Автор: Галимова Тамара Сергеевна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1383
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Повышение профессиональной компетентности педагогов в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Повышение профессиональной компетентности
педагогов в детском саду
Деятельность
современного
педагога
неразрывно
связана
с
его
творческой самостоятельностью, мобильностью, высоким интеллектуальным
и нравственным потенциалом, с его профессиональной компетентностью и
культурным
уровнем.
Это,
несомненно,
выдвигает
на
первый
план
необходимость поиска и внедрения в практику современных педагогических
технологий,
стимулирующих
образовательную
активность
личности.
Достижения данных требований невозможно без осознания своей высокой
педагогической
ответственности,
без
постоянного
обновления
знаний
практиче ских
умений
в
проце ссе
повышении
к ва л и ф и ка ц и и ,
самообразования и самосовершенствования.
Важной предпосылкой начала процесса самосовершенствования есть
отношение самого педагога к предъявляемым требованиям.
Профессиональное самосовершенствование педагогов осуществляется в
двух взаимосвязанных формах – самообразование и самовоспитание, взаимно
дополняющих
друг
друга,
оказывающих
взаимное
влияние
на
характер
работы
человека
над
собой.
Вместе
с
тем
это
два
относительно
самостоятельных процесса, которые предполагают как общие, так и особые
условия их организации.
Важным условием успеха в профессиональном самосовершенствовании
является
овладение
средствами
и
способами
самовоспитания
и
самообразования, такие как:
работа с книгой;
выполнение специальных упражнений;
решение педагогических и психологических задач;
1
педагогическая саморегуляция.
Самовоспитание
выступает
как
активная,
целеустремленная
деятельность человека по систематическому формированию и развитию у
себя положительных и устранению отрицательных качеств личности.
Без самовоспитания невозможно узнать себя, других, радости жизни, ее
сложности.
По
словам
К.
Ю.
Белой:
«Самообразование
-
необходимое
условие
профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и
будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того чтобы
учить других нужно знать больше, чем все остальные».
Наиболее
эффективной
формой
зарекомендовала
себя
система
самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и
творчество,
но
и
преодолеть
определенные
затруднения
в
реализации
воспитательно-образовательного
процесса.
Самообразование
способствует
поддержке
и
развитию
важнейших
психических
процессов
–
внимания,
памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также
является
необходимым
условием
успешного
повышения
уровня
квалификации педагога.
Педагог
должен
учиться
всему
постоянно,
каждый
год
меняются
временные
этапы,
углубляются
и
даже
меняются
представления
об
окружающем мире.
Основные направления самообразования педагога предполагает
наличие:
- непрерывное пополнение педагогических знаний;
- совершенствование педагогического мастерства;
- расширение общего кругозора
.
Для роста профессианализма педагог должен обладать следующими
профессионально-педагогическими умениями:
2
- познавательные;
- конструктивные;
- организаторские;
- коммуникативные.
Познавательные умения включают:
- умение ориентироваться в содержании обучения и воспитания;
- способность анализировать собственную деятельность.
Конструктивные умения:
- формировать цели и задачи педагогического процесса.
Организаторские умения:
- ставить цели перед собой и детьми.
Для развития коммуникативных умений рекомендуется:
- учиться понимать другого человека, «читать» по лицу, тону, жестам,
мимике;
- совершенствовать способы выражения своих мыслей, повышать свою
речевую культуру;
- изучать специальную психологическую литературу по проблемам общения.
Данная деятельность тесно связана с инновацией. Инновационная суть
самообразования заключена в открытии новых знаний. Постоянная работа
педагога над своим собственным развитием чрезвычайно важна и в силу
особенности, специфики человеческой деятельности, основного предмета ее
– развивающегося ребенка.
Самосовершенствование
должно
быть
неотъемлемой
потребностью
каждого
педагога.
Исходный
момент
самосовершенствования
–
самопознание, непосредственное и опосредственное.
Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие к
самообразованию:
3
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению,
родительскому собранию, воспитательному мероприятию и др. возникает
необходимость поиска и анализа новой информации.
Желание
творчества.
Педагог
–
профессия
творческая.
Творческий
человек
не
сможет
из
года
в
год
работать
по
одному
и
тому
же
пожелтевшему
календарно-тематическому
плану
или
сценарию,
читать
одни
и
те
же
доклады.
Должно
появиться
желание
большего.
Работа
должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую
очередь
отражаются
на
детях,
формируют
их
мировоззрение,
и
соответственно,
очень
часто,
формируют
образ
педагога
как
«несовременного человека».
Поскольку педагог для ребенка – значимая фигура, на него ложится
ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом
с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги,
способные
превращать
любую
учебную
ситуацию
в
пространство
для
развития
ребенка
и
способного
к
проектированию
развивающей
педагогической среды и самого себя. Успешное воспитание дошкольников
напрямую
связано
с
индивидуально-личностными
и
профессиональными
качествами воспитателя. Именно от профессионализма педагогов напрямую
зависит уровень развития творчества детей, их готовность к обучению в
школе и к жизни. Поэтому создание условий для самореализации каждого
педагогом своих профессиональных возможностей в целом является одним из
главных
ресурсов
обеспечения
и
развития
качества
дошкольного
образования.
В нашем ДО сложилась своя система работы с педагогическими кадрами
по
повышению
профессиональной
компетентности,
которая
способствует
освоению педагогами новых технологий, формированию индивидуального и
творческого стиля работы. Работа,
проводимая в ДО, позволяет развивать
4
навыки
самооценки,
самоконтроля,
стимулирует
желание
повышать
свое
образование
и
квалификационную
категорию,
создаются
условия
для
высокой культуры сотрудничества.
Для
активизации
познавательной
деятельности
и
повышения
компетентности
педагогов
наряду
с
традиционными
методами
обучения
внедряются
формы и методы активного обучения: практикумы, деловые
игры, тренинги, мастер-классы, взаимопосещение педагогов и учителей.
Так же педагоги ДО
1. изучают и внедряют новые педагогические технологии, формы, методы в
приемах обучения дошкольников
2. посещают занятия коллег и участвуют в обмене опытом
3.
совершенствуют
свои
знания
в
области
классической
и
современной
педагогики через дистационные курсы повышения квалификации, участие в
конференциях
и
вебинарах,
активное
пользование
интернет-порталами
и
публикации в интернет-журналах.
Наши
педагоги
постоянно
стремятся
к
самосовершенствованию,
преодолевают трудности, верят в успех, являются оптимистами, достойно
несут данное им звание воспитателя, подтверждая трудом и делом, дорожат
честью нашего ДО и повышают его авторитет.
Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня существуют условия, в
которых каждый педагог может расти лично и профессионально: получать
новые
знания,
совершенствовать
умения,
повышать
личностную
и
профессиональную самооценку, приобретать признание среди коллег.
5