Авторы: Кошеленко Ирина Александровна, Аджиева Эльмира Юнусовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МДОУ ДСКВ №40 "Капелька"
Населённый пункт: Г.о.Подольск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект экологической направленности для старших дошкольников "День Земли".
Раздел: дошкольное образование
Проект экологической направленности для старших дошкольников
«День Земли».
Разработали и провели воспитатели:
Кошеленко Ирина Александровна,
Аджиева Эльмира Юнусовна,
Землю нужно охранять,
Всячески оберегать,
Горы, речки и поля -
Это все наша Земля.
Жизнь на ней ведь каждый час,
Так зависит от всех нас,
Что забота наша ей -
С каждым днем еще важней.
Поздравляю с Днем Земли,
Нашу Землю береги,
И она тебя в ответ -
Защитит от разных бед!
Актуальность проекта:
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе
отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым
звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания,
поэтому мы, как педагоги, формируем у дошкольников основы культуры
рационального природопользования, способствующие осмыслению
различных аспектов взаимодействия человека с природой.
Экологическое воспитание дошкольников мы рассматриваем, прежде всего,
как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к
окружающему его миру природы должны являться основополагающие
гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни,
стремление защитить и сберечь природу.
Формируя гуманное отношение к природе, мы стараемся достичь того, чтобы
каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому
забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред
природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате
которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Мы убеждаем детей, что по отношению к природе они занимают позиции
более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны
ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей,
сверстников и взрослых, давать им соответствующую адекватную оценку.
Разумеется, что одних знаний не достаточно для формирования у детей
гуманного отношения к природе, поэтому мы привлекаем каждого ребенка в
посильную для его возраста практическую деятельность – создаю условия
для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.
Наша педагогическая задача заключается в том, чтобы совместно с
родителями подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый
из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и
приумножать ее красоту.
Цель: расширение экологических знаний детей, воспитание у них гуманного
отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.
Задачи:
Развивать у детей экологическое мышление, способность осознавать
последствия своих действий по отношению к окружающей среде;
формировать эстетические чувства, умение видеть красоту природы,
восхищаться ею. Формировать у детей знания норм поведения в природном
окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту.
Привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы.
Воспитывать бережное отношение к миру природы. Доставить детям радость
от участия в общем празднике и совместном труде.
Возраст: 5 -6 лет.
Тип проекта: практика – ориентированный, краткосрочный.
Реализуемые мероприятия:
Интегрированные ООД:
«Путешествие на Север»; «Весенний лес»; «Африканская история»;
«Волшебница Вода»; «Лес-наше богатство».
(Экспериментирование в ходе ООД «Волшебница Вода»).
Просмотр презентаций:
История праздника «День Земли»;
«Природа и здоровье»;
«Планета Земля в опасности».
Составление рассказа по картине «Труд людей весной»; «Отдых на природе».
Рисование на темы: «Праздник Земли»; «Цветы-краса Земли»;
лепка на темы : «Земной шар»; «Цветы- краса Земли»;
коллективная аппликация «Сохраним планету чистой».
(Рисование на тему : «Цветы-краса Земли»)
.
(Составление буклета «Правила поведения в природе»).
Игровая деятельность:
Игра – путешествие: «В поход»; подвижная игра «Крутится Земля»;
Сюжетно-ролевая игра «Зелёный патруль»; дидактические игры «Что
изменилось?», «Хорошо-плохо», интерактивные игры-беседы с
использованием метода «Системный оператор».
Целевые прогулки:
«Весенний город»
«Природа просыпается»
Заочные экскурсии:
«Родники Подмосковья»
«Река Пахра»
Выставка рисунков: «Панорама добрых дел»
Просмотр диафильмов и мультфильмов:
Н. Калинина «Загадки воды»
Н. Притулина «Подарок Ёжика»
«Как козлик Землю держал»
К. Паустовский «Барсучий нос»
Чтение художественной литературы:
А. Блок «На лугу»
С. Городецкий. «Весенняя песенка»
В. Жуковский. «Жаворонок»
Ф. Тютчев. «Весенние воды»
М. Зощенко «Великие путешественники
Е. Пермяк «Для чего руки нужны»
Б. Заходер «Мохнатая азбука»
И. Токмакова «Деревья в стихах»
В. Бианки «Мастера без топора»
В. Степанов «Птицы в стихах»
Ф. Тютчев «Весенняя гроза»
Педагогические игровые ситуации:
Трудовая деятельность по уборке участка, посадка рассады «Украсим Землю
цветами».
Пересадка комнатного растения и беседа о том, что необходимо для роста и
жизни растений.
( Труд в уголке природы « Посадка рассады цветочных растений»; лепка на тему «Цветы-
краса Земли»).
Работа с родителями:
Сбор фотографий, материала по теме.
Составление сообщений детей на экологическую тематику.
Участие семей в экологической акции «Час Земли» и в акции по сбору
макулатуры «Бумажный БУМ»
Конкурс рисунков «Панорама добрых дел», «Мы дети планеты Земля».
Конкурс среди родителей и детей на лучшую поделку из бросового материала
: «Фантазии-не мусор!»
(Сообщение на тему : «Фламинго –птица Красной Книги России»)
.
( Участие семей воспитанников в акции «Час Земли»).
(Выставка поделок «Фантазии –не мусор!»
Сбор макулатуры «Бумажный БУМ»
Прежде чем что-то выбросить люди не задумываются над тем, сколько
времени этот мусор будет мешать окружающим. Мусор переживет нас, если
мы не найдем ему другое применение.
Бутылки, коробки из – под сока, яичная скорлупа, старые пакеты, газеты – эти
вещи, обычно, оказываются в урне. Ребята со своими родителями проявили
фантазию и творчество и дали мусору вторую жизнь.
Итоговое мероприятие:
Выставка поделок «Фантазии-не мусор».
Полученный результат:
У детей сформировалось чувство сопереживания родной планете Земля, дети
стали добрее, возникло чувство ответственности за свои действия по
отношению к природе, расширились знания об экологической культуре. Все
участники проекта закрепили правила поведения в природе и навыки работы
с природным и бросовым материалом.