Напоминание

Методическая разработка дидактических игр по экологическому воспитанию детей старшей группы.


Автор: Любицкая Ольга Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 394
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая разработка дидактических игр по экологическому воспитанию детей старшей группы.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка дидактических игр по экологическому

воспитанию детей старшей группы.

Автор: воспитатель старшей группы

Любицкая Ольга Григорьевна

«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с

безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в

природе, вечный источник детского разума» В. А. Сухомлинский.

Актуальность:

Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и

становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются

флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал,

призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим

тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда.

Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать

законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись

жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны,

сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.

Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как

приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания.

В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного

отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании

особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания.

Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности

экологического характера.

Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры

следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы

познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение

к ней.

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной

природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое

воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения

– одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых,

педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у

них на доступном им уровне современную научную картину мира,

представление о месте человека в этом мире, об особенностях

взаимоотношений в этом мире?

В теоретических основах экологического воспитания дошкольников,

представленных в различных психолого-педагогических исследованиях (И.

А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева С.Н. Николаевой, Н.А.

Рыжовой, А.В. Староверова и др., указывается на нееобходимость

максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей

осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не

только как совокупность экологических знаний, но и эффективная

деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени

экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.

Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической

культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из

окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к

окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций

личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а

также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется

возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил

взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в

решении некоторых экологических проблем.

Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при

благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе,

ближайшем природном и социокультурном окружении

Для повышения эффективности экологического воспитания детей

используются разнообразные формы и методы работы.

Один из методов – дидактические игры по экологии.

Знания о природе, полученные детьми при помощи дидактической игры,

влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к

объектам «живой» и «неживой» природы.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и

эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие

педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и

связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог,

и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их

игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее

участник.

Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть

внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками

сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить,

как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо

правильн6о выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных

действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс

преднамеренного обучения – ребенок учится играя.

В экологических играх целесообразно применять наглядный

художественно- оформленный материал, придумывать интересные игровые

моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно

прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.

Виды дидактических игр:

1. Игры-путешествия: призваны усилить впечатление, обратить внимание

детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность,

обличают преодоление трудностей. В этих играх используют многие способы

раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой

деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, поэтапное

решение задач и так далее. Детям очень нравится в этих играх процесс

освобождения, какого-либо сказочного героя из беды.

2. Игры поручения: По содержанию проще, а по продолжительности –

короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные

поручения. Эти игры интересны своим разнообразием. Малышам нравится

выполнять действия с предметами (например, овощи: морковь и репа,

которые приносят им персонажи или герои сказок: Медвежонок любит репу,

нужно её собрать в его корзинку, а Зайчику – собрать морковь. В игре

малыши закрепляют название овощей, умение различать их и давать

сенсорные характеристики. Дети с удовольствием играют с играми, в

изготовлении которых они сами принимали участие. Например, возьмём игру

«Цепочка роста лука». Дети, наблюдая за ростом лука, зарисовывали стадии

его роста на карточки, а затем использовали их в игре. Игра «Полезные -

неполезные» Карточки с изображением продуктов.

На один стол разложить то, что полезно, на другой - что не полезно.

Распределение плодов по цвету. Распределение плодов по форме и вкусу.

3. Игры-предложения: («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и

создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия:

«что было бы, если бы исчезла вода?».

Дети дают ответы о животном и растительном мире, нуждающемся в воде,

о последствиях при исчезновении воды. Можно предлагать такие вопросы в

игре: «если бы ты заметил сломанную веточку;

маленького котёнка на улице; мальчишка бросил мусор - что бы ты

сделал?». Эти вопросы активизируют мыслительную деятельность детей.

Развивается связная речь, умение говорить последовательно, логично. «Что

было бы, если исчезли… леса Воспитатель предлагает убрать из леса

насекомых: Что было бы, если из леса исчезли…насекомые? - Что бы

произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы

пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?»

4. Игры-загадки: в основе их лежит проверка знаний, умению мыслить

логически. Разгадывание загадок развивает способность к анализу,

обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. В игре

проявляется взаимовыручка, настойчивость в достижении цели. Игры могут

быть разными: «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что

бывает зимой?» ….

5. Игры-беседы: В их основе лежит общение. Игра предъявляет

требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она

воспитывает умение выслушивать вопросы и ответы, сосредоточивать

внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

Проводя игру-беседу с детьми «Что такое природа», дети высказывают свои

предположения, о том, что такое природа, на основе уже полученных ранее

знаний о ней (например, это деревья, животные, солнце, природа это всё,

что дышит). Доказывают, почему они считают тот или иной объект

природой. Интересная игра «Закончи предложение»: «Белка осенью запасает

корма, потому что.»,

«Птицы могут летать, потому что.», «Весной почки на деревьях

набухают и распускаются, потому что.». Хороши игры-противопоставления:

«Лимон желтый, а огурец.», «Ромашка белая, а василек.», «Весной листья на

деревьях растут, а осенью.», «Летом бывает дождь, а зимой.».

Итак, экологические игры - это форма экологического образования и

воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой

игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень

мотивации, интереса к природе.

Методическая литература:

• С. Н. Николаева «Юный эколог» программа М., 2016 г.

• С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания

дошкольников» М. 2015 г.

• С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой» М. 1973г

• О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Д-П 2016 г.

• Л. Павлова «Игры- как средство эколого-эстетического воспитания»

Дошкольное воспитание 2002 г.

• Интернет-ресурсы.



В раздел образования