Напоминание

Повышение профессиональной компетентности педагогов в детском саду


Автор: Галимова Тамара Сергеевна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1383
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Повышение профессиональной компетентности педагогов в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Повышение профессиональной компетентности

педагогов в детском саду

Деятельность

современного

педагога

неразрывно

связана

с

его

творческой самостоятельностью, мобильностью, высоким интеллектуальным

и нравственным потенциалом, с его профессиональной компетентностью и

культурным

уровнем.

Это,

несомненно,

выдвигает

на

первый

план

необходимость поиска и внедрения в практику современных педагогических

технологий,

стимулирующих

образовательную

активность

личности.

Достижения данных требований невозможно без осознания своей высокой

педагогической

ответственности,

без

постоянного

обновления

знаний

практиче ских

умений

в

проце ссе

повышении

к ва л и ф и ка ц и и ,

самообразования и самосовершенствования.

Важной предпосылкой начала процесса самосовершенствования есть

отношение самого педагога к предъявляемым требованиям.

Профессиональное самосовершенствование педагогов осуществляется в

двух взаимосвязанных формах – самообразование и самовоспитание, взаимно

дополняющих

друг

друга,

оказывающих

взаимное

влияние

на

характер

работы

человека

над

собой.

Вместе

с

тем

это

два

относительно

самостоятельных процесса, которые предполагают как общие, так и особые

условия их организации.

Важным условием успеха в профессиональном самосовершенствовании

является

овладение

средствами

и

способами

самовоспитания

и

самообразования, такие как:

работа с книгой;

выполнение специальных упражнений;

решение педагогических и психологических задач;

1

педагогическая саморегуляция.

Самовоспитание

выступает

как

активная,

целеустремленная

деятельность человека по систематическому формированию и развитию у

себя положительных и устранению отрицательных качеств личности.

Без самовоспитания невозможно узнать себя, других, радости жизни, ее

сложности.

По

словам

К.

Ю.

Белой:

«Самообразование

-

необходимое

условие

профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и

будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того чтобы

учить других нужно знать больше, чем все остальные».

Наиболее

эффективной

формой

зарекомендовала

себя

система

самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и

творчество,

но

и

преодолеть

определенные

затруднения

в

реализации

воспитательно-образовательного

процесса.

Самообразование

способствует

поддержке

и

развитию

важнейших

психических

процессов

внимания,

памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также

является

необходимым

условием

успешного

повышения

уровня

квалификации педагога.

Педагог

должен

учиться

всему

постоянно,

каждый

год

меняются

временные

этапы,

углубляются

и

даже

меняются

представления

об

окружающем мире.

Основные направления самообразования педагога предполагает

наличие:

- непрерывное пополнение педагогических знаний;

- совершенствование педагогического мастерства;

- расширение общего кругозора

.

Для роста профессианализма педагог должен обладать следующими

профессионально-педагогическими умениями:

2

- познавательные;

- конструктивные;

- организаторские;

- коммуникативные.

Познавательные умения включают:

- умение ориентироваться в содержании обучения и воспитания;

- способность анализировать собственную деятельность.

Конструктивные умения:

- формировать цели и задачи педагогического процесса.

Организаторские умения:

- ставить цели перед собой и детьми.

Для развития коммуникативных умений рекомендуется:

- учиться понимать другого человека, «читать» по лицу, тону, жестам,

мимике;

- совершенствовать способы выражения своих мыслей, повышать свою

речевую культуру;

- изучать специальную психологическую литературу по проблемам общения.

Данная деятельность тесно связана с инновацией. Инновационная суть

самообразования заключена в открытии новых знаний. Постоянная работа

педагога над своим собственным развитием чрезвычайно важна и в силу

особенности, специфики человеческой деятельности, основного предмета ее

– развивающегося ребенка.

Самосовершенствование

должно

быть

неотъемлемой

потребностью

каждого

педагога.

Исходный

момент

самосовершенствования

самопознание, непосредственное и опосредственное.

Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие к

самообразованию:

3

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению,

родительскому собранию, воспитательному мероприятию и др. возникает

необходимость поиска и анализа новой информации.

Желание

творчества.

Педагог

профессия

творческая.

Творческий

человек

не

сможет

из

года

в

год

работать

по

одному

и

тому

же

пожелтевшему

календарно-тематическому

плану

или

сценарию,

читать

одни

и

те

же

доклады.

Должно

появиться

желание

большего.

Работа

должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую

очередь

отражаются

на

детях,

формируют

их

мировоззрение,

и

соответственно,

очень

часто,

формируют

образ

педагога

как

«несовременного человека».

Поскольку педагог для ребенка – значимая фигура, на него ложится

ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом

с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги,

способные

превращать

любую

учебную

ситуацию

в

пространство

для

развития

ребенка

и

способного

к

проектированию

развивающей

педагогической среды и самого себя. Успешное воспитание дошкольников

напрямую

связано

с

индивидуально-личностными

и

профессиональными

качествами воспитателя. Именно от профессионализма педагогов напрямую

зависит уровень развития творчества детей, их готовность к обучению в

школе и к жизни. Поэтому создание условий для самореализации каждого

педагогом своих профессиональных возможностей в целом является одним из

главных

ресурсов

обеспечения

и

развития

качества

дошкольного

образования.

В нашем ДО сложилась своя система работы с педагогическими кадрами

по

повышению

профессиональной

компетентности,

которая

способствует

освоению педагогами новых технологий, формированию индивидуального и

творческого стиля работы. Работа,

проводимая в ДО, позволяет развивать

4

навыки

самооценки,

самоконтроля,

стимулирует

желание

повышать

свое

образование

и

квалификационную

категорию,

создаются

условия

для

высокой культуры сотрудничества.

Для

активизации

познавательной

деятельности

и

повышения

компетентности

педагогов

наряду

с

традиционными

методами

обучения

внедряются

формы и методы активного обучения: практикумы, деловые

игры, тренинги, мастер-классы, взаимопосещение педагогов и учителей.

Так же педагоги ДО

1. изучают и внедряют новые педагогические технологии, формы, методы в

приемах обучения дошкольников

2. посещают занятия коллег и участвуют в обмене опытом

3.

совершенствуют

свои

знания

в

области

классической

и

современной

педагогики через дистационные курсы повышения квалификации, участие в

конференциях

и

вебинарах,

активное

пользование

интернет-порталами

и

публикации в интернет-журналах.

Наши

педагоги

постоянно

стремятся

к

самосовершенствованию,

преодолевают трудности, верят в успех, являются оптимистами, достойно

несут данное им звание воспитателя, подтверждая трудом и делом, дорожат

честью нашего ДО и повышают его авторитет.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня существуют условия, в

которых каждый педагог может расти лично и профессионально: получать

новые

знания,

совершенствовать

умения,

повышать

личностную

и

профессиональную самооценку, приобретать признание среди коллег.

5



В раздел образования