Напоминание

Наставничество как форма педагогического сопровождения молодых педагогов


Автор: Матвеева Инна Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Балахтинская СОШ №1
Населённый пункт: поселок Балахта, Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: Наставничество как форма педагогического сопровождения молодых педагогов
Дата публикации: 13.09.2018
Раздел: начальное образование





Назад




Наставничество как форма педагогического сопровождения

молодых педагогов

Работа с молодыми специалистами предусматривает индивидуальную

работу наставника по передаче собственного опыта и созданию условий для

профессионального и личностного роста начинающих педагогов. Для работы

в форме «наставник – молодой педагог», необходима психологическая

совместимость между ними.

Цель школьного наставничества: оказание помощи молодым учителям в

их профессиональном становлении.

Задачи школьного наставничества:

- привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности;

- ускорить процесс профессионального становления учителя;

- развить его способности самостоятельно и качественно выполнять

возложенные на него обязанности по занимаемой должности.

Я как наставник закреплена за молодым специалистом Несиной Е.Ю.

Прежде чем приступать к работе с молодым специалистом, я выяснила, на

каком уровне находятся её профессиональные знания, умения и навыки в

ходе беседы и анкетирования (Приложение №1). На основе этого мы вместе

составили план работы на 2017 – 2018 учебный год, в котором были указаны

цели и задачи, основные направления работы, ожидаемый результат и

ответственный.

Первым этапом нашей совместной работы было изучение нормативно-

правовой базы и ведения документации. Молодым специалистом была

изучена ООП НОО ( основная образовательная программа начального общего

образования), должностная инструкция учителя, СанПиН 2.4.2.2821-10

"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации

обучения в общеобразовательных организациях", «Положение о ведении

классного журнала», «Положение о составлении рабочей программы учителя

начальных классов работающих по ФГОС НОО», «Положение о составлении

воспитательной программы», «Положение о формах и сроках текущего

контроля и промежуточной аттестации обучающихся», «Положение о

составлении портфолио обучающихся начальных классов». Далее были

составлены: рабочая программа по предметам, которая включала в себя

календарно-тематическое планирование и планируемые результаты освоения

учебного материала: предметные умения и универсальные учебные

действия, программа воспитания на 2017 - 2018 учебный год (программы

составлялись самостоятельно молодым педагогом, затем мною были

проверены и подредактированы).

Вторым этапом являлось освоение системы нестандартных уроков

молодым специалистом, которые предполагаются в первую четверть в 1-ых

классах. При подготовке к данным урокам молодой специалист обращался к

дополнительной литературе (Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100

ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый), посещались уроки

наставника. После этого вместе были составлены несколько конспектов

нестандартных уроков, далее проведены и проанализированы.

Для того чтобы оценить проведение нестандартных уроков мною была

составлена карта экспертной оценки проведения (Приложение № 2).

Третьим этапом в нашем планировании было изучение основ методики

целеполагания, сначала молодой специалист прочитал литературу

А.В.Миронова «Как построить урок в соответствие с ФГОС», затем были

посещены уроки наставника и других учителей (Кожуховская Н.П. и

Шлякова О.И.) с целью просмотра, как каждый учитель простраивает этап

целеполагания на уроке , после этого вместе с наставником были составлены

конспекты уроков, в которых были отражены моменты целеполагания в трёх

вариантах: обучающиеся узнавали цель урока из текста учебника или цель

урока сообщалась учителем, и цель урока выводилась обучающимися с

помощью учителя из проблемной ситуации. После проведенных уроков нами

были обсуждены полученные результаты. Для этого была проведена

диагностика умения молодого учителя определять цели урока и привлекать к

этому обучающихся (Приложение № 3)

Четвёртым этапом нашей работы было: работа по самообразованию.

Молодой специалист самостоятельно учился выполнять краткий анализ

урока, т.е. достигнуты ли были основные цели урока, решены ли все

познавательные задачи, выполнен ли план урока.

Для проведения самоанализа молодой педагог пользовался памяткой

для проведения самоанализа урока (Приложение № 4)

На протяжении учебного года зам. директора Кожуховская Н.П.

посещала уроки молодого педагога и если возникали какие-то проблемы,

трудности в проведении уроков, то эти трудности решались совместно с

наставником в ходе бесед, консультаций.

Пятым направлением работы была психолого-педагогическая

поддержка, целью которой являлось выявление педагогических проблем

молодых учителей. Молодой специалист входит в состав «Совета молодых

педагогов Балахтинского района». Летом посетил «III выездную школу

молодого педагога в г. Красноярске и «I выездную школу молодого педагога

на оз. Шира».

В апреле 2018 г. мы приняли участие в «XXV Всероссийской

конференции « ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ: замыслы технологии контексты»,

где за круглым столом делились опытом совместной работы.

Помимо того, что наставничество предполагает помощь в

профессиональной адаптации молодых педагогов, это ещё и новый этап

профессионального роста опытных педагогов. Ведь, по сути, я продолжаю

свою работу и обретаю новый опыт, из которого можно почерпнуть многое

для работы с «настоящими» учениками.

Матвеева И.В., учитель начальных классов

МБОУ Балахтинская СОШ № 1

Приложение 1

АНКЕТА для молодых специалистов

1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

Да

Нет

Частично

2.Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в

начальный период педагогической деятельности (допишите)?

__________________________________________________________________

_______________________________________________

3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы

испытываете трудности?

в календарно-тематическом планировании;

проведении уроков;

проведении внеклассных мероприятий;

общении с коллегами, администрацией;

общении с обучающимися, их родителями;

другое (допишите)

_________________________________________________________

4. Представляет ли для вас трудность:

формулировать цели урока;

выбирать соответствующие методы и методические приемы для

реализации целей урока;

мотивировать деятельность обучающихся;

формулировать вопросы проблемного характера;

создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении;

подготавливать для обучающихся задания различной степени

трудности;

активизировать учащихся в обучении;

организовывать сотрудничество между обучающимися;

организовывать само и взаимоконтроль обучающихся;

организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН

обучающихся;

развивать творческие способности учеников;

другое (допишите)

__________________________________________________________

5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной

компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь

(пронумеруйте в порядке выбора):

cамообразованию;

практико-ориентированному семинару;

курсам повышения квалификации;

мастер-классам;

творческим лабораториям;

индивидуальной помощи со стороны наставника;

школе молодого специалиста;

другое (допишите)

_________________________________________________________

6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-

ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной

компетентности то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во

вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

типы уроков, методика их подготовки и проведения;

методы обучения и их эффективное использование в образовательном

процессе;

приемы активизации учебно-познавательной деятельности

обучающихся;

учет и оценка знаний обучающихся;

психолого-педагогические особенности обучающихся разных

возрастов;

урегулирование конфликтных ситуаций;

формы работы с родителями;

формы и методы педагогического сотрудничества с обучающимися;

другое (допишите)

________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 2

Карта экспертной оценки проведения нестандартных уроков

Критерии

Баллы

Тему формулируют сами обучающиеся

Цели и задачи формулируют сами обучающиеся,

определив границы знания и незнания

Обучающиеся сами планируют способы достижения

намеченной цели

В практической деятельности обучающиеся

осуществляют учебные действия, применяя групповые и

индивидуальные методы.

Контроль осуществляется обучающимися в виде

самоконтроля и взаимоконтроля

Использование ИКТ на уроке

Проводится рефлексия

Приложение 3

Диагностика умения молодого учителя определять цели урока и

привлекать к этому обучающихся.

Критерии

Баллы

Детям сообщается предметная

цель урока: что мы узнаем

Детям сообщается предметная

цель: что мы узнаем и чему научимся

на этом уроке

Цель вытекает из проблемы,

заданной учителем или учебником,

формируется цель учителем

То же, но формирует цель

ученик

Приложение 4

Памятка для самоанализа урока.

А. Каков был замысел, план проведения занятия и почему?

1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?

1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе

уроков?

1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?

1.3. Как урок работает на последующие уроки темы, разделы (в том

числе других предметов)?

1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования,

образовательные стандарты, стратегии развития данной школы?

1.5. В чем видится специфика этого урока, его особое предназначение?

1.6. Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия

(и тип урока)?

2. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к

уроку (и почему именно эти особенности)?

3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?

4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?

5. Чем обосновывается конкретный ход урока? характер

взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое

содержание, такие методы, средства, формы обучения?

6. Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-

материальные, эстетические) были созданы для проведения урока и почему?

Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по

сравнению с первоначальным планом в ходе урока? какие? почему? К чему

они привели?

В. Удалось ли:

решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне

поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты

обучения;

избежать перегрузки и переутомления учащихся;

сохранить и развить продуктивную мотивацию учения,

настроения, самочувствия? Какова общая самооценка урока.

Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы

неиспользованные резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы

сделать иначе, по-другому?

Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?



В раздел образования