Напоминание

"УМК "Вокруг тебя - мир..." как фактор литературного развития обучающихся


Автор: Ушакова Наталья Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ гимназия №1
Населённый пункт: г. Благовещенск Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "УМК "Вокруг тебя - мир..." как фактор литературного развития обучающихся
Раздел: среднее образование





Назад




Н. Ушакова,

учитель МОБУ гимназия №1 г. Благовещенск РБ

УМК «Вокруг тебя - мир…» как фактор литературного развития обучающихся

Несколько

лет

назад

Международный

Комитет

Красного

Креста

сделал

замечательный подарок, предоставив школам Благовещенского района учебные пособия и

методические рекомендации, которые вместе составили учебно-методический комплекс

«Вокруг тебя – мир…»

Актуальность этого курса налицо: в современном мире, где все больше и больше

жестокости,

детям

необходимо

напоминать

о

таких

вечных

истинах,

как

«Жизнь

человеческая – наивысшая ценность» или «Поступай с другими так, как ты бы хотел,

чтобы поступали с тобой». К тому же в наше время, когда снабжение школьных библиотек

художественной

литературой

так

ничтожно,

«УМК

«Вокруг

тебя

мир…»

дает

замечательную возможность для организации внеклассного чтения. И, наконец, УМК

направлен

на

реализацию

цели,

которую

определили

составители:

«эмоционально

подготовить учащихся к осознанному восприятию норм международного и гуманитарного

права, которые системно будут изучаться в старших классах» в курсах обществознания и

ОБЖ.

В связи с этим для УМК «Вокруг тебя - мир…» характерно наличие компонентов:

литературоведческого, этического и правового.

Литературоведческий

компонент

разработан

на

высоком

научном

уровне,

что

позволяет закреплять литературоведческие понятия и на уроках внеклассного чтения.

Например,

первая

тема,

предлагаемая

в

6

классе,

предполагает

сравнение

мифологического повествования с литературной сказкой, а также определение в них роли

эпитетов аллегории, метонимии, лексических повторов. Так постоянно ведется работа по

формированию у учащихся умений, необходимых для анализа художественного текста.

Серьезно

разработаны

в

УМК

и

задания

по

развитию

речи:

это

специальные

домашние

задания,

развернутые

письменные

ответы

на

вопросы,

выбор

правильных

ответов с аргументацией, работа с афоризмами, а в 8 классе – специальные уроки по

развитию речи.

Достоинством

методических

рекомендаций

является

то,

что

они

содержат

детальные разработки уроков. В которых не только сформулированы цели, определены

методы

работы,

но

рассчитано

даже

время

на

каждый

вид

работы.

Учитель

может

воспользоваться разработкой урока, а может самостоятельно выбирать способ введения

курса в образовательную систему: на уроках внеклассного чтения, уроках развития речи,

факультативных занятиях, а также в качестве спецкурса или курса по выбору.

Такие пути предлагают авторы-составители, подчеркивая, что «уроки, наиболее

важные для понимания этико-правой специфики УМК, составляют не более 13 часов в

каждом классе». Самое большое количество часов в 6 классе – до 32, но многие тексты

факультативны, а также могут предлагаться для самостоятельной работы на выбор.

Кстати,

авторы

пособия

отмечают

интегрированный

характер

своего

учебно-

методического комплекса и не исключают вариант комбинированного использованного

использования всех возможных типов занятий, в том числе и внеклассных.

В школах Благовещенского района многие учителя интегрируют УМК «Вокруг тебя

– мир...» в школьную практику.

Например, в 5-6 классах- как систему уроков внеклассного чтения. Методические

рекомендации

содержат

соотнесение

каждой

темы

УМК

с

темой

по

литературе.

Конкретное место каждого урока учитель определяет сам. Материал, который не войдет в

уроки

внеклассного

чтения,

можно

изучать

на

обзорных

уроках,

уроках-конкурсах.

Помогает

ведение

читательских

дневников.

Этико-правовую

часть

курса

необходимо

проводить

в

классе

в

виде

бесед,

коллективного

чтения,

тексты

из

пособий

УМК

используются на уроках родного языка при изучении письменной речи и ее жанров. При

изучении стилей речи в пособиях есть прекрасные образцы официально-деловых текстов.

Наиболее полно возможно использование текстов УМК при изучении темы «Литературно-

художественная сфера письменной речи». Например, на вводном уроке по этой теме

можно использовать рассказ В. Катаева «На даче» и ввести новое понятие «образность»

как

отличие

художественной

речи,

проанализировав

язык

и

композицию

романа.

Обучающимся дается задание выписать словесные ряды, выявить антитезу, исследовать

средства

художественной

выразительности,

чтобы

вновь

вернуться

к

идее

рассказа:

мирные жители во время войны беззащитны. При изучении способов связи между частями

текста уместно обращение к тексту Пришвина «Голубая стрекоза», где предлагается найти

содержательные и грамматические связи.

Пособие УМК для 8 класса содержит всего 4 рассказа и стихотворения, которые

восьмиклассники

в

состоянии

прочитать

сами.

Практикуется

написание

отзыва

на

понравившийся рассказ, коллективное составление рецензии. При знакомстве с жанром

очерка, кроме очерка В. Короленко «Парадокс», есть возможность использовать отрывок

из

Очерков

Москвы»

Д.

Покровского

как

пример

очерка

публицистического.

Стихотворения И. Бунина и Ю. Левитанского могут быть использованы для аналитической

работы в темах Риторические приемы элокуции. Тропы и фигуры» и «Роль ритма, рифмы

и интонации в создании стихотворения». Важно после такой работы не забыть вернуться к

идее текста, к этико-правовому компоненту.

УМК «Вокруг тебя – мир…» смело можно отнести к пособиям нового типа,

которые требуют от учащихся не репродуктивной деятельности, а самостоятельности и

творчества с опорой на жизненный и читательский опыт.



В раздел образования