Актуальность дополнительной

общеразвивающей

программы

социально-

педагогической направленности «Азбука безопасности» обусловлена тем,

что

современные

требованиях

к

образованию

предусматривают

необходимость

сконцентрировать свое внимание на соблюдении правил дорожного движения

и культуры личной безопасности. Научить детей ориентироваться в сложной

обстановке современного мира, развить в них естественную потребность в

безопасном

образе

жизни,

сформировать

позитивное

отношение

к

действительности – основная задача.

Практические занятия помогают

развивать

личностно-

волевую

сферу

ребенка,

способствуют

успешной

адаптации в социуме.

Н о в и з н а дополнительной

общеразвивающей

программы

социально-

педагогической направленности «Азбука безопасности» заключается в том,

что

на протяжении всего времени обучения детям дается максимально-общее

представление

об

опасных

ситуациях

и

правилах

поведения.

Ребенок

не

просто учит правила собственной безопасности, но и учится ориентироваться

в

сложной

обстановке,

справляться

с

ситуацией.

Новый

материал

отрабатывается

через

практические

действия

поведения

в

нестандартных,

неожиданных

обстоятельствах.

Дети

являются

активными

участниками

учебно-воспитательного

процесса,

т.к.

все

задания,

которые

предлагаются

детям, так или иначе, предполагают вовлечение ребёнка в действие.

Возраст

обучающихся,

н а

ко т о р ы й

р а с сч и т а н а

дополнительная

общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности 5-

7 лет.

Минимальный

возраст

детей

для

зачисления

на

обучение

п о

образовательной программе -5 лет.

Сроки реализации программы два года.

4

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1 год обучения

Тема

Количество часов

Ребёнок на улице города.

8

Ребёнок и другие люди.

6

Ребёнок один дома.

8

Эмоциональное благополучие ребёнка и

здоровье ребенка

8

Ребёнок и природа.

6

ИТОГО

36

2 год обучения

Тема

Количество часов

Ребёнок на улице города.

8

Ребёнок и другие люди.

6

Ребёнок один дома.

8

Эмоциональное благополучие ребёнка и

здоровье ребенка

8

Ребёнок и природа.

6

ИТОГО

36

III. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

5

1 год обучения

Месяц

Тема

Количество

занятий

Сентябрь

Вводная беседа по вопросам охраны и безопасности

жизнедеятельности. «Вот эта улица, вот этот дом».

Сюжетно-ролевая

игра

«Улица».

Экскурсия

наблюдение

«Мчатся

по

улице

автомобили».

Моделирование ситуации «Безопасный маршрут в

спортивную школу».

* Рисование «Машины нашего города»

4

Октябрь

«Твои помощники на дороге». Просмотр

презентации по правилам дорожного движения.

«Дорожные знаки».

Дидактическая

игра

«Дорожные

знаки».

Беседа

«Мы

пасс ажиры»

(правила

повед ения

в

общественном транспорте). Викторина по ПДД.

* Аппликация «Светофор»

4

Ноябрь

Внешность человека может быть обманчива».

Дидактическая игра «Фоторобот». «Встреча с

незнакомцем». Обсуждение сказки Т.А.

Шорыгиной «Лиса в заячьей шкуре».

Моделирование ситуаций: «Ты потерялся»,

«Старшие дети зовут на крышу/подвал». Минутка

безопасности «Обучение поведению в

экстремальных ситуациях, в быту»(тел.

01,02,03,04)

*Рисование «Мой двор»

4

Декабрь

«

Огонь – друг или враг?». «Пожарный – герой, он с

огнем

вступает

в

бой».

Сюжетно-ролевая

игра

«Пожарные

спешат

на

помощь».

Минут а

безопасности

«Осторожно,

огонь»

правилах

пожарной безопасности и правилах поведения при

пожаре).

«Пусть

елка

новогодняя

нам

радость

принесет!».

Пословицы,

поговорки,

загадки

по

теме.

* Аппликация «Пожарная машина»

4

Январь

«Один дома». «В мире опасных предметов». «А у

нас дома газ». «Ток бежит по проводам». Просмотр

презентации «Электробытовые приборы».

* Рисование (раскраски) «Бытовые приборы»

4

Февраль

«Небезопасные

зимние

забавы».

Просмотр

презентации

«Правила

поведения

на

зимней

прогулке».

Моделирование

ситуации

«У

меня

зазвонил

телефон:

друг,

незнакомый

взрослый».

4

6

«Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой»

«Лифт, лестница, балкон – источники опасности».

* Рисование «Зимние забавы»

Март

«Врачи – наши друзья». Обучение оказанию первой

медицинской

помощи.

«Изучаем

свой

организм».

Игра «Собери человека» «Чтобы быть здоровым».

Моделирование

ситуации

«Ты

поранился».

«Запомните, детки, таблетки – не конфетки»

4

Апрель

«Психологическая безопасность» «Ребята, давайте

жить дружно!» «Я не трус, но я боюсь» «И

хорошее настроение не покинет больше вас!»

Д/И «Путешествие в мир эмоций»

* Рисование «Веселый- грустный»

4

Май

Беседа «Опасные растения». Дидактическая игра

«Отгадай растение» (по запаху). Беседа

«Маленький, да удаленький» (опасные насекомые и

помощь при их укусах). Моделирование ситуации

«Собака – друг?». Минутка безопасности «Чтобы

избежать беды, в воду здесь не заходи».

* Лепка «Грибы в корзине»

4

ИТОГО

36

2 год обучения

Месяц

Тема

Количеств

о занятий

Сентябрь

Беседа «Лето прибавило нам здоровья. «Посмотри

налево, посмотри направо». Сюжетно-ролевая игра

«Улица». Беседа «Пора не пора – не ходи со двора».

Моделирование

ситуации

«Безопасный

маршрут

в

детский сад».

* Рисование «Картинки о лете»

4

Октябрь

«Дорожные знаки - помощники». Просмотр

презентации по правилам дорожного движения.

«Запрещающие дорожные знаки».Дидактическая

игра «Дорожные знаки». Беседа «Мы пассажиры»

(правила поведения в общественном транспорте).

Викторина по ПДД «Что? Где? Когда?»

* Продуктивная деятельность «Рисуем дорожные

знаки»

4

Ноябрь

«Несоответствие

приятной

внешности

и

добрых

намерений».

Чтение

х/л:

«Золушка»,

«Сказка

о

мертвой

царевне

и

о

7

богатырях».

«Правила

поведения

с

незнакомыми

людьми».

Беседа:

«Ты

потерялся».

Чтение

С.

Михалков

«Дядя

Степа

4

7

милиционер».

Ситуация

«Опасное

предложение:

пойти в кино, в магазин, в кафе».

* Рисование (в раскрасках) «Полицейский на посту»

Декабрь

«Кухня – не место для игр». Раскраски по пожарной

безопасности. «Пожар в квартире» (правила

поведения во время пожара). «Детские шалости с

огнем» (обучение детей мерам пожарной

безопасности). «Елочные огоньки: как правильно

украшать елку». Пословицы, поговорки, загадки по

теме.

* Аппликация «Новогодняя красавица»

4

Январь

«Опасности вокруг нас: дома и в детском саду». Д/И

«Правильно

ли

это?».

Ситуация

«Гуляю

один».

Игровой

тренинг

«Помогите!».

Моделирование

ситуации

«Если

чужой

приходит

в

д ом » .

«Осторожно

электроприборы!».

Д/И

«Угадай

электроприбор».

4

Февраль

Безопасность

в

зимний

период

«Особенности

движения по скользкой дороге». Беседа «Мы едем в

автобусе

с

незнакомыми

людьми».

Обыгрывание

ситуаций. «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек

океан!». КВН «Моя безопасность»

4

Март

Беседа «Кто заботится о нашем здоровье» (экскурсия

в

медкабинет

д/с).

«Как

стать

Неболейкой:

профилактика

заболеваний».

Чтение

С.

Михалков

«Про

Мимозу»,

А.

Анпилов

«Зубки

заболели».

«Изучаем свой организм» (правила оказания первой

помощи при колотой ране). «Витамины и здоровье».

Д/И «Где живут витамины?»

* Рисование «Наша медсестра»

4

Апрель

Беседа

«Безопасные

игры

во

дворе».

Беседа

«Конфликты между детьми». Беседа «Режим дня и

мое настроение». Игра – драматизация «Опасный

сундучок»

4

Май

Беседа «Путешествие в лес» (съедобные и

несъедобные грибы, ядовитые и лекарственные

растения, правила поведения в лесу). Беседа

«Встреча с насекомыми» (опасные насекомые и

помощь при их укусах). Беседа «Бездомные

животные». Беседа «Солнце, воздух и вода – мои

лучшие друзья?!» (правила безопасного закаливания

и поведения на воде)

* Аппликация «Грибок, полезай-ка в кузовок»

4

8

ИТОГО

36

IV. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Форма обучения : очная.

Формы организации : групповая

Наполняемость, объединения: вся группа

Продолжительность одного занятия 25 минут( первый год обучения) ;

30 минут (второй год обучения).

Объём нагрузки в неделю -1 раз в неделю.

Средства обучения:

Перечень оборудования (инструменты, материалы и приспособления)

Наименование оборудования

Количество

1.

Раскраски-листы по темам

На каждого

ребенка

2. Цветные карандаши, фломастеры

На каждого

ребёнка

3. Альбомные листы

На каждого

ребёнка

4. Цветная бумага, ножницы, клей

На каждого

ребёнка

Перечень технических средств обучения

Наименование технических средств обучения

Количество

1.Магнитофон

1шт

2. Видеопроектор.

1шт

3. Интерактивная доска

1 шт.

9

4. Ноутбук

1 шт..

Перечень учебно - методических материалов

Наименование учебно- методических материалов

Количество

Плакаты по темам

5 шт

С. Вохринцева. «Пожарная безопасность» .

методическое пособие с дидактическим материалом.

1 комплект

Развивающая игра «Учим дорожные знаки»

1 шт.

И.А.

Лыкова,

В.А.

Шипунова

«Опасные

явления

в

природе».

1 комплект

Развивающая игра «Дорожные знаки»

1 шт.

Лото «Дорожные знаки»

1 шт.

Презентации по темам

11 шт.

Видеофильм «Уроки с тетушкой Совой».

V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предполагается, что: к концу 1 года обучения дети :

Изучили правила безопасного поведения в различных ситуациях.

Приобрели знания о правилах безопасного поведения на дороге, дома,

на улице и в природе.

Научились оценивать собственные возможности по преодолению

опасности.

Научились применять меры предосторожности.

Приобрели знания здорового образа жизни.

к концу 2 года обучения дети могут:

10

Применить опыт безопасного поведения в различных ситуациях.

Действовать в различных чрезвычайных ситуациях, используя знания о

правилах безопасного поведения в природе, с незнакомыми людьми.

Оценивать собственные возможности по преодолению опасности.

Применить на практике правила здорового образа жизни.

Система оценки уровня знаний детей.

1.

Ребёнок на улицах города.

Вопросы:

- Что такое улица? Кого называют пешеходом? Кто такие пассажиры?

-Что такое проезжая часть? Где должны ходить пешеходы? Где нужно

переходить дорогу? Что обозначают сигналы светофора?

-Как нужно вести себя в транспорте?

- Кто и как следит за порядком на дороге?

Высокий уровень – ребёнок сам называет правила поведения на дороге,

во

дворе,

в

транспорте;

различает

знаки

пешеходного

перехода.

Рассказывает о профессии регулировщика.

Средний уровень – отвечает на вопросы, затрудняясь.

Низкий уровень – отвечает на вопросы с помощью воспитателя.

2.

Пожарная безопасность.

- Что такое пожар? Что может стать причиной пожара? Что надо сделать,

если возник пожар?

- Назови электроприборы. Какими игрушками можно украшать ёлку?

- Как нужно вести себя на кухне?

- Кто такой пожарник? Для чего нужна эта профессия?

Высокий уровень – ребёнок сам рассказывает, какими электроприборами

запрещено

детям

пользоваться

и

почему;

что

нужно

делать,

если

случился пожар. Рассказывает о профессии пожарника.

Средний уровень – называет электроприборы, но не объясняет, чем они

могут быть опасны.

Низкий

уровень –

отвечает

с

помощью

наводящих

вопро сов

воспитателя.

3.

Ребёнок дома.

11

Какие опасные предметы могут находиться в доме? Почему нельзя ими

пользоваться? Кто работает в службе скорой помощи? Зачем нужна эта

служба?

Высокий уровень – сам рассказывает об опасных предметах в доме и

почему нельзя ими пользоваться; о службе скорой помощи.

Средний

уровень –

только

называет

предметы

домашнего

быта,

которыми нельзя пользоваться, не объясняя почему.

Низкий уровень – отвечает на вопросы с помощью наводящих вопросов

воспитателя.

4.

Ребёнок и другие люди.

Можно ли пускать в дом незнакомых людей? Почему?

Если к тебе подошёл незнакомый человек и предложил тебе конфету или

пойти с ним куда нибудь, как ты себя будешь вести?

- Если ты потерялся как нужно себя вести?

Высокий уровень – ребёнок сам рассказывает правила поведения при

встрече с незнакомыми людьми.

Средний уровень – рассказывает не полными ответами.

Низкий уровень - отвечает с помощью наводящих вопросов.

5.

Ребёнок и природа.

-

Какие

опасности

могут

подстерегать

в

лесу?

Что

делать

если

заблудился? Где можно прятаться во время грозы?

- Как нужно вести себя на воде летом? Зимой? Как нужно пользоваться

водой?

- Каких насекомых ты знаешь? Где они живут? Можно ли их трогать?

Почему?

- Можно ли гладить бездомную кошку или собаку? Почему? Что нельзя

делать при общении с кошкой или собакой?

- Какие лекарственные растения ты знаешь? Какие ядовитые? Назови

съедобные грибы. Назови несъедобные грибы.

Высокий уровень – рассказывает правила поведения на природе; на воде;

правила пользования водой; как вести себя при встрече с насекомыми и

бездомными

животными.

Различает

лекарственные

растения

от

ядовитых; съедобные грибы от несъедобных.

Средний уровень – отвечает на вопросы не полными ответами.

Низкий уровень - отвечает на вопросы с помощью наводящих вопросов

воспитателя.

12

VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Авдеева Н.Н, Князева Н.Л., Стеркина Р.Б.: «Безопасность:

Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности

детей старшего дошкольного возраста». – СПб.: «Детство –

Пресс», - 2007.

Белая Ю.К.: «Формирование основ безопасности у

дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений

и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 64с.

Извекова Н.А., Медведева А.Ф. и др. «Занятия по правилам

дорожного движения» - М.: ТЦ Сфера, 2008.

Павлова Г.Я. и др.: «Безопасность: знакомим дошкольников с

источниками опасности». – М.: ТЦ Сфера, 2012.

Шорыгина Т.А. «Беседы о правилах пожарной безопасности». –

М.: ТЦ Сфера, 2009.-

Шорыгина Т.А. «Основы безопасности для детей 5-8 лет». – М.:

ТЦ Сфера, 2007.

13

14



В раздел образования