Напоминание

"Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС"


Автор: Ананьева Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ООШ № 6"
Населённый пункт: город Топки, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Мастер- класс

«Рефлексия как этап современного урока в условиях

ФГОС»

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной

деятельностью учащихся.

Задачи:

Познакомить коллег с понятием “рефлексия”

Дать представление о классификации рефлексии

Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках

Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер –

класс и участников мастер – класса.

Подготовка к мастер-классу.

1. Раздать участникам карточки веселого, грустного человечка.

2.Раздать таблицы, карточки зеленого, желтого цвета.

3.Раздать листочки, карандаши для составления синквейна.

«Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС»

Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории. Вы

побывали на уроках и на внеурочной деятельности. Какое настроение у вас

сейчас? У меня ВО!, а у вас? Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Я

очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное

мероприятие.

Актуализация

За окном осень, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают

вам о лете. Возьмите бабочку и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это

время расскажу одну легенду:

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел

доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил:

“Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая –

выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил:

-Как вы считаете, что ответил мудрец?

А мудрец ответил: ( правильно мудрец ответил:)

“Всё в твоих руках”.

А ведь это так важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал

себя: любимым, нужным, а главное – успешным.

.

Удача, как известно, рождает успех. В школе не должно быть

неудачников. Главная наша задача учителя начальных классов –

заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и

поддержать его успех.

Раскрытие темы мероприятия

Тема нашей встречи «Рефлексия как этап современного урока в условиях

Федерального Государственного Образовательного Стандарта».

- Ну что ж коллеги, стандарт нам всем известен. Этапы современного урока

нам знакомы.

А вот что такое «рефлексия»? В практической деятельности мы

часто используем это понятие. Сегодня я предлагаю рассмотреть это

понятие с точки зрения этапа современного урока.

Рефлексия содержания

--Так что же такое рефлексия?

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад,

отражение. Слайд

Для уточнения этого понятия обратимся к словарям: поработаем в

группах( эта группа со словарем иностранных слов, 2 – с Толковым словарем

3 – с орфографическим, 4 –а эта группа ответьте на вопрос -- Что

вы, педагоги, подразумеваете под этим понятием?

1 группа. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как

размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

2 группа. Толковый словарь русского языка Ожегова трактует

рефлексию как самоанализ.

3 группа. В орфографическом словаре закреплена единственная норма

ударения( на слоге ЛЕ)

4 группа ( отвечает) В современной педагогике под рефлексией

понимают самоанализ . самоконтроль, самооценку, саморегулирование.

( хорошо. Спасибо)

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной

жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой.

Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к

определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку

своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости

и своей значимости.

При взаимодействии с учащимися учитель использует один из видов учебной

рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

Слайд 3

• физическую (успел – не успел);

• сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

• интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие

затруднения испытывал);

• духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

--- А какой может быть рефлексия во взаимодействии с классом?

Рефлексия бывает:

Слайд 4

а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты

можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки

–почему выбран тот или иной уровень)

б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена

группы для достижения максимального результата в решении поставленной

задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую

помощь в работе оказал… (имя)»

----Действительно это так.

Рефлексия может осуществляться на любом этапе урока.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

Слайд:

1

рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2

рефлексия содержания учебного материала.

3

рефлексия деятельности;

Рефлексию настроения и эмоционального состояния

целесообразно проводить в начале урока с целью установления

эмоционального контакта c классом или в конце деятельности

Наше мероприятие мы начали с одного из приемов (слайд пальца);

показ большого пальца вверх или вниз.

здесь можно применять ( слайды)

Карточки с изображением лица (грустного, веселого

«Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.

«Мои ожидания»:

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от

сегодняшнего урока?

Рефлексия содержания учебного материала

используется для выявления уровня осознания содержания изученного.

При подведении итогов урока можно воспользоваться следующими

приемами:

1 .«Плюс-минус-интересно Слайд (эта таблица у вас на столе)

---Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в

зависимости от наличия времени.

--- Предлагаю это задание выполнить устно по теме семинара.

Прочитайте, что нужно ответить по каждой графе.

В графу «плюс» записываем, что понравилось на уроке, информацию ,

которая может быть полезна для достижения каких-то целей.

В графу «минус» записываем все, что не понравилось на уроке, осталось

непонятным,

В графу «интересно» учащиеся вписывают все, что бы еще хотелось узнать

по данной проблеме, вопросы к учителю.

- Заслушаем по 1 предложению от группы. Спасибо!

2. Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Слайд:

1 – название темы (одно существительное);

2 – описание темы в двух словах, два прилагательных;

3

– строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

4– это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое

предложение);

5– синоним, который повторяет суть темы.

--Знакомы ли вы с этим приемом? А как вы применяете его на уроках?

--- Да, действительно это эффективный прием.

3. Перейдем к Таблице – фиксации знания и незнания о каком-либо

понятии Слайд (таблица)

понятие

знаю

хочу узнать

узнал

---Запишите в таблицу основное понятие по теме семинара. Каким оно

может быть? – рефлексия, оценивание. Сейчас вы заполняете таблицу

одномоментно, а с детьми в течение всего урока.

Заслушаем по 1 ответу от группы.

( Очень интересный ответ, Хорошо! Вы хорошо поработали.

4.Следующий прием «Рефлексивный экран»

Ребята

высказываются одним предложением, выбирая начало фразы

из

рефлексивного экрана

-- Продолжите предложения в соответствии с темой нашего семинара.( то,

что вы видели на уроках и во внеурочной деятельности.)

Слайд

- Предлагаю это задание выполнить в группах. При работе с детьми

вспоминаем правила работы в группе ,назначаем ведущего, по окончании

работы дайте знак.

1. сегодня мы узнали… 9. мы научились…

2. было интересно… 10. у нас получилось …

3. мы поняли, что … 11. мы смогли…

4 теперь мы можем… 12. мы попробовали…

5. мы выполняли задания… 13. нас удивило…

6 было трудно…. 14. урок дал нам для жизни…

7. мы почувствовали, что… 15. нам захотелось…

8. мы приобрели…

- Озвучьте свои ответы. От группы по 2 предложения. (зачитывают)

---- Хорошо! Молодцы!

--Этот прием можно провести индивидуально, заменив местоимение.

Следующий прием:

5.«Аргументация своего ответа». В конце урока даём ребятам небольшую

анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, и аргументировать свой

ответ.

1. На уроке я работал активно/пассивно , так как ….

2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен, потому, что….

3. Урок мне показался коротким/длинным, потому, что….

4. За урок я не устал/устал, так, как….

5. Моё настроение стало лучше/стало хуже, потому, что….

6. Материал урока мне был понятен/ не понятен, так, как….

7. Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным, потому. что….

-- Оцените

свою

работу

на

семинаре

по

этой

таблице

.

выбрав

некоторые пункты ( индивидуально)

--Заслушаем

несколько

ответов

от

каждой

группы.

(Хорошо!

Молодцы!)

--- Очень интересные высказывания, которые характеризуют вас, как

творческих, думающих педагогов.

Рефлексия деятельности

Следующий вид – рефлексия деятельности. Стандарт предполагает

деятельностный подход. Рефлексия деятельности в конце урока даёт

возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Слайд:

Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я

получил? Какой вариант лучше?

– Это те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е.

умеющие осознавать свою деятельность.

Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного

вида рефлексии.

Слайд

1. «Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не

получилось; средняя ступенька– у меня были проблемы; верхняя

ступенька– мне всё удалось.

2.«Светофор» ребята поднимают карточку определенного цвета, являющимся

выражением их удовлетворения своей работы на уроке.

3. «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка,

красный лист – 2-3 ошибки.

4.«Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось,

«тучка» – у меня ничего не получилось.

5. «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы

урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который

указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное

личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось

неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению

ученика.

6.«Наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были

ошибки – шарик остался возле ёлки.

---- Дети дают оценку своей деятельности в графическом виде.

Итог

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка

проводится не только личностью самой себя, но и окружающими

людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная

деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать

учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика

РЕФЛЕКСИЯ МЕРОПРИЯТИЯ.

И напоследок еще один прием. Составление пейзажа. ( по группам)

--У вас на столе есть полоски: зелёного и жёлтого цветов. Если вам

понравилось: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это

использовать в своей работе – возьмите полоску желтого цвета. Ну а если у

вас остались затруднения. Появились вопросы – возьмите зеленую полоску.

Прикрепим на лист. (Лучи солнца из жёлтых полосок , травка- из зеленых,

если будут ).

Покажите, что получилось и прокоментируйте.

Мы видим на картине солнышко. Значит, наши ожидания оправдались,

было полезно и интересно. Ну, а травка говорит о том, что вопросы у нас

еще остались и мы будем их решать.

-- Посмотрите, чего же не хватает на нашей полянке, чтобы вспомнить о

лете? (бабочек) Давайте их прикрепим на лист. Но сначала, на память о

нашем семинаре, напишите на бабочках своё имя и поставьте знак оценки в

графическом виде.

Порадуйте друг друга летней полянкой. Оказывается - мы можем

многое!!! Все в наших руках!!!

Спасибо за внимание!



В раздел образования