Напоминание

"Сюжетно-отобразительная игра с детьми раннего возраста"


Автор: Клюева Евгения Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 25"
Населённый пункт: Дзержинск
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Сюжетно-отобразительная игра с детьми раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте

открывает широкие возможности для воспитания ребенка.

Каждому возрастному периоду соответствует наиболее

доступный и важный для воспитания и психического

развития вид деятельности.

Известно, что в играх дети отображают разные стороны

окружающей действительности. В сюжетно-

отобразительной игре малыши осваивают назначения и

свойства предметов. Задачей педагога является

формирование у детей раннего возраста игровых умений,

способствующих становлению самостоятельной сюжетной

игры. Так же помогать детям переносить знания

об окружающем в игру, формировать у детей предметные

способы решения игровых задач: игровые действия с

игрушками, предметами-заместителями, с воображаемыми

предметами.

Для реализации поставленных задач используем

методику комплексного руководства игрой. Она впервые

была предложена Е. В. Зворыгиной, которая разработала

специфику ее использования на этапе сюжетно-

отобразительной игры малышей.

1. Особенности развития сюжетно - отобразительной

игры

детей раннего возраста

Наблюдая окружающий мир и деятельность окружающих

его людей, ребенок, хочет стать ее участником, как

взрослый, но в полной мере еще не может этого сделать. А

вот в игре он может все. Игра для ребенка – наиболее

доступный способ познания мира вещей с его

разнообразием свойств, качеств. Для взрослого же игра

ребенка еще и своеобразный экран, который высвечивает

все, что усвоил ребенок на очередном этапе своего

развития. А развитие ребенка во многом зависит от того, во

что и как он играет. И чем младше ребенок, тем большая

помощь в игре требуется ему со стороны взрослого.

Игра детей раннего возраста начинается со знакомства с

предметом на уровне манипулирования. Действуя с

предметами, ребенок открывает для себя их физические

(величину, форму, цвет) и динамические свойства,

пространственные отношения (близко, далеко, разделение

целого на части и составление целого из частей (разбирает

и собирает пирамидку, матрешку). Однако сколько бы

ребенок ни действовал с предметами, он самостоятельно

никогда не откроет общественно выработанных способов их

употребления: ложкой едят, мешают кашу, полотенцем

вытирают руки, карандашом рисуют и т. д. Назначение

предмета, способ его употребления открывает ребенку

взрослый.

При правильной поддержки взрослых дети уже в первой

половине второго года жизни начинают переходить от

действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к

отражению практических смысловых связей между ними, то

есть к обыгрыванию доступных понимаю ребенка сюжетов

из жизни. Таким образом, формируется сюжетно-

отобразительная игра, в которой дети начинают активно

отображать впечатления, полученные в повседневной

жизни (в быту, на занятиях).

Игры детей раннего возраста в основном неустойчивы,

что выражается в частой смене игрушек и игровых образов,

кратковременности игры, наличии конфликтов по поводу

игрушек.

Для детей второго года жизни характерны действия,

направленные на выполнения специфических действий с

предметами и достижения определенного результата. Это

кульминационный момент развития психологического

содержания игры детей раннего возраста.

На третьем году жизни ребенок уже берет на себя роль в

игре, но не заявляет о ней. Все это свидетельствует о новом

витке развития, о начале становления сюжетно-

отобразительной игры. Сначала сюжетно-отобразительная

игра состоит из одного действия (например, ребенок кормит

куклу, а затем из нескольких взаимосвязанных действий,

отражающих целое событие действий.

Какие богатые впечатления дети получают в окружающей

жизни, их они и отображают в играх. Малыши живут в

разных условиях, поэтому и содержание игр у них должно

быть разным. В сюжетно-отобразительной игре малыши

осваивают назначение и свойства предметов: из тарелки

кормят куклу, машину катают или в ней перевозят грузы и т.

п. Доказано, что в сюжетно-отобразительной игре у детей

формируется предметные способы решения игровых задач.

Таким образом, на этапе сюжетно - отобразительной игры

ведущим направление работы становится организация

практического опыта осуществления игровых действий, их

цепочек, а так же обеспечение общения ребенка и

взрослого в игре. Все это способствует развитию

творческого воображения, образованию игровых умений, а,

следовательно, создает возможность для перехода к

сюжетно ролевой игре.

2. Диагностика игровых умений детей

Игра занимает существенное место в жизни ребенка,

оказывая значительное влияние на его развитие. Для

полноценного развития ребенка, нам необходимо выявить

уровень его игровых способностей. Уровень развития

игровой деятельности выявлялся в процессе наблюдения

за свободной игровой деятельностью детей. Наблюдения

проводилось за 5 детьми, с разными игровыми навыками в

возрасте от 2,3 лет до 2,5 лет. Данные о наблюдении за

игровой деятельностью детей заносились в таблицу.

Ксения, Дима, Тимофей – пытаются отражать в игре

действия с предметами и взаимоотношения с

окружающими. Вика – играет в сюжеты на бытовые темы,

может повторять действия одного типа многократно.

Максим - достаточно сдержан в эмоциях с трудом

взаимодействует с окружающими.

Все дети затрудняются в использовании предметов

заместителей, не всегда могут самостоятельно подобрать

игровой материал.

Из таблицы видно, что у детей игровые навыки развиты

на достаточно низком уровне. Остальные дети в группе

отличаются малой активностью, минутным интересом к

игрушке, неустойчивостью внимания к игре, не развитой

речью.

Это говорит о необходимости целенаправленной работы

по формированию игровых умений и навыков. Основными

задачами на данном этапе является:

• формировать умения детей взаимодействовать друг с

другом через предмет;

• овладение детьми условными предметными

действиями.

В течение года проводилась целенаправленная работа по

реализации поставленных задач. Результаты заносились в

таблицу.

Из таблицы видно, что игровые навыки у детей

улучшились. Дети осознанно играют в игры на бытовые

темы, стали пользоваться предметами заместителями.

Внимание и интерес к игровым действиям возросли,

улучшилась речь детей.

3. Анализ предметно-игровой среды

Для того чтобы сюжетная игра была разнообразной по

своему содержанию, необходимо иметь сюжетные игрушки,

различные атрибуты, которые помогали бы ребенку

отразить свои впечатления.

Для развития самостоятельной игры в нашей группе

раннего возраста, имеется набор сюжетных игрушек. Это

куклы – младенцы, коляски, машины большие и маленькие.

Так же в группе есть переносные модули:

«Парикмахерская» с набором аксессуаров; «Магазин» с

наборами овощей и фруктов, отдельные виды продуктов;

модуль для купания кукол; стиральная машина с доской для

глажения, утюжки; «Доктор» с набором инструментом,

белые халаты и шапочки. Наборы посуды (чайная,

кастрюли, детский стол, набор кухонной мебели.

Конструктивный материал для построек дорожек, башенок и

т. д. Чтобы дети творчески проявляли себя в сюжетной игре,

в группе оснащен уголок ряжений.

К сожалению, в нашей группе раннего возраста нет кукол

со сгибающимися руками и ногами, с нарисованными

глазами. Хотелось бы также иметь маленьких кукол и набор

кукольной мебели, тематических кукол (доктора, повара,

мальчик, девочка). Нет у нас кухонной мебели, кроваток,

ширм. Но мы выходим из этого положения, используем

другие предметы. Например: укладываем кукол спать на

диванчике, постепенно вводим предметы – заместители.

В группе почти все игрушки реалистичны, а хочется,

чтобы у детей развивалось воображение, фантазия, чтобы

способности детей воплощались в их игровых действиях.



В раздел образования