Напоминание

"Методы и приёмы формирования метапредметных результатов на уроках окружающего мира"


Автор: Белокопытова Юлия Евгеньевна
Должность: учитель
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Покровская начальная общеобразовательная школа Октябрьского района"
Населённый пункт: Приморский край, с.Покровка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методы и приёмы формирования метапредметных результатов на уроках окружающего мира"
Раздел: начальное образование





Назад




Методы и приёмы формирования метапредметных результатов на

уроках окружающего мира

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача – помочь им раскрыться,

Развить собственные идеи»

И. Г. Песталоцци

Современная школа нацелена на достижение не только предметных, а также на

достижение

и

метапредметных

результатов

основной

образовательной

программы.

Важность формирования метапредметных результатов обучения не вызывает сомнений у

современного учителя.

Особенность

предмета

«Окружающий

мир»

состоит

в

том,

что

он,

имея

ярко

выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие,

обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и

социально-гуманитарных

наук.

Школьники

младших

классов

на

уроках

по

предмету

«Окружающий мир» осваивают, прежде всего, целостную картину мира.

В ходе изучения дисциплины «Окружающий мир» в начальной школе должны быть

достигнуты следующие результаты:

1) Освоение доступных способов изучения природы и общества.

2) Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в

окружающем мире.

3) Осознание целостности окружающего мира.

4) Освоение основ экологической грамотности и элементарных правил

нравственного поведения в мире природы и людей.

5) Освоение норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной

среде.

6) Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей

семье, истории, культуре, природе нашей страны. Воспитание чувства гордости за

национальные свершения, от крытия и победы.

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой

знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам

добывать информацию о мире.

Основное

содержание

формирования

метапредметных

результатов

в

начальной

школе строится вокруг умения учиться.

Небходимо научится использовать правильно задания выбирая их из арсенала

учебника или модифицировать имеющееся. С помощью каких заданий можно достичь

метапредметного результата?

Приведем примеры. Даны два задания по предмету «Окружающий мир».

1) Перескажи текст о Петре I.

2) За что люди стали называть Петра Великим?

Нужно понимать какое из заданий позволит достичь метапредметного результата.

В первом случае ученик попросту воспроизведет чей-то чужой текст. У него, может

быть, и родятся собственные ощущения и переживания относительного того, что он будет

пересказывать, но само задание вовсе не ориентирует его на то, чтобы он это высказал.

Во втором случае прямого ответа в учебнике не будет, но основания для того, чтобы

ребенок сформулировал свой ответ, будут. Такой формулировкой и постановкой вопроса

мы ориентируем ученика на то, чтобы он высказал свою точку зрения и попытался ее

о б о с н о ват ь ,

и

з а д а н и е

н ач и н а е т

р а б от ат ь

н а

п ол у ч е н и е

р е з у л ь т а т а .

Одним

из

распространённых

и

эффективных

методов

является создание проблемной

ситуации. Например:

в

статье

«Как

изменяется

горизонт

при

движении»

(учебник

«Окружающего мира») автор описывает спор между Лидой и Петей. «Можно ли дойти до

1

линии горизонта?» Статья заканчивается проблемным вопросом «Как вы думаете, кто прав

– Лида или Петя?»

На этот вопрос нет готового ответа в тексте. Если дети не смогли ответить на этот

вопрос, то не следует сообщать кто же прав. Надо предложить обратиться к рисунку, к

которому даны вопросы. Ответив на эти вспомогательные вопросы, вспомнив о своих

жизненных наблюдениях, учащиеся ответят на проблемный вопрос.Такая работа требует

логического анализа, активизирует внимание и мыслительную деятельность.

Одним из методов познания окружающего мира, является моделирование, процесс

создания и использования модели. Таким образом, моделирование облегчает учащимся

процесс

усвоения;

наглядно

раскрывает

логику,

содержание

действия.

Составление

кластера, схем, таблиц можно отнести к методу моделирования.

Для более эффективного достижения планируемых результатов в своей деятельности

мы применяем такие Приёмы и методы развития метапредметных действий:

«Толстые

и

тонкие

вопросы»

«Этот

прием

довольно

простой.

Составляется

таблица из двух колонок: Левая колонка — толстые вопросы. В эту половину таблицы

записываются вопросы, ответы на которые могут быть развернутыми, подробными, более

наполненными, обстоятельными и длинными. Например, «какие факторы повлияли на

выбор этого места под строительство столицы?».

Правая колонка — тонкие вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы,

ответы на которые обычно получаются однозначными, короткими, по факту. Например,

«Какой город является столицей нашей родины ?»

Приём “Корзина идей” Групповая работа. Каждая группа после предварительного

обсуждения высказывает свои предположения: Например по теме : « Почва – это …На

доске фиксируются все предположения. Но у детей нет однозначного ответа на этот,

казалось бы, простой вопрос. Из возникших противоречий формулируется цель урока –

найти научный ответ на вопрос, что такое почва.

При

использовании приема

«Верные

-

неверные

утверждения»,

ученикам

несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения,

полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаются

к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Приём

«Прогнозирование»

можно

использовать

на

уроках

по

предмету

«Окружающий мир». Учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие последствия

негативного

влияния

человека

на

окружающую

среду,

тем

самым

развивая

умения

устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Таким

образом,

даже

указанные

выше

приемы,

методы

обучения

служат

доказательством

того,

что

существует

достаточно

много

средств,

обеспечивающих

эффективное формирование метапредметных результатов.

2



В раздел образования