Напоминание

Слитное и раздельное написание не с именами существительными


Автор: Родимова Лариса Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОАУГ № 8
Населённый пункт: г. Райчихинск
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Слитное и раздельное написание не с именами существительными
Раздел: среднее образование





Назад





Урок русского языка в 6 классе

Тема
:
С л и т н о е

и

р а зд е л ь н о е

н ап и с а н и е не

с

и м е н а м и

существительными (

с презентацией)

Тип урока:
урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:
анализировать, сравнивать, обобщать; перерабатывать и преобразовывать информацию (схема, таблица, алгоритм), владеть разными видами чтения и аудирования.
Предметные:
правильно писать не с именами существительными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически.
Ход урока

I. Оргмомент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
Слово учителя
: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет вам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Пусть помогут вам ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
II. Актуализация изученного.

1.

Слово учителя
: На предыдущем уроке мы с вами изучали орфограмму Ы,И после Ц . Кто хочет поработать в паре , вспомнить это правило и заполнить таблицу?
(Презентация

слайд №1)
Составление на доске схемы-таблицы правила правописания и, ы после ц (два человека). Задание: заполните в таблице недостающие ячейки. Часть слова и ы циферблат, рация суффикс сестрицын синицы, бледнолицый
2. Слово учителя: А мы с вами поиграем в
Игру «Секретные агенты». На доске крупно написано ЦИ- так начинаются все слова, которые нужно определить. Толкования взяты из словаря Ожегова. (Слова записываются на доске и в тетради, выделяются орфограммы) 1. Знак, обозначающий число (цифра) 2. Высокая шляпа с небольшими полями (цилиндр) 3.Стриженый и крашеный мех овцы (из него делают шубы) (цигейка) 4. Цирковой артист (циркач) 5. Инструмент для вычерчивания окружностей (циркуль) 6.Бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью (циклон)
3.
Проверка таблицы Часть слова и ы
корень циферблат, рация Искл.: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыкнуть, цыц суффикс - сестрицын окончание - синицы, бледнолицый Обсуждение таблицы. Выступление учащихся (рассказывают правило по схемам с приведением примеров
III. Введение в тему с последующей постановкой цели и задач урока.

1.

Словарная работа.

Слово учителя:
Бабушки, сидя на скамейке возле подъезда, часто говорят о ком-нибудь: «Господи, да он такой невежа, и куда только родители смотрят!» А учителя восклицают: «И почему ты такой невежда, ведь мы это уже проходили!» Ребята, а кто такие невежа и невежда?Каких людей мы так называем?Давайте уточним. (Слайд №2) Запишите в тетрадь эти слова и их лексическое значение. Как вы думаете, почему слово невежа и невежда пишутся слитно? ( Я вам скажу, что вы скоро сами найдёте ответ на этот вопрос)
2.

Слайд №3
.Ученики читают пословицы, определяют их смысловую близость.
Недруг поддакивает, друг спорит.

Дружба верна не лестью, а правдой и честью.

Друг в беде не бросит.
Вопросы: Как вы понимаете смысл этих пословиц? Что между ними общего? Далее учитель ведёт подводящий диалог по заданиям. Ученики устанавливают известное и новое (написание не с именами существительными) и формулируют цель и задачи урока. (Вывести правило слитного и раздельного написания не с именами существительными; узнать новый вид орфограммы, выявить условия написания не с именами существительными, научиться писать существительные с не и т.д.)
Сформулируйте проблему нашего урока. (Слайд №4)

IV. Открытие новых знаний.

1.

Наблюдение
по слайдам презентации
(Слайды 5-8)
После наблюдений учащиеся делают самостоятельно вывод о написании не с именами существительными.
2.

Чтение текста правила
в рамке после упр. 80, стр.38, сравнение с собственными выводами. – Сколько условий слитного написания не с существительными? - Сколько – раздельного? – Какие из условий являются главными, определяющими? (Не употребляется без не, противопоставление.) – Как называется орфограмма? Буквенной или небуквенной она является? – Каков её опознавательный признак? – Проанализируйте графическое обозначение орфограммы.
3. Задание в группах
Составление схемы на основе правила (учащиеся составляют схемы в группах, сравнивают с предложенной учителем
(Слайд 9)
Контакт Пробел

√ √


1)
НЕсущ. (не употр.) НЕ __ (сущ.), а
√ √ 2)
НЕсущ. – (синоним) НЕ __ (сущ.) – отриц.знач.

V. Физминутка для глаз
. Вместе с учителем ребята выполняют упражнения для снятия напряжения глаз
(Слайды 10,11)

VI.

Первичное применение знаний, развитие учебно-языковых и правописных

умений.

1.

Упр.

81



самостоятельная

выработка

алгоритма
применения правила с  последующей корректировкой его по учебнику. Коллективный анализ алгоритма, предложенного в учебнике
. (Слайд 12)

2. Задание «Помоги Незнайке».

(Слайд 13).
Почтальон Печкин принёс утром письмо от Незнайки, адресованное шестиклассникам гимназии, в нём он просит помочь правильно написать слова. Попробуем применить данный алгоритм в самой работе. Пользуясь алгоритмом, объясните написание слов с не.  (Не) счастье, а беда подстерегала товарищей.  Каждая (не) удача прибавляет ума.  (Не) вежество – орудие невежды.
3. Задание «Подскажи словечко»
Ребята, в письме ещё одна просьба Незнайки - подсказать словечко Запишите предложения, заменив подчёркнутые слова синонимами с НЕ.
(Слайд 14)
Рабство для всех горько. Нельзя терпеть ложь. Болезнь портит настроение. Его не сломило горе. Испытания закаляют характер. Слова для справки: невзгоды, неправда, неволя, несчастье, нездоровье.
4.
Слово учителя:Молодцы! Помогли Незнайке, а теперь попробуйте проверить собственные знания.
Тест «Проверь соседа»
Не)везение; (не)годование, (не)знайка, (не)поседа, (не)торопливость, (не) собака; (не)взгоды, (не)приятель, а враг; (не)былица.
+ + + + + - + - + (Слайд 15)

5. Взаимопроверка в парах
. У кого нет ошибок? У кого 1,2?3-4, больше 4?

VI. Итог урока.

1. Рефлексия. (Слайд 16)
Укажите номер предложений, в которых существительное с не пишется раздельно.

–– Прочитайте ключевые слова темы. Объясните их (стр.41) – Какими словами вы могли бы их дополнить?
– Какие универсальные умения развивали на уроке?

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?
- С каким настроением вы работали сегодня на уроке? Поднимите один из листочков: если вам было интересно и легко – зелёный, если сложновато и что-то не поняли – жёлтый, если ничего не поняли и от этого настроение плохое – красный. Не везение, а труд и настойчивость привели вас к этому успеху. Труд и воля помогут вам добиться успехов в учении. Я желаю вам этого.
VII. Домашнее задание.

1.Упр. 87, правило на стр.38

2. Подготовить словарную диктовку по изученной теме. (индивидуально)

3. Сочинить лингвистическую сказку о данном правиле (по желанию)


В раздел образования