Автор: Дмитриенко Ирина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 25
Населённый пункт: ст. Челбасской, Каневского района, Краснодарского края
Наименование материала: программа элективного курса по русскому языку
Тема: "Секреты стилистики"
Раздел: среднее образование
Краснодарский край Каневской район станица Челбасская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная
общеобразовательная школа № 25
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30.08.2018 года протокол № 1
Председатель _______ /Баронина В.В./
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Секреты стилистики»
Уровень образования (класс) основное общее образование 9 класс
Количество часов 17
Учитель Дмитриенко Ирина Ивановна
Программа разработана в соответствии и на основе: примерной программы
учебного предмета «Русский язык», включенной в содержательный раздел
примерной основной программы основного общего образования, внесенной в
реестр образовательных программ (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5),
сборника «Рабочие программы. Русский язык. Предметная линия учебников
Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы.
Просвещение, 2016 год».
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета,
курса
Язык – одно из самых удивительных орудий в руках человечества, однако
пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Возможно ли
овладеть в совершенстве родным языком? Да! Если мы становимся требовательнее
к своей речи, боремся за чистоту языка, совершенствуем свой стиль. Даже если
человек свободно владеет литературным языком, полезно задуматься о том, как
сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому и учит стилистика – наука об
умелом выборе языковых средств.
Курс знакомит учеников с лексической стилистикой, сферой употребления
лексических единиц, а также богатыми средствами художественной
выразительности языка.
Итоговый экзамен в конце 9 класса по русскому языку состоит из трёх частей:
1.
Сжатое или подробное изложение прослушанного текста, тестовые задания
2.
Чтение и анализ печатного текста, выполнение заданий; (устное
собеседование)
3.
Написание сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.
Выполняя эти задания, учащиеся должны не только понимать и анализировать
текст, но и уметь излагать свои суждения: доказывать, сравнивать, приводить
примеры, делать выводы. Стилистические ошибки, допущенные в работе,
повлияют на экзаменационную оценку.
Элективный курс «Секреты стилистики» поможет школьникам развивать
связную письменную речь, научит выбирать нужные слова из ряда синонимов,
находить синтаксические структуры, наиболее подходящие для конкретной работы.
Кроме того, данный курс даст школьникам возможность учиться хорошему слогу у
замечательных русских писателей; научит понимать, что при помощи русского
языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие
чувства; напомнит ещё раз, что такое искусство слова.
Чтобы в совершенстве овладеть этим искусством, необходимо изучать
стилистику, знать её секреты.
Программа данного курса актуальна для обучающихся, так как формирование
навыков конструирования предложений, практическое использование знаний
стилистики и умений очень важно для повышения речевой грамотности и для
последующей подготовки к экзаменам.
Цель элективного курса: научить учащихся анализировать тексты различных
стилей; свободно ориентироваться в многообразии изобразительно-выразительных
средств; развивать умение использовать изобразительно-выразительные средства в
речи и в сочинениях разных жанров; побудить к размышлению над собственной
речью.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его
значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств
для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому (родному) языку являются:
1)
владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • владение
разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приёмами отбора и систематизации мате риала на определённую тему;
умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной
форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свёрнутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и
жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;
• владение различными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного
языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе
письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового
оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка,
литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в
спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного
и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа,
о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы;
язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их
виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический,
официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного,
публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);
текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой
практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий
языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого
общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного,
словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определённым
функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,
использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.
3. Содержание элективного курса.
1. Стилистические ресурсы русского языка (1 час).
Вводное занятие. Объяснение актуальности данного курса. Что делает нашу речь
выразительной?
2. Понятие о речевой недостаточности и многословии. (1 час)
Слова…Слова…Слова…Что такое тавтология и плеоназм и как с ними бороться?
Многословие. Плеоназм – излишество. Тавтология как средство усиления
выразительности в поэтической речи.
3.Омографы и омофоны. Смешение созвучных слов (1 час).
Слова-тезки. Стилистическое использование омонимов
Понятие паронимов. Различайте паронимы! Паронимы - неисчерпаемость
выразительных возможностей родного языка.
4.Употребление синонимов. Понятие об эпитетах (2 час).
Умелое использование синонимов в речи устной и письменной. Семантические и
стилистические синонимы. Использование лексических синонимов – одна из
сложнейших проблем стилистики (« муки слова»). Постоянные эпитеты как
средство стилизации.
5.Антонимы. Понятие об оксюмороне (оксимороне) (1 час).
Будьте внимательны к антонимам. Значение, употребление.
6. Штампы и канцеляризмы. Жаргонизмы (1 час).Стилистическая окраска слов.
Речевые штампы – зло в ученических сочинениях.« А нельзя ли без них?».
Стилистическая оценка жаргонизмов.
7.Стилистическое использование историзмов и архаизмов, неологизмов
(1 час)
Историзмы, из роль в исторических произведениях. Использование устаревших
слов как источник юмористического звучания речи. Стилистические ошибки,
вызванные неуместным использованием устаревших слов.
Лексические и семантические неологизмы. Индивидуально-авторские
новообразования – окказионализмы. Индивидуально-стилистические неологизмы
поэтов (В. Маяковский, И. Северянин). Увлечение неологизмами – опасность
пустой игры словами ( «Я намакаронился»).
8. Литературный портрет (1 час).
Практикум «Не обедняйте свою речь!».
9.Тропы. Понятие о метафоре. Метонимия и синекдоха. Сравнение (2 часа).
Что такое тропы? Использование тропов в художественном произведении. Как
простые слова становятся царственными. Достижение образности речи благодаря
употреблению слов в переносном значении.
Учитесь видеть скрытое сравнение. Художественная сила сравнений – в прямой
зависимости от их неожиданности и новизны. Развернутые метафоры. Отличие
метонимии от метафоры. Синекдоха – разновидность метонимии.
10. Роль олицетворения, гиперболы и литоты в художественном тексте.
Стилистические фигуры. Разновидность перифразы и особенности ее функциони-
рования (2 часа).
« Звезда с звездою говорит» - олицетворение. Что оно олицетворяет? Гипербола и литота.
Стилистические фигуры – обороты речи как отступления от некой языковой нормы в
целях эмоционального воздействия на читателя.
Образные и необразные перифразы. Увлечение перифразами таит в себе опасность
многословия. Градация, инверсия, речевая недостаточность и эллипсис. Риторический
вопрос.
11. Звукопись. Понятие об аллитерации, ассонансе и анафоре (2 час).
Звукоподражательные слова, их фонетическая выразительность. Аллитерация,
ассонанс. Благозвучие речи.
12.О правильном ударении и произношении (1 часа)
Знакомство с орфоэпией. « Свекла или свекла?» Знакомство с орфоэпическими
словарями. Двоякие формы ударения. Ударения в именах существительных,
прилагательных, глаголах.
13. Стили речи (1 час)
Книжные стили (художественный, публицистический, научный, официально-
деловой). Стилистическая окраска слов. Экспрессивная лексика. Стилистическое
использование многозначности («Молодая была уже не молода»). Каламбур.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№
п/п
Содержание (разделы,
темы)
Кол-
во
часов
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне УУД)
1.
Стилистические
ресурсы русского языка
1
Коммуникативные:
используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Регулятивные:
сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения
и отличия от эталона.
Познавательные:
выполняют операции со знаками и символами, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и
письменной форме.
2.
Понятие о речевой
недостаточности и
многословии.
1
Коммуникативные:
Выражать в речи свои мысли и действия.
Регулятивные:
Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий.
Познавательные:
Осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.
3.
Омографы и омофоны.
Смешение созвучных
слов
1
Коммуникативные:
используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Регулятивные:
сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения
и отличия от эталона.
Познавательные:
выполняют операции со знаками и символами, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и
письменной форме.
4.
Употребление
синонимов. Понятие об
эпитетах
2
Коммуникативные:
Устанавливать рабочие отношения.
Регулятивные:
Составлять план и последовательность действий.
Познавательные:
Устанавливать причинно-следственные связи.
5.
Антонимы. Понятие об
оксюмороне
(оксимороне)
1
Коммуникативные:
используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Регулятивные:
сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения
и отличия от эталона.
Познавательные:
выполняют операции со знаками и символами, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и
письменной форме.
6.
Штампы и
канцеляризмы.
Жаргонизмы
1
Коммуникативные:
Развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные:
Удерживать цель деятельности до получения ее результата.
7.
Стилистическое
использование
историзмов и архаизмов,
неологизмов
1
Коммуникативные:
Развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные:
Удерживать цель деятельности до получения ее результата.
Познавательные:
Устанавливать причинно-следственные связи.
8.
Литературный портрет
1
Коммуникативные:
Развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных
решений.
Регулятивные:
Удерживать цель деятельности до получения ее результата.
9.
Тропы. Понятие о
метафоре. Метонимия и
синекдоха. Сравнение
2
Коммуникативные:
Развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных
решений.
Регулятивные:
Удерживать цель деятельности до получения ее результата.
10.
Роль олицетворения,
гиперболы и литоты в
художественном тексте.
Стилистические
фигуры. Разновидность
перифразы и
особенности ее
функционирования
2
Коммуникативные:
используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Регулятивные:
сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения
и отличия от эталона.
Познавательные:
выполняют операции со знаками и символами, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной
и письменной форме.
11.
Звукопись. Понятие об
аллитерации, ассонансе
и анафоре
2
Коммуникативные:
Развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных
решений.
Регулятивные:
Удерживать цель деятельности до получения ее результата.
12.
О правильном ударении
и произношении
1
Коммуникативные:
используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Регулятивные:
сличают способ и результат своих действий с за-данным эталоном, обнаруживают отклонения
и отличия от эталона.
Познавательные:
выполняют операции со знаками и символами, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной
и письменной форме.
13.
Стили речи
1
Коммуникативные:
используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Регулятивные:
сличают способ и результат своих действий с за-данным эталоном, обнаруживают отклонения
и отличия от эталона.
Познавательные:
выполняют операции со знаками и символами, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной
и письменной форме.
СОГЛАСОВАНО
Протокол №1 заседания
методического объединения
учителей гуманитарного цикла
от 29 августа 2018 года
Рук. МО _________ Самойленко С.В.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________Шафранова А.А.
30 августа 2018 года
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Секреты стилистики»
№
п/
п
Тема урока
Дата
п/п
Дата
п/ф
Материально-
техническое оснащение
Универсальные учебные действия (УУД),
Стилистические ресурсы русского языка – 1 час
1
Стилистически
е ресурсы
русского языка
04.09
Презентация
Коммуникативные:
используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей
и побуждений.
Регулятивные:
сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают
отклонения
и отличия от эталона.
Познавательные:
выполняют операции со знаками и символами, осознанно и произвольно строят
речевые высказывания в устной и письменной форме.
Понятие о речевой недостаточности и многословии – 1 час
2
Понятие о
речевой
недостаточност
и и
многословии.
11.09
Презентация
Коммуникативные:
Выражать в речи свои мысли и действия.
Регулятивные:
Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в
преодолении препятствий.
Познавательные:
Осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных
признаков.
Омографы и омофоны. Смешение созвучных слов – 1 час
3
Омографы и
омофоны.
Смешение
созвучных слов
18.09
Учебное пособие
Мальцевой
Коммуникативные:
используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей
и побуждений.
Регулятивные:
сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают
отклонения
и отличия от эталона.
Познавательные:
выполняют операции со знаками и символами, осознанно и произвольно строят
речевые высказывания в устной и письменной форме.
Употребление синонимов. Понятие об эпитетах – 2 часа
4
Употребление
синонимов.
25.09
Коммуникативные:
Выражать в речи свои мысли и действия.
Регулятивные:
Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в
преодолении препятствий.
Познавательные:
Осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных
признаков.
5
Понятие об
эпитетах
02.10
Учебное пособие
Мальцевой
Коммуникативные:
Выражать в речи свои мысли и действия.
Регулятивные:
Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в
преодолении препятствий.
Познавательные:
Осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных
признаков.
Антонимы. Понятие об оксюмороне (оксимороне) – 1 час
6
Антонимы.
Понятие об
оксюмороне
(оксимороне)
09.10
Учебное пособие
Мальцевой
Коммуникативные:
Выражать в речи свои мысли и действия.
Регулятивные:
Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в
преодолении препятствий.
Познавательные:
Осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных
признаков.
Штампы и канцеляризмы. Жаргонизмы – 1 час
7
Штампы и
канцеляризмы.
Жаргонизмы
16.10
Таблица
Коммуникативные:
Выражать в речи свои мысли и действия.
Регулятивные:
Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в
преодолении препятствий.
Познавательные:
Осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных
признаков.
Стилистическое использование историзмов и архаизмов, неологизмов - 1 час
8
Стилистическо
е
23.10
Коммуникативные:
Выражать в речи свои мысли и действия.
Регулятивные:
использование
историзмов и
архаизмов,
неологизмов
Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в
преодолении препятствий.
Познавательные:
Осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных
признаков.
Литературный портрет – 1 час
9
Литературный
портрет
06.11
Презентация
Коммуникативные:
Выражать в речи свои мысли и действия.
Регулятивные:
Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в
преодолении препятствий.
Познавательные:
Осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных
признаков.
Тропы. Понятие о метафоре. Метонимия и синекдоха. Сравнение – 2 часа
10
Тропы.
Понятие о
метафоре.
13.11
Учебное пособие
Мальцевой
Коммуникативные:
Развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия
эффективных совместных решений.
Регулятивные:
Удерживать цель деятельности до получения ее результата.
11
Метонимия и
синекдоха.
Сравнение
20.11
Роль олицетворения, гиперболы и литоты в художественном тексте.
Стилистические фигуры. Разновидность перифразы и особенности ее функционирования 2 часа
12
Роль
олицетворения,
гиперболы и
литоты в
художественно
м тексте.
Стилистически
е фигуры.
27.11
Презентация
Коммуникативные:
используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей
и побуждений.
Регулятивные:
сличают способ и результат своих действий с за-данным эталоном, обнаруживают
отклонения и отличия от эталона.
Познавательные:
выполняют операции со знаками и символами, осознанно и произвольно строят речевые
высказывания в устной и письменной форме.
13
Разновидность
перифразы и
04.12
Коммуникативные:
используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей
и побуждений.
особенности ее
функционирова
ния
Звукопись.
Понятие об
аллитерации,
ассонансе и
анафоре
Регулятивные:
сличают способ и результат своих действий с за-данным эталоном, обнаруживают
отклонения и отличия от эталона.
Познавательные:
выполняют операции со знаками и символами, осознанно и произвольно строят речевые
высказывания в устной и письменной форме.
Звукопись. Понятие об аллитерации, ассонансе и анафоре – 2 часа
14
Звукопись.
11.12
Презентация
Коммуникативные:
используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей
и побуждений.
Регулятивные:
сличают способ и результат своих действий с за-данным эталоном, обнаруживают
отклонения
15
Понятие об
аллитерации,
ассонансе и
анафоре
18.12
Презентация
О правильном ударении и произношении – 1 час
16
О правильном
ударении и
произношении
25.12.
Таблица
Коммуникативные:
используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей
и побуждений.
Регулятивные:
сличают способ и результат своих действий с за-данным эталоном, обнаруживают
отклонения и отличия от эталона.
Познавательные:
выполняют операции со знаками и символами, осознанно и произвольно строят
речевые высказывания в устной и письменной форме.
Стили речи - 1 час
17
Стили речи
15.01
Таблица
Коммуникативные:
используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей
и побуждений.
Регулятивные:
сличают способ и результат своих действий с за-данным эталоном, обнаруживают
отклонения и отличия от эталона.
Познавательные:
выполняют операции со знаками и символами, осознанно и произвольно строят
речевые высказывания в устной и письменной форме.