Автор: Вензель Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Новосёловский детский сад "Малышок" №11
Населённый пункт: Красноярский край, с.Новосёлово
Наименование материала: "Технология "Лепбук", как средство развития познавательно-творческих способностей детей"
Тема: Использование технологии Лэпбук с детьми старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Технология «Лепбук», как средство развития познавательно-творческих способностей детей
Вензель Светлана Ивановна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Новосёловский детский сад «Малышок» №11
Личность и способности ребенка
развиваются только
в той деятельности, которой
он занимается по собственному
желанию и с интересом.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы,
идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны
дошкольникам
и
соответствовали
бы
их
возрасту,
и
наиболее
эффективно
бы
решали
педагогические,
образовательные
и
воспитательные
задачи.
В
связи
с
этим
перед
нами
педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм и методов обучения дошкольников.
Обеспечить достойный уровень образования дошкольного образования в современном мире
невозможно без разработки и внедрения инновационных проектов и технологий.
Одной из таких является технология «Лэпбук», которая меня очень заинтересовала потому, что
она способствует развитию у детей познавательно-творческих способностей. Познавательная
сфера
детей
обширна
и
многогранна.
Она
охватывает
все
стороны
жизнедеятельности
и
развития
ребенка.
Большое
значение
отводится
обогащению
не
только
сознания
детей
познавательным содержанием, но, самое главное, их активной позиции в познании мира. Дети
много
наблюдают,
экспериментируют,
рассматривают,
создают
своими
руками.
Чем
разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка,
реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Данная технология развивает у детей внимание, память, творческое воображение, умения
сравнивать,
выделять
характерные
свойства
предметов,
обобщать
их
по
определенному
признаку.
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой
одну из разновидностей метода проекта. В перевoде с английскoгo Люпбук значит "накаленная
книга" (lap - колени, book - книга) или по - другому интерактивная, тематическая папка. Внутри
данной книги содержится множество кармашек разной формы и цвета, книжек-раскладушек,
мини - книжек, окoшек, кoнвертикoв и других деталей. Именно в этих кармашках помещён
изучаемый материал, посвященный, какой либо одной теме.
Образовательный
процесс
в
нашем
детском
саду
построен
на
комплексно
–
тематическом принципе с учётом реализации содержания всех образовательных областей и
подразделён на темы. Темы помогают организовать партнерскую деятельность взрослого и
детей оптимальным способом.
Лэпбук может быть готовым результатом совместной деятельности с детьми по той или
иной теме. Работа над изготовлением тематической папки может
длиться, как правило, на
протяжении 1-2 недель пока мы работаем над темой
недели. Ее изготовлению должны
предшествовать тематические занятия, игры, задания, мероприятия и т.д. В этом случае дети
будут готовы к совместному изготовлению тематической папки. Дидактический и игровой
материал, находящийся
в такой папке систематизирует и закрепляет полученные знания у
детей.
Входящие в лэпбук книжки - самоделки, иллюстрации, загадки, стихи, творческие задания из
лэпбука можно использовать и на занятии, и в других видах деятельности. Лэпбук помогает
быстро
и
эффективно
усвоить
новую
информацию
и
закрепить
полученные
знания
в
занимательно – игровой форме.
Заниматься с тематическими папками можно начинать с
детьми 5 лет.
Лэпбук хорошо подходит как для индивидуальной работы, так и для занятий в группах,
подгруппах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу
каждому (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение
рисовать, составлять рассказ и т.д.) Лэпбук развивает познавательные, творческие способности
и коммуникативные навыки. Ещё одно преимущество лэпбука содержимое (материал) можно
менять и обновлять.
Создания лэпбука, процесс невероятно захватывающий и происходит в несколько этапов:
1.Выбор темы (тема может быть любая — времена года, пернатые друзья, домашние и дикие
животные, космос, в гостях у сказки и т.д, также может соответствовать тематике комплексно -
тематического планирования ДОО).
2.Составление плана будущего лэпбука (зарисовка того, что мы хотим в эту папку поместить).
Необходимо определиться, какие подтемы вы хотите раскрыть — это и будет содержание мини-
книжечек. Лучше начать с 5−7 пунктов (книжек), но вообще здесь нет ограничений.
3.Подготовка материала, который соответствует теме (поиск, распечатка иллюстраций и
дидактического материала). Здесь незаменимый помощник – интернет-ресурсы.
Формы представления информации могут быть любые (стихи, рисунки, мнемотаблицы,
загадки, лабиринты, дидактические игры и развивающих задание, составление рассказов по
картине и т.д ). И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини–
книжках,
книжках–гармошках,
вращающихся
кругах,
конвертиках
разных
форм
и
цветов,
карточках, разворачивающихся страничках и т. д.
4.Создание лэпбука в натуральную величину, оформление (вырезаем детали, приклеиваем все
на свои места, наполняем кармашки материалом и можно пользоваться).
10
Конечно, активное участие при создании лэпбуков принимают родители. Они помогают в сборе
информации, материала.
Для создания лэпбука нужен следующий материал:
Основа – картонная папка или листы плотной бумаги формата А3 или 2 листа А 4
Цветная бумага для принтера, или белые листы, их можно будет оформить и раскрасить
Ножницы
Цветные карандаши, фламастеры, краски
Клей – карандаш для бумаги
Степлер
Скотч (цветной, малярный)
Декоративные элементы ( цветные картинки, скрепки, засушенные листья, наклейки и т.д
)
Безграничная фантазия педагога
Совместно с детьми и родителями были созданы мною лэпбуки различной тематики:
«Осень», «Зима», «Космос», «Птицы», «Весна» и др.
Таким образом:
лэпбук
помогает
ребенку
по своему
желанию
организовать
информацию
по изучаемой теме, а также лучше понять и запомнить данный материал;
это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок
просто открывает лэпбук и повторяет материал;
лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети
разных возрастов;
создание
лэпбука
развивает
познавательные
и
творческие
способности
детей,
их воображение;
создание
лэпбука
является
одним
из видов
совместной
деятельности
взрослого
и детей;
может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Применяя технологию
Лэпбук в своей работе, пришла к выводу, что она дает большой
простор для познавательного и творческого развития детей, расширяет кругозор, открывает
возможности формирования желания творить, фантазировать, позволяет разнообразить процесс
обучения и взаимодействовать с родителями.
Лэпбук в своей работе могут использовать не
только воспитатели, но и узкие специалисты.
Литература:
1.Блохина Елена, Лиханова Тамара. Лэпбук – «Накопленная книга»// Обруч. 2015. №4
2.Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС// Проблемы и перспективы
развития
образования:
Материалы VI
международной
научной
конференции.–
Пермь:
Меркурий, 2015
3.Пироженко Татьяна. Лэпбук «Золотая осень» // Дошкольное образование. 2014г. № 11; 12.