Автор: Гопкина Анастасия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 81 "Солнышко" комбинированного вида
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами аппликации"
Раздел: дошкольное образование
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста с
задержкой психического развития средствами аппликации
Детство – особый период в жизни человека – помимо того, что ценно
само по себе, оно определяет будущее каждой личности, а значит и будущее
государства. Современное общество желает видеть творческую активную
личность. Именно поэтому в настоящее время одним из важнейших вопросов
детской педагогики и психологии становится вопрос о творчестве детей в
дошкольном возрасте, как наиболее сенситивном для формирования всех
высших
психических
процессов.
Однако,
у
многих
детей
дошкольного
возраста
имеется
задержка
психического
развития
(ЗПР),
определяющая
следующие особенности данной категории детей: снижение познавательной
активности,
ограниченность
кругозора,
неустойчивость
внимания,
повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость и т.д.
Говоря о творческом воображении детей с ЗПР важно определить и
разграничить два понятия: «воображение» и «творческое воображение». С.Л.
Рубинштейн под воображением в самом широком смысле слова подразумевал
всякий
процесс,
протекающий
в
образах.
Процесс
воображения
всегда
протекает
в
неразрывной
связи
с
другими
психическими
процессами
–
памятью и мышлением. Н.П. Крылов писал: «Любая фантазия должна быть
основана
на
реальном».
Именно
поэтому
задачей
педагогов
является
не
только учить детей фантазировать, мечтать, сочинять, но и прежде всего,
учить мыслить, запоминать и рассказывать. Если говорить о творческом
воображении, то оно предполагает самостоятельное создание новых образов,
которые
реализуются
в
оригинальных
и
умных
продуктах
деятельности.
Детство
считается
той
порой,
когда
фантазия
развита
наиболее
ярко
и
выразительно, что можно заметить в охоте детей к сказкам, выдумкам, и,
согласно этому взгляду можно утверждать, что фантазия в детском возрасте
работает богаче и разнообразнее чем у взрослого, но важно отметить, что
опыт ребёнка беднее опыта взрослого, поэтому воображение ребёнка беднее
воображения
взрослого.
Именно
поэтому
необходимо
обогащать
опыт
дошкольников, создавать необходимые условия для этого, с целью развития
творческого воображения.
Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой,
воображение
формируется
в
процессе
творческой
деятельности.
Изучая
процесс развития творческого воображения у дошкольников, О.М. Дьяченко
выделила
его
особенности,
проявляющиеся
в
разных
видах
детской
деятельности:
подвижность
образов
воображения,
умение
отступить
от
шаблонного, избитого решения, создать новое, оригинальное произведение,
придумывать разные варианты одной и той же темы. Именно эти общие
особенности, а не только конкретные знания и умения и определяют часто
уровень
творческого
воображения
ребёнка,
который
проявляется
во
всех
сферах его жизни.
Безусловно,
развитию
воображения
должна
способствовать
вся
воспитательно-образовательная
работа.
Особый
приоритет
в
развитии
творческого
воображения
у
детей
дошкольного
возраста
отдаётся
изобразительной
деятельности,
как
"ведущей
в
дошкольном
возрасте".
Именно
в
ней
формируются
самостоятельность
ребенка
от
взрослого,
стремление
к
поиску
средств
выражения
творческих
замыслов
детей.
«Истоки воображения и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок» – утверждал В.А. Сухомлинский. Одним из эффективных
средств
изобразительной
деятельности,
направленной
на
развитие
творческого
воображения,
является
аппликация, деятельность
по
наклеиванию, вырезанию фигурок, узоров или картин из кусочков бумаги,
ткани,
кожи
на
материал
основу.
В
процессе
занятий
аппликацией
дети
знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и
силуэты которых они вырезают и наклеивают.
Помимо
этого,
занятия
аппликацией
способствуют
развитию
математических представлений, развивают чувства цвета, ритма, формируют
художественный
вкус,
приучают
детей
к
плановой
организации
работы,
способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, что в
особенности является важным моментом именно для детей с ЗПР.
В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать разные виды
аппликации: предметная; сюжетная; декоративная. Наиболее интересной и
доступной является аппликация из бумаги. Сам вид материала, простота его
обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяют легко
овладеть
ручными
умениями
и
навыками.
Можно
использовать
и
нетрадиционные
виды
аппликаций,
например,
из
соломы.
Заниматься
аппликацией из соломы лучше с небольшими группами детей (три - четыре
ребенка). Широкую популярность приобретает аппликация из засушенных
растений и из тополиного пуха. Работа с природным материалом развивает
творчество, мышление, наблюдательность. Аппликация из тополиного пуха,
как
и
аппликация
из
бумаги,
может
быть
предметной,
сюжетной
и
декоративной. Темы предметной аппликации разнообразны. Выбирая темы
для аппликаций из пуха тополя, надо иметь в виду, что легче работать, если
мало деталей и, если они не мелкие. Декоративные аппликации необычны,
оригинальны. Это могут быть орнаменты, узоры на различных формах.
Аппликации являются наиболее доступным видом изобразительной
деятельности, в связи с неограниченным количеством природного материала,
который дети могут совместно с педагогами собирать на прогулке. Можно
использовать
экскурсии
в
лес,
с
целью
сбора
различных
природных
материалов. Так дети смогут не только собрать необходимый материал, но и
узнать много нового и обогатить свой жизненный опыт. Так как дети с ЗПР
зачастую не умеют принимать самостоятельных решений, можно предложить
им самим выбрать такой материал, из которого они хотели бы выполнить
свою поделку (например, листья, шишки и т.д).
Безусловно, педагогу необходимо всячески поощрять все творческие
проявления детей, а также строить педагогическую работу прежде всего на
основе реальных интересов детей. К тому же важным для детей, оставшихся
без попечения родителей, всегда останется поддержка со стороны взрослого,
поэтому необходимо уважать мнение ребёнка, поддерживать его инициативу,
творческие замыслы и проявления.
Список литературы:
1.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психол. очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
2.
Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986. 96 с.
3.
. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое
пособие для воспитателей и педагогов. – 2-е издание. – М.: Мозаика-
Синтез, 2008. – 160 с.
4.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: 2-е изд. СПб.: Питер,
2002. 720 с.