Автор: Любицкая Ольга Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 394
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая разработка дидактических игр по экологическому воспитанию детей старшей группы.
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка дидактических игр по экологическому
воспитанию детей старшей группы.
Автор: воспитатель старшей группы
Любицкая Ольга Григорьевна
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с
безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в
природе, вечный источник детского разума» В. А. Сухомлинский.
Актуальность:
Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и
становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются
флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал,
призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим
тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда.
Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать
законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись
жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны,
сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.
Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как
приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания.
В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного
отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании
особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания.
Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности
экологического характера.
Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры
следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы
познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение
к ней.
Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной
природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое
воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения
– одна из актуальных задач сегодняшнего дня.
Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых,
педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у
них на доступном им уровне современную научную картину мира,
представление о месте человека в этом мире, об особенностях
взаимоотношений в этом мире?
В теоретических основах экологического воспитания дошкольников,
представленных в различных психолого-педагогических исследованиях (И.
А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева С.Н. Николаевой, Н.А.
Рыжовой, А.В. Староверова и др., указывается на нееобходимость
максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей
осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не
только как совокупность экологических знаний, но и эффективная
деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени
экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.
Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической
культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из
окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к
окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций
личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а
также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется
возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил
взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в
решении некоторых экологических проблем.
Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при
благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе,
ближайшем природном и социокультурном окружении
Для повышения эффективности экологического воспитания детей
используются разнообразные формы и методы работы.
Один из методов – дидактические игры по экологии.
Знания о природе, полученные детьми при помощи дидактической игры,
влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к
объектам «живой» и «неживой» природы.
Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и
эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие
педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и
связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог,
и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их
игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее
участник.
Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть
внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками
сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить,
как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо
правильн6о выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных
действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс
преднамеренного обучения – ребенок учится играя.
В экологических играх целесообразно применять наглядный
художественно- оформленный материал, придумывать интересные игровые
моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно
прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.
Виды дидактических игр:
1. Игры-путешествия: призваны усилить впечатление, обратить внимание
детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность,
обличают преодоление трудностей. В этих играх используют многие способы
раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой
деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, поэтапное
решение задач и так далее. Детям очень нравится в этих играх процесс
освобождения, какого-либо сказочного героя из беды.
2. Игры поручения: По содержанию проще, а по продолжительности –
короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные
поручения. Эти игры интересны своим разнообразием. Малышам нравится
выполнять действия с предметами (например, овощи: морковь и репа,
которые приносят им персонажи или герои сказок: Медвежонок любит репу,
нужно её собрать в его корзинку, а Зайчику – собрать морковь. В игре
малыши закрепляют название овощей, умение различать их и давать
сенсорные характеристики. Дети с удовольствием играют с играми, в
изготовлении которых они сами принимали участие. Например, возьмём игру
«Цепочка роста лука». Дети, наблюдая за ростом лука, зарисовывали стадии
его роста на карточки, а затем использовали их в игре. Игра «Полезные -
неполезные» Карточки с изображением продуктов.
На один стол разложить то, что полезно, на другой - что не полезно.
Распределение плодов по цвету. Распределение плодов по форме и вкусу.
3. Игры-предложения: («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и
создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия:
«что было бы, если бы исчезла вода?».
Дети дают ответы о животном и растительном мире, нуждающемся в воде,
о последствиях при исчезновении воды. Можно предлагать такие вопросы в
игре: «если бы ты заметил сломанную веточку;
маленького котёнка на улице; мальчишка бросил мусор - что бы ты
сделал?». Эти вопросы активизируют мыслительную деятельность детей.
Развивается связная речь, умение говорить последовательно, логично. «Что
было бы, если исчезли… леса Воспитатель предлагает убрать из леса
насекомых: Что было бы, если из леса исчезли…насекомые? - Что бы
произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы
пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?»
4. Игры-загадки: в основе их лежит проверка знаний, умению мыслить
логически. Разгадывание загадок развивает способность к анализу,
обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. В игре
проявляется взаимовыручка, настойчивость в достижении цели. Игры могут
быть разными: «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что
бывает зимой?» ….
5. Игры-беседы: В их основе лежит общение. Игра предъявляет
требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она
воспитывает умение выслушивать вопросы и ответы, сосредоточивать
внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.
Проводя игру-беседу с детьми «Что такое природа», дети высказывают свои
предположения, о том, что такое природа, на основе уже полученных ранее
знаний о ней (например, это деревья, животные, солнце, природа это всё,
что дышит). Доказывают, почему они считают тот или иной объект
природой. Интересная игра «Закончи предложение»: «Белка осенью запасает
корма, потому что.»,
«Птицы могут летать, потому что.», «Весной почки на деревьях
набухают и распускаются, потому что.». Хороши игры-противопоставления:
«Лимон желтый, а огурец.», «Ромашка белая, а василек.», «Весной листья на
деревьях растут, а осенью.», «Летом бывает дождь, а зимой.».
Итак, экологические игры - это форма экологического образования и
воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой
игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень
мотивации, интереса к природе.
Методическая литература:
• С. Н. Николаева «Юный эколог» программа М., 2016 г.
• С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания
дошкольников» М. 2015 г.
• С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой» М. 1973г
• О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Д-П 2016 г.
• Л. Павлова «Игры- как средство эколого-эстетического воспитания»
Дошкольное воспитание 2002 г.
• Интернет-ресурсы.