Автор: Заковряжина Вера Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Бискамжинская СОШ
Населённый пункт: рп. Бискамжа, Республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Квест - игра "Грамматическое колесо"
Раздел: начальное образование
Автор:
Заковряжина Вера Борисовна
учитель начальных классов
МБОУ Бискамжинской СОШ
Аскизского района
Республики Хакасия
Квест - игра "Грамматическое
колесо"
для 1 – 4 класса
Цель: формирование
интереса к русскому языку посредством игрового и
занимательного материала.
Задачи: формировать
культуру
речевого
общения,
способствовать
повышению грамотности учащихся, развивать познавательный интерес,
потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому
языку,
воспитывать
гордость
за
свой
родной
язык,
потребность
его
сохранять.
Ожидаемые результаты: улучшение качества знаний учащихся, развитие
интереса к русскому языку как учебному предмету.
Подготовительная
работа: формирование команд учащихся; подбор
вопросов для игры, составление карточек с вопросами и заданиями для
учащихся,
оформление
станций;
составление
мультимедийной
презентации.
Оборудование: карточки - задания для учащихся, карточки с буквами:
«С, Л, О, В, О» для каждой команды, маршрутные листы, почётные
грамоты и призы для победителей.
Описание игры: команды «путешествуют» по станциям в соответствии
со своим Маршрутным листом (Приложение 2). На станциях учащиеся
выполняют
предложенные
задания,
связанные
с
русским
языком
и
получают букву к ключевому слову. В Маршрутном листе отмечается
оценка, которую получает команда на каждой станции (в баллах). Состав
команд – весь класс. На каждой станции находится учитель, который
задаёт
учащимся
вопросы,
оценивает
их
работу.
Время
выполнения
заданий
на
каждой
станции
–
5
минут.
По
истечении
времени
по
звуковому сигналу команды переходят на следующую станцию.
Ход игры:
1 ведущий читает стихотворение:
В русской речи, в русской речи
Есть волшебная страна,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
На свете много стран больших
И много малых есть,
И для народностей любых
Язык свой – это честь.
Китаец, турок, серб иль чех,
Датчанин, грек иль финн,
Конечно, вам дороже всех
Родной язык один.
А я судьбу благодарю,
Мне выше счастья нет,
Что я на русском говорю
Уж много, много лет!
Спокоен, весел и певуч,
Насмешлив и суров,
И беспощаден и могуч
И грозен для врагов.
Суворов одобрял солдат
На русском языке.
Бессмертный Пушкин сочинял
На русском языке!
2 ведущий: Внимание! Сегодня в нашей школе состоится увлекательная
квест - игра «Грамматическое колесо» в страну русского языка. Вы,
станете её участниками. В конце игры вы соберёте из букв слово. Но,
чтобы получить это слово, вам надо пройти несколько испытаний.
1
ведущий.
А
сейчас,
ребята,
мы
отправляемся
в
путешествие.
Капитаны команд получают Маршрутные листы. Путешествовать будем
по станциям: «Лексическая», «Морфологическая», «Орфографическая»,
«Синтаксическая», «Фонетическая». (Обращается внимание команд на
место нахождения данных станций.)
Знакомство с Правилами игры:
Каждая команда «путешествуют» по станциям в соответствии со
своим Маршрутным листом.
На
каждой
станции
Вам
будут
предложены
для
выполнения
вопросы и задания из соответствующего раздела русского языка.
На
каждой
станции
находится
учитель,
который
будет
Вам
задавать
вопросы, оценивать Вашу работу. За каждый верный
ответ команда получает 2 балла. В Маршрутном листе отмечается
оценка, которую получает команда на каждой станции и букву для
сбора слова.
Время выполнения заданий на каждой станции – 5 минут. По
истечении времени по звуковому сигналу команды переходят на
следующую станцию.
Победителем игры будет считаться команда, набравшая большее
общее количество баллов.
Удачи Вам!
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТАНЦИИ «ЛЕКСИЧЕСКАЯ».
Буква «С»
1 – 2 класс
Подберите к слову в левой части соответствующий антоним из правой.
ШАГОМ
ЖАРКО
КАРЛИК
ОТВЕТ
ХОЛОДНО
ВЗЛЁТ
ЖАРА
ГИГАНТ
ВОПРОС
БЕГОМ
ДОБРОТА
СТУЖА
ПОСАДКА
ЗЛОБА
3 – 4 класс
Подберите к словам слева синонимы из правой части.
АРОМАТ
ПРАЗДНИК
ОБЪЯВЛЕНИЕ
УДАЧА
БЛЕСК
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
ТОРЖЕСТВО
ЗАПАХ
ПРОФЕССИЯ
АФИША
СЛАБОСТЬ
ТОСКА
СТУЖА СИЯНИЕ
СКУКА
БЕССИЛИЕ
МАНЕЖ
АВТОР
ПИСАТЕЛЬ
АРЕНА
УДАЧА
ХОЛОД
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТАНЦИИ «МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ».
Буква «Л»
1 – 2 класс
Исправь ошибку
Зимние каникулы я правел у дяди сережи. Однажды ночю лес занесло
пушыстым снегом. Мы расчистили трапинку к сторожке, а потом
катались налыжах. Заденешь ветку – политит тебе в лицо мяхкий
снежок.
3 – 4 класс
Конкурс «Угадай слово»
Корень мой находится в цене,
В описи найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТАНЦИИ «ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ».
Буква «О»
1 - класс. Правильно вставь буквы
М…дведь, за… ц, п…ртфель, в…р…бей, ст…лица, п…нал, мальч…к,
с…бака.
2 - класс. Правильно вставь буквы
Пл... ток, ф… милия, … дежда, скор… , л… пата, м… л… ко, п… суда,
к…р... ндаш.
3 - класс. Отгадай слова и правильно запиши их.
Предприятие, где делают машины - …(завод)
Место, где продают билеты…(касса)
Дорога, покрытая асфальто. (шоссе)
Аппарат для полета и космос (ракета)
Главный город в стране (столица)
4 – класс. Здесь спрятались 10 словарных слов. Напиши их, поставь
ударение.
ю
л
з
д
е
в
о
ч
к
а
я
б
л
о
н
я
й
к
а
п
й
ц
х
о
р
о
ш
о
у
к
е
н
г
ш
с
о
б
а
к
а
щ
з
п
о
м
и
д
о
р
х
р
ч
е
м
о
д
а
н
э
ъ
м
а
ш
и
н
а
о
л
д
ж
п
а
к
а
р
т
и
н
а
в
с
о
р
о
к
а
ы
ф
ф
я
ч
с
м
с
у
б
б
о
т
а
б
ю
д
и
в
а
н
и
т
ь
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТАНЦИИ «СИНТАКСИЧЕСКАЯ».
Буква «В»
1 – 2 класс
Отгадайте загадки.
1.Что о себе сказать могу? 2. Голосок мой очень тих,
Согнула жизнь меня в дугу. Я почти невидный штрих.
За свой характер я плачу – Но почётна роль моя:
За то, что много знать хочу. Мысль могу закончить я.
(Вопросительный знак) (Точка)
3. Друзья! В произведениях 4. У меня задорный хвост,
Стою я для того, Только труд и мой непрост:
Чтоб выразить волнение, Я задорная такая,
Тревогу, восхищение, Называюсь – … (запятая).
Победу, торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнести должны. (Восклицательный знак)
3 – 4 класс
В каком предложении неверно определена грамматическая основа?
А) Отвели они девицу вверх во светлую светлицу.
Б) Иван-Царевич отправился вслед за клубочком.
В) Замечательный подарок мне прислал по почте брат.
(Неверно
определена
грамматическая
основа
в
примере
В:
подарок - дополнение).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТАНЦИИ «ФОНЕТИЧЕСКАЯ».
Буква «О»
Прочитайте данные слова (на доске открываются для каждой команды по
очереди)
[ К Л’ О̀
Н ] клён
[ Г О̀
Л У П’ ] голубь
[ Л’ Ѝ С’ Т’ Й̀
̀
̀
̀
̀
̀
́
́
’ А ] листья
[ Ф С’ О ] всё
[ К А Р А̀
] кора
[ П А Д Й’ O ̀
М ] подъём
[ П’ О́
С ] пёс
[ М А Р О̀
С ] мороз
[ А С’ O ̀
Л ] осёл
[ Л’ У̀
К] люк
[ М’ И Д В Э̀
Т’ ] медведь
[ В’ И Р Б Л’ У̀
Т ] верблюд
Итог игры: И так, мы подошли к финишу квест – игры «Грамматическое
колесо». Какое слово получилось у вас … / С-Л-О-В-О/
Выдающийся мыслитель Клод Адриан Гельвеций говорил:
«Подходящее слово подчёркивает мысли, как тени подчёркивают яркость
картин, а без подходящего слова мысли всегда темны, как картина, краски
которой стёрлись». Спасибо за игру!!!
Использованная литература:
1.
Арсирий
А.
Т.
Занимательные
материалы
по
русскому
языку.
М.:
Просвещение, 1995.
2.
Вакуленко Ю. А. Веселая грамматика: разработки занятий, задания,
игры. – Волгоград: Учитель, 2011.
3.
Организация
внеклассной
работы
по
русскому
языку.
Пособие
для
учителя. М.: Владос, 1999.
4.
Петрановская Л.
В. Игры на уроках русского языка. М.: Мирос-Маик,
«Наука-Интерпериодика», 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТАНЦИИ «ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ».
1 - класс. Правильно вставь буквы
М…дведь, за… ц, п…ртфель, в…р…бей, ст…лица, п…нал, мальч…к,
с…бака.
2 - класс. Правильно вставь буквы
Пл... ток, ф… милия, … дежда, скор… , л… пата, м… л… ко, п… суда,
к…р... ндаш.
3 - класс. Отгадай слова и правильно запиши их.
Предприятие, где делают машины - …
Место, где продают билеты - …
Дорога, покрытая асфальтом - …
Аппарат для полета и космос - …
Главный город в стране- …
4 – класс. Здесь спрятались 10 словарных слов. Напиши их, поставь
ударение.
ю
л
з
д
е
в
о
ч
к
а
я
б
л
о
н
я
й
к
а
п
й
ц
х
о
р
о
ш
о
у
к
е
н
г
ш
с
о
б
а
к
а
щ
з
п
о
м
и
д
о
р
х
р
ч
е
м
о
д
а
н
э
ъ
м
а
ш
и
н
а
о
л
д
ж
п
а
к
а
р
т
и
н
а
в
с
о
р
о
к
а
ы
ф
ф
я
ч
с
м
с
у
б
б
о
т
а
б
ю
д
и
в
а
н
и
т
ь
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТАНЦИИ «ЛЕКСИЧЕСКАЯ».
1 – 2 класс
Подберите к слову в левой части соответствующий антоним из правой.
ШАГОМ
ЖАРКО
КАРЛИК
ОТВЕТ
ХОЛОДНО
ВЗЛЁТ
ЖАРА
ГИГАНТ
ВОПРОС
БЕГОМ
ДОБРОТА
СТУЖА
ПОСАДКА
ЗЛОБА
3 – 4 класс
Подберите к словам слева синонимы из правой части.
АРОМАТ
ПРАЗДНИК
ОБЪЯВЛЕНИЕ
УДАЧА
БЛЕСК
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
ТОРЖЕСТВО
ЗАПАХ
ПРОФЕССИЯ
АФИША
СЛАБОСТЬ
ТОСКА
СТУЖА СИЯНИЕ
СКУКА
БЕССИЛИЕ
МАНЕЖ
АВТОР
ПИСАТЕЛЬ
АРЕНА
УДАЧА
ХОЛОД
1-
2 класс
Подберите к слову в левой части соответствующий антоним из правой.
ШАГОМ
ЖАРКО
КАРЛИК
ОТВЕТ
ХОЛОДНО
ВЗЛЁТ
ЖАРА
ГИГАНТ
ВОПРОС
БЕГОМ
ДОБРОТА
СТУЖА
ПОСАДКА
ЗЛОБА
3 – 4 класс
Подберите к словам слева синонимы из правой части.
АРОМАТ
ПРАЗДНИК
ОБЪЯВЛЕНИЕ
УДАЧА
БЛЕСК
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
ТОРЖЕСТВО
ЗАПАХ
ПРОФЕССИЯ
АФИША
СЛАБОСТЬ
ТОСКА
СТУЖА СИЯНИЕ
СКУКА
БЕССИЛИЕ
МАНЕЖ
АВТОР
ПИСАТЕЛЬ
АРЕНА
УДАЧА
ХОЛОД
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТАНЦИИ «ФОНЕТИЧЕСКАЯ».
[ К Л’ О̀
Н ] клён
[ Г О̀
Л У П’ ] голубь
[ Л’ Ѝ С’ Т’ Й̀
̀
̀
̀
̀
̀
́
́
’ А ] листья
[ Ф С’ О ] всё
[ К А Р А̀
] кора
[ П А Д Й’ O ̀
М ] подъём
[ П’ О́
С ] пёс
[ М А Р О̀
С ] мороз
[ А С’ O ̀
Л ] осёл
[ Л’ У̀
К] люк
[ М’ И Д В Э̀
Т’ ] медведь
[ В’ И Р Б Л’ У̀
Т ] верблюд
[ К Л’ О̀
Н ] клён
[ Г О̀
Л У П’ ] голубь
[ Л’ Ѝ С’ Т’ Й̀
̀
̀
̀
̀
̀
́
́
’ А ] листья
[ Ф С’ О ] всё
[ К А Р А̀
] кора
[ П А Д Й’ O ̀
М ] подъём
[ П’ О́
С ] пёс
[ М А Р О̀
С ] мороз
[ А С’ O ̀
Л ] осёл
[ Л’ У̀
К] люк
[ М’ И Д В Э̀
Т’ ] медведь
[ В’ И Р Б Л’ У̀
Т ] верблюд
[ К Л’ О̀
Н ] клён
[ Г О̀
Л У П’ ] голубь
[ Л’ Ѝ С’ Т’ Й̀
̀
̀
̀
̀
̀
́
́
’ А ] листья
[ Ф С’ О ] всё
[ К А Р А̀
] кора
[ П А Д Й’ O ̀
М ] подъём
[ П’ О́
С ] пёс
[ М А Р О̀
С ] мороз
[ А С’ O ̀
Л ] осёл
[ Л’ У̀
К] люк
[ М’ И Д В Э̀
Т’ ] медведь
[ В’ И Р Б Л’ У̀
Т ] верблюд
[ К Л’ О̀
Н ] клён
[ Г О̀
Л У П’ ] голубь
[ Л’ Ѝ С’ Т’ Й̀
̀
̀
̀
̀
̀
́
́
’ А ] листья
[ Ф С’ О ] всё
[ К А Р А̀
] кора
[ П А Д Й’ O ̀
М ] подъём
[ П’ О́
С ] пёс
[ М А Р О̀
С ] мороз
[ А С’ O ̀
Л ] осёл
[ Л’ У̀
К] люк
[ М’ И Д В Э̀
Т’ ] медведь
[ В’ И Р Б Л’ У̀
Т ] верблюд
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТАНЦИИ «СИНТАКСИЧЕСКАЯ».
1 класс
Отгадайте загадки.
1.Что о себе сказать могу? 2. Голосок мой очень тих,
Согнула жизнь меня в дугу. Я почти невидный штрих.
За свой характер я плачу – Но почётна роль моя:
За то, что много знать хочу. Мысль могу закончить я.
(Вопросительный знак) (Точка)
3. Друзья! В произведениях 4. У меня задорный хвост,
Стою я для того, Только труд и мой непрост:
Чтоб выразить волнение, Я задорная такая,
Тревогу, восхищение, Называюсь – … (запятая).
Победу, торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнести должны. (Восклицательный знак)
4 класс
В каком предложении неверно определена грамматическая основа?
А) Отвели они девицу вверх во светлую светлицу.
Б) Иван-Царевич отправился вслед за клубочком.
В) Замечательный подарок мне прислал по почте брат.
2 класс
Отгадайте загадки.
1.Что о себе сказать могу? 2. Голосок мой очень тих,
Согнула жизнь меня в дугу. Я почти невидный штрих.
За свой характер я плачу – Но почётна роль моя:
За то, что много знать хочу. Мысль могу закончить я.
(…………………………………) (………………….)
3. Друзья! В произведениях 4. У меня задорный хвост,
Стою я для того, Только труд и мой непрост:
Чтоб выразить волнение, Я задорная такая,
Тревогу, восхищение, Называюсь – ……………….
Победу, торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнести должны.
3 класс
В каком предложении неверно определена грамматическая основа?
А) Отвели они девицу вверх во светлую светлицу.
Б) Иван-Царевич отправился вслед за клубочком.
В) Замечательный подарок мне прислал по почте брат.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТАНЦИИ «МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ».
1 класс
Исправь ошибку
Зимние каникулы я правел у дяди сережи. Однажды ночю лес
занесло пушыстым снегом. Мы расчистили тропинку к сторожке, а
потом катались в чяще на лижах.
2 класс
Исправь ошибку
Зимние каникулы я правел у дяди сережи. Однажды ночю лес занесло
пушыстым снегом. Мы расчистили трапинку к сторожке, а потом
катались налыжах. Заденешь ветку – политит тебе в лицо мяхкий
снежок.
3 класс
Конкурс «Угадай слово»
Корень мой находится в цене,
В описи найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.
4 класс
Конкурс «Угадай слово»
Корень мой находится в цене,
В описи найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Маршрутный лист № 1.
Команда 1 класса
Станция
Количество баллов
Подпись учителя
1.
Лексическая
2.
Морфологическая
3.
Орфографическая
4.
Синтаксическая
5.
Фонетическая
Общее количество баллов:
Место:
Маршрутный лист № 2.
Команда 2 класса
Станция
Количество баллов
Подпись учителя
1.
Морфологическая
2.
Орфографическая
3.
Синтаксическая
4.
Фонетическая
5.
Лексическая
Общее количество баллов:
Место:
Маршрутный лист № 3.
Команда 3 класса
Станция
Количество баллов
Подпись учителя
1.
Орфографическая
2.
Синтаксическая
3.
Фонетическая
4.
Лексическая
5.
Морфологическая
Общее количество баллов:
Место:
Маршрутный лист № 4.
Команда 4 класса
Станция
Количество баллов
Подпись учителя
1.
Синтаксическая
2.
Фонетическая
3.
Лексическая
4.
Морфологическая
5.
Орфографическая
Общее количество баллов:
Место: