Напоминание

"Занимательная физика"


Автор: Крушевская Елена Владимровна
Должность: учитель физики, математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №28 СУИОП" им. А.А. Угарова
Населённый пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол
Наименование материала: программа внеурочной деятельности по физике
Тема: "Занимательная физика"
Раздел: среднее образование





Назад




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

П р о г р а м м а

в н еу р оч н о й

д е я т е л ь н о с т и общеинтеллектуального

направления «Занимательная физика» составлена на основе федерального

государственного

образовательного

стандарта

основного

общего

образования.

Программа

предназначена

для

организации

внеурочной

деятельности учащихся 8-9 классов.

Основной

формой

организации

внеурочных

занятий

является

коллективная деятельность, в которой имеют место и прямое обучающее

воздействие,

и

организация

познавательной

поисковой

деятельности,

и

самостоятельная работа по выбору или предложению взрослого.

Актуальность программы заключается в использование во внеурочной

деятельности

различные

виды

проектов,

которые

наиболее

полно

соответствуют

особенностям

предмета,

позволяющие

подготовиться

к

успешной защите индивидуального проекта.

Новизна программы в следующих особенностях:

включены

новейшие

технологии,

которые

не

входят

в

программный

материал

учащихся,

при

реализации

программы

формируются

ИКТ-

компетенции, так как приоритетным направлением являются мастер-классы в

интернете, расширение опыта в области физического исследования.

Направление программы - общеинтеллектуальное

Целью

программы

является

создание

условий

для

формирования

ключевых компетенций, определяющих современное качество образования

по средствам реализации проектов на внеурочных занятиях по физике

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих

задач:

сформировать

мотивацию

учения,

ориентированную

на

удовлетворение познавательных интересов;

сформировать

приемы

умственных

действий

(анализ,

синтез,

сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

развивать образное мышление;

развивать

речь,

умение

высказывать

и

обосновывать

свои

суждения;

развивать творческие способности;

увеличить концентрацию внимания и объема памяти;

содействовать

воспитанию

интереса

к

предметам

и

процессу

познания в целом.

содействовать обогащению запаса учащихся научными понятиями

и законами;

Формы проведения занятий:

проведение занимательных опытов;

выполнение творческих заданий;

моделирование;

выполнение и защита проектов

Настоящая программа является программой внеурочной деятельности

детей, рассчитанной на работу с учащимися 8-9 классов.

Занятия

проводятся

во

внеурочное

время

1

раз

в

неделю.

Срок

реализации – 1 год.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ)

Первый

уровень

результатов

приобретение

школьниками

социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о

социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.

п.),

понимания

социальной

реальности

и

повседневной

жизни.

Для

достижения

данного

уровня

результатов

особое

значение

имеет

взаимодействие

школьника

с

учителями

основном

и

дополнительном

образовании) как значимыми для него носителями социального знания и

повседневного опыта.

Второй уровень результатов — формирование позитивных отношений

школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, природа,

мир,

знания,

труд,

культура),

ценностного

отношения

к

социальной

реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое

значение имеет равноправное взаимодействие школьника на уровне класса,

школы, т. е. в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в

такой

близкой

социальной

среде

ребенок

получает

первое

практическое

подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий

уровень

результатов

-

получение

школьником

опыта

самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня

результатов

особое

значение

имеет

взаимодействие

школьника

с

социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной

среде.

Личностные результаты:

формирование

ответственного

отношения

к

учению,

готовности

и

способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации

к

обучению

и

познанию,

осознанному

выбору

и

построению

дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в

мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых

познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного

отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному

уровню

развития

науки

и

общественной

практики,

учитывающего

социальное,

культурное,

языковое,

духовное

многообразие

современного мира;

формирование

осознанного,

уважительного

и

доброжелательного

отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с

другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,

учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметные результаты внеурочной деятельности отражают:

умение

самостоятельно

определять

цели

своего

обучения,

ставить

и

формулировать

для

себя

новые

задачи

в

учебе

и

познавательной

деятельности,

развивать

мотивы

и

интересы

своей

познавательной

деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные,

осознанно

выбирать

наиболее

эффективные

способы

решения учебных и познавательных задач;

умение

соотносить

свои

действия

с

планируемыми

результатами,

осуществлять

контроль

своей

деятельности

в

процессе

достижения

результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и

требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся

ситуацией;

умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные возможности ее решения;

владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений

и

осуществления

осознанного

выбора

в

учебной

и

познавательной

деятельности;

умение

определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать,

самостоятельно

выбирать

основания

и

критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,

строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное

и по аналогии) и делать выводы;

умение

создавать,

применять

и

преобразовывать

знаки

и

символы,

модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение

организовывать

учебное

сотрудничество

и

совместную

деятельность

с

учителем

и

сверстниками;

работать

индивидуально

и

в

группе:

находить

общее

решение

и

разрешать

конфликты

на

основе

согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и

отстаивать свое мнение;

умение

осознанно

использовать

речевые

средства

в

соответствии

с

задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

планирования

и

регуляции

своей

деятельности;

владение

устной

и

письменной речью, монологической контекстной речью;

Предметные результаты внеурочной деятельности отражают:

формирование представлений о закономерной связи и познаваемости

явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей

роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;

научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и

фундаментальных законов физики;

формирование первоначальных представлений о физической сущности

явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых),

видах материи (вещество и поле), движении как способе существования

материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о

строении

вещества,

элементов

электродинамики

и

квантовой

физики;

овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

приобретение

опыта

применения

научных

методов

познания,

наблюдения

физических

явлений,

проведения

опытов,

про стых

экспериментальных

исследований,

прямых

и

косвенных

измерений

с

использованием

аналоговых

и

цифровых

измерительных

приборов;

понимание неизбежности погрешностей любых измерений;

понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и

механизмов,

средств

передвижения

и

связи,

бытовых

приборов,

промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую

среду;

осознание

возможных

причин

техногенных

и

экологических

катастроф;

осознание

необходимости

применения

достижений

физики

и

технологий для рационального природопользования;

овладение

основами

безопасного

использования

естественных

и

искусственных

электрических

и

магнитных

полей,

электромагнитных

и

звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во

избежание

их

вредного

воздействия

на

окружающую

среду

и

организм

человека;

развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с

применением

полученных

знаний

законов

механики,

электродинамики,

термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

формирование

представлений

о

нерациональном

использовании

природных

ресурсов

и

энергии,

загрязнении

окружающей

среды

как

следствие несовершенства машин и механизмов.

Подведение итогов реализации программы

№п/п

Формы подведения итогов

Сроки

1

презентация проектов

в течение года

2

Выставка проектов

в конце года

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Часы

Теория

Практика

1.

Инструктаж по ТБ.

Вводное

занятие.

Что

такое

проект его виды. Особенности

проекта по физике.

1

1

-

Механические явления

2.

Изучение материала по разделу

«Механиче ские

я в л е н и я » .

Планирование

работы,

выбор

тем.

2

1

1

3.

Аналитический этап.

2

1

1

4.

Этап обобщение

2

1

1

5.

Пре зент ация

п о л у ч е н н ы х

результатов

1

-

1

Тепловые явления

6.

Изучение материала по разделу.

Планирование

работы,

выбор

тем

2

1

1

7.

Аналитический этап

2

1

1

8.

Этап обобщение

2

1

1

9.

Пре зент ация

п о л у ч е н н ы х

результатов

1

-

1

Электромагнитные явления

10.

Изучение материала по разделу.

Планирование

работы,

выбор

тем

2

1

1

11.

Аналитический этап

2

1

1

12.

Этап обобщение

2

1

1

13.

Пре зент ация

п о л у ч е н н ы х

результатов

1

-

1

Оптические явления

14.

Изучение материала по разделу.

Планирование

работы,

выбор

тем

2

1

1

15.

Аналитический этап

1

1

16.

Этап обобщение

2

1

1

17.

Пре зент ация

п о л у ч е н н ы х

результатов

1

-

1

Квантовые явления и элементы астрономии

18.

Изучение материала по разделу.

Планирование

работы,

выбор

тем

2

1

1

19.

Аналитический этап

1

1

20.

Этап обобщение

2

1

1

21.

Презентация проектов

1

-

1

Итого часов

34

14

20

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инструктаж по ТБ. Вводное занятие. Что такое проект его виды.

Особенности проекта по физике. Вводное занятие. Значение эксперимента

для

развития

научных

теорий

и

создания

новых

технических

устройств.

Инструктаж по охране труда на занятиях.

Изучение материала по разделу. Планирование работы, выбор тем.

Изучение

физических

явлений.

Измерение

физических

величин.

Установление

законов

и

подтверждение

теоретических

выводов.

Занимательные опыты по разделу. Выбор темы для проектной деятельности,

обсуждение возникших идей планирование объема работы.

Аналитический

этап.

Формирование

представления

о

результате

проектной

работы

(презентация,

буклет,

сценарий,

газета,

другой

вид

творческой

деятельности).

Сбор

информации,

работа

с

различными

источниками (словари, справочники, исторические документы, критическая

литература,

Интернет-ресурсы).

Обмен

информацией

с

другими

лицами

(учащимися, учителями, родителями, консультантами).

Этап обобщение

Аналитическая работа с полученными результатами

(обработка

материала,

отбор

необходимых

сведений,

подбор

аргументов,

формулирование

выводов).

Интерпретируются

факты,

делаются

выводы,

формируется собственное суждение.

Презентация

полученных

результатов.

Осмысление

полученных

данных

и

способов

достижения

результата.

Презентация

проекта

(представление итогов работы на уроке, на заседании кружка, выступление в

рамках внеклассных мероприятий, выступление на конференции.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Раздел программы

Формы, приемы и

методы работы

Оборудование

1.

Механические явления

Формы:

индивидуальная,

групповая,

коллективная.

Виды деятельности:

Ч а с

о б щ е н и я ,

познавательная

беседа,

диспуты,

выступление

т в о рч е с к и х

г р у п п ,

эксперимент,

защита

и

презентация проекта

Мультимедийное

оборудование, инструкция,

комплект

демонстрационных

п р и б о р о в

п о

м е х а н и к е ,

методическая литература

2.

Тепловые явления

Мультимедийное

о б о руд о ва н и е ,

ко м п л е к т

демонстрационных

приборов

по

молекулярной

физике

и

термодинамике,

методическая

литература

3.

Электромагнитные

явления

Мультимедийное

о б о руд о ва н и е ,

ко м п л е к т

демонстрационных

приборов

п о

э л е к т р и ч е с т в у ,

методическая литература

4.

Оптические явления

Мультимедийное

о б о руд о ва н и е ,

ко м п л е к т

демонстрационных

приборов

по

оптике,

м е тод ич е с ка я

литература

5.

Квантовые

явления

и

элементы астрономии

Мультимедийное

оборудование,

методическая

литература

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Примерные

программы

внеурочной

деятельности.

П76

Начальное

и

основное образование/ [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и

др.];

под

ред.

В.А.

Горского.

М.:

Просвещение,2010.

111с.

(Стандарты второго поколения).

2.

Внеурочная

деятельность

школьников.

Методический

конструктор:

пособие

для

учителя/

Д.В.

Григорьев,

П.В.

Степанов.

М.:

Просвещение,2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).

3.

Физика. Планируемые результаты. Система знаний. 7-9 классы: пособие

для

учителей

общеобразоват.

организаций

/

[А.А.

Фадеева,

Г.Г.

Никифоров, М.Ю. Демидова, В.А. Орлов]; под ред. Г.С. Ковалелвой, О.Б.

Лобыгиновой. – М.: Просвещение, 2014.

4.

Л.А. Горев Занимательные опыты по физике. –М., 1977г.

5.

Занимательная

физика.

Книга

первая

/ Я.И.

Перельман –М.:

Центр

полиграф, 2013.

6.

Физика на каждом шагу / Я.И. Перельман–М.: АСТ, 2014.

7.

Н.М. Шахмаев. Физический эксперимент в средней школе.- М. 1991г.

Тит Т. Наука и забава / Том Тит. – Николаев : издание журнала «Физик

любитель», 1909. –Вып.6



В раздел образования