Автор: Зубова Ирина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Басмановская СОШ"
Населённый пункт: Село Басмановское Талицкого райна Свердловской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Классный час "Если каждый друг к другу будет терпим, вместе мы сделаем толерантным мир"
Раздел: полное образование
Классный час « Если каждый друг к другу будет терпим, вместе мы сделаем толерантным
мир».
Задачи:
-Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и
интолерантной личности.
-Развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей, воспитывать
толерантное отношение к окружающим людям.
-Сформировать представление о том, что толерантность как качество личности считается
необходимым для адаптации к новым неожиданным условиям.
Оборудование:
Несколько афоризмов мудрых людей (они на фото).
Френсис Бэкон: «Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует».
Конфуций: «Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними
так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот, что можно назвать человеколюбием».
Древнеиндийская мудрость: «Сострадание правит миром».
Учитель:
-Добрый день. Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.
СКАЗКА.
Жила – была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки.
Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с нею всю жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и
видит: стоят пять красивых девушек, одна другой краше.
- Вот, выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота,
четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а
может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою
жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь…
А потом Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Вопрос: Почему Любовь выбрала Доброту? А кого выбрали бы вы? Почему?
Учитель: Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось
бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но в сегодняшнем обществе происходит
активный рост агрессивности, различных конфликтов. В последние годы среди молодёжи
наблюдается рост преступности, растёт количество экстремальных группировок. А всё из-за
того, что молодёжь стремится просто и быстро решить свои проблемы.
Великий мудрец Конфуций утверждал: «Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как
самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что
можно назвать человеколюбием».
В современном мире такое качество человека называется - толерантность.
Именно этой теме посвящен наш классный час. С 1996 года 16 ноября -Международный день
толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно
совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и
развития человеческого общества.
В XVIII веке во Франции жил князь Талейран Перигор. Он отличился тем, что при разных
правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII)
оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих
областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих,
уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим
интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к
тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
-Почему так актуальна толерантность в наше время? Ответ на этот вопрос дает ученик,
который предварительно работал с материалами СМИ. Он приводит примеры и делает
выводы:
-потому, что мы часто слышим такие слова как «беженец», «жертва насилия»,
«экстремизм», «конфликт», «агрессия»;
-потому, что в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост
всевозможных форм антиобщественного поведения;
-потому, что продолжает расти подростковая преступность;
-потому, что растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального
толка.
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек,
обладающий чувством самоуважения, уважаемый окружающими и уважающий других.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития.
Вопрос: Что же такое толерантность? Что значит бть толерантным человеком?
Учащиеся заканчивают предложение «Быть толерантным – это значит …», выделяют
ключевые слова.
Давайте же вместе обобщим всё сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде
солнца. А ответы ваши изобразим в виде лучиков. На столах лежат, на которых записаны
качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную
личность.
Карточки:Терпимость к чужому мнению, верованиям, поведению; прощение, уважение прав
других,сострадание, сотрудничество, дух партнёрства, принятие другого, милосердие,
уважение человеческого достоинства, чуткость,снисходительность, доверие,
доброжелательность.
***Учитель: «толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему?
-солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки,
становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть
друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на
помощь.
-Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного
шара.
Сообщение учащегося.
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных
идеи или мнения.
Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или
действовать иначе, нежели ты сам.
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание,
благосклонность, терпение, расположенность к другим.
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым,
стойким, уметь мириться с существованием чего-либо или кого-либо).
Вопрос: Какое из определений вам более всего импонирует?
Что же объединяет эти определения?
Как вы думаете, почему в наше время стоит говорить о толерантности?
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает
правильно и проявляет свои лучшие качества, но иногда бывает и наоборот…
РАССКАЗ «ПЕРЕД ВАМИ ДВЕ ДОРОГИ, ВЫБИРАЙТЕ…»
Сценка
Идёт плохо одетый мужчина. Идут юноша и девушка. Мужчина падает, травмирует ногу,
тихонько стонет, в глазах – слезы.
Девушка: Подожди, я подойду к нему.
Юноша: Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу.(хватает за руку)
Девушка: Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
Юноша: А нам-то что? Он сам виноват.
Девушка: Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
Юноша: Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует,
пьянствует. Зачем ему помогать?
Девушка: Я все равно подойду. (вырвала руку)
Юноша: Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими».
Девушка: Да как ты можешь? Ему больно! (оттолкнула парня и подошла к мужчине) Что с
вами? Что с вашей ногой?
Мужчина: Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не
отсюда. Мне очень больно.
Девушка: Нужно вызвать «скорую». Послушай, у тебя нет «мобильника»? (Парень промолчал)
Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
Юноша: Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты
пожалеешь об этом! (Парень уходит)
Девушка: У вас открытый перелом. Потерпите! Я вызову скорую. (Отходит)
Мужчина: Девушка! Спасибо вам! (Девушка обернулась и улыбнулась) Вы обязательно найдете
себе счастье!
Вопросы: Почему молодой человек отказался помочь?
А был ли этот человек на самом деле бомжем?
Как бы вы поступили в этом случае?
Как нужно поступать, если мы видим, что человеку нужна помощь?
Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны
к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга
или друг, - это и будет проявлением доброты. И можно будет сказать, что мы – толерантная
личность.
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в
окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с
доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Что такое толерантная личность мы поговорили. Но есть ещё понятие – интолерантная личность.
Назовите черты, присущие интолерантной личности.
Примерные ответы: эгоизм, нетерпимость, непонимание, выражение пренебрежения, личного
превосходства, раздражительность, цинизм, агрессивность и др.
Вывод: интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной
исключительности, низким уровнем его воспитанности, стремлением к неограниченной власти,
непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Учитель: Концепция толерантности заключается в том, что человек всегда пользуется культурными
достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия); повседневными трудами
других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск проводят в других странах, пользуются
автомобилями разных стран). Можно ли при этом смотреть свысока на людей других
национальностей и другого цвета кожи?! Хорошо или плохо, что все мы разные?
Стихотворение С.Маршака «Всемирный хоровод»
Стихи для ребят всех народов и стран:
Для абиссинцев и англичан,
Для испанских детей и для русских,
Шведских, турецких, немецких, французских.
Негров, чья родина – Африки берег;
Для краснокожих обеих Америк.
Для желтокожих, которым вставать
Надо, когда мы ложимся в кровать.
Для эскимосов, что в стужу и снег
Лезут в мешок меховой на ночлег.
Стихи для детей из тропических стран,
Где на деревьях Не счесть обезьян;
Для ребятишек одетых и голых. Тех, что живут в городах и селах.
Весь этот шумный, задорный народ Пусть соберется в один хоровод.
Север планеты пусть встретится с югом, запад – с востоком,
А дети – друг с другом.
Посмотрите «СКАЗОЧКУ О СЧАСТЬЕ» и подумайте, как она связана с темой нашего разговора.
Инсценирование сказки.
На свете жил один король, Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал, А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!»- И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел Не в королевской власти?
И вот король в карету сел- И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит, Карета бодро катится.
Постой – ка, кто там на пути? Девчонка в драном платьице.
- О всемогущий мой король, подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду!-
Сказал король и укатил. А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат, Израненный, оборванный.
- О, мой король, - вскричал солдат, - тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой, Я право бился, как герой, Я выиграл сражение.
- А ну, служивый, пропусти скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду!-
Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор, Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор Сутулая старуха.
- Прости, любезный мой король, Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой, С утра ушла далёко я.
Ношу из лесу я дрова – Тяжёлая работа.
Гляжу вокруг, едва жива: А вдруг поможет кто-то…
- А ну, старуха, пропусти скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара Сменяется ненастьем.
Король торопит: - В путь пора, Ещё немного - и ура! Своё настигну счастье!
И всё бы кончилось бедой – Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша, Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа, Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя, Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя, Найдёшь ты счастье это.
Скорей послушайся меня: Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми, Солдата в сторожа найми,
Всё это сделай, но сперва Старушке ты поможешь: До дома довезёшь дрова. Распилишь и
уложишь…» -
Тут вышла полная луна. И осветила путь она. Нелёгкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда – нибудь.
Король поныне во дворце Всем людям помогает И счастье на его лице, Как ясный день, сияет!
- Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
- Как вы думаете, почему изменился король?
-Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
-Чему нас учит эта сказка?
Вывод: Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить
в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.
ИГРА «ВОЛШЕБНАЯ РУКА»
Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках хорошие качества, а
на ладошке – то, что, хотелось бы изменить в себе.
ПРАВИЛА ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ
Мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем
составить правила толерантного общения и запишем их на доску.
1. Уважай собеседника.
2. Старайся понять то, о чём говорят другие.
3. Отстаивай своё мнение тактично.
4. Ищи лучшие аргументы.
5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
6. Стремись учитывать интересы других.
Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта,
уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»
Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье.
И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли
больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье
и , стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой
семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в
село, и душа у него возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям,
спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада,
пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье.
Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с
трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце
листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится,
за ухом и спросил:
- И всё?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И , подумав, добавил:
- И мира тоже.
Хочу преподнести вам небольшие подарки. Это фигурки белого голубя. Голубь - символ мира.
Очень хочу, чтобы каждый из вас помнил, глядя на них, что все конфликты можно решить миром.
А чтобы конфликтов не возникало, нужно стараться быть друг к другу толерантными. Надеюсь, что
наша беседа изменила хоть что-то в вашем мировоззрении к лучшему, а главным образом в
отношении к людям.
Толерантность. А что ещё вы видите под толерантность? Какие слои общества нуждаются в
дополнительном внимании и понимании? (Дети высказывают свои предположения)
Да, вы правы, это, конечно же, люди с различными физическими или умственными
недостатками, а также люди старшего возраста. Ведь толерантность – это не только умение
принять культуру Китая или африканских стран, это ещё и умение видеть вокруг себя людей,
которым нужна помощь и по возможности оказывать её. Ведь зачастую даже минимальное ваше
действие, будь то перевод бабушки через дорогу или покупка продуктов для человека, которому
трудно дойти до магазина, или просто уступить место в общественном транспорте, - всё это уже
характеризуют вас как неравнодушную личность. И это тоже толерантность. Умейте видеть вокруг
себя таких людей, умейте им помочь словом и делом. И тогда вы сможете почувствовать себя
полноценными гражданами России.
Учитель: «Мои пожелания»:
Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными.
Умейте прощать ошибки других людей и признавать свои ошибки
Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои
обещания.
Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
- И всё это вам поможет жить в мире.
Памятка.которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
(можно составить коллективно)
-Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
-Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
-Имей терпение выслушать собеседника.
-Спокойно объясни свою точку зрения.
-Подумай, из-за чего возник спор. И т.д.
«ТОЛЕРАНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОКОЛЕНИЙ»
Бывает, что вы возмущены тем, что ваши родители пытаются вас перевоспитывать. Но это не
повод для возмущения. Необходимо проявлять терпение и уважение к людям, давшим нам
жизнь, и помнить, что они самые близкие наши люди на земле. Опыт, накопленный предыдущими
поколениями необходимо учитывать, наши родители могут научить нас многому тому, что обрели
они благодаря житейской мудрости.
Притча
Однажды, много лет тому назад жил один необыкновенный народ. Славился народ молодостью и
красотой, песнями и танцами. Если случайный путник заходил в селение, то удивлению его не
было предела. Спросите почему? Да потому, что во всём огромном селении не было ни одного
старика. Везде веселье, смех. Молодые красивы. Нет старых, сморщенных лиц, нет болезней.
Оказывается, этот народ имел очень древнюю традицию. Как только человек начинал стареть, сын
взваливал его на плечи и уносил далеко-далеко в горы, где и встречали старики в одиночестве
свою смерть. Жил в этом селении Хаким, очень любил он своего отца, часто разговаривал с ним,
дивился его мудрости. Ежедневно смотрел Хаким с тревогой на родного человека, наблюдая за его
старением. Знал Хаким, что недалеко то время, когда и он, как и другие его соплеменники, должен
будет взвалить на плечи драгоценную ношу и идти вверх, чтобы навечно расстаться. Бежали
минуты, дни, месяцы. Страшный день наступил. Отец улыбался,пытаясь придать силы своему
сыну. Драгоценная ноша уже на плечах. Каждый шаг в гору отдаётся сердечной болью. Хаким
движется медленно, пытаясь оттянуть час расставания. Отец успокаивает, даёт последние советы и
наставления. Хаким почти дошёл, и вдруг мысль пронзила его, как молния. Мысль, что скоро его
самого вот так же понесёт его сын. Хаким развернулся и почти бегом кинулся назад, он бежал
очень быстро, не останавливаясь ни на минуту отдохнуть, не слушая старого отца, который
призывал к благоразумию. Отец знал, что нарушать традицию, сложившуюся веками, не под силу
одному человеку. Хаким спрятал отца в своём доме, ухаживал за ним, подолгу беседовал
ежедневно. И нагрянула однажды беда на селение. Обступили его враги, голод и болезни
постучали в каждый дом. И послышались плач и стенания вокруг. И никто не знал, что делать,
растерялись люди перед нежданной бедой. И только Хаким сказал, чтобы все, кто мог держать
оружие, встали в строй, поделился несколькими военными хитростями, и враг был разбит. Все
стали восхвалять Хакима, его мудрость и умение найти выход из создавшегося положения.. Тогда
вышел Хаким на середину площади и вынес своего старого отца, поклонившись, рассказал о том,
что нарушил древнюю традицию, и только мудрые советы отца помогли спасти селение.
Отныне, в этом селении стали почитать стариков, относиться с терпением и уважением к ним.
- Ребята, скажите, почему же так относились к старикам жители селения?
- Чего не хватало им, чтобы изменить это отношение? (Терпения, любви).
Каждый из вас, я надеюсь, запомнил основные правила толерантности, с которыми вам на вашем
жизненном пути будет легче и интереснее жить
Притча «Разгадка сна». (При наличии времени можно обыграть)
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В
сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:
- Мой повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть: ты потеряешь одного за другим всех
своих близких.
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого
толкователя, который, выслушав сон, сказал:
- Я счастлив, сообщить тебе, мой повелитель, радостную весть – ты переживешь всех своих
родных.
Властелин несказанно обрадовался и щедро наградил толкователя за его предсказание.
Придворные были удивлены.
- Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был
наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они.
На что последовал ответ:
- Да, мы одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать.
Какова основная идея притчи?
Согласны ли вы с ней?
Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек,
обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается
признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в
целом.
О том, как плачевно заканчиваются истории, где люди не способны найти компромисс,
рассказывается в баснях.
Знаменитый русский баснописец Крылов, не раз поднимал вопрос несогласованности в делах,
неумения договориться. Давайте ребята вспомним и определим, какая именно была описана
проблема автором в следующих баснях.
Инсценирование басен или чтение по ролям.
Цель – определить проблему сложившейся ситуации и подумать, как ее можно было бы избежать.
Басня «Лебедь, щука и рак».
Из-за различия во мнениях и невозможности найти компромисс, так и не могут закончить начатое
дело: «…А воз и ныне там…», потому что «…Рак пятится назад, а щука тянет в воду…».
В басне «Волк и Ягненок» волк не хочет мирно сосуществовать со слабеньким ягненком,
придумывает разные придирки, чтобы найти в нем изъян, а причина того проста: «…У сильного
всегда бессильный виноват…».
В басне «Слон и Моська» маленькая собачка, раздраженная присутствием мирно гуляющего
слона, начинает лаять на него без видимой причины, вместо того, чтобы спокойно пропустить его.
Вывод:Необходимость толерантности Иван Андреевич Крылов обосновывает так: «…Когда в
товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…» Атмосфера согласия и взаимопонимания-
залог решения проблемы.
А теперь подумайте, где в своей жизни вы сможете применить мораль этой басни.
В конце нашего классного часа хотелось бы, чтобы мы с вами посадили и вырастили
дерево толерантности.
Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наша
школа, ваш дом стали пространством толерантности.
Листочки приклеиваются на дерево.
Примерные надписи:
1. Надо всех любить и уважать.
2. Сохранять в чистоте нашу школу и наш дом
3. Понимать друг друга.
4. Научиться прощать. 5.Защищать друг друга, членов своей семьи.
6. Быть терпимыми.7. Уважать пожилых людей.8. Уметь слышать и слушать.
9. Уметь дать совет, выслушать совет другого. 10. Прислушиваться к мнению старших.
11. Не повышать голос друг на друга.12. Быть милосердными.13. Сострадать всем.
14. Принимать людей такими, какими они есть.
15. Быть толерантным.
16. Проявлять терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
17. Уважать права другого человека.
18. Сотрудничать с родителями, гордиться ими.
Каждый из вас, я надеюсь, запомнил основные правила толерантности, с которыми вам на вашем
жизненном пути будет легче и интереснее жить
Стихи читает ученик:
Чувствовать, думать, любить, как другие, сердцем умея понять солидарность.
Напрочь отбросить: «Они не такие!». Этому учит нас толерантность.
Признание, равенство и уважение, взаимодействие, дружба, галантность.
Вера любая без принуждения, это и многое есть толерантность.
Толерантность – значит это, если дружно все живут.
И теплом сердец согреты школа, быт наш и уют.
Толерантность, дружба, труд к лучшей жизни нас ведут.
Выбирая в жизни путь, толерантность не забудь!
Учитель:
-Пусть каждый из нас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут
островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.
Рефлексия: Теперь попрошу всех встать в ровный круг очень тесно друг к другу, положите руки
друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по моей команде
все делают шаг внутрь, и хором весело скажем: « Если каждый друг к другу будет терпим, то
вместе мы сделаем толерантным наш мир!»(3 р.)