Автор: Антонюк Александра Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №212"
Населённый пункт: город Зима, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира.
Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем
большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем
значительнее
и
продуктивнее
при
других
равных
условиях
будет
его
творческая,
исследовательская деятельность», - писал Лев Семёнович Выготский.
На
сегодняшний
момент
развития
системы
образования
характерны
поиск
и
разработка
новых
технологий
обучения
и
воспитания
д е те й .
Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает
использование
разнообразных
видов
детской
деятельности
для
развития
любознательности. Этому способствует экспериментирование, так как именно данный вид
деятельности активизирует природное любопытство ребенка, стремление к открытиям и
настраивает на мотивацию к получению новых знаний, умений и навыков.
Детям
дошкольникам
свойственно
наглядно-образное
и
наглядно-действеное
мышление, поэтому различные опыты и эксперименты доступны для данного возраста.
Известно, что дети усваивают надежно и надолго все то, что видит, слышит и делает сам,
поэтому образовательный процесс в детском саду очень часто включает познавательно-
исследовательскую деятельность дошкольников.
Цель
моей
педагогической
деятельности
-
создание
условий
для
развития
любознательности и познавательной мотивации в исследовательской деятельности детей
дошкольного возраста.
Задачи:
-изучить
методики,
технологии
по
познавательно-исследовательской
деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
-поддерживать
у
детей
инициативу,
сообразительность,
пытливость,
самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
- р а з в и в ат ь
п о з н а в ат е л ь н у ю
а к т и в н о с т ь
д е т е й
в
п р о ц е с с е
экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать,
развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление
причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
По данной теме работаю третьей год, начинала работу с детьми среднего возраста
Методы и приемы работы с детьми я использовала: практические, наглядные,
игровые.
Прежде чем начать работу над этой темой я изучила
научно-педагогическую литературу,
разработала перспективный план, конспекты образовательной деятельности
по экспериментальной деятельности детей,
создана современная предметно-развивающая среда в группе;
Для реализации опытно — экспериментальной деятельности детей в нашей группе
организовала
мини-лабораторию
«Почемучки».
В
ней
имеются,
необходимые
инструменты для экспериментирования:
специальная
посуда
(стаканчики,
трубочки,
воронки,
сито,
мерные
стаканы,
тарелки),
бросовый и природный материал (камешки, песок, семена),
утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки и т. д.),
инструменты
для
опытов
(лупа,
микроскоп,
набор
«природные
батарейки»,
термометр, магнит, весы, зеркало, песочные часы, фонарик и т.д.),
создан своими руками стол с подсветкой,
также
в
уголке
экспериментирования
имеется
кинетический
песок
и
тесто,
изготовлены дидактические материалы.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывала следующие требования:
1.безопасность для жизни и здоровья детей;
2.достаточность;
3.доступность расположения.
Чтобы ребенок был заинтересован исследовательской деятельностью, был активен,
нужно задать правильный вопрос, чтобы ему было интересно: «Куда солнце прячется
ночью?» «Почему у деревьев есть листья?» Почему облака не падают? Почему снег
белый? «Почему у ёлки зимой зелёные иголки?», «Почему я хожу в ботинках, а кошка
нет?» Что такое тень? Как пчелы делают мед?
В средней группе течение года дети исследовали песок и глину во время прогулки и
в группе.
Наблюдали, исследовали свойства воды во время режимных моментов, в игровой
деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.
Опыты с водой.
«Мыло фокусник».
«Почему перо не тонет»
Изучали свойства воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой
деятельности, в исследовательской деятельности.
Опыты с воздухом.
Опыты с почвой.
(огород на подоконнике).
С
детьми
старшей
группы
проводились
беседы
на
тему
«Мир
вокруг
нас»,
об
экспериментировании в домашних условиях, с целью поддержки и развития интереса у
ребёнка
к
исследованиям
и
открытиям.
Познакомила
детей
с
оборудованием
и
материалами для исследовательской деятельности.
В течении учебного года мною проводилась непосредственно образовательная
деятельность и опыты-эксперименты по темам:
«Почва-что это такое»
«Песок и глина»
«Волшебная вода»
«Воздух-невидимка»
«Почему открываются и закрываются сосновые шишки?»
«Испытание магнита»
«Какими бывают камни?»
«Вода бывает разная»,
«Почему сосульки треугольные»,
«Можно ли поймать воздух?»,
«Почему железо тонет?»,
«Можно ли потрогать ветер?»,
«Почему листья зеленые?»
«Как очистить грязную воду»,
«Статическое электричество»
«Полезные или вредные чипсы?»,
«Огород на подоконнике»
«Как самим вырастить витаминную игрушку для животного» и т.д.
Такие проблемные ситуации вызывают у детей интерес к исследованию, развивают
психические процессы, стимулируют познавательную активность и любознательность
ребенка.
Дети научились:
самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
предлагать возможные варианты решения;
исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой
деятельности
Также велась работа с родителями, довела до сведения родителей на собрании о начале
работы по данной теме. Родители приняли активное участие в пополнении необходимого
оборудования в детской лаборатории, также в оформлении фотовыставок в приемной.
Были предложены консультация на темы „Организация детского экспериментирования в
домашних
условиях“,
„Научите
ребенка
любить
живую
природу“.
Индивидуальные
консультации
на
интересующие
темы
экспериментирования.
Организовала
и
провела
совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Поможем золушке». На летний
период родителям и детям было предложено, пополнить мини — лабораторию новыми
материалами и инструментами.
Такая работа должна быть актуальна, потому, как если в дошкольном детстве
педагоги и родители не будут активно поощрять исследовательскую деятельность ребенка,
то у него могут быть проблемы в начальной школе не будит мотивации к познанию нового.