Автор: Петрова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 141 комбинированного вида" Авиастроительного района г. Казани
Населённый пункт: г. Казань,Татарстан
Наименование материала: кейс
Тема: "Влияние семейных конфликтов на ребёнка"
Раздел: дошкольное образование
Кейс.
Воспитанник рассказывает воспитателю о семейных ссорах-между
родителями, между отцом и матерью и бабушкой и дедушкой. Как следует
воспитателю проинтерпретировать ситуацию в семье, если ребёнок ждёт
пояснений.
Это часто встречающаяся ситуация, с которой сталкивается воспитатель. Для
начала мы разберем причины ссор. В семьях, особенно проживающих
совместно с бабушками и дедушками, порой складываются весьма сложные
отношения. Понимания между поколениями порой сводятся к нулю. Ну и у
этого есть свои причины. Современный ритм жизни ведёт к нервным и
физическим перегрузкам, а побыть в тишине, уединении вряд ли получается.
Да и подходы в воспитании ребёнка между поколениями совсем разные.
Общение становится неравноправным. Старшее поколение начинает, а вернее
продолжает воспитывать уже состоявшихся родителей. Отсюда вытекает
конфликт. В центре непонимания оказывается ребёнок. Не понимая к кому
обратиться в такой ситуации, ребёнок либо замыкается, либо, как в данном
случае , рассказывает воспитателю(если ,конечно, он ему доверяет) и ждёт
помощи. Мы, воспитатели, понимаем, если в его семье не будет тёплой
атмосферы, взаимопонимания и уважения, то у ребёнка не будет уверенности
в завтрашнем дне. Чью же сторону принимать в таком случае?
Наверно самое главное - проявить внимание к каждому участнику
поколений, чтобы не потерять авторитет родителей и дедушки с бабушкой в
глазах ребёнка.
Очень важно объяснить ребенку, что слушаться и уважать нужно как маму с
папой, так и бабушку с дедушкой . Сказать ребёнку, что у бабушек и дедушек
свои привычки, с которыми им удобно, что они уже старенькие и у них свои
взгляды.
Возможно
родные
поспорили
и,
обсуждая
какой
то
вопрос,
повысили голос, но от этого они не перестали тебя любить. Ведь бывает и
ребята
в группе могут поспорить и иногда, вы также громко спорите, но
потом
миритесь
и
продолжаете
дружить!
Потому,
что
дети
тоже
все
разные(привести
примеры
конфликтов
между
детьми,
а
лучше
с
его
друзьями, после чего они пошли на примирение) . Ребенок тогда поймет, что
на многие вещи могут существовать разные взгляды и точки зрения. Ведь мы
не ругаем природу за ветер, дождь, слякоть, а подстраиваемся под погоду.
Привыкнув
принимать
различные
точки
зрения,
ребёнку
легче
будет
перенести ссору .Бабушки и дедушки – люди, которые любят своих взрослых
детей и еще сильнее своих внуков, но они люди другого поколения. Детям, в
силу их возраста бывает сложно представить, что бабушки с дедушками
когда-то
были
молодыми
и
активными,
что
они
работали
и
ездили
в
путешествия. Здесь уместно будет предложить посмотреть
всей семьей
старые фотографии, так дети смогут увидеть пожилых родных в другом
свете. Возможно предложить ребёнку спросить у родных , какие увлечения у
них были в детстве и поделиться с малышом своими достижениями .Так
появятся
общие
интересы
и
традиции.
Хорошо
ещё
прочитать
ребёнку
притчи, пословицы об уважении к старшим. На мой взгляд ,вот одна из них.
Притча:
Однажды
старик,
став
слабым
и
немощным,
решил переехать
жить к
своему сыну, невестке и пятилетнему внуку. Его руки постоянно дрожали,
глаза плохо видели, походка была медленной и ковыляющей.
Семья обычно садилась есть вместе за один стол, но старые, трясущиеся
руки дедушки и ослабленное зрение затрудняли этот процесс. Крупа падала с
ложки на пол, когда он брал в руку кружку, молоко проливалось на скатерть.
Все это вызывало сильное раздражение у Сына и невестки.
— Нам необходимо что-то предпринять, — сказал сын. — Мне надоело
каждый день смотреть, как он проливает молоко, и рассыпает пищу на пол.
Муж с женой решили поставить ему отдельный маленький столик в углу
комнаты, за которым старик стал есть в полном одиночестве, в то время как
остальные члены семьи вместе наслаждались трапезой. После того, как
старик дважды разбил тарелки, ему стали подавать еду в деревянной миске.
Иногда кто-нибудь из семьи мельком кидал взгляд на старика и замечал у
него слезы в глазах, но они не вызывали у них жалости и сочувствия.
Единственными словами, которые старый отец слышал в свой адрес, были
колкие замечания, если он ронял вилку или рассыпал еду.
Маленький мальчик молча наблюдал за всем происходящим. Однажды
вечером, перед ужином, отец заметил, что сын играет с деревянной щепкой
на полу. Он ласково спросил малыша:
— Чем ты занимаешься?
Мальчик ответил:
— Я делаю из деревяшки маленькую миску для тебя и мамы, из которой вы
будете кушать, когда я вырасту. Мальчик улыбнулся и вернулся к своему
занятию.
Его слова так потрясли родителей, что они потеряли на некоторое время дар
речи. Потом слезы потекли у них из глаз. Ни одного слова не было
произнесено вслух, но оба поняли, что нужно сделать.
В тот вечер сын подошел к своему старому отцу, взял его за руку и нежно
проводил его обратно к семейному столу. Все оставшиеся дни старик ел
вместе с семьей. И уже ни у мужа, ни у жены не возникало раздражения при
виде упавшей вилки, разлитого молока и испачканной скатерти.
Большое количество пословиц о нашей ситуации, но я оставила те, которые
считаю более подходят.
Пословицы:
«Свет на стариках держится»;
«Молодой делает, старый советует»;
«Молодость красива ,а старость мудра»;
«Как ты будешь относиться к своим родителям, так и к тебе будут относиться
твои дети».
В любом случае, не стоит ссориться при ребёнке, а это уже беседа с родными.
Объяснить ,что стоит задуматься о его чувствах и переживаниях. Чем больше
любви он ощущает от своих родных, тем счастливее будет его детство.
.