Напоминание

Роль экскурсии как внеурочной формы работы в системе воспитания обучающихся


Автор: Киян Татьяна Викторовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Воздвиженка
Населённый пункт: Уссурийский городской округ
Наименование материала: Статья
Тема: Роль экскурсии как внеурочной формы работы в системе воспитания обучающихся
Раздел: среднее образование





Назад




Роль

экскурсий

как

внеурочной

формы

работы

в

системе

воспитания.

В

настоящий

момент

ряд

исследователей

определяют

внеурочную

деятельность

школьников

как:

«совокупность

всех

видов

деятельности

обучающихся,

в

которой

в

соответствии

с

основной

образовательной

программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и

социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных

действий».

Как

отмечено

в

Письме

Министерства

образования

и

науки:

«внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательной

деятельности

и

организуется

по

направлениям

развития

личности:

спортивно-оздоровительное,

духовно-нравственное,

социальное,

общеинтеллектуальное,

общекультурное».

Внеурочная

деятельность

организуется

добровольно

по

выбору

участников

образовательных

отношений.

Согласно

СанПИну,

«часы,

отведенные

на

внеурочную

деятельность,

используются

для

проведения:

-

общественно-полезных

практик; - исследовательской деятельности; - соревнований; - реализации

образовательных проектов; - походов; - экскурсий; - посещений театров,

музеев; - проектов; - других мероприятий».

Так же, согласно СанПину: «Целью внеурочной деятельности является

- содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения

основной

образовательной

программы

(личностных,

метапредметных,

предметных) обучающимися».

Особенностями

данного

компонента

образовательного

процесса

являются

предоставление

обучающимся

возможности

широкого

спектра

занятий,

направленных

на

их

развитие;

а

также

самостоятельность

образовательного

учреждения

в

процессе

наполнения

внеурочной

деятельности конкретным содержанием.

Как отмечает ФГОС ООО «внеурочная

деятельность может быть

организована по следующим видам деятельности: игровая, познавательная,

досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-

ценностное

общение;

художественное

творчество,

социальное

творчество

(социальная

преобразующая

добровольческая

деятельность);

техническое

творчество,

трудовая

(производственная)

деятельность,

спортивно-

оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность».

Формы

организации

внеурочной

деятельности,

как

и

в

целом

образовательного

процесса,

определяет

образовательное

учреждение.

В

организации и проведении внеклассной деятельности различают массовые,

групповые и индивидуальные формы работы.

К

массовым

формам

работы

относятся:

1)

эпизодические

и

периодические

массовые

мероприятия;

2)

постоянные

массовые

формы

работы.

Как отмечает Григорьев Д.В.: «Эпизодическими и периодическими

массовыми

мероприятиями

могут

быть

вечера,

олимпиады

и

викторины,

экскурсии,

конкурсы

(выразительного

чтения

стихотворений,

рассказа,

лучшего

синхронного

перевода,

лучшего

описания/комментария

рисунка,

кадра

из

фильма

и

другое),

конференции,

КВН.

Такие

формы

работы

определяются

тематикой,

целью,

условиями

проведения

и

не

имеют

постоянной организационной структуры». Групповые формы внеклассной

работы

могут

быть

представлены

работой

кружков,

спецкурсов

по

иностранному языку (драматического искусства, песни, разговорного языка,

истории и культуры страны изучаемого языка).

Индивидуальными

формами

работы

можно

назвать

подготовку

докладов, лекций, заучивание стихов, отрывков из прозы, песен, работу над

ролью

гида-экскурсовода,

переводчика,

ведущего

радио-

и

телепередач,

вечеров иностранного языка и так далее.

Организация внеурочной деятельности в сельской школе имеет свои

особенности. «Учитывая ограниченность возможностей сельского социума

для

полноценного

развития

детей,

школа

должна

создать

условия

для

расширения

социальной

среды,

в

которой

происходит

формирование

личности ребёнка. Поэтому в организации внеурочной деятельности особое

значение имеет

экскурсия как форма, позволяющая воспитывать детей в

расширенном

социальном

пространстве,

как

форма,

предоставляющая

возможность

получения

нового

социального

опыта,

как

форма,

обеспечивающая

повышение

культурного

уровня

сельских

детей

и

их

родителей». Как отмечает Л.В. Байбородова: «Воспитательные результаты

внеурочной

деятельности

школьников

распределяются

по

трём

уровням.

Первый

уровень

результатов

приобретение

школьником

социальных

знаний

(об

общественных

нормах,

устройстве

общества,

о

социально

одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного

понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй

уровень

результатов

получение

школьником

опыта

переживания

и

позитивного

отношения

к

базовым

ценностям

общества

(человек,

семья,

Отечество,

природа,

мир,

знания,

труд,

культура),

ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий

уровень

результатов

получение

школьником

опыта

самостоятельного общественного действия».

В

письме

Министерства

образования

09–3564

«О

внеурочной

деятельности

и

реализации

дополнительных

общеобразовательных

программ»

отмечается,

что

«только

в

самостоятельном

общественном

действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды

школы,

для

других,

зачастую

незнакомых

людей,

которые

вовсе

не

обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно

становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем,

гражданином,

свободным

человеком.

Именно

в

опыте

самостоятельного

общественного

действия

приобретается

то

мужество,

та

готовность

к

поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского

общества».

В

процессе

внеурочной

деятельности

происходит

активное

формирование

универсальных

учебных

действий

обучающихся.

Среди

многочисленных

форм

внеурочной

деятельности

особое

место

занимают

экскурсии. Профессор Б. Е. Райков в книге «Методика и техника экскурсий»

писал: «Под экскурсией мы подразумеваем изучение объектов по месту их

естественного нахождения (локальный принцип) и в связи с передвижением

своего места в пространстве (моторный принцип)».

В «Толковом словаре» дается следующее определение: «Экскурсия - (от лат.

excursio - поездка) - коллективное посещение достопримечательных мест,

музеев и пр. с учебными или культурно-просветительскими целями; часто

сочетается с туризмом» .

Словарь

В.И.Даля

предлагает

следующее

определение:

«Экскурсия

-

проходка, прогулка, выход на поиск чего, для собирания трав и прочего» .

Энциклопедический

словарь,

определяет

«экскурсию-как

коллективное

посещение достопримечательных мест, музеев с учебными или культурно-

просветительскими целями» .

В

словаре

С.И.

Ожегова

экскурсия

рассматривается,

как

«коллективная

поездка (прежде также индивидуальная) куда-нибудь, посещение чего-нибудь

с образовательной, познавательной целью».

В русский язык слово экскурсия проникло в XIX веке и первоначально

означало "выбегание, военный набег", затем - "вылазка, поездка". «Позднее

произошло видоизменение этого слова по типу имен на "ия" (экскурс + ия) –

экскурсия женский род» . В разговорном языке понятие экскурсия означала

коллективная поездка или прогулка куда-нибудь с научно-образовательной

или

увеселительной

целью.

Ботаническая

экскурсия.

Экскурсия

в

музей.

Экскурсия в горы. Загородная экскурсия. Дальняя экскурсия (на далекое

расстояние).

Как

отмечал

Салтыков

Щедрин

«Позвольте

мне

сделать

небольшую экскурсию в прошлое».

Толковый словарь Ушакова трактует понятие экскурсии как «коллективного

посещения достопримечательностей, музеев и другое с целью ознакомления

или просвещения, часто сочетается с туризмом» .

В историческом словаре слово «экскурсия

образованно от латинского

(excursio

-

поездка,

прогулка),

форма

организации

образовательного

и

воспитательного процессов, позволяющая проводить наблюдения и изучение

различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на

выставках и прочее».

Б.В.Емельянов считает, что «экскурсия способствует зарождению и развитию

у обучающихся интереса к знаниям, мотивации учения, расширяет кругозор

школьников, учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во

взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы и так

далее» .

Развитие и распространение экскурсионного метода обучения связаны со

стремлением педагогов преодолеть односторонность книжного и вербального

обучения. На позитивную роль экскурсии в системе обучения и воспитания

указывали Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег и

др.

В

русской

педагогической

литературе

первые

высказывания

о

школьных

экскурсии относятся ко 2-й половине 18 века (Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович

де

Мириево,

В.

Ф.

Зуев).

Рекомендации

проводить

учебные

экскурсии

содержались

в

Уставе

1786.

Устав

учебных

заведений

1804

предлагал

устраивать

для

учащихся

«прогулки

в

природу»,

на

мануфактуру

и

так

далее».

В связи с разработкой и распространением идей родиноведения в 60-х гг. 19

века экскурсионный метод обучения пропагандировали К. Д. Ушинский, Н.

X. Вессель, Д. Д. Семёнов, А. Я. Герд и др. Со 2-й половины 19 века

экскурсии постепенно входят в практику отдельных школ, приём частных

гимназий и коммерческих училищ.

В конце 19 - начале 20 веков разработкой вопросов школьно-экскурсионной

методики занимались Е. А. Звягинцев, Д. Н. Кайгородов, В. В. Половцов, Н.

Г. Тарасов, С. П. Аржанов и др. В 1919 под ред. Б. Е. Райкова и Г. Н. Боча

вышел труд «Школьные экскурсии: их значение и организация», в котором

впервые

были

сформулированы

основные

принципы

экскурсионной

методики и разработана система учебных экскурсий по всем предметам.

В начале 20 века в России издавалось несколько журналов, занимавшихся в

основном разработкой и освещением вопросов родиноведения и учебных

экскурсий:

«Школьные

экскурсии

и

школьный

музей»

(1913—16,

Од.),

«Русский экскурсант» (1914—1916, город Ярославль).

Семенов

Дмитрий Дмитриевич

учитель

географии,

соратник

К.

Д.

Ушинского,

писал

в

1864

г.:

«Без

экскурсии

рациональное

преподавание

отчизноведения невозможно» .

Как

отмечает

Кирюханцев

К.А.:

«В

РСФСР

в

20-х

гг.

экскурсии

рассматривались

как

обязательный

и

необходимый

элемент

школьных

занятий. Большое место отводилось экскурсия в учебных программах ГУСа

1923—25. Целями экскурсии назывались изучение трудовой деятельности

людей,

обществ,

жизни,

истории

революционных

движения.

Была

разработана методика «исследовательских» экскурсий, в основе которых -

изучение

окружающей

действительности.

Разработкой

и

пропагандой

экскурсионного

метода

занимались

А.

П.

Пинкевич,

Б.

В.

Всесвятский,

Райков, В. А. Герд, В. Ф. Натали, К. П. Ягодовский и другие. Большую роль

экскурсиям в учебной работе отводили П. П. Блонский, С. Т. Шацкий».

Вопросами

экскурсионной

работы

занимались

созданные

в

20-х

гг.

специальное бюро и комиссии при местных отделах народного образования,

центр,

музейно-экскурсионный

институт,

биостанция

юных

натуралистов

имени К. А. Тимирязева и другие учреждения, занимавшиеся подготовкой

учителей к проведению экскурсий.

«В наше время экскурсионная практика претерпела значительные изменения,

но неизменными остались цели - расширение культурного кругозора детей и

подростков, воспитание их в духе патриотизма, высокой морали, любви и

уважения

к

труду».

Различают

экскурсии

учебные,

производственные,

и

краеведческие.

Учебная

экскурсии,

как

правило,

связана

с

изучением

учебного

предмета

(истории,

географии,

зоологии)

и

может

предварять

изучение темы или завершать её. Предусмотрена организация комплексных

учебных

экскурсий,

направленных

на

решение

задач

разных

учебных

предметов. Например, комплексная экскурсия на промышленное предприятие

может дать обучающимся сведения по истории его создания и развития, о

характере производства, технологии и так далее. Комплексная экскурсия -

важное средство осуществления межпредметных связей.

Производственная экскурсия «помогают обучающимся раскрыть связь теории

и практики в хозяйственной деятельности людей, познакомить с принципами

устройства и действия машин, станков, различных технических сооружений;

с технологическими процессами, контрольно-измерительными приборами и

инструментами и так далее». Важное место отводится производственной

экскурсии

в

профориентационной

работе

школы.

Отбор

объектов

для

производственных экскурсий осуществляется учителем при планировании

учебного

материала.

Большой

познавательный

интерес

вызывает

у

школьников экскурсии в исследовательское подразделения заводов, фабрик,

учебных

и

научно-исследовательских

институтов,

после

которых

лабораторные работы, проводимые учащимися в школе, приобретают в глазах

школьников практическую значимость.

Краеведческая экскурсия является одним из основных способов изучения

природы,

истории,

экономики

и

культуры

своего

региона.

Как

считает

Г.И.Веденеева

«посещение

музеев

и

памятных

мест

содействует

приобретению обучающимися конкретных представлений об исторических

событиях, деятелях и о социально-бытовой обстановке прошлого».Одним из

видов экскурсий являются путешествия, рассчитанные на длительный, срок и

на значит, расстояния. Особая роль в учебно-воспитательной работе школы

отводится

учебная

экспедициям;

ведутся

метеорологические

и

гидрологические наблюдения, составляются коллекции для школьных музеев

и

многое

другое.

Наибольшее

распространение

получили

историко-

археологические,

геолого-географические.

Общими

признаками

для

всех

экскурсий являются:

протяженность по времени проведения от одного академического

часа (45 мин);

наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);

наличие экскурсовода, проводящего экскурсию;

наглядность,

зрительное

восприятие,

показ

экскурсионных

объектов на месте их расположения;

передвижение участников экскурсии по заранее составленному

маршруту;

целенаправленность

показа

объектов,

наличие

определенной

темы;

активная

деятельность

участников

(наблюдение,

изучение,

исследование объектов).

Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права

называть проводимое мероприятие экскурсией.

Экскурсии делятся на две группы: «школьные и внешкольные.

Школьная

экскурсия это – форма учебно-воспитательной работы с классом или группой

обучающихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от

объекта

к

объекту,

по

выбору

учителя

и

по

темам,

связанным

с

программами».

Как отмечает Смутнев А.В, школьные экскурсии подразделяются на два

вида:

- «урочные – проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в

систему

уроков

по

темам

учебных

предметов,

поэтому

учитель

заранее

планирует проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог

может самостоятельно создавать специальные условия, для решения которых

необходима экскурсия. Так же экскурсию можно включить и в последующие

уроки, соблюдая тематическую линию» .

- «внеурочные – факультативные – проводимые до или после занятий в

классе.

Материал,

рассматриваемый

на

внеурочных

экскурсиях,

может

выступать

дополнением

к

школьному

курсу,

а

может

и

нести

в

себе

отвлеченную, развивающую информацию».

Как мы видим, экскурсии урочные и внеурочные имеют общую черту, их

содержание, так или иначе связано с учебной программой соответствующего

класса

школы.

Проводят

и

организовывают

эти

экскурсии

педагоги

образовательных учреждений в соответствии с планом работы по своему

предмету.

Анализируя

исследования

Овчинниковой

Н.С.,

приходим

к

выводу:

«внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора

детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают

всестороннее гармоничное воспитание».

«Когда обучающийся непосредственно видит, слышит, осязает окружающий

мир,

воспринимает

его

в

более

ярких,

эмоционально

насыщенных,

запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц

книг, учебных пособий, воспитывается любовь к Родине, её культуре, её

природе, истории, людям».

Современное общество требует от школы обеспечения прочных знаний и

умений, обучающихся практически применять знания. Благодаря экскурсиям

удаётся

внести

в

учебно-воспитательный

процесс

элемент

живого

созерцания. Обучающиеся погружаются в атмосферу действительности, они

становятся очевидцами тех событий, сквозь призму времени. «Благодаря

этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию обучающихся,

становится

для

них

реальной

действительностью

и

сталкиваются

с

материалом и событиями им уже знакомыми, усвоение знаний происходит

гораздо лучше» .

Как отмечает Г.Л.Толстоброва: «Вовлечение обучающихся в экскурсионный

процесс познания окружающей действительности способствует повышению

уровня их познавательной активности, так как экскурсионная деятельность

помогает осваивать и развивать интеллектуальные умения и навыки, а также

снижает

значимость

внешних

и

внутренних

барьеров

познавательной

деятельности».

Школьники

всех

возрастов

всегда

проявляли

и

проявляют

желание

путешествовать, они стремятся своими глазами увидеть новые места. Во

время

экскурсий

у

обучающихся

расширяется

кругозор,

происходит

формирование

черт

личности,

они

по-другому

понимают

мира.

«Приобретённые

чувство

нового

во

время

экскурсии

стимулирует

и

активизирует познавательную деятельность обучающихся» .

Анализируя опыт экскурсионной деятельности, приходим к выводу, что такая

форма обучения, как экскурсия, просто необходима в образовательном и

воспитательном процессах.

Именно экскурсии знакомят обучающихся с

реальной жизнью, с различными объектами реального мира находящиеся в

их

реальном

окружении.

«Дети

в

ходе

экскурсий

познают

и

активно

взаимодействуют

с

предметами,

объектами

окружающей

среды,

а

также

явлениями социального, природного, техногенного, культурного окружения,

что,

естественно,

оказывает

на

детей

большое

воздействие,

нежели

ознакомление по книгам. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Таким образом, экскурсионная деятельность является средством развития

коммуникативной

активности

обучающихся

при

соблюдении

трёх

основополагающих

принципов

экскурсионного

процесса:

принципа

локализации объектов, то есть изучения объектов по месту их естественного

(подлинного) нахождения, принципа акциональности, то есть максимальной

активности познающего субъекта, (приближение к объекту в пространстве,

выполнение интеллектуальных действий направленных на познание объекта

всеми органами чувств, выполнение заданий экскурсовода и т.д.), а также

принципа экскурсионного рассказа, то есть применения особого жанра речи,

при котором рассказ об объекте становится максимально наглядным.

Вовлечение обучающихся в экскурсионный процесс познания окружающей

действительности

способствует

повышению

уровня

их

коммуникативной

активности,

так

как

экскурсионная

деятельность

помогает

осваивать

и

развивать интеллектуальные умения и навыки, а также снижает значимость

внешних и внутренних барьеров коммуникации.



В раздел образования