Напоминание

"Игровая звуковая гимнастика как средство речевого развития детей раннего возраста"


Автор: Оверина Юлия Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д\с № 182" г. Магнитогорска"
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: "Игровая звуковая гимнастика как средство речевого развития детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Юлия Валерьевна Оверина

учитель-логопед МДОУ «ЦРР-д/с № 182»

Игровая звуковая гимнастика как средство речевого развития детей

раннего возраста

Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в

дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного

детства в речевом становлении ребенка.

Именно в раннем возрасте на основе предметно-игровой деятельности и в

процессе ситуативно-делового общения со взрослым у ребёнка

совершенствуются фонематические процессы, развивается понимание речи,

формируется речевая активность, осваиваются простейшие грамматические

обобщения – речь для ребёнка становится средством общения с окружающим

миром.

При обследовании нервно-психического развития (К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина,

Л.Г Голубева) среди воспитанников массовых детских садов выявляются

следующие показатели речевого недоразвития: недостаточность речевого

внимания и слухового восприятия, поверхностный слабый речевой выдох,

отсутствие активной речи. В отсутствии специалиста воспитателю требуется

планировать содержание образовательной деятельности по данному

направлению с учётом индивидуально-дифференцированного подхода. При этом

следует обеспечить комплексный подход в организации работы по развитию

речи, включающий следующие направления:

- создание речевой среды, что предполагает формирование познавательной

активности, предметно-исследовательской деятельности, коммуникативной

потребности; при этом важно обеспечить восприятие грамотной речи взрослого;

- повышение педагогической компетентности родителей по данному разделу;

- использование нетрадиционных форм в работе воспитателя массового детского

сада, одной из таких форм является игровая звуковая гимнастика.

Игровая звуковая гимнастика обеспечивает формирование базовых механизмов

речи, особенно актуальна в работе с детьми, испытывающими трудности

овладения речью. Игровая форма увлекательна для детей раннего возраста и

является доступным средством в становлении правильной, чистой речи:

подготавливает артикуляционный аппарат к овладению звуковой культурой речи

(укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, способствует добиться их

мягкости, эластичности и подвижности).

Игровая звуковая гимнастика включает в свою структуру: дыхательные и

артикуляционные упражнения, пальчиковые игры, общеразвивающие

упражнения для общей моторики, звуковые распевки, упражнения для развития

слухового внимания, восприятия, слуховой памяти, задания на грамматические

обобщения, упражнения на формирование темпо-ритмической организации и

интонационной выразительности. Для обогащения звукового восприятия

необходимо использовать шумовые игрушки, музыкальные инструменты, аудио

записи музыкальных произведений, а также наглядные мнемические схемы-

опоры для выполнения артикуляционных движений. Важно использовать

индивидуальные зеркала для формирования зрительного контроля на этапе

формирования ощущений своего тела.

Приступая к развитию у ребенка физиологического дыхания, необходимо

прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох . При этом надо

научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно.

Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную

струю в нужном направлении.

Во время проведения упражнений на дыхание необходим постоянный контроль

за правильностью дыхания. Запомните параметры правильного ротового

выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – «набираем полную

грудь воздуха»;

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы,

надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха

через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы

он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых

коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо

иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже

могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать

по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Дыхательные упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот

сильную направленную струю воздуха.

Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после

того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох, то есть достаточно

развито физиологическое дыхание. Тренировка речевого дыхания – это обучение

плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе.

В играх для развития речевого подражания отработка правильного речевого

дыхания является одной из целей проведения игр. Взрослый постоянно следит

за тем, чтобы при произнесении слогов, слов и фраз ребенок правильно

использовал дыхание: говорил только на выдохе, не добирал воздух во время

произнесения слова, при произнесении фраз делал осмысленные паузы.

Артикуляционная гимнастика формирует произвольные движения речевой

мускулатуры, полноту объема движений, дифференцированность включения

различных мышц, плавность, симметричность движений, скорость включения и

переключения. Необходимо развивать произвольность, дифференцированность

артикуляционных движений и контроль за их выполнением, умение оценивать

каждое движение, ощущать и запоминать его.

Пальчиковая гимнастика развивает умелость рук, укрепляет силу рук, делает

движения обеих рук более согласованными, а движения пальцев

дифференцированными, способствуя ускорению процесса речевого и

умственного развития ребенка.

Общеразвивающие упражнения для общей моторики позволяют формировать у

ребёнка подражательность движениям, действиям, мимике, жестам, манере

поведения, а также развивают речевое внимание, умение действовать в

соответствии с речевой инструкцией.

Звуковые распевки развивают у малыша слуховое внимание, восприятие,

физиологическое дыхание, формируют правильную голосоподачу,

интонационную выразительность и темпо-ритмическую организацию речи.

Цель упражнений на формирование и развитие слухового внимания и слуховой

памяти – научить ребенка слушать, слышать и запоминать. Основная задача игр,

направленных на развитие восприятия речи на слух, – открыть для малыша

особый мир звуков человеческой речи, сделать эти звуки привлекательными и

значимыми. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует

фонематический слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей

речи к тому, что он слышит от окружающих. Поэтому очень важно, чтобы речь

окружающих ребенка людей была чистой и правильной, могла стать образцом

для подражания.

Задания на грамматические обобщения способствуют последовательному

формированию грамматических структур речи: учат согласовывать слова,

выстраивать простейшие предложения, образовывать слова по образцу.

Предлагаем комплекс игровой звуковой гимнастики для календарно-

тематического планирования по лексической теме «Игрушки».

Предлагаем комплекс игровой звуковой гимнастики для календарно-

тематического планирования по лексической теме «Игрушки».

1. Дыхательное упражнение «Задуй мячик в ворота»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: ватный шарик, ворота из кубиков.

Ход игры. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь забить гол. Ватный мячик должен

попасть между кубиками.

2. Игра «Веселые игрушки»

Цель: формирование артикуляционных движений.

Оборудование: игрушки, их изображения.

Ход игры. Ребенок выбирает понравившуюся игрушку и выполняет задание под

речевое сопровождение взрослого.

«Рыбка»

«Рыбка ротик открывает,

Говорить она желает» Ребенок широко открывает и закрывает рот.

«Добрый тигренок»

«Наш тигренок не кусается, Ребенок растягивает губы в широкой улыбке,

Наш тигренок улыбается» обнажая сомкнутые зубы.

«Слоник»

«Тянет слоник хоботок, Ребенок вытягивает губы трубочкой. «Киска»

«Тише, киске не легко, Ребенок, открыв рот, выполняет движения

Она лакает молоко» языком вперед-назад.

«Лошадка»

«К нам лошадка скачет! Ребенок щелкает языком, широко открыв рот.

Что же это значит?»

«Мишка-сладкоежка»

«Мишка очень любит мед, Ребенок, открыв рот, облизывает верхнюю и

Он его сейчас слизнет» нижнюю губу.

«Озорной щенок»

«А щенок по кличке Шарик Ребенок надувает и сдувает щеки.

Все гонял воздушный шарик.

Толстой лапой Шарик топнул,

И воздушный шарик лопнул»

3. Пальчиковая игра «Игрушки»

Цель: формирование дифференцированных движений пальцев рук,

работа над темпом и ритмом речи.

«На большом диване в ряд Хлопаем в ладоши и стучим кулачками

Куклы Танины сидят:

Два слонёнка, Загибаем поочерёдно все пальчики.

Буратино

И весёлый Чипполино,

Два котёнка, два цыплёнка.

Раз, два, три, четыре, пять. Разгибаем поочерёдно пальчики

Помогаем нашей Тане Хлопаем в ладоши и стучим кулачками

Мы игрушки сосчитать»

4. Игра на развитие общей моторики «Куколка»

Цель: формирование и развитие основных движений,

развитие согласованности движений с речью.

«Хлопать куколка умеет,

Своих ручек не жалеет.

Вот так, вот так,

Своих ручек не жалеет.

Топать куколка умеет,

Своих ножек не жалеет.

Вот так, вот так,

Своих ножек не жалеет.

А теперь мы все пойдём,

С куклами плясать начнём.

Вот так, вот так,

С куклами плясать начнём»

5. Распевки «Кукла и куколка», «Дудочка»

Цель: развивать слуховое внимание, восприятие, физиологическое дыхание,

формировать правильную голосоподачу.

Оборудование: куклы (большая и маленькая), дудочка

«Кукла и куколка» «Дудочка»

«У нас сегодня в доме «Ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду!

Суета весь день Ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду!

Плачут все, кому не лень. Вот как дудочка гудит,

Почему? Отчего? Всех ребяток веселит!»

Ах, спросить бы у кого!

Я б спросила, да опять

Не будут куклы отвечать,

Будут ротик открывать

И кричать, кричать, кричать:

«ААААААА! Ааааааааа!»

6. Игра «Как звучат игрушки?»

Цель игры: развивать слуховое внимание, восприятие, память;

учить ориентироваться в пространстве,

повторять названия игрушек и их песенки.

Оборудование: игрушки и их предметные картинки.

Ход игры: По предъявлению предмета или предметной картинки дети должны

припомнить и воспроизвести её звучание: «Пропой песенку!». По

звукоподражанию педагога дети угадывают, находят и показывают

определенную игрушку.

7. Игра на формирование грамматических обобщений «Скажи ласково»

Цель: упражнение в образовании форм с уменьшительно-ласкательным

суффиксом.

Оборудование: предметные картинки игрушек «Большой – маленький».

Таким образом, использование игровой звуковой гимнастики в работе с детьми

раннего возраста позволяет сформировать эмоционально положительный отклик

на речевое общение со взрослым и создать предпосылки благоприятного

развития речи.



В раздел образования