Автор: Мельник Ирина Валерьевна
Должность: педагог-организатор, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ " Лицей № 26"
Населённый пункт: Городской округ Подольск
Наименование материала: статья
Тема: " Идейно – тематическая основа сценарно-режиссерского замысла"
Раздел: дополнительное образование
Педагог-организатор
Мельник И.В.
« Идейно – тематическая основа сценарно-режиссерского замысла»
Тема всегда конкретна, т.к. отражает определенные события в жизни
общества.
Если
тема
отражает
определенные
жизненные
явления,
события,
факты,
то
идея
–
это
их
авторская
оценка,
главная
мысль,
позиция
педагога,
пронизывающая
весь
спектакль
(коллекцию),
являющаяся как бы стержнем, благодаря которому коллекции становиться
единой, логически законченной композицией. Идея и темы неразрывно
связаны друг с другом и вместе оставляют идейно – тематическую основу
коллекции – спектакля.
Тема рассматривается на примере коллекции «Легенда о белом городе»
Идейно – тематическая основа – это только одна из сторон творческой
деятельности режиссера-постановщика, связанная со сценарной частью
замысла.
Работа
здесь
в
основном
направлена
на
отбор
содержания,
расстановку смысловых акцентов в отдельных эпизодах и представления в
целом.
Другая,
не
менее
важная
составная
часть
замысла,
-
его
постановочная основа, которая в деятельности режиссера-постановщика в
конечном итоге завершается принятием постановочного решения.
Постановочное решение – воплощение в действии идейно-тематической
основы замысла с оптимальным использованием выразительных средств,
специфики и возможностей жанра театра моды. «Как я буду ставить?»
Тема разбирается на примере коллекции «Как Ермошка ворону поучал»
Обстоятельства, влияющие на рождение сценарно-режиссерского
замысла..
1.
Идейно-тематическая направленность представления.
2.
Экономические возможности постановки.
3.
Участники и их возможности.
4.
Временные условия постановки.
5.
Репетиционные возможности постановки.
6.
Сценические возможности постановки.
Сценарно-режиссерский замысел коллекции.
Очень
трудно
описать
словами
творческий
процесс
рождения
замысла
представления,
поскольку
в
каждом
случае
это
происходит
по-разному.
Режиссеру
приходится
«пропускать
через
себя»
огромное
количество
материала, найденного при изучении литературных источников, музейных
экспозиций, просмотров кинофильмов и анализа опыта прежних постановок.
Правда,
качество
переработки
всего
этого
материала,
а
также
конечный
результат
творческого
процесса,
выраженный
в
сценарно-режиссерском
замысле
и
постановке,
у
каждого
автора
будут
различными.
Здесь
уже
вступает в силу личность самого автора – его опыт и талант.
«Если молния – это замысел, то ливень – это воплощение замысла. Это
стройные потоки образов и движения».
К.Г.Паустовский.
Тезисы :
1.
Зарождение замысла и его воплощение, т.е. весь творческий процесс
создания спектакля, зависит не только от личности руководителя, но и
от специфики того или иного жанра (вида) искусства, и в каждом
случае осуществляется по определенной технологии.
2.
Что же такое замысел? Прежде предстоит проделать большую работу,
пока не родится замысел. Именно так - замысел должен родиться сам
по
себе,
возникнуть,
вплыть
из
небытия.
Его
нельзя
придумать,
сочинить.
Он
должен
возникнуть!
Вот
для
этого
и
должна
быть
проведена предварительная работа по истолкованию уже придуманного
сценария.
3.
Психологическое вдохновение – это полное сосредоточение внимания
на предмете творчества с эмоциональным «погружением в него», с
полной
отдачей
и
отвлечением
от
всего
остального,
максимальное
обострение сознания, максимальная ясность его. В момент вдохновения
наиболее
ярко
появляется
одна
из
важнейших
психологических
особенностей творческого процесса – совместная работа воображения,
мышления, чувствования… Образы, созданные воображением творца,
сами
становятся
источником
эмоционального
подъема,
источником
новых чувств.
4.
Организовать творческий труд – не простая задача. Дело здесь не
только в соблюдении режима труда, усидчивости и кропотливости в
работе.
Огромное
значение
имеют
профессиональные
качества
руководителя коллектива, его знание мельчайших особенностей жанра,
опыт сценарной и постановочной деятельности.
5.
Режиссер – профессия смелых. Замысел должен нести в себе новое, и
режиссер должен быть смелым, отважным в отстаивании этого нового.
6.
Какими средствами для воплощения темы, идеи спектакля (коллекции)
режиссер может и должен пользоваться?
7.
Замысел рождается из суммы знаний педагога об эпохе, социальных,
бытовых установлениях, общественно – политических тенденциях, а
средства
выразительности
призваны
раскрыть
эти
намерения,
вашу
сверхзадачу
современными
средствами,
средствами
современного
театра с его достижениями, как в области актерского мастерства, так и в
области
всех
компонентов
театра
–
света,
музыки,
пластики,
сценографии. Привлечение современных средств выразительности в
выявлении нового в сценарии – вот путь к воплощению вашего замыла!
8.
Проблема современного актера. Искусство театра- это искусство живых
людей, остро чувствующих проблему. Актер должен быть человеком
мыслящим. Режиссер – автор замысла и автор спектакля. Актерская
импровизация предполагает, прежде всего, импровизацию на заданную
тему. Спектакль – это «семейный портрет в интерьере», который создал
режиссер. Свобода
творчества
–
вот
в
чем
прелесть
профессии
режиссер. Цель творчества – само творчество! Вы вольны творить!
«Воплощение режиссерской идеи
в театральных действиях – коллекциях театра моды»
Сутью театрализации как творческого метода является художественное
осмысление реальных или вымышленных событий конкретной коллекции,
отдельного персонажа, при котором эти события воплощаются в яркой
образной
форме,
содержащей
их
художественную
интерпретацию.
Коллекции, построенные на основе метода театрализации, называются
театрализованными.
Они
могут
быть
различные
по
масштабу.
Для
создания красочного зрелища необходимо:
а) значимая тема и идея как ее авторская оценка; б) воплощение этой идеи
в
сценарно-режиссерском
замысле
с
использованием
присущих
жанру
выразительных средств; в) использование качественного неординарного
музыкального сопровождения.
В театрализованной коллекции необходимо наличие главных героев,
прямо связанные с заданным событием, вокруг которых выстраивается
образное решение коллекции. Так как театр моды мы можем отнести к
невербальному общению со зрителем, поэтому для образного раскрытия
темы широко используются помимо дефиле элементы самых различных
видов искусства – кино, театра, цирка, хореографии и др.
Если тема отражает определенные жизненные явления, события,
факты,
то
идея
–
это
их
авторская
оценка,
главная
мысль,
позиция
педагога, пронизывающая весь спектакль (коллекцию), являющаяся как бы
стержнем, благодаря которому коллекции становиться единой, логически
законченной композицией. Идея и темы неразрывно связаны друг с другом
и вместе оставляют идейно – тематическую основу коллекции – спектакля.
Нередко бывает так, что оригинальная сценарная мысль не поддается
воплощению в действие, т.к. не может быть выражена главным героем
постановки
или
массой
участников.
И
в
этом
случае
режиссеру
приходится отказываться от задуманного и продолжать поиск. В целом,
если режиссер-постановщик не чувствует этой важнейшей взаимной связи
между идейно-тематической и постановочной основами замысла, то он,
как правило, обречен на неудачу.
Закон театра моды «Эксклюзив» если родилась идея – рождение и
театрализованной коллекции не за горами.