Напоминание

"Знакомство с дымковской игрушкой"


Автор: Блинова Елена Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №43
Населённый пункт: Арзамас
Наименование материала: Конспект ОД
Тема: "Знакомство с дымковской игрушкой"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад №43»

Конспект организационной образовательной

деятельности по познавательному развитию в

средней группе на тему: «Знакомство с

дымковской игрушкой»

Выполнила воспитатель:

Блинова Е.А.

г.Арзамас, 2017

Цель: познакомить детей с народной игрушкой (дымковская игрушка)

.

Задачи

:

1)

Расширить

представления

детей

о

народной

игрушке;

2)

Формировать умение различать цвета, используемые в росписи готового

изделия, расположение элементов; 3) Совершенствовать умение замечать

характерные

особенности

дымковской

игрушки;

4)

Развивать

у

детей

эмоциональную

отзывчивость

при

восприятии

изделий

из

глины;

5)

Во спитывать

на

народных

традициях,

показывая

н а р од н о е

изобразительное искусство неразрывно от народной музыки, народного

творчества.

Средства

организации

ОД: Дымковские игрушки («Барыня», «Олень»,

«Индюк»,

«Конь»),

иллюстрация

с

изображением

«Русской

слободы»,

иллюстрация с изображением элементов дымковской росписи, альбомы с

изображением

дымковской

игрушки,

русский

народный

костюм,

музыкальное сопровождение.

Способы

организации

ОД:

Создание

игровой

ситуации,

беседа,

физкультминутка, появление игрового персонажа, художественное слово,

показ

игрушек,

просмотр

иллюстраций

с

изображением

элементов

дымковской росписи.

2

Ход ООД:

Звучит народная мелодия, входит воспитатель.

Воспитатель:

Захотелось

мне

сегодня

с

вами,

ребята,

отправиться

в

путешествие в Дымково, на родину дымковской игрушки ( подходит вместе

с детьми к изображению русской слободки на берегу реки).

Воспитатель: Вы согласны со мной попутешествовать?

Дети: Да

Воспитатель: На низком берегу реки Вятки расположилась старинная

слобода

под

названием

Дымково.

Здесь

русские

мастерицы

длинными

зимними

вечерами

лепили

из

красной

глины

разнообразные

игрушки:

коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Посмотрите, над каждой избой

поднимается

голубой

дымок

над

трубой.

Оттого,

наверное,

и

назвали

деревню Дымково, а игрушки – дымковскими.

Воспитатель: А давайте-ка мы с вами посетим ярмарку и посмотрим какие

игрушки там продают. Хотите?

Дети: Да

Звучит русская народная музыка

3

Воспитатель:

Уж на ярмарке веселье

Там и пляшут и поют,

И товары продают.

Дети подходят к дымковским игрушкам

Воспитатель: Посмотрите

сколько

тут

красивых,

ярких,

нарядных

игрушек. Они радуют нас своей красотой.

Воспитатель: Эти игрушки из самого Дымково. Значит они какие?

Дети: Дымковские

Воспитатель: Правильно. А почему их так назвали?

Дети: Потому что их сделали в селе Дымково.

Воспитатель: Из чего же мастера делали дымковскую игрушку?

Дети: Игрушку делали из глины.

4

Воспитатель: Сначала игрушку лепили, потом подсушивали, обжигали в

печи, покрывали белой краской. На белоснежном фоне, который так похож

на

цвет

настоящего

снега,

рисовали

с

любовью

дивные

узоры

яркой

краской: оранжевой, жёлтой, розовой, зелёной, синей, красной.

Воспитатель: Посмотрите какие элементы росписи использовали мастера

для игрушки.

Дети: Круги, полоски, точки, сетка, кольцо.

Физкультминутка:

Хлопают в ладошки Хлопок в ладоши перед собой

Дружные матрёшки Повторить хлопки ещё раз

На ногах сапожки

Правую ногу вперёд на пятку, левую ногу

вперёд

Топают матрёшки

на пятку, руки на пояс, затем в И.П.

Влево, вправо наклонись, Наклоны вправо-влево.

Всем

знакомым

поклонись.

Наклон

головы

вперёд

с

поворотом

туловища.

Девчонки озорные, Наклоны головы вправо-влево.

Матрёшки расписные.

Наклон назад, руки в стороны.

5

В сарафанах наших пёстрых Повороты туловища направо-налево,

Вы похожи словно сёстры руки к плечам, повторить повороты ещё раз.

Ладушки, ладушки Хлопок в ладоши перед собой

Весёлые матрёшки. Хлопок по парте, повторить ещё раз.

Воспитатель: Ребята,

посмотрите

какое

обилие

игрушек

на

нашей

ярмарке. Давайте попросим продавца рассказать о игрушках и показать их

нам.

Появляется продавец в русской народной одежде

Продавец: Подходи, не ленись,

на товары не скупись.

Все игрушки у меня

Покупайте их друзья.

Воспитатель: Расскажите нам, пожалуйста, о ваших игрушках.

Продавец:

Посмотри, как хороша эта девица – душа.

Щёчки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня, ты так красива!

6

Воспитатель: Какими узорами расписана игрушка? ( при затруднении

показывает детям иллюстрации с элементами узора и помогает назвать)

Продавец:

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Красноногий, желторогий

Мчится глиняный олень.

7

Воспитатель: Ребята, посмотрите каким цветом расписаны рога оленя.

Дети: Жёлтым.

Воспитатель: Обратите внимание, что рога отделаны сусальным золотом.

Благодаря этому они на белом фоне кажутся золотыми.

Продавец:

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть силы!

И за хвост не удержаться

Если гриву упустил!

8

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой узор здесь присутствует?

Дети: Кружочки

Воспитатель: А какого цвета грива и хвост у коня?

Дети: Чёрный

Воспитатель: Чёрный цвет подчёркивает статность и благородство коня.

Продавец:

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Воспитатель: Какого цвета здесь узоры?

Дети: Красные, жёлтые, оранжевые, голубые.

Воспитатель: Какое настроение создала эта игрушка у вас?

Дети: Весёлое, радостное.

Воспитатель: Из-за яркого колорита и необычного орнамента мастерам

удалось создать красочный, весёлый образ птицы.

Продавец: Уважаемые гости, на сегодня наша ярмарка завершает свою

работу. Ждём вас ещё в гости!

9

Воспитатель: Ребята, давайте скажем большое спасибо нашему продавцу

за то разнообразие игрушек, которое он нам показал.

Воспитатель: На этом наше путешествие завершается. Мы должны опять

вернуться в группу.

Воспитатель:

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей,

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей

В ней что-то есть от радости,

Гремящей как басы

Она глядит не прянично –

Ликующе и празднично!

Список литературы:

1.

Борисова Н. Хрестоматия для дошкольников 3-4 лет/Н.Борисова. – М.,

2002. – 288 С.

2.

Величкина Г.А., Шпикалова Т.Я. Дымковская игрушка/Г.А.Величкина,

Т.Я.Шпикалова. – М., 2012. – 24 С.

3.

Грибовская

А.А.

Народное

искусство

и

детское

творчество:

Методическое пособие для воспитателей/ А.А. Грибовская. – М., 2006. –

110 С.

10

11

12



В раздел образования