Напоминание

Проблемные дети: психологические особенности и психология общения


Автор: Бойчина Светлана Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ОГПОБУ "Технологический техникум"
Населённый пункт: г. Биробиджан
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: Проблемные дети: психологические особенности и психология общения
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Бойчина С.А.

педагог-психолог

ОГПОБУ «Технологический техникум»

г. Биробиджан

Проблемные дети: психологические особенности

и психология общения.

Проблемные дети – актуальная тема для обсуждения, так как с этим

явлением ежедневно сталкиваются педагоги, правохранительные органы и

общественность.

Такое

поведение

часто

называют

девиантным

т.е.

отклоняющимся

от

нормы. Девиантное

поведение

это

антисоциальное

поведение,

нарушающее

социальные

и

культурные

нормы,

особенно

правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют

правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке –

преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном)

и криминальном (преступном) поведении.

Отдельно необходимо отметить, что существует категория подростков у

которых отклонения в поведении возникли на фоне психопатологии. Дети с

нарушением

интеллекта

в

силу

своих

особенностей

не

могут

осознать

причинно-следственные связи социальных и культурных норм. У них не

сформирована

эмоционально

-

волевая

сфера

и

они

в

большей

степени

подвержены различным нарушениям поведения.

В педагогике принято разделять проблемных детей на различные

категории: «трудные», «группа риска», «трудновоспитуемые».

У

таких

«трудных»

подростков

можно

выделить

общие

характерные особенности поведения:

П е р в а я

о со б е н н о с т ь

п о вед е н и я

т р у д н о в о с п и т у е м ы х -

беспринципность.Для таких детей нет твердых норм морали. Поведение

подростков может определяться легкомысленным отношением к жизни.

Вторая

особенность

поведения

трудных

подростков

-

конфликтные

длительные

отношения

с

окружающими.

Вначале

конфликтные отношения возникают, как правило, помимо воли подростка с

одним из родителей или педагогов. Затем конфликтная среда расширяется и

завершается

окончательно

испорченными

отношениями

с

большинством

взрослых и сверстников.

Тр ет ь е й

о со б е н н о с т ь ю ,

ха р а кте р и з у ю щ е й

п о в е д е н и е

трудновоспитуемых, является жизненная эгоистическая позиция: они

все оценивают с точки зрения того, выгодно им это или нет; что они получат

для себя, если выполнит требование родителей или педагогов. Погоня за

удовольствиями,

часто

нездоровыми

(алкоголь,

сигареты,

наркотики)

на

высокой

стадии

трудновоспитуемости

становится

основным

стимулом

поведения. В дальнейшем дело доходит до воровства, злостного хулиганства.

Четвертая особенность – крайняя неустойчивость их интересов и

стремлений,

перемена

настроений,

желаний

(то

хочет

обучаться,

то

пропал интереск профессии; занимается то танцами, то баскетболом).

Пятая

особенность

поведения

трудновоспитуемых

это

противодействие

воспитательным

воздействиям.

Особенно

часто

трудные подростки отвергают требования педагогов, тех, которые случайно

или

преднамеренно

обидели

их,

как

они

считают,

унизили

их

личное

достоинство.

В

среде

обучающихся

устанавливается

неправильное

отношение

к

нравственным требованиям взрослых, т. е. то, что мы называем антиидеалами

(учиться отлично ненормально, учатся добросовестно лишь

«зазнайки»).

«Нормальный» должен иметь замечания от педагогов, иначе его не будут

уважать. Обманывать педагога— признак ума и находчивости.

Одна

из

причин

девиаций

возрастные

особенности

психики

подростка.

Многие психологи считают подростковый возраст критическим на всём

протяжении. Особо следует назвать те осложнения подросткового возраста,

которые

влечёт

за

собой

бурное

и

неравномерное

развитие

организма,

сопровождающее процесс полового созревания подростка.

В одном случае это приводит к соматическим диспропорциям (высокий

рост при маленькой голове, длинные конечности и т.д.), что болезненно

воспринимается

подростком.

В

другом

случае

неравномерность

развития

сердечно-сосудистой системы может привести к артериальному давлению,

головным

болям.

И,

пожалуй,

самое

заметное

на

поведение

подростка

способна

оказать

повышенная

активность

эндокринной

системы,

так

называемая

«гормональная

буря»,

вызванная

ускоренным

половым

созреванием

и,

как

следствие

этого,

эмоциональная

неустойчивость,

повышенная

возбудимость,

неуравновешенность,

неадекватность

реакции,

выливающихся в неоправданную резкость и повышенную конфликтность, что

само по себе способно затруднить его отношения с окружающими.

Повышенная

конфликтность,

особенно

в

отношении

со

взрослыми,

которая нередко проявляется в подростковом возрасте, объясняется не только

органическими изменениями, но и изменениями всей системы отношений

подростка

со

взрослыми.

Стремясь

избавиться

от

оценки

и

влияния

взрослых,

подросток

становится

критичным

по

отношению

к

своим

родителям,

педагогам,

начинает

обострённо

чувствовать

и

замечать

их

недостатки.

Кризисность подросткового возраста с более или менее выраженной

тенденцией к криминализации также проявляется в том, что у подростка

существенно перестраиваются отношения со сверстниками. Для подростка

характерна

повышенная

потребность

в

общении

со

сверстниками,

стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение

сверстников.

Такие

проявления

в

этом

возрасте

отнюдь

не

случайны.

Они

обусловлены тем, что в подростковом возрасте закладываются самосознание

и самооценка.

Потребность в общении и самоутверждении подростка должна быть

реализована

в

благоприятной

среде.

Если

это

по

каким-то

причинам

не

происходит самоутверждение осуществляется в неформальных подростковых

группах, уличных, дворовых компаниях в форме асоциальных проявлений

(выпивка, курение, нецензурщина, хулиганство), оно может стать опасным,

криминализующим фактором.

Подростковая

проблемность

кроется

не

только

в

особенностях

возраста, но и имеет социальную составляющую.

Одной из главных причин девиантного поведения кроется в семье.

Такие дети часто происходят из семей, где применяются неадекватные

меры воспитания и где антиобщественные формы поведения усваиваются из

непосредственного семейного окружения.

Неблагополучная

семья

оказывает

прямое

воздействие

на

формирующую

личность,

препятствует

её

нормальному

развитию.

Отрицательные

семейные

условия,

отсутствие

нормальной,

нравственной

среды, нарушение психологического контакта с самыми близкими людьми

остро переживаются подростками, которые начинают сознавать противоречие

жизни взрослых. Озлобленность, доходящая до отчаяния или жестокости,

недоверие к людям, пренебрежение к нормам, цинизм, равнодушие – таков

далеко не полный перечень внутренних установок подростка, переживающих

размолвку

или

развод

родителей,

живущего

в

условиях

пьянства,

непрекращающихся ссор и конфликтов, невежества и безразличия.

Именно безразличные родители,которые заняты своими проблемами и

не

желают

уделять

время

детям,

передают

свои

обязанности

по

воспитаниюпедагогам,

средствам

медиа-информации,

сверстникам,

интернету.

Недостаточный

контроль

родителей

в

выполнении

домашних

заданий,

в

итоге

является

причиной

прогулов,

участия

в

сомнительных

компаниях и криминального поведения.

А.С.

Макаренко

уделил

особое

вниманиесозданию

методов

перевоспитания.

Ведущими

методами

перевоспитания

являют ся

переубеждение, переучивание и «взрыв» — разрушение отрицательного.

Переубеждение.

Переубеждение выступает как самостоятельный метод перевоспитания

и одновременно как условие действенности других методов. Поэтому ему

придается

особое

значение.

Переубеждение

одновременно

направлено

на

изменение сознания, жизненного опыта и нравственных чувств. Активизируя

нравственные чувства, педагог помогает воспитаннику осознать причины

эмоциональной неудовлетворенности и изменить образ жизни. Ощущение

радости

от

нравственных

поступков

и

недовольства

от

безнравственных

способствуют

формированию

социально

ценного

жизненного

опыта.

Необходимо

усиливать

педагогический

контроль

за

поведением

тех

учащихся, которые пытаются отстоять свои неверные убеждения. Отсутствие

же

контроля

позволяет

трудному

и

дальше

поступать

безнравственно.

Подросткам, как и взрослым, трудно отказаться от сложившихся убеждений.

Поэтому в процессе переубеждения неизбежны срывы и ошибки в поведении,

деятельности и общении.

Переучивание.

В целом переучивание опирается на переубеждение и закрепляет его

результаты.

Применяя данный метод, следует помнить, что исправление личности

всегда

совершается

при

замене

или

компенсации

устраняемого

отрицательного

–положительным,

т.

е.

взамен

дурных

привычек

формируются здоровые, взамен неправильных действий — рациональные,

нравственные.

Метод «Взрыва».

Специфическим

методом

перевоспитания,

разработанным

А.С.

Макаренко, является «взрыв». Выдающийся педагог замечал, что перестройка

духовного

мира

личности

эволюционным

путем

малоэффективна

и

чрезвычайно тяжела и для воспитателя, и для воспитанника. «Я много думал

по этому вопросу,— писал Антон Семенович,— потому что это один из

центральных

вопросов

педагогики

перевоспитания».

Метод

«взрыва»

осуществляется в естественных условиях, в реальной обстановке. Он сильно

действует

на

самочувствие

личности,

обостряет

положительные

и

отрицательные

переживания,

поэтому

применяют

его

редко,

в

крайнем

случае, чтобы не нервировать коллектив. «Взрывается» не внутренний мир

личности в целом, а ее испорченные отношения с обществом и коллективом.

«Взрыв»

предполагает

доведение

до

предела

конфликта

личности

с

коллективом; при этом четко ставится альтернатива: измениться, чтобы стать

уважаемым членом коллектива, или уйти.

Сразу же после «взрыва» воспитательный процесс должен обеспечить

подростку

все

условия

для

того,

чтобы

он

мог

изменяться

к

лучшему,

овладевать

положительным

опытом

поведения.

Необходимо

поощрять

каждый его шаг вперед, предотвращать любую возможность возвращения к

старому типу поведения.

Переключение.

Сущность

метода

переключения

заключается

в

том,

что

зона

активности трудного подростка переводится в социально значимую сферу

деятельности

с

использованием

имеющихся

положительных

качеств.

Меняется

социальная

мотивация

деятельности:

иногда

к

прежней

добавляется

новая,

иногда

выдвигается

совсем

противоположная,

исключающая прежнюю, система мотивов. Наиболее эффективна мотивация

по принципу контраста: в колонии имени А. М. Горького бывшим ворам

доверяли получать продукты и деньги. При этом постоянно подчеркивалось

уважение к личности колониста, его возросший статус в коллективе. При

такой мотивации происходит коренная перестройка мотивов деятельности и

поведения.

Далее,

важно

частично

использовать

в

новой

деятельности

воспитанника

его

прежний

опыт,

привычки,

навыки

и

положительные

качества.

Поощрение и наказание.

Эти же функции выполняет и поощрение. Поощрение и наказание

помогает

подростку

понять,

что

хорошо,

что

плохо,

что

можно,

они

активизируют

положительные

действия

и

запрещают,

ограничивают

неправильные. К числу мер поощрения при перевоспитании надо отнести не

только

такие

общепринятые

поощрения

как

благодарность,

награждение

похвальной грамотой, ценным подарком и т. п. Для ребенка, который не знает

ласки в семье, лучшим поощрением может стать добрая улыбка, сердечное

слово, искренняя радость за его успехи.

Самосовершенствование.

Самый

эффективный

метод

-

это

самосовершенствование,

когда

подросток

решаетсознательно

изменить

в

себе

определенные

черты

характера, у него есть желание и стремление стать лучше. Например, в виде

недельных заданий типа: «Шаг вперед». Что я сделаю за будущую неделю?

Что приобрету? Какую трудность преодолею? С чем плохим в себе буду

бороться?

Одной из форм самосовершенствования являются задания самому себе.

Они становятся важной побудительной силой перевоспитания в том случае,

если их выполнение контролируется детским коллективом. Задания самому

себе

в

любой

области

должны

обязательно

связываться

с

нравственным

самовоспитанием,

с

формированием

характера.

При

использования

самосовершенствования в перевоспитании педагог должен обратить особое

внимание на единство психологической и практической подготовки в работе

над собой, т. е. подросток должен хотеть и уметь бороться с недостатками.

Виды деятельности

Для коррекциидевиантного поведения необходимо включать подростка

в различные виды деятельности.

Трудовая

деятельность,

приучает

детей

к

дисциплине

и

порядку

и

включает в себя практики производственного обучения, трудовые десанты, а

так же наведение порядка в комнатах.

Творческая деятельность способствует развитию активности и чувства

прекрасного, включает в себя участие в различных кружках художественной

самодеятельности, концертной деятельности, творческих конкурсах.

Спортивная деятельность развивает волевые качества и предполагает

участие в спортивных секциях, соревнованиях.

Нравственно-правовая деятельность выражается в проведении бесед,

классных

часов,

встреч

со

специалистами.

Такие

методы

формируют

у

подростка

знания

о

нравственных

нормах

в

социуме,

учат

осознавать

и

анализировать

свои

поступки

и

действия

других

людей,

формирует

его

культуру поведения.

Для обучающихся с девиантным поведением очень важно психолого -

педагогическое

сопровождение,

которое

охватит все

области

жизни

и

деятельности, все сферы общения.

Необходимо

всеми

возможными

способами

помочь

подростку

справится

с

проблемной

ситуацией,

осознать

нравственные

установки,

исправить негативные черты характера, встать на путь исправления.



В раздел образования