Напоминание

" Идейно – тематическая основа сценарно-режиссерского замысла"


Автор: Мельник Ирина Валерьевна
Должность: педагог-организатор, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ " Лицей № 26"
Населённый пункт: Городской округ Подольск
Наименование материала: статья
Тема: " Идейно – тематическая основа сценарно-режиссерского замысла"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Педагог-организатор

Мельник И.В.

« Идейно – тематическая основа сценарно-режиссерского замысла»

Тема всегда конкретна, т.к. отражает определенные события в жизни

общества.

Если

тема

отражает

определенные

жизненные

явления,

события,

факты,

то

идея

это

их

авторская

оценка,

главная

мысль,

позиция

педагога,

пронизывающая

весь

спектакль

(коллекцию),

являющаяся как бы стержнем, благодаря которому коллекции становиться

единой, логически законченной композицией. Идея и темы неразрывно

связаны друг с другом и вместе оставляют идейно – тематическую основу

коллекции – спектакля.

Тема рассматривается на примере коллекции «Легенда о белом городе»

Идейно – тематическая основа – это только одна из сторон творческой

деятельности режиссера-постановщика, связанная со сценарной частью

замысла.

Работа

здесь

в

основном

направлена

на

отбор

содержания,

расстановку смысловых акцентов в отдельных эпизодах и представления в

целом.

Другая,

не

менее

важная

составная

часть

замысла,

-

его

постановочная основа, которая в деятельности режиссера-постановщика в

конечном итоге завершается принятием постановочного решения.

Постановочное решение – воплощение в действии идейно-тематической

основы замысла с оптимальным использованием выразительных средств,

специфики и возможностей жанра театра моды. «Как я буду ставить?»

Тема разбирается на примере коллекции «Как Ермошка ворону поучал»

Обстоятельства, влияющие на рождение сценарно-режиссерского

замысла..

1.

Идейно-тематическая направленность представления.

2.

Экономические возможности постановки.

3.

Участники и их возможности.

4.

Временные условия постановки.

5.

Репетиционные возможности постановки.

6.

Сценические возможности постановки.

Сценарно-режиссерский замысел коллекции.

Очень

трудно

описать

словами

творческий

процесс

рождения

замысла

представления,

поскольку

в

каждом

случае

это

происходит

по-разному.

Режиссеру

приходится

«пропускать

через

себя»

огромное

количество

материала, найденного при изучении литературных источников, музейных

экспозиций, просмотров кинофильмов и анализа опыта прежних постановок.

Правда,

качество

переработки

всего

этого

материала,

а

также

конечный

результат

творческого

процесса,

выраженный

в

сценарно-режиссерском

замысле

и

постановке,

у

каждого

автора

будут

различными.

Здесь

уже

вступает в силу личность самого автора – его опыт и талант.

«Если молния – это замысел, то ливень – это воплощение замысла. Это

стройные потоки образов и движения».

К.Г.Паустовский.

Тезисы :

1.

Зарождение замысла и его воплощение, т.е. весь творческий процесс

создания спектакля, зависит не только от личности руководителя, но и

от специфики того или иного жанра (вида) искусства, и в каждом

случае осуществляется по определенной технологии.

2.

Что же такое замысел? Прежде предстоит проделать большую работу,

пока не родится замысел. Именно так - замысел должен родиться сам

по

себе,

возникнуть,

вплыть

из

небытия.

Его

нельзя

придумать,

сочинить.

Он

должен

возникнуть!

Вот

для

этого

и

должна

быть

проведена предварительная работа по истолкованию уже придуманного

сценария.

3.

Психологическое вдохновение – это полное сосредоточение внимания

на предмете творчества с эмоциональным «погружением в него», с

полной

отдачей

и

отвлечением

от

всего

остального,

максимальное

обострение сознания, максимальная ясность его. В момент вдохновения

наиболее

ярко

появляется

одна

из

важнейших

психологических

особенностей творческого процесса – совместная работа воображения,

мышления, чувствования… Образы, созданные воображением творца,

сами

становятся

источником

эмоционального

подъема,

источником

новых чувств.

4.

Организовать творческий труд – не простая задача. Дело здесь не

только в соблюдении режима труда, усидчивости и кропотливости в

работе.

Огромное

значение

имеют

профессиональные

качества

руководителя коллектива, его знание мельчайших особенностей жанра,

опыт сценарной и постановочной деятельности.

5.

Режиссер – профессия смелых. Замысел должен нести в себе новое, и

режиссер должен быть смелым, отважным в отстаивании этого нового.

6.

Какими средствами для воплощения темы, идеи спектакля (коллекции)

режиссер может и должен пользоваться?

7.

Замысел рождается из суммы знаний педагога об эпохе, социальных,

бытовых установлениях, общественно – политических тенденциях, а

средства

выразительности

призваны

раскрыть

эти

намерения,

вашу

сверхзадачу

современными

средствами,

средствами

современного

театра с его достижениями, как в области актерского мастерства, так и в

области

всех

компонентов

театра

света,

музыки,

пластики,

сценографии. Привлечение современных средств выразительности в

выявлении нового в сценарии – вот путь к воплощению вашего замыла!

8.

Проблема современного актера. Искусство театра- это искусство живых

людей, остро чувствующих проблему. Актер должен быть человеком

мыслящим. Режиссер – автор замысла и автор спектакля. Актерская

импровизация предполагает, прежде всего, импровизацию на заданную

тему. Спектакль – это «семейный портрет в интерьере», который создал

режиссер. Свобода

творчества

вот

в

чем

прелесть

профессии

режиссер. Цель творчества – само творчество! Вы вольны творить!

«Воплощение режиссерской идеи

в театральных действиях – коллекциях театра моды»

Сутью театрализации как творческого метода является художественное

осмысление реальных или вымышленных событий конкретной коллекции,

отдельного персонажа, при котором эти события воплощаются в яркой

образной

форме,

содержащей

их

художественную

интерпретацию.

Коллекции, построенные на основе метода театрализации, называются

театрализованными.

Они

могут

быть

различные

по

масштабу.

Для

создания красочного зрелища необходимо:

а) значимая тема и идея как ее авторская оценка; б) воплощение этой идеи

в

сценарно-режиссерском

замысле

с

использованием

присущих

жанру

выразительных средств; в) использование качественного неординарного

музыкального сопровождения.

В театрализованной коллекции необходимо наличие главных героев,

прямо связанные с заданным событием, вокруг которых выстраивается

образное решение коллекции. Так как театр моды мы можем отнести к

невербальному общению со зрителем, поэтому для образного раскрытия

темы широко используются помимо дефиле элементы самых различных

видов искусства – кино, театра, цирка, хореографии и др.

Если тема отражает определенные жизненные явления, события,

факты,

то

идея

это

их

авторская

оценка,

главная

мысль,

позиция

педагога, пронизывающая весь спектакль (коллекцию), являющаяся как бы

стержнем, благодаря которому коллекции становиться единой, логически

законченной композицией. Идея и темы неразрывно связаны друг с другом

и вместе оставляют идейно – тематическую основу коллекции – спектакля.

Нередко бывает так, что оригинальная сценарная мысль не поддается

воплощению в действие, т.к. не может быть выражена главным героем

постановки

или

массой

участников.

И

в

этом

случае

режиссеру

приходится отказываться от задуманного и продолжать поиск. В целом,

если режиссер-постановщик не чувствует этой важнейшей взаимной связи

между идейно-тематической и постановочной основами замысла, то он,

как правило, обречен на неудачу.

Закон театра моды «Эксклюзив» если родилась идея – рождение и

театрализованной коллекции не за горами.



В раздел образования