Напоминание

"Организация учебного процесса в инклюзивном образовании"


Автор: Анпилова Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ№11"
Населённый пункт: город Усть- Илимск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация учебного процесса в инклюзивном образовании"
Раздел: начальное образование





Назад




«Организация учебного процесса в инклюзивном образовании»

С 01.09.2016 года вступил в силу Федеральный государственный стандарт

начального

общего

образования

для

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья (далее

ФГОС

НОО

ОВЗ),

который

представляет

собой

совокупность

обязательных

требований

при

реализации

адаптированных

о сновных

общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП

НОО) в общеобразовательных организациях.

Сложностью работы с ребёнком ОВЗ является то, что нарушения развития

носят комплексный характер: нарушение слуха, речи, интеллекта,

расстройства

эмоционально-волевой сферы.

Таким

образом,

самым

главным

приоритетом

в

работе

с

таким

ребёнком

является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого

ребенка.

Индивидуальный

подход

учителя

предполагает

обстоятельное

знакомство

ребенка с образовательной средой; изучение индивидуальных особенностей ребенка

и подходов работы с ним; персональное обращение и четкое инструктирование;

индивидуальный темп, стиль взаимодействия и специальные задания; подключение

помощников

и

посредников

из

среды

одноклассников;

сотрудничество

со

специалистами

сопровождения

(психологом,

логопедом,

социальным

педагогом),

тесное взаимодействие с семьей.

Показателями эффективности реализации инклюзивного процесса будут прежде всего

положительная динамика развития ребенка, его полное включение в детский коллектив,

стремление и желание идти в школу; благоприятная, доброжелательная атмосфера, в

которой проходит образовательный процесс, включенность в него всех обучающихся и

педагогов, отношения сотрудничества и участия; удовлетворенность родителей качеством

работы педагогического коллектива.

Результатом диагностических исследований станет мониторинг академических

знаний

обучающихся

и

мониторинг

жизненной

(социальной)

компетентности

ученика.

Для

изучения

особых

потребностей

первоклассника

с

ОВЗ

была

проведена

комплексная диагностика психологом, логопедом и учителем :

1.

Педагогом-психологом

проведено изучение уровня развития психических

процессов с помощью комплекса методики под редакцией Л.А. Ясюковой ;

2.

Логопедом

проведено

обследование

развития

речи

с

помощью

стандартизированной

методики

обследования

речи

с

балльно-уровневой

системой оценки Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В.;

3.

Учителем

проведено

определение

уровня

стартовой

готовности

ребенка

к

освоению учебной программы с помощью педагогической диагностики под

редакцией М.Р. Битяновой «Школьный старт».

Результаты обследования педагогом психологом выявили следующие проблемы:

Психически

е процессы

Абстрактное

мышление

Понятийное

мышление

Речевое

мышление

Внимани

е

Мотивац

ия

Уровень

развития

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

1

Из

таблицы

видно,

что

у

данного

ребенка

уровень

развития

основных

психических процессов на момент поступления в 1 класс низкий, поэтому ему

необходимо

организовать

занятия

по

развитию

познавательных

и

сенсорных

процессов.

Обследование

логопедом

развития

речи

ученика

ОВЗ

показало,

что

есть

логопедические нарушения - дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового

анализа

и

синтеза.

Необходимы

индивидуальные

занятия

по

ликвидации

логопедических нарушений.

По результатам педагогического мониторинга «Школьный старт» у ребёнка

общий уровень умений необходимых для успешного обучения в школе оказался

ниже базового.

Определились следующие проблемы:

Инструментальная готовность

2-норма, 1- средний, 0- низкий

Личностная

готовность

классификация предметов

логические связи "причина -

следствие"

умение выделять отдельные

детали из потока информации

(наблюдательность)

определение существенных

признаков

умение опираться на зрительный

образ для удержания в памяти

учебной информации

количественные отношения

выделять объекты из множества и

объединять

понимать знаковую схему

анализировать и выделять

существенные признаки

закономерности

соотносить результат с образцом

умение следовать инструкции

использовать речь взрослого как

источник информации

эмоционально-ценностное

отношение к УУД

мотивационная готовность к

заданиям сложного уровня

1

1

0

1

1

2

0

1

0

1

2

2

1

0

0

Из 26 возможных баллов инструментальной готовности ребёнок набрал только

13 (базовый балл от 24). Это свидетельствует о наличии проблем в психическом

развитии, ребёнок не готов обучаться на основе тех заданий и образовательных

ситуаций,

предлагаемых

школьной

программой.

Поэтому

в

данном

случае

необходимо продумать индивидуальную работу, направленную на развитие данных

умений

и

специальную

педагогическую

поддержку.

Ноль

баллов

в

личностной

готовности говорит о незрелости эмоционально-волевой сферы. Здесь важно создать

условия для постепенного развития личности учащегося.

Комплексный

анализ

результатов

диагностического

обследования

обучающегося ОВЗ ЗПР, позволил выявить особые образовательные потребности

данного

ребенка,

которые

могут

быть

реализованы

при

условиях

создания

коррекционно-развивающей среды. Коррекционно-развивающая среда представляет

собой комплексный, системный, вариативный, пластически меняющийся механизм

непрерывной

психолого-педагогической

помощи

ребёнку

с

отклонениями

в

развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях,

общении

со

сверстниками

и

взрослыми,

формировании

мобильности

и

общественной активности.

Для создания комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды

учащегося с ОВЗ, коллегиально был разработан индивидуальный образовательный

маршрут

(Приложение

1),

в

котором

специалисты,

сопровождающие

данного

ребёнка,

исходя

из

выявленных

потребностей,

разработали

программу

сопровождения,

индивидуальный

учебный

план,

определили

инструмент

2

диагностики

динамики

развития

ребёнка

ОВЗ,

составили

рекомендации

для

педагогов, работающих с данным ребёнком.

Основываясь

на

ФГОС

НОО

ОВЗ

и

рекомендации

специалистов

сопровождения, мною были разработаны адаптированные рабочие программы по

предметам,

в

которых

были

скорректированы

планируемые

результаты

и

виды

деятельности с учащимся ОВЗ ЗПР.

Учитывая особенности ребёнка, пришлось искать более эффективные формы и

приёмы работы на уроке.

Во-первых,

это

чередование

деятельности

педагога

на

протяжении

всего

урока, когда учитель через систему самостоятельных упражнений варьирует работу

с разными группами детей. Учитель - с ОВЗ, обычные дети - самостоятельно и

наоборот.

Во-вторых,

система

разноуровневых

заданий,

т.е.

дифференцирование

заданий. (Приложение 2)

Для активизации познавательной деятельности хорошо использовать на уроках

разноуровневые задания для дифференцированной работы. Дифференцированный

подход целесообразно осуществлять на этапе закрепления и отработки полученных

знаний, умений и навыков на разном дидактическом материале, индивидуально

подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на

доске и т.д.).

При письме уменьшать объём выполнения задания.

3.Адаптирование заданий. (Приложение 3)

4.Чтение с увеличением «Паравозик». (Приложение 4)

5.Работа по таблицам для скорости чтения. (Приложение 5 )

6.Составление моделей. (Приложение 6)

7.Для

запоминания

образа

буквы

и

развития

внимания

«Найди

букву».

(Приложение 7)

8.Использование

карточек

помощниц

содержащих

дополнительные

инструкции, алгоритмы, модели. ( Приложение 8)

9.Дидактические игры. Приложение 9

Ценным средством развития познавательной активности детей я считаю игру.

Познавательные

игры

расширяют

объём

получаемой

информации,

стимулируют

процесс перехода от любопытства к любознательности; активизируют психические

процессы;

являются

прекрасным

средством

развития

интеллектуальных

и

творческих способностей; снижают психические и физические нагрузки; заряжают

положительными эмоциями; способствуют созданию зоны ближайшего развития,

дают возможность подготовить сознание для восприятия нового. Вот некоторые

примеры различных видов игр.

Обучение грамоте.

1.Наглядно-действенные

игры

для

развития

мышечной

памяти,

слуха,

моторики.

Игра «Узнай звук»: учитель четко артикулирует звук [а] без голоса, обращает

внимание на положение губ в момент произнесения звука. Ученики повторяют

заданный

артикуляционный

уклад

по

образцу

педагога,

запоминая

положение

органов

артикуляционного

аппарата.

Далее

педагог

артикулирует

разные

звуки,

ученики должны хлопнуть в ладоши, увидев артикуляцию звука [а]. Далее в роли

3

ведущего

может

выступить

один

из

детей.

Вариант:

по

очертаниям

овала,

нарисованного на доске, догадаться о каком звуке идёт речь.

Игра

«Конструктор

букв».

При

знакомстве

с

буквой,

конструируем

ее

на

магнитной доске и парте, разбирая и собирая по элементам из шаблонов, палочек,

ниточек. Практическое конструирование букв целесообразно проводить в виде игр:

«Собери букву», «Буква сломалась», «Отремонтируй букву» и т. п. Игровые задания

делают процесс запоминания буквы более эффективным.

Игра «Разрезанные буквы» по принципу пазлов.

2.Для развития понятийного мышления.

Игра «Угадай букву». Ученик загадывает букву. Игроки задают существенные

вопросы, которые помогают догадаться о какой букве идёт речь. (Буква обозначает

согласный звук? Парный? Всегда твёрдый? В слове «РЫБА» есть такая буква?).

Ведущий может отвечать только да или нет.

Игра «Тим и Том» на дифференциацию твёрдого и мягкого звуков.

Игра «Буква потерялась», где в слова надо вставить пропущенные гласные или

согласные буквы. (к-р-в-, аи--)

Игра «Айболит». Детям даются картинки и схемы, в некоторых схемах есть

ошибки. Учитель сообщает, что слова заболели и их необходимо вылечить.

Анаграммы.

Очень нравится детям разгадывать анаграммы, которые можно использовать

на разных этапах урока, как на этапе актуализации опорных знаний, так и в работе

над темой или в подведении итогов урока. Анаграммы могут быть разные, как

составить из букв слово, так и перестановка слогов в слове. Например: Переставь в

слове буквы так, чтобы вместо грызуна появилась лошадь. (крыса-рысак). Или из

предложенных букв составить слова: укащ (щука), парк (карп), каула (акула).

3.Для развития речи, памяти.

Игра «Театр». Инсценирование стихов, сказок.

Пиктограммы

зашифровать

текст

в

рисунок,

по

рисункам

восстановить

содержание.

Например,

на

уроках

окружающего

мира

можно

поиграть

в

«лесное

собрание»: «Представьте себе, что все мы — лесные жители, кто — насекомые, кто

— звери, кто — птицы… Наступила осень. Заволновались в лесу звери и птицы,

насекомые и пресмыкающиеся — скоро наступят холода. Решили собрать лесное

собрание и узнать, кто как готовится к зиме…» Дети распределяют роли: медведь —

председатель собрания, дятел — секретарь. На собрание пришли ёж, заяц, лиса,

прилетели

бабочки

и

птицы,

приползли

муравьи,

жуки

и

ящерицы.

Сначала

обсуждаю с детьми, что представляет собой этот персонаж, каковы его игровые

действия, что он может рассказать про себя. В процессе игры, исправляю (дополняя,

уточняя) высказывания ребёнка.

4.Тактильные игры. Рисование буквы на ладони соседа, спине с последующим

отгадыванием.

Математика.

Для

развития

координации

движения

и

усвоения

порядкового

счёта

игра

«Ладушки». Прямой и обратный счёт, через два, через три и т.д.

Использую наборы геометрического материала, счётных палочек, карточек с

цифрами; графические диктанты, ребусы, кроссворды.

4

Для

рефлексии

деятельности

учащихся

с

ОВЗ

использую

следующие

активные методы и приёмы обучения:

Использование знаков + и - при проверке задания; круги разного цвета по

звукам

при

составлении

моделей

слов;

карточки

с

цифрами

для

проведения

математических диктантов. Удобство и эффективность их заключаются в том, что

сразу видна работа каждого ребёнка.

Также активно использую презентации или их фрагменты. На слайдах можно

поместить

необходимый

картинный

материал,

цифровые

фотографии,

тексты;

можно

добавить

музыкальное

и

голосовое

сопровождение

к

демонстрации

презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей:

зрительная,

слуховая,

моторная.

Это

позволяет

сформировать

устойчивые

визуально-кинестетические

и

визуально-аудиальные

условно-рефлекторные

связи

центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у

детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за

своей

речью.

Мультимедийные

презентации

привносят

эффект

наглядности

в

занятие,

повышают

мотивационную

активность,

способствуют

более

тесной

взаимосвязи

учителя

и

ребёнка.

Благодаря

последовательному

появлению

изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более

внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов

делает

коррекционный

процесс

интересным

и

выразительным.

Дети

получают

одобрение не только от учителя, но и со стороны компьютера в виде картинок-

призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Коррекционно-развивающая работа строится и через систему дополнительных

занятий, на которых с ребёнком отрабатываются те моменты урока, которые ему

были непонятны. У данного ребёнка они проходят во второй половине дня 2 раза в

неделю.

При заучивании букв на индивидуальных занятиях использую рисование,

штриховку,

конструирование

букв

из

проволоки,

элементов,

лепку.

На

уроках

математики геометрический и счётный материал .

При обучении чтению в качестве тренажёра использую слоговые таблицы с

одинаковыми согласными (БА – ВА – ГА – ДА – ЖА – ЗА – КА – ЛА; БО - ВО – ГО

– ДО – ЗО; БИ – ВИ – ГИ – ДИ – ЖИ – ЗИ – КИ и т.д.). Такие таблицы позволяют

ребенку избежать трудностей при переключении внимания с одного типа слогов на

другой.

Затем учим сначала чтению односложных, затем

двусложных, и, наконец,

трехсложных слов с этими прямыми слогами. Подбираем предложения с такими

словами У УЖА УЖАТА. Я БУЖУ МАМУ. Я ЕДУ. ЧАПА ДАЛА ЛАПУ.

Читаем односложные слова (РАК – МАК – ТАК – БАК; СОК – СОР – СОМ).

Слова со стечением согласных: ТОЛ – СТОЛ, РАК – РАМКА, КРЫША – КРЫШКА.

Предложения с этими словами: РАМКА СТОИТ НА СТОЛЕ.

В

индивидуальной

работе

с

таким

ребёнком

использую

интерактивные

тренажёры.

На данных занятиях наряду с отработкой неусвоенных предметных умений

использую

рабочую

тетрадь

Холодовой

«Умники

и

умницы».

Данная

тетрадь

направлена

на

развитие

познавательных

способностей,

памяти,

внимания,

воображения, моторики, что и необходимо ребёнку ОВЗ.

5

Для социализации ребёнка привлекаю его к проведению физминуток на уроке,

выполнению мелких поручений. Для физминуток выбираю не только двигательные

упражнения, но и такие, которые помогают снять психологическое напряжение:

«Цыплята», кричалка: «Я очень хороший!», «Разозлились – одумались». В течение

первой четверти, для более быстрой и успешной адаптации первый урок начинали с

игры «Дрозд», «Точка-точка, запятая». На переменках играю с детьми в различные

подвижные игры, привлекаю данного ребенка быть в качестве водящего.

Для успешной социализации учащегося ЗПР необходимо создавать ситуацию

успеха. Но ошибкой было бы все время помогать «особому» ребенку, ему надо

позволить в каких-то случаях принять самостоятельное решение, похвалить и, таким

образом, учить решать проблемы, справляться с ситуацией.

Весь

процесс

сопровождается

дополнительно

специалистами

логопедом

и

психологом. Занятия с логопедом по развитию речевых умений проводятся 3 раза в

неделю; с психологом по развитию всех психических процессов 2 индивидуальных

и одно групповое.

С

целью

определения

динамики

развития

ребенка

ОВЗ,

в

конце

первого

полугодия, был проведён промежуточный мониторинг, материалы диагностики были

разработаны на основании тетради «Школьный старт».

Результаты мониторинга приведены в сравнительной таблице:

Инструментальная готовность

2-норма, 1- средний, 0- низкий

Личностна

я

готовность

классификация предметов

логические связи "причина -

следствие"

умение выделять отдельные

детали из потока информации

определение существенных

признаков

умение опираться на зрительный

образ для удержания в памяти

учебной информации

количественные отношения

выделять объекты из множества и

объединять

понимать знаковую схему

анализировать и выделять

существенные признаки

закономерности

соотносить результат с образцом

умение следовать инструкции

использовать речь взрослого как

источник информации

эмоционально-ценностное

отношение к УУД

мотивационная готовность к

заданиям сложного уровня

06.09

1

1

0

1

1

2

0

1

0

1

2

2

1

0

0

20.12

1

1

1

1

2

2

2

2

0

1

2

2

1

2

1

Из таблицы видно, что на конец первого полугодия, ученик достиг базового

уровня

личностной

готовности

к

учебной

деятельности.

Также

наблюдается

положительная динамика по некоторым умениям инструментальной готовности:

умение

выделять

отдельные

детали

из

потока

информации

(наблюдательность)

умение опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной

информации

выделять объекты из множества и объединять

понимать знаковую схему

Для изучения динамики уровня развития психических процессов педагог-

психолог провёл повторную диагностику с помощью комплекса методики

под

6

редакцией Л.А. Ясюковой. (низкий – 0 баллов, ниже среднего – 1 балл, средний – 2

балла, выше среднего – 3 балла, высокий – 4 балла)

Сравнительный анализ развития психических процессов учащегося с ОВЗ в

сравнении с высоким уровнем развития для данного возраста:

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

4

4,5

сентябрь

декабрь

высокий

Из диаграммы видно, что на конец первого полугодия у учащегося с ОВЗ

произошла небольшая динамика развития речевого и понятийного мышления, а

уровень мотивации вырос из низкого до выше среднего.

Исходя из результатов обследования, можно сказать, что у ребенка произошёл

рост самостоятельности, положительной мотивации к учению, включение в детский

коллектив,

стремление

и

желание

идти

в

школу, но

возможны

незначительные

трудности

организации

собственной

деятельности,

актуализации

имеющихся

знаний, замедленный темп усвоения знаний, умений и навыков и их непрочность,

ему необходима обучающая помощь.

Заключение

Из

выше

сказанного

следует,

что,

своевременно

организованная

комфортная

коррекционно-развивающая

образовательная

среда

для

учащегося

с

ОВЗ,

построенная с учетом его особых образовательных потребностей, позволяет вывести

данного ребёнка на качественно новые уровни владения речевыми умениями, а

также поставить перед ним более сложные задачи в умственном и психическом

развитии.

Специально

организованная

система

коррекционно-развивающей

работы

способствует повышению уровня стартовой готовности, что является основой для

развития

универсальной

учебной

деятельности, обеспечивающая

успешность

в

познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Данная

модель

коррекционно-развивающей

среды,

формы

и

приёмы,

использованные в работе, способствуют интеллектуальному и личностному росту

ребёнка ОВЗ.

Литература:

1.

М.Р.

Битянова

«Школьный

старт»,

Издательство

«Учебная

литература»,

Корпорация Федоров.

2.

Соколова С.М. Коррекцирнно-развивающее обучение в условиях

общеобразовательной школы: методическое пособие для учителей классов

коррекции. – Иркутск: Изд-во Иркутск. гос. пед. ун-та, 2008.

3.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования / М-во образования и науки Рос. Федерации – М., 2010.

7

4.

Дзятковская

Е.Н.

Как

преодолеть

ошибки

в

чтении,

письме,

математике:

Методические

рекомендации

для

педагогов

и

родителей.

М.:

Центр

«Образование и экология», 2007.

5.

Занков

Л.В.

Наглядность

и

активизация

учащихся

в

обучении.

–М.:

Просвещение, 1960.

Приложение 2

Математика

ОВЗ

норма

1+1

3-2

2+0

3+0

3-1

1+2

3-0

1+1

2+1

1+2

3+0

3-1

Раскрась выражения, значения которых

равно 2 – зелёным, а 3 – красным.

3-

= 1 2 + =3 2 - = 1

+ 1= 2 - 1 = 2 - 3 = 0

- 2 = 1 1+ = 1 1 + = 3

Вставь пропущенные числа.

Обучение грамоте

ОВЗ

норма

Галя

мама гуляли

Кира

река крикнули

Коля

игра играли

Гена

гром гремел

Игра и гром.

Галя и Кира гуляли у реки. У Коли

и

Гены кегли. Они играли на лугу.

Грянул гром.

- Мама! – крикнули Галя и Кира. И к

маме. Гром гремел и гремел. А Коля и

Гена играли и играли.

8

ОВЗ

норма

1.Читать по вертикали и по горизонтали.

Ла ло лу лы ли

На но ну ны ни

Ма мо му мы ми

Ра ро ру ры ри

Ба бо бу бы би

Ва во ву вы ви

2.Читать слова (разбить на слоги)

Лара Марина лама

Рома лимоны панама

рана барабан бобы

луна малина волны

Тема. Буква “Ж”

Группа 1

1. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

Ж Ж Ж Ж Х Ж Ж Ж Ж

2. Прочитай чистоговорки.

Жу-жу-жу – мо-ло-ко да-дим е-жу.

Жа-жа-жа – есть и-гол-ки у е-жа.

Жи-жи-жи – здесь жи-вут е-жи.

Же-же-же – дождь про-шёл у-же.

Жо-жо-жо – лу-жок, сне-жок, тво-ро-жок, пи-ро-жок.

Выучи и расскажи любую чистоговорку.

Группа 2

Прочитай.

Жи-ли ли-са и жу-равль. Ста-ла звать ли-са жур-ку.

– При-хо-ди к нам, жур-ка!

При-хо-дит жу-равль. По-ло-жи-ла ли-са ка-ши в мис-ку.

– Ешь, жу-ра!

Жу-равль но-сом тук-тук. Так о-ни и ра-зо-шлись.

Как называется эта сказка? Продолжи сказку.

2. Исправь предложения.

Лу-жок вы-ско-чил на жа-бу.

Лы-жам нуж-на Же-ня.

Дом сто-ро-жит Друж-ка.

Приложение 3

Предварительное деление текста на слоги.

Читай по слогам.

Ма-ша под ду-шем мы-ла ше-ю и у-ши.

На о-кош-ке крош-ку мош-ку лов-ко ло-вит ла-пой кош-ка.

Ма-ша ши-ла для мар-тыш-ки шуб-ку, шап-ку и шта-ниш-ки.

Ё-жик ждёт у-жа на у-жин, уж е-жу на у-жин ну-жен.

Же-ня жи-вот-ных не о-би-жа-ет, а жа-ле-ет.

Выделение звуков с опорой на наглядность.

Рассмотри

картинки.

Назови

словом

и

соедини

картинку

с

буквой,

которая

9

обозначает последний звук в слове.

Приложение 4

Чтение с увеличением «Паравозик».

да

до

ду

дам

дом

дуб

дама

дома

дубы

дамка

домик

дубок

домики

дубовый

домино

домище

домовой

до дом дама дорога

ды дым Дима домино

да дам деда доска

де дед дела дубрава

ду дуб дядя дракон

Го ог

ого

иго

оги

рог

порт

топор

По

оп

опо

ипо

опи

рот

торт

потоп

То

от

ото

ито

оти

пот

торг

топот

Ро

ор

оро

иро

ори

топ

грот

пирог

Баб боб буб быб биб беб бе-рё-за ба-ра-бан

Бам бом бум бым бим бем ба-нан

бел-ка

Бар бор бур быр бир бер биб-ли-о-те-ка

Приложение 5

4.Работа по таблицам для скорости чтения.

р

ра

рак

мрак

р

ра

рад

град

л

ла

лад

клад

м

ма

мак

смак

р

ро

рот

крот

бан – ка ку – бик бел – ка бу – тыл – ка аз – бу – ка

Соедини слово и картинку.

10

Бе-рё-за глаз зем-ля-ни-ка за-бор кор-зи-на зон-тик зеб-ра

Приложение 6

Составление моделей.

11



В раздел образования