Автор: Ушакова Наталья Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ гимназия №1
Населённый пункт: г. Благовещенск Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "УМК "Вокруг тебя - мир..." как фактор литературного развития обучающихся
Раздел: среднее образование
Н. Ушакова,
учитель МОБУ гимназия №1 г. Благовещенск РБ
УМК «Вокруг тебя - мир…» как фактор литературного развития обучающихся
Несколько
лет
назад
Международный
Комитет
Красного
Креста
сделал
замечательный подарок, предоставив школам Благовещенского района учебные пособия и
методические рекомендации, которые вместе составили учебно-методический комплекс
«Вокруг тебя – мир…»
Актуальность этого курса налицо: в современном мире, где все больше и больше
жестокости,
детям
необходимо
напоминать
о
таких
вечных
истинах,
как
«Жизнь
человеческая – наивысшая ценность» или «Поступай с другими так, как ты бы хотел,
чтобы поступали с тобой». К тому же в наше время, когда снабжение школьных библиотек
художественной
литературой
так
ничтожно,
«УМК
«Вокруг
тебя
–
мир…»
дает
замечательную возможность для организации внеклассного чтения. И, наконец, УМК
направлен
на
реализацию
цели,
которую
определили
составители:
«эмоционально
подготовить учащихся к осознанному восприятию норм международного и гуманитарного
права, которые системно будут изучаться в старших классах» в курсах обществознания и
ОБЖ.
В связи с этим для УМК «Вокруг тебя - мир…» характерно наличие компонентов:
литературоведческого, этического и правового.
Литературоведческий
компонент
разработан
на
высоком
научном
уровне,
что
позволяет закреплять литературоведческие понятия и на уроках внеклассного чтения.
Например,
первая
тема,
предлагаемая
в
6
классе,
предполагает
сравнение
мифологического повествования с литературной сказкой, а также определение в них роли
эпитетов аллегории, метонимии, лексических повторов. Так постоянно ведется работа по
формированию у учащихся умений, необходимых для анализа художественного текста.
Серьезно
разработаны
в
УМК
и
задания
по
развитию
речи:
это
специальные
домашние
задания,
развернутые
письменные
ответы
на
вопросы,
выбор
правильных
ответов с аргументацией, работа с афоризмами, а в 8 классе – специальные уроки по
развитию речи.
Достоинством
методических
рекомендаций
является
то,
что
они
содержат
детальные разработки уроков. В которых не только сформулированы цели, определены
методы
работы,
но
рассчитано
даже
время
на
каждый
вид
работы.
Учитель
может
воспользоваться разработкой урока, а может самостоятельно выбирать способ введения
курса в образовательную систему: на уроках внеклассного чтения, уроках развития речи,
факультативных занятиях, а также в качестве спецкурса или курса по выбору.
Такие пути предлагают авторы-составители, подчеркивая, что «уроки, наиболее
важные для понимания этико-правой специфики УМК, составляют не более 13 часов в
каждом классе». Самое большое количество часов в 6 классе – до 32, но многие тексты
факультативны, а также могут предлагаться для самостоятельной работы на выбор.
Кстати,
авторы
пособия
отмечают
интегрированный
характер
своего
учебно-
методического комплекса и не исключают вариант комбинированного использованного
использования всех возможных типов занятий, в том числе и внеклассных.
В школах Благовещенского района многие учителя интегрируют УМК «Вокруг тебя
– мир...» в школьную практику.
Например, в 5-6 классах- как систему уроков внеклассного чтения. Методические
рекомендации
содержат
соотнесение
каждой
темы
УМК
с
темой
по
литературе.
Конкретное место каждого урока учитель определяет сам. Материал, который не войдет в
уроки
внеклассного
чтения,
можно
изучать
на
обзорных
уроках,
уроках-конкурсах.
Помогает
ведение
читательских
дневников.
Этико-правовую
часть
курса
необходимо
проводить
в
классе
в
виде
бесед,
коллективного
чтения,
тексты
из
пособий
УМК
используются на уроках родного языка при изучении письменной речи и ее жанров. При
изучении стилей речи в пособиях есть прекрасные образцы официально-деловых текстов.
Наиболее полно возможно использование текстов УМК при изучении темы «Литературно-
художественная сфера письменной речи». Например, на вводном уроке по этой теме
можно использовать рассказ В. Катаева «На даче» и ввести новое понятие «образность»
как
отличие
художественной
речи,
проанализировав
язык
и
композицию
романа.
Обучающимся дается задание выписать словесные ряды, выявить антитезу, исследовать
средства
художественной
выразительности,
чтобы
вновь
вернуться
к
идее
рассказа:
мирные жители во время войны беззащитны. При изучении способов связи между частями
текста уместно обращение к тексту Пришвина «Голубая стрекоза», где предлагается найти
содержательные и грамматические связи.
Пособие УМК для 8 класса содержит всего 4 рассказа и стихотворения, которые
восьмиклассники
в
состоянии
прочитать
сами.
Практикуется
написание
отзыва
на
понравившийся рассказ, коллективное составление рецензии. При знакомстве с жанром
очерка, кроме очерка В. Короленко «Парадокс», есть возможность использовать отрывок
из
Очерков
Москвы»
Д.
Покровского
как
пример
очерка
публицистического.
Стихотворения И. Бунина и Ю. Левитанского могут быть использованы для аналитической
работы в темах Риторические приемы элокуции. Тропы и фигуры» и «Роль ритма, рифмы
и интонации в создании стихотворения». Важно после такой работы не забыть вернуться к
идее текста, к этико-правовому компоненту.
УМК «Вокруг тебя – мир…» смело можно отнести к пособиям нового типа,
которые требуют от учащихся не репродуктивной деятельности, а самостоятельности и
творчества с опорой на жизненный и читательский опыт.