Автор: Ершова Наталья Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №13"
Населённый пункт: Нижегородская обл, Балахнинский р-н, п.Гидроторф
Наименование материала: Статья
Тема: "Создание условий для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса"
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему
« Создание условий для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного
возраста через построение целостного педагогического процесса»
Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №13»
Ершова.Наталья Владимировна
Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст – когда закладывается
фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний,
умений и навыков, но самое главное заложить в их души основы нравственности.
Наша работа должна строиться в соответствии нормативно – правовой базой:
- «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина
России»;
- ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования» Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.
В
настоящее
время
проблема духовно
-
нравственного
воспитания детей
дошкольного возраста очень актуальна.
Актуальность заключается в том, что
человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за
всю
последующую
жизнь
и
упущения
в
этом
возрасте
не
наверстываются
впоследствии.
В
современном
мире
маленький
человек
живет
и
развивается,
окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него
как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на
неокрепший
интеллект
и
чувства
ребенка,
на
еще
только
формирующуюся
сферу нравственности.
Сегодня
происходит
смещение
акцентов
в
развитии
детей
в
сторону
ранней
интеллектуализации,
что
не
способствуют
духовному
развитию.
В
погоне
за
развитием
интеллекта
упускается
воспитание
души,
нравственное
и
духовное
развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться
бесполезными.
И
как
результат
этого
-
эмоциональная,
волевая
и
духовная
незрелость.
Сегодня мы с вами поговорим о духовно-нравственном воспитании детей, цель
которого знакомить с традициями, обычаями русского народа, помогать воспитывать
любовь к истории, культуре русского народа, помогать сохранить прошлое. Без
знания
своих
корней,
традиций
своего
народа,
нельзя
воспитать
полноценного
человека.
Поэтому
познание
детьми
народной
культуры,
русского
народного
творчества,
фольклора,
положительно
влияет
на
эстетическое
развитие
детей,
раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную
культуру.
Целью нашей педагогической работы является создание оптимальных условий
для формирования духовно-нравственных чувств у дошкольников.
Первое условие : С чего начинается наша работа? Конечно, с создания РППС в
группе.
(Раздать методические рекомендации по созданию центров во всех возрастных
группах, обсуждение)
Второе условие: непосредственно организация работы с детьми по данному
направлению:
Нам как педагогам необходимо включать духовно-нравственное содержание
воспитания в различные виды детской деятельности: игровую, проведение
пальчиковых, сюжетно-ролевых игр, дидактических, конструктивных, словесных,
подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр и др
1.
В организации сюжетно-ролевых игр педагогам необходимо учитывать
нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит
больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель
терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;
В режиме дня можно применять такие формы как сюжетно-ролевые игры
«Ярмарка», считалки, мирилки, дразнилки, дидактические и народные игр «Ручеек»,
«Горелки», «Краски», «Фанты», «Садовник», «Прятки», целью которых является
воспитание нравственных качеств личности ребенка. Они способствуют адаптации
ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции
доброжелательности.
2.
Очень хорошо использовать все виды устного народного творчества: сказки,
песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д. Знакомиться с
русскими народными сказками с помощью театрализованных представлений
(«В гости к петушку», «Путешествие в сказку», «Цыпленок Пи» и др.
Театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в
смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил») , («Давай
помиримся»…). Целесообразно включать потешки в режимные моменты и
просто во время игр.Рассказывая детям сказки, драматизируя обсуждая с
детьми содержание сказок, обращать их внимание на трудолюбие, скромность
героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за
справедливость, как спасают друг друга.
3.
Можно запланировать цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью
которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя
в мире людей. Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца
и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет»,
«Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы
живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в
соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры,
ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. И почти каж-
дое занятие предполагает использование в практической части различных
видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки.
4.
Продуктивная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от
увиденного. Дети рисуют, лепят, конструируют, моделируют в свободной и
образовательной деятельности. Это поможет им еще раз пережить чувство
прекрасного и закрепить знания и впечатления (конструирование «Моя
улица»); изготовление альбома «Улица, на которой я живу»; рисование («Моя
деревня», «Мое любимое место отдыха» Также это изготовление поделок для
родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам
художественных произведений.
5.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные
праздники. Праздники являются ярким событием в жизни детей. Дети водят
хороводы, играют во множество народных игр, поют обрядовые песни, узнают
об истории и традициях народных и православных праздников, разучивают
рождественские колядки, участвуют в театрализованных представлениях. На
Пасху можно расписывать яйца, играть в народные игры. Весной не забывать о
таких праздниках, как «День рождение леса», посиделки «Любим мы в России
пирожки с капустой», «Весна-красна», летом «Русская березка», осеью
«Кузьминки», «Осень к нам пришла желтые листочки принесла», зимой
«Колядки», Масленица, Пасха проходит с весёлыми шутками, играми, пением
закличек, угощением блинами и др.
6.
Перед нами педагогами стоит ответственная задача – научить детей с детства
любить природу. Через экскурсии к источникам, на лесную полянку, мы
прививаем детям любовь к родной природе, закрепляем знания о растениях,
насекомых, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности,
воспитываем чувство ответственности за сохранение природы родного края.
Природе отводится особая роль в духовно-нравственном воспитании, так как
родная природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь.
Ребёнок способен понимать, что он относительно природы может быть
созидателем.Темы занятий могут быть самыми разными «Зима-затейница»,
«Идёт Весна-отворяй ворота», «Лето красное» и др. дают возможность помочь
детям почувствовать красоту и хрупкость родной природы, необходимость
заботы о ней. Родителей привлкаем для участия в выставках поделок из
фруктов и овощей «Осенние фантазии», картин из осенних листьев, детских
рисунков «Мы друзья природы». Проводим акции «Покормите птиц зимой» -
делают кормушки, «Елочка -зеленая иголочка».
7.
На музыкальных занятиях - слушание колокольной и духовной музыки на
тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих
записей, постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о
трудолюбии, об уважении старших) .
8.
Знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли
русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в
виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед
днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по
ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем
Победы.
( о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но
и как о святом Русской православной церкви; О Дмитрии Донском молодом
московском князе, на Куликовом поле. Александре Невском – храбром
защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей, Александре Суворове,
Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг
Третие условие: В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое
значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве
современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями
утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания
детей должно проходить через: занятия и праздники, совместные мероприятия детей
и мам, возможны встречи со священнослужителем.
Для родителей необходимо оформлять православные уголки, включающие
информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается
литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-
нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки
фотографий, поделок, рисунков. Родителей привлекать в создании фотоальбома
«Моя семья».
Разработать памятки и консультации по темам о православных праздниках и другие.
В группах проводить с детьми тематические беседы: «Выходной день в нашей
семье», «В гостях у дедушки и бабушки», «Профессии моих родителей» и др. Дети
знакомятся с понятиями «родные», «родня», «род». Узнают, почему нужно беречь
родных, заботится о близких, открывают значение пословиц: «В дружной семье и в
холод тепло», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Дерево держится корнями,
а человек семьёй» и др.
В течение года можно проведить следующие мероприятия: «Мой папа самый,
самый…», «Ловкие, сильные, смелые»., «День матери» и др. Конкурсы «Мы –
читающая семья!», спортивные мероприятия «Мама, папа, я – дружная семья».
Вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки». Посиделки,
фольклорный досуги.
Актуальным является метод «Семейных проектов», «История моей семьи»,
«Генеалогическое древо». Такое сотрудничество детей, родителей и педагогов
способствует формированию мотивации к познанию, творчеству, что создает теплую
атмосферу.
Невозможно не отметить нравственно-патриотическое воспитание детей, которое
тесно связано с духовно-нравственным воспитание.
В рамках изучения тем о Родной стране дети больше узнают о столице нашей
Родины, знакомятся с государственной символикой. Любовь к Родине начинается с
любви к своему посёлку, дому. Поэтому целесообразно проводить целевые прогулки
(экскурсии) на социально значимые объекты: школа, библиотека, почта, на ключик.
Благодаря экскурсиям дети получают значительный объём информации о
достопримечательностях нашего района, поселка.
Встречи с интересными людьми нашего поселка: ветеранов, работников заводов.
Рассматривание с детьми иллюстрации, картинки, привлекать родителей к созданию
презентаций, видеофильмов, фотоальбомов «Моя малая Родина».
Наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории
нашего района, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за прошлое и
настоящее.
В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких
людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек,
участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, мы
прививаем детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к
Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Необходима работа с детьми по
разучиванию стихотворений, песен, ознакомлению с художественными
произведениями о защитниках нашей Родины, войне, победе. К празднику Великой
Победы совместно с родителями оформлять стенд «Мы помним», организовывать
торжественное шествие по улицам нашего поселка с цветами к Мемориалу
погибшим воинам-землякам, где дети возложат цветы.
Какими сегодня нужно быть нам, педагогам, чтобы наши воспитанники на
долгие годы сохранили те чувства и качества личности, которые мы им
заложим?
1.
Первой и очень важной ступенью духовно-нравственного развития. Конечно
это
добро
и
доверие.
Если
мы
не
будем
обладать
таким
личностными
качествами как добро, а наши дети не будут нам доверять – все наши усилия
по воспитанию полноценной личности ребёнка будут бессильны.
2.
Нормы морали не являются врожденными, а усваиваются ребёнком в практике
отношений
с
окружающими
людьми
и
зависят
от
отношения
к
нему
окружающих, от того кто его воспитывает, от того в какой социальной среде он
живёт. Здесь важно помнить, что недостаточно дать ребёнку понятия, что
Хорошо, а что Плохо, мы должны донести до ребёнка , что в зависимости от
ситуации в
одном
случае
надо
уступить.
В
другом-
помочь,
в
третьем-
поддержать.
3.
Наша
задача
давать
детям
больше
возможности
принимать
решения и
действовать самостоятельно, хоть очень часто это ведёт к временным затратам.
Как можно чаще хвалить детей и верить в них, незаметно помогать и т.д.
4.
Средством внимания, одобрения является комплимент. Важно, чтобы дети
слышали
комплименты
от
воспитателей,
родителей,
сверстников.
Вам предлагается написать как можно больше комплиментов по следующим
направлениям:
1 . О д о б р е н и е
в н е ш н о с т и
2 . О д о б р е н и е
л и ч н о с т н ы х
к а ч е с т в
3.Одобрение деловых качеств
5.
Такая у нас профессия, которая требует от нас постоянно идти вперёд, изучать
нашу культуру, искать интересные факты и истории, Вести детей за собой,
делая этот путь волшебным, интересным и незабываемым.
Детский сад, как дом и мир детей – проблема взрослых. Вырастут ли наши дети
по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми, зависит от
нас».
Вывод: Духовно- нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс
долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребенка, который
может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый
результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей:
милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от
хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку,
восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым
приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь большое значение для его
дальнейшего развития.
По выражению В. А. Сухомлинского чувства, пережитые в детстве, не исчезнут
бесследно.
Литература:
1.
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005
2.
Маханева М.Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
Методическое пособие. - М.;ТЦ Сфера,2017
3.
Нравственно-духовное воспитание в детском саду./Под ред. Буре Р..С. М.,2010.
4.
Нравственное воспитание в детском саду./ Под ред. Нечаевой В.Г., Марковой
П.А.. - М.,
2010.
5.
Островская Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании
дошкольника. М.: Просвещение