Автор: Фархутдинова Анфиса Зуфаровна
Должность: учитель информатики, классный руководитель
Учебное заведение: МБОУ КСОШ им. Героя РФ В.И. Шарпатова
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: "Как я организовываю работу с классом"
Раздел: полное образование
Залогом успешной работы классного руководителя, кроме умения общаться
с детьми, понимания ребенка, способности помочь ученику как в учебной
деятельности, так и в решении его проблем, является умение наладить контакт с
родителями. Отношение с ними должно быть построено на доверии. В
современной школе важно учитывать социальный заказ родителей, выполнение
которого требует новых форм совместной деятельности родителей,
педагогического коллектива и обучающихся. Для того чтобы совместная
деятельность была успешной, необходимо не просто выполнять требования
родителей к школе, но и вовлекать их в работу классного руководителя по
формированию коллектива , контролю учебы, организации внеурочных
мероприятий. Для эффективной совместной работы классному руководителю
необходимо доверительное отношение родителей к нему.
На первом этапе, получив новый класс, мы знакомимся с классом, на первом
классном часе я говорю, что хочу, чтобы класс был дружным, всем без
исключения хотелось бы вставая утром не просто идти в школу, а бежать,
потому что там интересно, потому, что тебя все встретят с улыбкой, с тобой
будут обращаться как с самым близким человеком. Те же слова я говорю
родителям на первом собрании и спрашиваю, кто не хочет, чтобы с его ребёнком
так обращались, а обращались бы совсем по-другому. Родители обычно
говорят: мы хотим, чтобы было именно так. Вы же понимаете, говорю я, этого
одна без вашей помощи, без вашей поддержки не добьюсь. И тут же
выкладываю какие мероприятия планирую с классом на этот год и говорю, где
на каких мероприятиях нужна их помощь, где мы должны быть все вместе: я,
дети и родители и тут же спрашиваю, кто какое из предложенных мероприятий
может организовать, кто-то может предложить и своё.
Мы с вами прекрасно понимаем, что в любом случае, классный руководитель
сталкивается с проблемами, связанными работой с родителями: кто-то не
желает принимать участие в жизни класса, кто-то настолько активен, что
пытается участвовать в воспитательной и образовательной деятельности
учащихся, что вызывает неприятие остальных родителей и часто
педагогического коллектива.
Именно поэтому стараюсь вовлечь всех родителей в жизнь класса,
большинство, конечно, отмалчивается, не хотят ничего делать, молча
наблюдают со стороны. Во всяком случае, хотя бы не мешают.
Очень важно сформировать уважительное отношение родителей к классному
руководителю. Именно педагог должен руководить деятельностью родителей
класса, направлять их дела в правильное русло, повышать их уровень знаний
психологии ребенка. На первом родительском собрании не грех рассказать о
себе, о своих достижениях, успехах, чтобы вызвать доверительное и
уважительное отношение к себе.
Стараюсь на родительские собрания всегда приглашать педагога-психолога,
чтобы познакомить с психологическими особенностями этого возраста, с
психологическим климатом класса.
Это в общем как я работаю с классом
Расскажу о том, как я строю работу с отдельно взятыми семьями.
Взяв класс, мы все очень внимательно присматриваемся к каждому ребёнку,
чтобы понять, что он представляет собой, чем живёт. Вот сидит ребёнок, весь
скукожился, отрастив, закрылся волосами. И ты понимаешь, что очень большие
проблемы в семье, мальчик защищается, закрывается от окружающих, он не
уверен в себе, из-за этого плохо учится, равнодушен ко всему.
Оставив одного, вызываю на откровенный разговор, ребёнок не открывается,
говорит, что всё нормально.
Веду его к педагогу-психологу, прошу протестировать, психолог выясняет, что в
семье не всё в порядке. Вызываю маму, выясняется, что сын с отцом не могут
найти общий язык, попросту говоря, отец унижает достоинство ребёнка, бьёт.
Мы: педагог-психолог, социальный педагог и я, идём вечером к ним, очень
долго и обстоятельно разговариваем с отцом, что его сын уже из-за него жить не
хочет, что свой неуспех в работе он вымещает на сыне, и предупреждаем, что в
следующий раз мы уже придём с милицией и будем ставить вопрос о лишении
его родительских прав. Не могу сказать, что тут же всё стало хорошо, но, во
всяком случае, ребёнок сумел закончить школу, поступил в институт.
Разных ситуации в нашей работе бывает очень много, бывает, что родители
даже не знают, что их ребёнок не ходит в школу. Вот случай. Ученик не ходит в
школу, спрашиваю ребят, где он, не болеет ли, говорят, что не знают, чувствую,
что что-то не так, звоню вечером домой, он берёт трубку, говорит, что приболел,
пригласи, говорю, родителей к телефону, говорит, они не могут подойти,
заняты. Понятно, что врёт. В субботу, когда он уже пришёл в школу, звоню
домой родителям, вот только тогда выяснилось, что ребёнок не болел, он просто
не ходил в школу. Стали выяснять, оказывается, когда ребёнок учился в среднем
звене, его на весенние и осенние каникулы увозили за границу отдыхать за
неделю до каникул и возвращался через неделю после каникул. Как раз в
период весенних каникул он и загулял. Правда, родители тут же среагировали,
пришли в школу. Долго и нудно мы с ним разговаривали, а через неделю он
опять загулял. Только когда мы с педагогом-психологом пришли к нему домой,
обстоятельно обо всём поговорили, он перестал пропускать уроки.
Я хочу сказать, что в работу с семьёй я подключаю и психологическую и
социальную службу, и они мне здорово помогают.
Обычно я беру 10-й класс и выпускаю в 11-м, т.е. с классом работаю всего два
года, за которые я успеваю сдружить класс, узнать каждую семью: и маму, и
папу, и сколько детей в семье, т.е. они становятся не родными так, хотя бы не
чужими. Это очень помогает в работе, практически не бывает пропусков без
уважительной причины, не бывает каких-то серьёзных конфликтов, эксцессов.