Автор: Терещенко Ирина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №68
Населённый пункт: пос. Колосистый
Наименование материала: Проект
Тема: "Традиции и обычаи казачества"
Раздел: начальное образование
Проект «Традиции и обычаи казачества»
Руководитель Терещенко Ирина Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №68
Вид проекта:
Познавательно – творческий.
Срок реализации:
Длительный (2014 – 2018 г.г.)
Формы и методы реализации проекта:
Формы: занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно-
самостоятельная
деятельность
(индивидуальная
работа
с
использованием
дидактических материалов), совместная деятельность с родителями.
Методы: игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.
Участники проекта: дети, учитель, родители
Основная
цель
– воспитание
духовно-нравственных,
культурных,
образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески
осваивать
многообразную
культуру
казачества
на
основе
осознания
внутрикультурных,
исторических корней и связей; привития у детей и их
родителей
интереса
к
истории
и
культуре
родного
края,
уважения
и
бережного отношения к семейным реликвиям.
Задачи:
-
Воспитание
нравственных
качеств
ребёнка,
гуманистической
системы
ценностей
на
основе
ознакомления
его
с
ценностями
казачества,
накопленных поколениями и отраженных, заключенных в предметном мире
культуры, в духовном наследии (обрядах, обычаях, верованиях, образцах
устного народного творчества).
-
Создание
оптимальных
условий
для
приобщения
детей
к
истории
и
культуре казаков.
-
Содействие
развитию
у
детей:
начал
исторического
и
гражданского
самосознания;
ощущения
причастности
к
культуре
казачества;
историческому прошлому; осознанного благоговейного отношения к родному
краю.
- Отследить динамику формирования знаний об истории казачества у детей.
Основные идеи проекта:
-
чередование
будней
и
праздников,
объективно
зависящее
от
смены
природных
циклов
и
духовно
осмысленное
в
рамках
того
или
иного
мировоззрения – сезонные обряды и обычаи, приуроченные к духовным
событиям православного календаря;
- исторический ход жизни края, села с древности и до наших дней,
запечатленный
в
эпической
традиции,
в
архитектуре,
в
системе
государственных праздников и памятных дат, во вкладе наших земляков в
кубанскую культуру.
В
работе
по
гражданско-патриотическому
воспитанию
предлагается
развитие нескольких направлений:
1. Нравственно- патриотическое
2. Эмоционально- эстетическое
3. Экологическое (краеведческое)
Основные принципы проекта:
Принцип
интеграции:
сочетание
обучения
и
духовно-
нравственного
воспитания в эстетическое, интеллектуальное воспитание.
Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями,
нормами и особенностями национальной культуры, с учетом традиций своего
края и возможностями восприятия старшего дошкольника.
Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии в
уголки боевой славы, историко-археологический музей, храмы города, уроки
кубановедения, занятия по ОПК, внеурочные занятия «История и культура
кубанского казачества».
АКТУАЛЬНОСТЬ.
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному
городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет
необходимости это доказывать»
(Д. С. Лихачёв).
Двадцать первый век, как быстро летит время, прошло столетие и жизнь
движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то
открываем
новое,
а
что-то
переоцениваем
заново.
К
сожалению
то,
что
годами копили и бережно сохраняли наши деды и прадеды, мы стремительно
успели растерять. В погоне за западной модой, мы забываем культуру своего
народа, становимся безликой массой. Мы перенимаем культуру запада, а
порой не знаем, как жили наши предки всего двести лет назад, как отдыхали,
как работали, как отмечали праздники, о чем они думали. Всегда волнует
вопрос, что передадим мы своим внукам и правнукам. Будет ли нам, что им
поведать о своей неповторимой народной культуре, о своей самобытности.
Предания на Кубани, к сожалению, не записывались, а передавались устно от
стариков к детям. Они отражали самые разные стороны жизни кубанцев.
Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с культурой казачества.
Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь
времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. Пагубно забывать о своем
культурном прошлом, об обычаях и традициях. Ведь это прямой путь к
бездуховности. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой
частью
души
ребенка,
лечь
в
основу
его
воспитания
как
полноценной,
гармоничной личности и гражданина своей Родины.
Ожидаемые результаты:
Реализация проекта позволит:
Сформировать
у
детей
основы
этнических
инстанций,
укрепить
оптимальные черты личности детей, оптимизировать позитивное восприятие
детьми
друг
друга
и
сформировать
основы
бескорыстности
и
благотворительности,
снизить
уровень
проявления
негативных
эмоций,
развивая тем самым элементы саморефлексии.
Вовлечение
родителей
и
социума
в
работу
по
патриотическому
воспитанию детей;
Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину,
ее прошлому и настоящему;
Воспитание гражданина, духовно-нравственной личности дошкольника.
Выявить родителей, связанных с историей казачества.
Собрать фотографии, предметы быта, литературу по истории казачества в
школьный мини-музей.
Цели: познакомить учащихся с материальным и духовным наследием
кубанского народа; формировать черты гражданственности; патриотизма;
нравственного поведения; общей культуры.
Задачи:
1.Содействие возрождению духовных основ жизни через поиск и изучение
казачьего фольклора, истории Кубанского казачества.
2.Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к
Отечеству.
3.Воспитание интереса к познанию и сохранению
положительных традиций, обычаев жизни кубанских казаков.
4.Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение
семейных традиций.
Средства реализации проекта:
1.Организация
экскурсий
по
городу,
посещение
музеев,
передвижных
выставок.
2.Посещение концертов фольклорных коллективов и участие в концертах.
3.Проведение праздников народного календаря.
4.Проведение встреч, викторин, конкурсов.
Прогнозируемые результаты:
Программа предусматривает проведение внеурочных занятий, праздники
народного календаря.
Прогноз:
ожидается
развитие
и
укрепление
у
детей
чувства
любви
к
родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит
формирование нравственной личности гражданина и патриота России.
Директор МБОУ СОШ №68
Фатейчев С.
Отчёт
Терещенко Ирины Сергеевны о реализации познавательно – творческого
проекта
«Традиции и обычаи казачества».
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа,
восстановления
духовности
для
формирования
нравственной
личности
гражданина и патриота России.
На современном этапе перед школой стоит задача повышения интереса
к
духовной
культуре
народов,
исторически
проживающих
на
территории
нашего края. Формирование достойных преемников традиций и культуры.
Многосторонние знания о родном крае, где человек родился, живет, учится,
работает, где веками жили его деды, прадеды; усвоение сведений о природно-
географических,
экономических,
культурологических
особенностях
способствуют
осознанию
человеком
себя
как
личности,
как
достойного
гражданина своего края и страны, способствует расширению исторического
кругозора, воспитанию патриотических чувств и гордости за свой край, а в
целом воспитанию нравственной целостной личности, без чего сегодня не
может существовать и развиваться, ни одно общество, ни один народ.
С 01.09.2014 года в целях возрождения традиций казачества на Кубани в
МБОУ СОШ №68 был открыт казачий 1 «А» класс.
Комплектование
класса
осуществлялось
из
числа
учащихся
первых
классов.
Приём
проводился
по
заявлению
родителей.
На
первом
родительском собрании была представлена примерная программа обучения и
воспитания детей. Родители детально ознакомились с ней, с одобрением
отнеслись
к
идее
обучения
и
воспитания
учащихся
на
духовных
и
нравственных основах казачества, обеспечивающих действенное служение
Отечеству.
28 сентября 2014 года в день города приняли первоклассников в ряды
юных
казачат
Кубани.
На
Соборной
площади
Краснодара
прошла
торжественная
церемония
посвящения
в
казачата.
Будущих
казаков
приветствовали глава города Владимир Евланов и председатель городской
Думы Вера Галушко. Ребята обещали горячо любить свою Родину, город, а
также хорошо учиться.
В феврале 2015 года дети совершили экскурсию в поселковую библиотеку-
клуб
№37. Результаты
посещения
библиотеки
показали,
что
библиотека
располагает в достаточном количестве информацией, которая нас интересует.
Нас
интересовали сведения о том, каким образом было основано наше село, какие
казачьи части здесь служили. Библиотекарь Воробьева Т.Н. продемонстрировала
нам
фотографии,
предоставила
всю
необходимую
интересующую
нас
информацию.
Ветераны, казаки приходят к детям на уроки мужества, вместе с казаками на
казачьем круге ребята слушают серьёзные взрослые проблемы.
В вопросе возрождения казачества важную роль играет просветительская
работа. Большая роль здесь отводится тематическим классным часам. За период с
2014
по
2018
гг.
в
классе
были
запланированы
и
проведены
классным
руководителем совместно с учащимися классные часы на темы: «Год культуры –
история Кубани в лицах», «Имя Кубани», «Земля отцов – моя земля», «Краснодар
–
Екатеринодар:
история
и
современность», «Кубань
-
родимая
земля»,
«Кубанские
казаки
в
годы
войны»,
«Кубань
–
родимая
земля»,
«Обычаи
и
праздники казаков», «Жилище казака», «Кубанские посиделки»,
«Казаки на
страже рубежей Родины», «Воспитание в казачьих семьях», и другие…
Каждый год славный праздник Победы, отдать дань уважения погибшим в
войне, дети приходят к памятнику воинам-танкистам, который находится в парке
поселка «Колосистый».
Выездные
экскурсии
способствуют
активному
усвоению
информации.
Это
обзорная экскурсия по городу Краснодару «Мой любимый город», «Екатеринодар
– град казачий».
В
школе
во
внеурочной
деятельности
вед
ѐ
тся
кружок
«История
и
культура
кубанского
казачества»,
на
занятиях
которого
ребята
знакомятся с
историей
и
культурой
кубанского
казачества,
разучивают
казачьи
песни,
посещают
передвижные выставки, музеи.
В классе оформлены поделки на казачью тематику, организован в школе казачий
уголок.
В целях пропаганды здорового образа жизни проводятся различные спортивно-
массовые
мероприятия.
«Мы
ребята
–
Казачата»-
спортивное
развлечение,
посвящённое 23 февраля.
Заключение
Тот, кто не уважает обычаи своего народа,
не хранит их в своем сердце, тот позорит
не только свой народ, но, прежде всего
не уважает самого себя, свой род,
своих древних предков.
Знакомясь с историей русского казачества, мы глубже узнали такие понятия
как: культура, традиции, обряды, заповеди. Чтобы сохранить и умножить славную
историю
нашей
Родины,
мы
с
интересом
изучаем
добрые
традиции
наших
предков, учимся жить по их заповедям. Стараемся быть похожими на них, чтобы
нами гордились родители и школа.
ВЫШЕОПИСАННЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ
В
КОМПЛЕКСЕ
ПОЗВОЛЯЮТ
ОБЕСПЕЧИТЬ:
получение учащимися глубоких знаний об истории казачества, казачьих
традициях и обычаях;
формирование у учащихся осознанного представления о сложных
исторических, социальных процессах возрождения казачества,
пробуждение у них чувств патриотизма и гордости, ответственности за судьбы
Отечества и Кубани, интереса к современным проблемам казачества.
Говорить с детьми о традициях родного края очень важно. Ведь недаром
сказано,
что
«народ
умирает,
когда
становится
толпой,
а
толпой
он
становится тогда, когда забывает свою историю и культуру».
Директор МБОУ СОШ №68
Фатейчев С.Н.