Автор: Клюева Евгения Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 25"
Населённый пункт: Дзержинск
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Сюжетно-отобразительная игра с детьми раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте
открывает широкие возможности для воспитания ребенка.
Каждому возрастному периоду соответствует наиболее
доступный и важный для воспитания и психического
развития вид деятельности.
Известно, что в играх дети отображают разные стороны
окружающей действительности. В сюжетно-
отобразительной игре малыши осваивают назначения и
свойства предметов. Задачей педагога является
формирование у детей раннего возраста игровых умений,
способствующих становлению самостоятельной сюжетной
игры. Так же помогать детям переносить знания
об окружающем в игру, формировать у детей предметные
способы решения игровых задач: игровые действия с
игрушками, предметами-заместителями, с воображаемыми
предметами.
Для реализации поставленных задач используем
методику комплексного руководства игрой. Она впервые
была предложена Е. В. Зворыгиной, которая разработала
специфику ее использования на этапе сюжетно-
отобразительной игры малышей.
1. Особенности развития сюжетно - отобразительной
игры
детей раннего возраста
Наблюдая окружающий мир и деятельность окружающих
его людей, ребенок, хочет стать ее участником, как
взрослый, но в полной мере еще не может этого сделать. А
вот в игре он может все. Игра для ребенка – наиболее
доступный способ познания мира вещей с его
разнообразием свойств, качеств. Для взрослого же игра
ребенка еще и своеобразный экран, который высвечивает
все, что усвоил ребенок на очередном этапе своего
развития. А развитие ребенка во многом зависит от того, во
что и как он играет. И чем младше ребенок, тем большая
помощь в игре требуется ему со стороны взрослого.
Игра детей раннего возраста начинается со знакомства с
предметом на уровне манипулирования. Действуя с
предметами, ребенок открывает для себя их физические
(величину, форму, цвет) и динамические свойства,
пространственные отношения (близко, далеко, разделение
целого на части и составление целого из частей (разбирает
и собирает пирамидку, матрешку). Однако сколько бы
ребенок ни действовал с предметами, он самостоятельно
никогда не откроет общественно выработанных способов их
употребления: ложкой едят, мешают кашу, полотенцем
вытирают руки, карандашом рисуют и т. д. Назначение
предмета, способ его употребления открывает ребенку
взрослый.
При правильной поддержки взрослых дети уже в первой
половине второго года жизни начинают переходить от
действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к
отражению практических смысловых связей между ними, то
есть к обыгрыванию доступных понимаю ребенка сюжетов
из жизни. Таким образом, формируется сюжетно-
отобразительная игра, в которой дети начинают активно
отображать впечатления, полученные в повседневной
жизни (в быту, на занятиях).
Игры детей раннего возраста в основном неустойчивы,
что выражается в частой смене игрушек и игровых образов,
кратковременности игры, наличии конфликтов по поводу
игрушек.
Для детей второго года жизни характерны действия,
направленные на выполнения специфических действий с
предметами и достижения определенного результата. Это
кульминационный момент развития психологического
содержания игры детей раннего возраста.
На третьем году жизни ребенок уже берет на себя роль в
игре, но не заявляет о ней. Все это свидетельствует о новом
витке развития, о начале становления сюжетно-
отобразительной игры. Сначала сюжетно-отобразительная
игра состоит из одного действия (например, ребенок кормит
куклу, а затем из нескольких взаимосвязанных действий,
отражающих целое событие действий.
Какие богатые впечатления дети получают в окружающей
жизни, их они и отображают в играх. Малыши живут в
разных условиях, поэтому и содержание игр у них должно
быть разным. В сюжетно-отобразительной игре малыши
осваивают назначение и свойства предметов: из тарелки
кормят куклу, машину катают или в ней перевозят грузы и т.
п. Доказано, что в сюжетно-отобразительной игре у детей
формируется предметные способы решения игровых задач.
Таким образом, на этапе сюжетно - отобразительной игры
ведущим направление работы становится организация
практического опыта осуществления игровых действий, их
цепочек, а так же обеспечение общения ребенка и
взрослого в игре. Все это способствует развитию
творческого воображения, образованию игровых умений, а,
следовательно, создает возможность для перехода к
сюжетно ролевой игре.
2. Диагностика игровых умений детей
Игра занимает существенное место в жизни ребенка,
оказывая значительное влияние на его развитие. Для
полноценного развития ребенка, нам необходимо выявить
уровень его игровых способностей. Уровень развития
игровой деятельности выявлялся в процессе наблюдения
за свободной игровой деятельностью детей. Наблюдения
проводилось за 5 детьми, с разными игровыми навыками в
возрасте от 2,3 лет до 2,5 лет. Данные о наблюдении за
игровой деятельностью детей заносились в таблицу.
Ксения, Дима, Тимофей – пытаются отражать в игре
действия с предметами и взаимоотношения с
окружающими. Вика – играет в сюжеты на бытовые темы,
может повторять действия одного типа многократно.
Максим - достаточно сдержан в эмоциях с трудом
взаимодействует с окружающими.
Все дети затрудняются в использовании предметов
заместителей, не всегда могут самостоятельно подобрать
игровой материал.
Из таблицы видно, что у детей игровые навыки развиты
на достаточно низком уровне. Остальные дети в группе
отличаются малой активностью, минутным интересом к
игрушке, неустойчивостью внимания к игре, не развитой
речью.
Это говорит о необходимости целенаправленной работы
по формированию игровых умений и навыков. Основными
задачами на данном этапе является:
• формировать умения детей взаимодействовать друг с
другом через предмет;
• овладение детьми условными предметными
действиями.
В течение года проводилась целенаправленная работа по
реализации поставленных задач. Результаты заносились в
таблицу.
Из таблицы видно, что игровые навыки у детей
улучшились. Дети осознанно играют в игры на бытовые
темы, стали пользоваться предметами заместителями.
Внимание и интерес к игровым действиям возросли,
улучшилась речь детей.
3. Анализ предметно-игровой среды
Для того чтобы сюжетная игра была разнообразной по
своему содержанию, необходимо иметь сюжетные игрушки,
различные атрибуты, которые помогали бы ребенку
отразить свои впечатления.
Для развития самостоятельной игры в нашей группе
раннего возраста, имеется набор сюжетных игрушек. Это
куклы – младенцы, коляски, машины большие и маленькие.
Так же в группе есть переносные модули:
«Парикмахерская» с набором аксессуаров; «Магазин» с
наборами овощей и фруктов, отдельные виды продуктов;
модуль для купания кукол; стиральная машина с доской для
глажения, утюжки; «Доктор» с набором инструментом,
белые халаты и шапочки. Наборы посуды (чайная,
кастрюли, детский стол, набор кухонной мебели.
Конструктивный материал для построек дорожек, башенок и
т. д. Чтобы дети творчески проявляли себя в сюжетной игре,
в группе оснащен уголок ряжений.
К сожалению, в нашей группе раннего возраста нет кукол
со сгибающимися руками и ногами, с нарисованными
глазами. Хотелось бы также иметь маленьких кукол и набор
кукольной мебели, тематических кукол (доктора, повара,
мальчик, девочка). Нет у нас кухонной мебели, кроваток,
ширм. Но мы выходим из этого положения, используем
другие предметы. Например: укладываем кукол спать на
диванчике, постепенно вводим предметы – заместители.
В группе почти все игрушки реалистичны, а хочется,
чтобы у детей развивалось воображение, фантазия, чтобы
способности детей воплощались в их игровых действиях.