Напоминание

Буквы ё, о после шипящих в корне слова


Автор: Хамзина Алёна Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ФМБОУ СОШ с. Дуван имени Героя Советского Союза С.А. Михляева в с. Лемазы
Населённый пункт: с. Лемазы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Буквы ё, о после шипящих в корне слова
Раздел: среднее образование





Назад




Учитель: Хамзина Алёна Михайловна

Технологическая карта урока

Класс

5

Предмет

Русский язык

Тема

Буквы ё, о после шипящих в корне слова

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Цель

Изучить правописание букв ё, о после шипящих в корне слова.

Образовательные:

- сформировать умения применять правило написания ё-о после шипящих.

- развить умение находить орфограмму;

- отработать способы действия при выборе написания ё-о в после шипящих;

- развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические умения.

Развивающие:

- развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;

- развивать умение применять новые знания;

- развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

Воспитательные:

- воспитывать интерес и уважение к родному языку;

- воспитывать ценностное отношение к слову.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в

соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его

оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с

одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

-

Познавательные

УУД:

ориентироваться

в

своей

системе

знаний; осуществлять

анализ

объектов;

преобразовывать

информацию из одной формы в другую.

Планируемые

Предметные: умение применять правило правописания гласных о, ё после шипящих в корне слова; получит возможность

образовательные

результаты

научиться подбирать примеры с орфограммой «Правописания гласных о, ё после шипящих в корне слова».

Метапредметные:

Регулятивные УУД: целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи;

Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществлять анализ объектов с

выделением существенных признаков, обобщение, сравнение, классификация

.

Коммуникативные УУД:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения,

формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

умение задавать вопросы.

Личностные: ценностное отношение к умению определять гласный после шипящего в корне слова; осознание значимости

данного умения для грамотного письма, ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.

Методы обучения

Системно-деятельностный подход, беседа, работа с учебником, упражнения тренировочного характера, тестовое задание.

Технологии обучения

Элементы здоровьесберегающей, игровой, групповой технологии, ИКТ.

Приёмы обучения

«Нужные качества», «Лови ошибку», «Слепой алгоритм».

Формы организации

деятельности

учащихся

Фронтальная, индивидуальная, групповая работа, работа в парах.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Т.А. Ладыженская. Русский язык. 5 класс. – М., Просвещение, 2016.

Карточки с заданиями к уроку, сигнальные карточки, электронная презентация.

Организационная структура урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Этап 1. Мотивация к

деятельности (2 мин.)

Цели:

- актуализировать

требования к ученику со

стороны учебной

деятельности;

- создание условий для

возникновения у

учеников внутренней

потребности включения

в учебную деятельность.

– Здравствуйте, ребята!

-Сейчас мы поиграем в игру «Нужные качества». Я буду вам

бросать мяч, а вы называйте качества, которые пригодятся для

успешной

работы

на

уроке (внимание,

старание,

память,

умение слушать, хорошо себя вести и т.д.).

Приветствуют учителя, друг

друга, психологически

настраиваются на урок.

Коммуникативные УУД:

уметь слушать

собеседника.

Личностные УУД:

мотивация учебной

деятельности.

Этап 2. Актуализация

и фиксирование

– Откройте тетради, запишите число, классная работа.

– Посмотрите на слайд. Вы видите на нём слова (прочитываю

(записывают)

Предметные:

уметь распознавать

индивидуального

затруднения в пробном

действии (5 мин.)

Цель: формирование и

развитие учебно-

познавательного

интереса к получению

новых знаний.

слова).

Вам

нужно

их записать в две группы в

зависимости от

орфограммы (на слайде):

Луч(?), ч..деса, щ..вель,

сч..стье, ж..знь, дрож(?), ключ (?),

ноч(?), роскош(?), ш..ло, щ..ка.

(Слова должны быть записаны в два столбика с орфограммой

«Ь

на

конц е

сущ ествительных после

шипящих»

и

«Буквы и, у, а после

шипящих».

Это

материал,

изученный

в

начальных классах)

– Записали? Сравните их с группами слов на слайде.

луч чудо

дрожь чаща

ключ животное

роскошь шило

ночь щука

– Озаглавьте каждую группу по виду орфограммы.

– Подчеркните названные орфограммы одной чертой.

– Что объединяет эти слова?

– Обозначьте в словах этот опознавательный признак двумя

чертами.

– Назовите условия выбора орфограмм.

(записывают)

(сравнивают)

луч чудо

дрожь чаща

ключ животное

роскошь шило

ночь щука

– «Ь на конце

существительных после

шипящих» и

«Буквы и, у, а после

шипящих».

Общий

опознавательный

п р и з н а к

о р ф о г р а м м

н а л и ч и е

ш и п я щ е г о

согласного.

изученные орфограммы.

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои

мысли в устной форме,

отвечать на вопросы

учителя, слышать и

понимать речь других.

Познавательные УУД:

уметь находить нужную

информацию, соотносить

результат своей

деятельности с образцом

Регулятивные УУД:

уметь оценивать

(сравнивать с эталоном)

результаты деятельности

анализировать

собственную работу.

– Вставьте букву ё или о в словах (распечатка на каждой

парте):

л..дка ж..лтый

м..д ш..пот

к..шка щ..ки

л..д ч..рный

(называют)

(работа в парах)

Этап 3. Выявление

места и причины

затруднений (2 мин.)

Цель: создать

проблемную ситуацию.

– В каком из столбиков возникла проблема выбора?

– Сравните результаты:

лодка ж (о или ё?) тый

мёд ш (о или ё?) пот

кошка щ (о или ё?) ки

лёд ч (о или ё?) рный

– На какую гласную падает ударение в этих словах:

жёлтый

шёпот

щёки

чёрный

– Является ли буква ё орфограммой?

– После каких звуков находится орфограмма?

– В какой морфеме находится орфограмма?

– Во втором

– На ё.

–Я вл я е т с я ,

п отом у

ч т о

пишется Ё, а слышится звук

О.

– После шипящих согласных.

– В корне.

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои

мысли в устной форме,

отвечать на вопросы

учителя, слышать и

понимать речь других.

Познавательные УУД:

уметь находить нужную

информацию, соотносить

результат своей

деятельности с образцом.

Регулятивные УУД:

уметь оценивать

(сравнивать с эталоном)

результаты деятельности

анализировать

собственную работу.

Этап 4. Построение

проекта выхода из

создавшейся ситуации

(5 мин.)

Цели:

- организовать

формулирование темы

– Давайте попытаемся сформулировать тему урока.

– Запишите тему урока: «Буквы ё-о после шипящих в корне

слова».

– Ребята, а как вы думаете, чему мы с вами должны сегодня

– Буквы ё-о после шипящих в

корне слова.

– Научиться определять,

Предметные:

знать условия выбора

буквы ё-о после шипящего

в корне слова.

Познавательные УУД:

уметь проводить

урока учащимися;

- организовать

постановку цели урока

учащимися;

- направить учащихся

на поиск решения

проблемы.

научиться? Попробуйте сформулировать цель урока.

(Лист с целью урока прикрепляется на доску).

– Запишите слова жёлтый, шёпот, щёки, чёрный, поставьте в

них

ударение,

выделите

корень,

подчеркните

орфограмму

одной

чертой,

опознавательные

признак

орфограммы

двумя

чертами. Попробуйте сформулировать правило.

– Как вы думаете, все ли слова подчиняются данному правилу?

Посмотрите

на

следующие

слова (читаю): шов,

шорох,

капюшон, крыжовник, шомпол.

Все слова понятны?

Шомпол – стержень для чистки и смазки канала ствола ручного

стрелкового оружия или, в старину, для забивания заряда в

ружья, заряжаемые с дула.

Как

называются

слова,

которые

пишутся

не

по

правилу,

которые нужно запомнить?

- Теперь вы знаете, что есть слова, которые не подчиняются

этому правилу.

Давайте

посмотрим

по

учебнику,

правильно

ли

вы

сформулировали

правило.

Откройте

учебник

на

стр.

37.

Обратите внимание на оформление орфограммы.

А сейчас вы узнаете об одном условии, о котором в правиле не

говорится.

Подберите

к

словам жёлтый,

шёпот,

щёки,

чёрный

однокоренное слово или другую форму того же слова с буквой

Е

какую гласную нужно писать

после шипящих в корне

слова: о или ё.

- Нет.

– Исключения.

(Читают вслух правило)

сравнение по заданным

критериям.

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои

мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

уметь определять цель

учебной деятельности

(этапа) в сотрудничестве с

учителем.

жёлтый – жЕлтеть

шёпот – шЕптать

щёки – щЕка

чёрный – чЕрнеть

– А теперь попробуйте подобрать однокоренное слово или

другую форму того же слова с буквой Е к словам шов, шорох,

капюшон, крыжовник, шомпол.

– Получается подобрать?

Вот поэтому они и относятся к словам-исключениям.

– Сделайте вывод.

– Нет.

Если

можно

подобрать

однокоренное

слово

или

другую форму того же слова

с буквой Е, то под ударением

в

к о р н е

с л о в а

п о с л е

шипящего

пишем

букву Ё,

если невозможно подобрать –

букву О.

Этап 5. Реализация

построенного проекта

(10 мин.)

Цель: создать проект

выхода из создавшейся

ситуации и попробовать

применить его на

практике.

–Исходя из этого вывода, попробуйте создать алгоритм (работа

в группах).

(заготовка алгоритма на экране)

?

? ?

? ?

Можно ли к слову подобрать

однокоренное слово

или другую форму того же

слова с буквой е?

да нет

пишем ё пишем о

Предметные:

знать условия выбора

буквы ё-о после шипящего

в корне слова.

Коммуникативные УУД:

уметь отвечать на вопросы

учителя, слышать и

понимать речь других.

Регулятивные УУД:

уметь вносить

необходимые коррективы в

действие после его

(после того, как устно заполнят, ещё раз один из учащихся

вслух проговаривает алгоритм)

Давайте посмотрим, как он работает.

Возьмём

слова расчёска, трущоба (привожу значение слова

«трущоба»)

Перенесите этот алгоритм к себе в тетрадь.

А

чтобы

запомнить

слова-исключения,

можно

выучить

вот

такую

фразу:

Услышав шорох,

Сеня

разгладил шов

на

капюшоне, взял шомпол и побежал спасать крыжовник.

– Давайте произнесём её хором.

– Посмотрите на слайд и скажите, чем схожи и чем отличаются

друг от друга данные группы слов:

шов шофёр

капюшон шоссе

крыжовник шоколад

шорох жокей

шомпол жонглёр

– Как называется орфограмма во втором столбике?

– Правописание слов как первого, так и второго столбика вам

нужно запомнить.

– Все ли вам понятны слова во втором столбике?

На слайде значения слов:

Жокей – профессиональный наездник на скачках, бегах.

(кто-нибудь один из

учащихся на примере данного

слова показывает, как

работает алгоритм).

Схожи

тем,

что

в

корне

этих

слов

после

шипящей

согласной пишется буква О, а

отличаются тем, что в первом

столбике

на

орфограмму

падает ударение, а во втором

не падает, в первом столбике

перед

нами

стоит

выбор

написания

Ё

или

О

после

шипящей в корне слова, а во

втором – О или А.

– Непроверяемые гласные в

корне слова.

завершения на основе его

оценки и учёта характера

сделанных ошибок.

Жонглёр

цирковой

актёр,

умеющий

искусно

и

ловко

подбрасывать

в

воздух

и

ловить

одновременно

несколько

предметов.

Есть ещё один момент, о котором мне хотелось бы вам сказать.

Посмотрите на данные предложения (читаю) (слайд):

Мальчик нечаянно ожёг руку.

К счастью, ожог был несильный.

– Назовите два одинаково звучащих слова.

– Сравните их написание. Что необычного заметили?

– Как связаны эти слова с темой урока?

– Как называются такие слова?

– Предположите, почему слова пишутся по-разному. В чём их

различие?

Необходимо различать корни -жог- и -жёг- .

В существительных с этим корнем пишется о : ожог пальца;

в глаголах – ё : Петя ожёг палец.

Физкультминутка

– Ребята, мы хорошо поработали, давайте отдохнём.

Из-за парт мы выйдем дружно,

[ажок]

– Произносятся одинаково, а

пишутся по-разному.

– После букв шипящих под

ударением

гласные

звуки

о б о з н ач а ю т с я

р а з н ы м и

буквами.

– Омофоны – имеют только

одинаковое

звучание,

а

пишутся по-разному).

– Разная часть речи.

Но шуметь совсем не нужно.

Встали прямо, ноги вместе

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки

И потопаем немножко.

А теперь представим детки,

Будто руки наши ветки,

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

(выполняют за учителем

движения)

Этап 6. Первичное

закрепление с

проговариванием во

внешней речи (10 мин.)

Цель:

- научиться применять

знания на практике,

обозначать орфограмму.

1

) Карточка.

Спишите,

вставляя

пропущенные

буквы.

Объясните выбор ё-о после шипящего согласного в корне.

Ж..лтый (____________) карандаш,

спелый ж..лудь (___________),

тихий ш..пот (____________),

румяная щ..чка (____________),

ч..рствый хлеб(____________),

пш..нная каша(____________),

сладкий крыж..вник(____________),

ш..лковое (____________) платье

трудолюбивые пч..лы (___________),

ч..рная (___________) кошка.

2) Перед каждым из вас лежат две карточки. На одной из них

изображена буква Ё, на другой – О. Сейчас я на слайдах буду

вам

показывать

картинки.

Ваша

задача

назвать

то,

что

изображено на слайде и показать ту букву, которая пишется в

этом

слове

в

корне

после

шипящей

под

ударением (Когда

учащиеся поднимут карточки, любого из них прошу объяснить

свой выбор буквы).

(один из учащихся работает

у доски, остальные

на

местах)

Предметные:

знать условия выбора

буквы ё-о после шипящего

в корне слова.

Коммуникативные УУД:

уметь отвечать на вопросы

учителя, слышать и

понимать речь других.

Регулятивные УУД:

уметь вносить

необходимые коррективы в

действие после его

завершения на основе его

оценки и учёта характера

сделанных ошибок.

(Щётка, расчёска, шомпол, чёлн, чёрт)

3) На слайде

Перед вами стихотворный текст (читаю

сама) Ваша

задача –

вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор. Работаем

в парах.

Преступник ночью дом подж..г,

Но, совершив такой подж..г,

Он и лицо себе обж..г.

Так, получив большой ож..г,

Он был наказан за подж..г.

(работа в парах)

Этап 7.

Самостоятельная

работа с проверкой по

эталону (3 мин.)

Цель: научиться

самостоятельно

выполнять задания

нового типа.

Карточка . Найдите и исправьте в словах ошибки.

(выполняют сразу в карточке)

Вариант 1

Вариант 2.

капюшён

шёрстка

шорох

жолтый

чорточка

пришол

чёрный

шов

шолк

причоска

шомпол

пчёлы

(проверка по слайду)

Предметные:

знать условия выбора

буквы ё-о после шипящего

в корне слова.

Регулятивные УУД:

уметь оценивать

(сравнивать с эталоном)

результаты деятельности,

анализировать

собственную работу.

Этап 8.

Включение в систему

знаний и повторения

(4 мин.)

Цель: проверить степень

усвоенности

полученных знаний.

Тест (распечатан на каждого)

1. Укажите слово, в котором пишется буква о.

а) реш..тка;

б) ж..лудь;

в) пч..лы;

г) ш..рох.

2. Укажите слово, в котором пишется буква ё.

а) щ..лкать;

б) ш..колад;

(решают тест)

Предметные:

знать условия выбора

буквы ё-о после шипящего

в корне слова.

Регулятивные УУД:

уметь вносить

необходимые коррективы в

действие после его

завершения на основе его

оценки и учёта характера

в) ж..кей;

г) ж..нглёр

3. Укажите строку, в которой все слова пишутся с буквой ё.

а) щ.лкнуть, ч..рный, ш..л;

б) ш..лковый, крыж..вник, расч..ска;

в) стереж..т, ш..колад, ш..рох;

г) капюш..н, ж..лтый, ш..ссе.

4. Укажите предложение, в котором

допущена орфографическая ошибка.

а) Фрукты были упакованы в решётчатые ящики.

б) Молча взял он лошадь за чёлку левой рукой.

в) Мелкий дождик шол всю ночь.

г) На ней были шёлковое красное платье и чёрный ремень.

(Обмениваются тетрадями для проверки)

Проверка по слайду:

1. г

2. а

3. а

4. в

нет ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

3-4 ошибки – «2»

сделанных ошибок.

Этап 9. Рефлексия

учебной деятельности

на уроке (3 мин.)

Цели:

- сделать выводы о

достижении

поставленной в начале

урока цели;

- организовать

самоанализ и

самооценку учащимися

– Какое возникло затруднение в начале урока?

– Какова была цель урока?

– Мы достигли её?

– Какие ваши действия помогли получить знания и умения по

данной теме?

– Не знали, какую букву - о

или ё - вставить в слова.

– Научиться определять,

какую гласную нужно писать

после шипящих в корне

слова: О или Ё.

– Да.

– Мы анализировали слова,

сравнивали их, делали

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои

мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

уметь оценивать

правильность выполнения

действий на уровне

адекватной

ретроспективной оценки.

своей учебной

деятельности.

Информирование о

домашнем задании

(1 мин.)

– Какое значение имеют для вас полученные знания?

Предлагаю

поднять

кружок

того

цвета,

который

вам

соответствует.

Зелёный – С заданиями справлялся/справлялась успешно. Я

доволен/довольна собой.

Жёлтый – С заданиями справлялся/справлялась с трудом. Я не

совсем доволен/довольна собой.

Красный – С заданиями не справлялся/не справлялась. Я не

доволен/не довольна собой.

Для всех: стр. 37, орф. №14 (выучить).

На выбор:

1) упр. 459.

2)

составить

небольшой

рассказ

со

словами

на

изученную

орфограмму.

Оглашаю оценки за урок.

предположения, выводы,

строили алгоритм

деятельности, действовали

по алгоритму.

– Полученные знания будут

способствовать грамотному

письму.

(Задают

вопросы

по

дом.

заданию).



В раздел образования