Напоминание

"Традиции и обычаи казачества"


Автор: Терещенко Ирина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №68
Населённый пункт: пос. Колосистый
Наименование материала: Проект
Тема: "Традиции и обычаи казачества"
Дата публикации: 13.09.2018
Раздел: начальное образование





Назад




Проект «Традиции и обычаи казачества»

Руководитель Терещенко Ирина Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №68

Вид проекта:

Познавательно – творческий.

Срок реализации:

Длительный (2014 – 2018 г.г.)

Формы и методы реализации проекта:

Формы: занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно-

самостоятельная

деятельность

(индивидуальная

работа

с

использованием

дидактических материалов), совместная деятельность с родителями.

Методы: игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.

Участники проекта: дети, учитель, родители

Основная

цель

воспитание

духовно-нравственных,

культурных,

образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески

осваивать

многообразную

культуру

казачества

на

основе

осознания

внутрикультурных,

исторических корней и связей; привития у детей и их

родителей

интереса

к

истории

и

культуре

родного

края,

уважения

и

бережного отношения к семейным реликвиям.

Задачи:

-

Воспитание

нравственных

качеств

ребёнка,

гуманистической

системы

ценностей

на

основе

ознакомления

его

с

ценностями

казачества,

накопленных поколениями и отраженных, заключенных в предметном мире

культуры, в духовном наследии (обрядах, обычаях, верованиях, образцах

устного народного творчества).

-

Создание

оптимальных

условий

для

приобщения

детей

к

истории

и

культуре казаков.

-

Содействие

развитию

у

детей:

начал

исторического

и

гражданского

самосознания;

ощущения

причастности

к

культуре

казачества;

историческому прошлому; осознанного благоговейного отношения к родному

краю.

- Отследить динамику формирования знаний об истории казачества у детей.

Основные идеи проекта:

-

чередование

будней

и

праздников,

объективно

зависящее

от

смены

природных

циклов

и

духовно

осмысленное

в

рамках

того

или

иного

мировоззрения – сезонные обряды и обычаи, приуроченные к духовным

событиям православного календаря;

- исторический ход жизни края, села с древности и до наших дней,

запечатленный

в

эпической

традиции,

в

архитектуре,

в

системе

государственных праздников и памятных дат, во вкладе наших земляков в

кубанскую культуру.

В

работе

по

гражданско-патриотическому

воспитанию

предлагается

развитие нескольких направлений:

1. Нравственно- патриотическое

2. Эмоционально- эстетическое

3. Экологическое (краеведческое)

Основные принципы проекта:

Принцип

интеграции:

сочетание

обучения

и

духовно-

нравственного

воспитания в эстетическое, интеллектуальное воспитание.

Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями,

нормами и особенностями национальной культуры, с учетом традиций своего

края и возможностями восприятия старшего дошкольника.

Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии в

уголки боевой славы, историко-археологический музей, храмы города, уроки

кубановедения, занятия по ОПК, внеурочные занятия «История и культура

кубанского казачества».

АКТУАЛЬНОСТЬ.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному

городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет

необходимости это доказывать»

(Д. С. Лихачёв).

Двадцать первый век, как быстро летит время, прошло столетие и жизнь

движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то

открываем

новое,

а

что-то

переоцениваем

заново.

К

сожалению

то,

что

годами копили и бережно сохраняли наши деды и прадеды, мы стремительно

успели растерять. В погоне за западной модой, мы забываем культуру своего

народа, становимся безликой массой. Мы перенимаем культуру запада, а

порой не знаем, как жили наши предки всего двести лет назад, как отдыхали,

как работали, как отмечали праздники, о чем они думали. Всегда волнует

вопрос, что передадим мы своим внукам и правнукам. Будет ли нам, что им

поведать о своей неповторимой народной культуре, о своей самобытности.

Предания на Кубани, к сожалению, не записывались, а передавались устно от

стариков к детям. Они отражали самые разные стороны жизни кубанцев.

Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с культурой казачества.

Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь

времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. Пагубно забывать о своем

культурном прошлом, об обычаях и традициях. Ведь это прямой путь к

бездуховности. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой

частью

души

ребенка,

лечь

в

основу

его

воспитания

как

полноценной,

гармоничной личности и гражданина своей Родины.

Ожидаемые результаты:

Реализация проекта позволит:

Сформировать

у

детей

основы

этнических

инстанций,

укрепить

оптимальные черты личности детей, оптимизировать позитивное восприятие

детьми

друг

друга

и

сформировать

основы

бескорыстности

и

благотворительности,

снизить

уровень

проявления

негативных

эмоций,

развивая тем самым элементы саморефлексии.

Вовлечение

родителей

и

социума

в

работу

по

патриотическому

воспитанию детей;

Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину,

ее прошлому и настоящему;

Воспитание гражданина, духовно-нравственной личности дошкольника.

Выявить родителей, связанных с историей казачества.

Собрать фотографии, предметы быта, литературу по истории казачества в

школьный мини-музей.

Цели: познакомить учащихся с материальным и духовным наследием

кубанского народа; формировать черты гражданственности; патриотизма;

нравственного поведения; общей культуры.

Задачи:

1.Содействие возрождению духовных основ жизни через поиск и изучение

казачьего фольклора, истории Кубанского казачества.

2.Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к

Отечеству.

3.Воспитание интереса к познанию и сохранению

положительных традиций, обычаев жизни кубанских казаков.

4.Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение

семейных традиций.

Средства реализации проекта:

1.Организация

экскурсий

по

городу,

посещение

музеев,

передвижных

выставок.

2.Посещение концертов фольклорных коллективов и участие в концертах.

3.Проведение праздников народного календаря.

4.Проведение встреч, викторин, конкурсов.

Прогнозируемые результаты:

Программа предусматривает проведение внеурочных занятий, праздники

народного календаря.

Прогноз:

ожидается

развитие

и

укрепление

у

детей

чувства

любви

к

родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит

формирование нравственной личности гражданина и патриота России.

Директор МБОУ СОШ №68

Фатейчев С.

Отчёт

Терещенко Ирины Сергеевны о реализации познавательно – творческого

проекта

«Традиции и обычаи казачества».

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа,

восстановления

духовности

для

формирования

нравственной

личности

гражданина и патриота России.

На современном этапе перед школой стоит задача повышения интереса

к

духовной

культуре

народов,

исторически

проживающих

на

территории

нашего края. Формирование достойных преемников традиций и культуры.

Многосторонние знания о родном крае, где человек родился, живет, учится,

работает, где веками жили его деды, прадеды; усвоение сведений о природно-

географических,

экономических,

культурологических

особенностях

способствуют

осознанию

человеком

себя

как

личности,

как

достойного

гражданина своего края и страны, способствует расширению исторического

кругозора, воспитанию патриотических чувств и гордости за свой край, а в

целом воспитанию нравственной целостной личности, без чего сегодня не

может существовать и развиваться, ни одно общество, ни один народ.

С 01.09.2014 года в целях возрождения традиций казачества на Кубани в

МБОУ СОШ №68 был открыт казачий 1 «А» класс.

Комплектование

класса

осуществлялось

из

числа

учащихся

первых

классов.

Приём

проводился

по

заявлению

родителей.

На

первом

родительском собрании была представлена примерная программа обучения и

воспитания детей. Родители детально ознакомились с ней, с одобрением

отнеслись

к

идее

обучения

и

воспитания

учащихся

на

духовных

и

нравственных основах казачества, обеспечивающих действенное служение

Отечеству.

28 сентября 2014 года в день города приняли первоклассников в ряды

юных

казачат

Кубани.

На

Соборной

площади

Краснодара

прошла

торжественная

церемония

посвящения

в

казачата.

Будущих

казаков

приветствовали глава города Владимир Евланов и председатель городской

Думы Вера Галушко. Ребята обещали горячо любить свою Родину, город, а

также хорошо учиться.

В феврале 2015 года дети совершили экскурсию в поселковую библиотеку-

клуб

№37. Результаты

посещения

библиотеки

показали,

что

библиотека

располагает в достаточном количестве информацией, которая нас интересует.

Нас

интересовали сведения о том, каким образом было основано наше село, какие

казачьи части здесь служили. Библиотекарь Воробьева Т.Н. продемонстрировала

нам

фотографии,

предоставила

всю

необходимую

интересующую

нас

информацию.

Ветераны, казаки приходят к детям на уроки мужества, вместе с казаками на

казачьем круге ребята слушают серьёзные взрослые проблемы.

В вопросе возрождения казачества важную роль играет просветительская

работа. Большая роль здесь отводится тематическим классным часам. За период с

2014

по

2018

гг.

в

классе

были

запланированы

и

проведены

классным

руководителем совместно с учащимися классные часы на темы: «Год культуры –

история Кубани в лицах», «Имя Кубани», «Земля отцов – моя земля», «Краснодар

Екатеринодар:

история

и

современность», «Кубань

-

родимая

земля»,

«Кубанские

казаки

в

годы

войны»,

«Кубань

родимая

земля»,

«Обычаи

и

праздники казаков», «Жилище казака», «Кубанские посиделки»,

«Казаки на

страже рубежей Родины», «Воспитание в казачьих семьях», и другие…

Каждый год славный праздник Победы, отдать дань уважения погибшим в

войне, дети приходят к памятнику воинам-танкистам, который находится в парке

поселка «Колосистый».

Выездные

экскурсии

способствуют

активному

усвоению

информации.

Это

обзорная экскурсия по городу Краснодару «Мой любимый город», «Екатеринодар

– град казачий».

В

школе

во

внеурочной

деятельности

вед

ѐ

тся

кружок

«История

и

культура

кубанского

казачества»,

на

занятиях

которого

ребята

знакомятся с

историей

и

культурой

кубанского

казачества,

разучивают

казачьи

песни,

посещают

передвижные выставки, музеи.

В классе оформлены поделки на казачью тематику, организован в школе казачий

уголок.

В целях пропаганды здорового образа жизни проводятся различные спортивно-

массовые

мероприятия.

«Мы

ребята

Казачата»-

спортивное

развлечение,

посвящённое 23 февраля.

Заключение

Тот, кто не уважает обычаи своего народа,

не хранит их в своем сердце, тот позорит

не только свой народ, но, прежде всего

не уважает самого себя, свой род,

своих древних предков.

Знакомясь с историей русского казачества, мы глубже узнали такие понятия

как: культура, традиции, обряды, заповеди. Чтобы сохранить и умножить славную

историю

нашей

Родины,

мы

с

интересом

изучаем

добрые

традиции

наших

предков, учимся жить по их заповедям. Стараемся быть похожими на них, чтобы

нами гордились родители и школа.

ВЫШЕОПИСАННЫЕ

МЕРОПРИЯТИЯ

В

КОМПЛЕКСЕ

ПОЗВОЛЯЮТ

ОБЕСПЕЧИТЬ:

получение учащимися глубоких знаний об истории казачества, казачьих

традициях и обычаях;

формирование у учащихся осознанного представления о сложных

исторических, социальных процессах возрождения казачества,

пробуждение у них чувств патриотизма и гордости, ответственности за судьбы

Отечества и Кубани, интереса к современным проблемам казачества.

Говорить с детьми о традициях родного края очень важно. Ведь недаром

сказано,

что

«народ

умирает,

когда

становится

толпой,

а

толпой

он

становится тогда, когда забывает свою историю и культуру».

Директор МБОУ СОШ №68

Фатейчев С.Н.



В раздел образования