Напоминание

Использование технологии Лэпбук с детьми старшего дошкольного возраста


Автор: Вензель Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Новосёловский детский сад "Малышок" №11
Населённый пункт: Красноярский край, с.Новосёлово
Наименование материала: "Технология "Лепбук", как средство развития познавательно-творческих способностей детей"
Тема: Использование технологии Лэпбук с детьми старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Технология «Лепбук», как средство развития познавательно-творческих способностей детей

Вензель Светлана Ивановна

воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Новосёловский детский сад «Малышок» №11

Личность и способности ребенка

развиваются только

в той деятельности, которой

он занимается по собственному

желанию и с интересом.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы,

идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны

дошкольникам

и

соответствовали

бы

их

возрасту,

и

наиболее

эффективно

бы

решали

педагогические,

образовательные

и

воспитательные

задачи.

В

связи

с

этим

перед

нами

педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм и методов обучения дошкольников.

Обеспечить достойный уровень образования дошкольного образования в современном мире

невозможно без разработки и внедрения инновационных проектов и технологий.

Одной из таких является технология «Лэпбук», которая меня очень заинтересовала потому, что

она способствует развитию у детей познавательно-творческих способностей. Познавательная

сфера

детей

обширна

и

многогранна.

Она

охватывает

все

стороны

жизнедеятельности

и

развития

ребенка.

Большое

значение

отводится

обогащению

не

только

сознания

детей

познавательным содержанием, но, самое главное, их активной позиции в познании мира. Дети

много

наблюдают,

экспериментируют,

рассматривают,

создают

своими

руками.

Чем

разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка,

реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Данная технология развивает у детей внимание, память, творческое воображение, умения

сравнивать,

выделять

характерные

свойства

предметов,

обобщать

их

по

определенному

признаку.

Лэпбук (lapbook) это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой

одну из разновидностей метода проекта. В перевoде с английскoгo Люпбук значит "накаленная

книга" (lap - колени, book - книга) или по - другому интерактивная, тематическая папка. Внутри

данной книги содержится множество кармашек разной формы и цвета, книжек-раскладушек,

мини - книжек, окoшек, кoнвертикoв и других деталей. Именно в этих кармашках помещён

изучаемый материал, посвященный, какой либо одной теме.

Образовательный

процесс

в

нашем

детском

саду

построен

на

комплексно

тематическом принципе с учётом реализации содержания всех образовательных областей и

подразделён на темы. Темы помогают организовать партнерскую деятельность взрослого и

детей оптимальным способом.

Лэпбук может быть готовым результатом совместной деятельности с детьми по той или

иной теме. Работа над изготовлением тематической папки может

длиться, как правило, на

протяжении 1-2 недель пока мы работаем над темой

недели. Ее изготовлению должны

предшествовать тематические занятия, игры, задания, мероприятия и т.д. В этом случае дети

будут готовы к совместному изготовлению тематической папки. Дидактический и игровой

материал, находящийся

в такой папке систематизирует и закрепляет полученные знания у

детей.

Входящие в лэпбук книжки - самоделки, иллюстрации, загадки, стихи, творческие задания из

лэпбука можно использовать и на занятии, и в других видах деятельности. Лэпбук помогает

быстро

и

эффективно

усвоить

новую

информацию

и

закрепить

полученные

знания

в

занимательно – игровой форме.

Заниматься с тематическими папками можно начинать с

детьми 5 лет.

Лэпбук хорошо подходит как для индивидуальной работы, так и для занятий в группах,

подгруппах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу

каждому (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение

рисовать, составлять рассказ и т.д.) Лэпбук развивает познавательные, творческие способности

и коммуникативные навыки. Ещё одно преимущество лэпбука содержимое (материал) можно

менять и обновлять.

Создания лэпбука, процесс невероятно захватывающий и происходит в несколько этапов:

1.Выбор темы (тема может быть любая — времена года, пернатые друзья, домашние и дикие

животные, космос, в гостях у сказки и т.д, также может соответствовать тематике комплексно -

тематического планирования ДОО).

2.Составление плана будущего лэпбука (зарисовка того, что мы хотим в эту папку поместить).

Необходимо определиться, какие подтемы вы хотите раскрыть — это и будет содержание мини-

книжечек. Лучше начать с 5−7 пунктов (книжек), но вообще здесь нет ограничений.

3.Подготовка материала, который соответствует теме (поиск, распечатка иллюстраций и

дидактического материала). Здесь незаменимый помощник – интернет-ресурсы.

Формы представления информации могут быть любые (стихи, рисунки, мнемотаблицы,

загадки, лабиринты, дидактические игры и развивающих задание, составление рассказов по

картине и т.д ). И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини–

книжках,

книжках–гармошках,

вращающихся

кругах,

конвертиках

разных

форм

и

цветов,

карточках, разворачивающихся страничках и т. д.

4.Создание лэпбука в натуральную величину, оформление (вырезаем детали, приклеиваем все

на свои места, наполняем кармашки материалом и можно пользоваться).

10

Конечно, активное участие при создании лэпбуков принимают родители. Они помогают в сборе

информации, материала.

Для создания лэпбука нужен следующий материал:

Основа – картонная папка или листы плотной бумаги формата А3 или 2 листа А 4

Цветная бумага для принтера, или белые листы, их можно будет оформить и раскрасить

Ножницы

Цветные карандаши, фламастеры, краски

Клей – карандаш для бумаги

Степлер

Скотч (цветной, малярный)

Декоративные элементы ( цветные картинки, скрепки, засушенные листья, наклейки и т.д

)

Безграничная фантазия педагога

Совместно с детьми и родителями были созданы мною лэпбуки различной тематики:

«Осень», «Зима», «Космос», «Птицы», «Весна» и др.

Таким образом:

лэпбук

помогает

ребенку

по своему

желанию

организовать

информацию

по изучаемой теме, а также лучше понять и запомнить данный материал;

это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок

просто открывает лэпбук и повторяет материал;

лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети

разных возрастов;

создание

лэпбука

развивает

познавательные

и

творческие

способности

детей,

их воображение;

создание

лэпбука

является

одним

из видов

совместной

деятельности

взрослого

и детей;

может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

Применяя технологию

Лэпбук в своей работе, пришла к выводу, что она дает большой

простор для познавательного и творческого развития детей, расширяет кругозор, открывает

возможности формирования желания творить, фантазировать, позволяет разнообразить процесс

обучения и взаимодействовать с родителями.

Лэпбук в своей работе могут использовать не

только воспитатели, но и узкие специалисты.

Литература:

1.Блохина Елена, Лиханова Тамара. Лэпбук – «Накопленная книга»// Обруч. 2015. №4

2.Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС// Проблемы и перспективы

развития

образования:

Материалы VI

международной

научной

конференции.–

Пермь:

Меркурий, 2015

3.Пироженко Татьяна. Лэпбук «Золотая осень» // Дошкольное образование. 2014г. № 11; 12.



В раздел образования