Автор: Терентьева Ольга Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ НАО "ЦРР – ДС "Аннушка"
Населённый пункт: Город Нарьян - Мар
Наименование материала: Учебно - методический материал
Тема: "Использование природы в развитии наблюдения и наблюдательности дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Использование природы в развитии
наблюдения и наблюдательности
дошкольников.
Терентьевой О П.
Нарьян-Мар
2018
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования природы в
развитии наблюдения и наблюдательности
у дошкольников.
1.1 Сущность наблюдения как познавательной деятельности
и метода экологического воспитания 3
1.2 Особенности развития наблюдения и наблюдательности
в подготовительной группе детского сада 6
1.3 Особенности организации и методика
руководства наблюдением за комнатными растениями
в подготовительной группе 8
1.4 Особенности организации и методика
руководства наблюдением за животными уголка
природы в подготовительной группе 10
Вывод 12
Глава 2. Практическая
2.1 «Наблюдение за черепахой». Конспект занятия
в подготовительной группе 13
2.2 Изучение уровня развития наблюдательности
и наблюдения детей подготовительной группы 14
Вывод 20
Литература 21
2
1
Введение
Экологическое образование и
воспитание, направленное на
формирование у человека научного познания природы, убеждений и
практических навыков, определенной ориентации и активной жизненной
позиции в области охраны природы, рационального использования и
воспроизводства
природных
ресурсов,
является
объективной
необходимостью для всего человечества.
Первые
элементарные
представления
об
окружающем
мире
человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс
познания
и
накопления
чувственного
опыта
р е г улируе т с я
целенаправленной педагогической работой. Ознакомление с природой –
одна из составных частей этого процесса – предполагает решение ряда
воспитательно-образовательных
задач,
определенных
программой.
Наблюдение за лягушкой, ежиком, кроликом, белкой, экскурсии в летний
парк, к водоему, в осенний лес, работа на участке, уход за обитателями
уголка природы, подкормка птиц, сбор семян и листьев, изготовление
игрушек
из
природного
материала,
дидактические
игры
составляют
далеко
неполный
перечень
мероприятий
о су ще с т вля е мы х
воспитателями
в
разных
возрастных
группах
по
данному
разделу
программы.
1.1
При ознакомлении дошкольников с окружающим миром особое
место отводится методу наблюдения. Этот метод находит свое признание
с древних времен. Еще в 18 веке его по достоинству оценил великий
чешский педагог Я.А.Коменский. По его мнению, всякое учение надо
начинать
не
со
словесного
объяснения
вещей,
а
с
предметного
их
наблюдения.
Наблюдение
–
целенаправленное,
планомерное
восприятие
предметов и явлений окружающего мира.
Его сущность заключается в чувственном познании природных
объектов,
в
познании
их
через
различные
формы
восприятия
–
зрительное,
слуховое,
тактильное,
обонятельное,
мышление
и
речь,
требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления
существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка.
При ознакомлении дошкольников с живой природой особенно
сильное влияние на формирование предпосылок и первичных элементов
материалистического
мировоззрения
диалектической
направленности
мышления оказывают знания о развитии живых существ.
3
Известный
педагог
М.Н.Скаткин
неоднократно
отмечал,
что
знания
о
живой
природе
ценны
диалектичностью,
которая
отражает
процессы
развития
живых
существ,
явления
одновременной
изменчивости и тождественности, ознакомление детей с конкретными
фактами развивающейся природы исподволь укореняет в их сознании
идеи диалектики.
Отмечено,
что
познание
дошкольниками
явлений
роста
и
развития
в
растительном
и
животном
мире
имеет
исключительное
значение
для
развития
восприятия
и
образного
отражения
действительности.
Но
развитие
произойдет
лишь
при
условии,
если
ознакомление с меняющимися объектами живой природы организовано
таким
образом,
что
дети
могут
последовательно
и
систематически
наблюдать за этими объектами. В этом случае у них формируется общее
представление о ходе развития, которое позволяет в дальнейшем хорошо
усваивать
и
вербальные
знания
о
сходных
явлениях.
Отрывочные
наблюдения
за
растущим
объектом
приводят
к
образованию
разрозненных представлений и не способны раскрыть самого процесса
развития.
Ознакомление с меняющимися и развивающимися объектами
живой
природы
важно
в
плане
не
только
интеллектуального,
но
и
персептивного
развития
дошкольников,
т.к.
растения
и
животные
в
процессе
роста
и
развития
закономерно
и
строго
последовательно
меняют различные свойства – размеры, форму, пропорции, окраску и
другое.
Все
это
делает
объекты
живой
природы
своего
рода
естественным дидактическим материалом для формирования у детей
умений осуществлять систематизацию и классификацию.
Правильная
организация
чувственного
познания
природы
обеспечивает
формирование
и
развитие
у
детей
отчетливых
представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы.
Руководство
наблюдениями
дает
возможность
научить
дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и
ориентироваться
в
наиболее
значимых,
обнаруживать
через
них
взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы.
С.Л.Рубенштейн
рассматривает
наблюдение
как
результат
осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие
мыслительной
деятельности.
Развитие
разных
форм
восприятия
и
наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдение
является
источником
знаний,
с
другой
–
оно
само
требует
наличия
определенных знаний как отправных моментов наблюдения.
В высшем своем проявлении наблюдение – это деятельность,
самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Но это умение, по
утверждению
С.Л.
Рубенштейна,
опирается
на
более
или
менее
4
обширную систему знаний. Педагогический процесс, направленный на
формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление
и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного
отношения наблюдателя к наблюдаемому.
Наблюдение играет большую роль во всестороннем развитии
ребенка.
В
процессе
наблюдений
накапливаются
образные
представления, которые дают достоверный материал для формирования
понятий. Словом, наблюдения постоянно обогащают сознание ребенка
новыми знаниями.
Непосредственное
восприятие
предметов
природы,
их
разнообразие эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них
удивление, радость, восторг, тем самым совершенствуя эстетические
чувства.
В
процессе
наблюдений
окружающей
природы
создаются
благоприятные
возможности
для
разнообразной
практической
деятельности
детей,
для
формирования
гуманных
чувств
к
представителям животного и растительного мира.
Н а бл юд е н и я
с п о с о б с т ву ют
в ы р а б о т ке
в
р е б е н к е
самостоятельности,
организованности,
дисциплинированности,
инициативности.
Важным
является
вопрос
о
содержании
наблюдений
–
что
может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы
замечать. С.Л. Рубенштейн считает, что для ребенка во все периоды его
развития могут быть доступны как целое, так и части. Различные формы
восприятия у ребенка обычно сосуществуют. При этом наибольшую
значимость приобретает смысловая интерпретация как частей, так и
целого.
Эти положения имеют решающее значение для экологического
воспитания
дошкольников
–
познания
ими
в
процессе
наблюдений,
различных
объектов,
взаимосвязей
в
природе,
познания
специфики
живого.
Для проведения наблюдений важными являются три момента:
наличие
природных
объектов;
определение
содержания
наблюдений;
поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов
включения в них детей.
Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только
смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их
основе
рождаются
самостоятельные
суждения,
умение
обобщать,
замечать
изменения,
что
приводит
к
постепенному
накоплению
и
углублению
знаний.
Наблюдения,
организуемые
в
детском
саду,
помогают детям систематически знакомиться с природой и проявлять
своё внимательное отношение к ней. У ребят формируется позиция «не
5
проходи мимо». Они замечают не только необычное, удивительное, но и
в обыденном, привычном начинают находить интересное.
1.2
В
процессе
наблюдений
рождается
и
крепнет
бесценное
свойство
человеческой
личности
–
наблюдательность.
Какую
бы
профессию, став взрослым, не выбрал теперешний малыш, качество это
для него всегда будет необходимым.
Однако,
чтобы
наблюдения
действительно
выполнили
свою
роль, у ребенка с раннего детства следует развивать умение наблюдать:
не просто смотреть на предмет, а видеть его так, чтобы затем отчетливо,
во всех деталях и подробностях представить данный образ. Это умение
не
приходит
само
собой.
Необходимо
руководить
процессом
наблюдения.
Умение
видеть
формируется
в
процессе
длительной,
кропотливой работы.
При планомерном ознакомлении детей с природой к 6 годам у
них накапливаются представления о самых разнообразных предметах и
явлениях
природы,
формируются
несложные
умения
выращивать
растения
и
ухаживать
за
мелкими
животными,
развивается
наблюдательность.
Дети
овладевают
умениями
принимать
указания
взрослого, следовать его плану, использовать в процессе деятельности
усвоенные ранее приемы, оценивать полученные результаты и т.д. В
результате дети седьмого года жизни уже способны под руководством
взрослого вести целенаправленный анализ воспринимаемых явлений,
выделять при этом существенные признаки и свойства, на их основе
обобщать и классифицировать объекты.
В подготовительной к школе группе проводится дальнейшая
конкретизация и обогащение представлений о природе. При этом детей
выводят
за
пределы
непосредственного
опыта,
знакомя
с
новыми
объектами
через
художественную
книгу,
картинку,
диафильм
и
кинофильм ит.п. Дети должны получить знания о последовательности
некоторых
явлений
природы
(рост
и
развитие
некоторых
животных,
сезонные изменения в природе и др.).
Любое наблюдение начинается с постановки цели, сообщения
задания и определения объекта. Все эти компоненты должны быть четко
сформулированы и сообщены детям. Не следует давать заданий типа
«Наблюдай погоду», «Наблюдай растения». Задания должны нацеливать
внимание
детей
на
конкретные
предметы
или
их
части,
на
то,
что
непосредственно окружает ребенка в момент наблюдения.
Важным
условием
является
разумный
отбор
объектов.
Не
следует
идти
по
принципу
«чем
больше
дети
увидят,
тем
лучше».
Целесообразно
при
каждом
наблюдении
исследовать
один
-
два
6
объекта. Отобранный объект должен быть доступным для наблюдения в
любое время года, в любую погоду: его можно увидеть издали, вблизи; к
нему можно подойти, потрогать, по возможности попробовать на вкус,
понюхать и т.д.
Сам процесс наблюдения начинается с того, что воспитатель
предлагает детям осмотреть предмет или явление в целом, чтобы у них
сложилось общее представление о его форме, преобладающей окраске,
характере движений и т.д. Затем следует организовать рассмотрение
предмета или явления по частям, сосредоточив внимание в каждый
данный
момент
лишь
на
одной
детали.
Если
объект
подвижный,
например насекомое или птица, целесообразно заранее наметить для
рассмотрения какую-то часть тела (голову, хвост, крыло). При таком
подходе к наблюдениям дошкольник привыкает концентрировать свое
внимание на указанной детали.
Цель наблюдения – полнее запечатлеть образ данного предмета
или
явления.
Чтобы
способствовать
этому,
воспитателю
следует
в
процессе руководства наблюдениями применять различные приемы.
В
подготовительной
группе
в
центре
работы
стоит
систематизация
и
обобщение
накопленных
знаний,
формирование
элементарных понятий и суждений об объектах и явлениях природы. В
процессе
усвоения
элементарных
знаний
у
будущего
школьника
развиваются
важные
для
обучения
способности
обобщенного
восприятия, элементы словесно-логического мышления, связная речь.
Систематизация и обобщение знаний требуют дальнейшего расширения
представлений о признаках и свойствах, структуре природных явлений, а
также усвоение разнообразных связей и причин; на этой основе у детей
возникает познавательное отношение к природе.
Правильная
организация
педагогического
п р о ц е с с а
ознакомления
детей
с
природой
основывается
на
систематическом
проведении
наблюдений,
которые
имеют
несколько
функций.
Для
воспитателя это ведущий метод обучения и специфическая форма его
организации. Для детей – это ведущая деятельность, в процессе которой
они получают чувственные представления о природе.
Наблюдения проводятся как на занятиях, так и в повседневной
жизни. Между наблюдениями в повседневной жизни и занятиями как
двумя взаимодополняющими формами педагогической работы должно
быть
установлено
правильное
организационное
соотношение.
Наблюдения в повседневной жизни проводятся часто (3-4 раза в неделю)
и постоянно, они кратковременны (5-10 минут). Занятия проводятся 2-4
раза
в
месяц,
на
них
закрепляются,
обобщаются
знания
детей,
формируется осмысленное понимание природных закономерностей.
В процессе наблюдений в повседневной жизни дети получают
основной объем конкретных знаний, которые позволяют сформировать
7
представления о внешнем облике животных, особенностях поведения
(способах
питания,
передвижения,
гнездования
и
пр.),
формах
приспособления к внешней среде. Повседневные наблюдения в уголке
природы, на прогулке, проводимые
в утренние, предобеденные или
вечерние
часы,
создают
основной
фонд
чувственных
представлений,
подготавливают почву для осмысления и обобщения их на занятиях.
1.3
Наблюдения
за
комнатными
растениями.
Комнатные
растения являются ценным учебным пособием. Пять-шесть растений в
группе уже дают возможность проводить с детьми интересную работу.
Интерес к растениям, знания о них, умение видеть, наблюдать
не приходят сами собой, этому нужно детей учить.
Наблюдать – это значит уметь видеть, замечать характерные
особенности каждого растения, изменения, происшедшие в их росте и
развитии. Ребенок может правильно осмыслить наблюдаемое, если его
восприятием руководит взрослый.
При внесении в уголок природы нового растения необходимо
привлечь внимание всех детей: сказать название растения, рассмотреть
внешний его вид – строение стебля, форму и окраску листьев, цветков,
рассказать,
как
ухаживать,
куда
поставить,
чтобы
растение
росло
хорошо. Вместе с детьми надо выбрать для него место.
Для поддержания интереса у детей к комнатным растениям
можно
использовать
разные
приемы.
Иногда
бывает
достаточно
поставить на более видное место те растения, на которые воспитатель
считает нужным обратить внимание детей в данный момент. Дети снова
начинают рассматривать эти растения, замечают происшедшие с ними
изменения. Иногда полезно на время убрать растение, а потом опять
принести в группу.
Такие
кратковременные
наблюдения
могут
проходить
и
в
плановом
порядке:
заранее
намечается,
что
и
когда
показать
детям.
Можно проводить их утром или после дневного сна, выбрав несколько
минут, чтобы привлечь внимание детей к тому или иному растению.
Например,
поникла
неполитая
детьми
примула.
А
хорошо
политая примула за самое короткое время вновь оживает. Это еще раз
убеждает детей в необходимости регулярной поливки растений.
А весной растениям нужно больше воды. Необходимо детей
подвести к выводу, что стало больше света, солнце греет, растения стали
расти, стали «пить» больше воды, земля быстрее высыхает.
Следует
также
рассказать
детям
и
показать,
что
поливка
растений зависит и от их жизни на родине, т.е. одни растения требуют
больше влаги, другие меньше.
8
Для уточнения представлений о том, что растения тянутся к
свету, полезно время от времени поворачивать их. Дети убеждаются, что
растения своими листьями повернулись к свету.
Иногда наблюдения могут возникнуть по инициативе самих
детей,
заметивших
появление
нового
листика
или
цветка.
Нужно
поддержать возникший интерес ребенка, рассмотреть с ним растение,
привлечь внимание других детей.
Детям с неустойчивым вниманием нужно давать небольшие
индивидуальные поручения, но обязательно проверять их выполнение и
хвалить.
Кроме
кратковременных
наблюдений
проводятся
и
более
длительные – сроком от одной недели до нескольких. Например, какой
интересный путь развития проходит лист фикуса до превращения его в
толстый,
кожистый
темно-зеленый
взрослый
лист.
Также
интересно
наблюдать
за
появлением
новых
листьев
у
аспидистры
–
в
виде
маленьких светло- зеленых трубочек в зеленом чехле, который быстро
желтеет и засыхает, но долго еще торчит из земли. Постепенно трубочки
увеличиваются, и развертывается новый лист.
Знакомя с новыми растениями, следует рассказывать о жизни
их в естественных условиях на родине, об использовании этих растений
в промышленности, в быту. У каждого растения есть свои интересные
особенности,
на
которые
следует
обращать
внимание.
Очень
важно
подумать,
как
использовать
в
воспитательной
работе
то
или
иное
комнатное растение: на что обратить внимание детей, что рассказать о
нём, как описывать внешний вид растения, пользуясь точными словами и
некоторыми
принятыми
терминами:
черешок,
цветочная
стрелка,
воздушные корни и др. Наряду с правильными научными названиями
растений иногда следует рассказать детям о том, что одно и то же
растение
называют
по-разному,
например,
алоэ
–
он
же
столетник,
бальзамин – «огонёк».
Много интересных и полезных наблюдений можно провести за
своеобразным развитием листьев монстеры. Особую радость доставляют
наблюдения за цветением комнатных растений. Такие наблюдения лучше
проводить
на
луковичных
растениях,
с
луковицами
и
листьями
необычной формы (зефирантес).
Наряду
с
наблюдениями
за
комнатными
растениями
вне
занятий
проводятся
специальные занятия,
например,
сравнение
комнатных растений, резко отличающихся не только по форме и цвету
листьев, строению стебля, цветков, но и по уходу за ними (фикуса –
алоэ,
аспидистры
–
традесканции), экскурсии
в
ботанический
сад,
цветочный магазин, беседы, викторины-загадки о комнатных растениях
и др.
9
1.4
Наблюдения
за
животными.
Знания
о
животных
дети
получают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого и
кинофильм.
Но
особое
значение
в
дошкольном
возрасте
имеет
непосредственное общение с природой – наблюдения.
Наблюдение – важнейший метод познания животного мира –
характеризуется следующими особенностями: а) его можно организовать
в обстановке, естественной для животного, где оно ведет себя свободно,
непринужденно; б) наблюдение позволяет отметить динамику жизни,
развития
и
поведения
животного,
которое
становиться
объектом
длительного
изучения;
в)
оно
способствует
непосредственному
общению с животным (покормить, погладить, поиграть…).
Программа
по
ознакомлению
с
природой
определяет
объем
сведений и представлений , которые получают дошкольники о животном
мире. Эту информацию можно объединить в три группы: а) внешний вид
животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки,
характерные движения, особенности питания, размножения); б) среда
обитания, характер приспособления к условиям жизни; в) приносимая
польза.
Детям
старшего
дошкольного
возраста
доступны
также
сведения о приспособлении животных к окружающей среде, прежде
всего
о
тех
формах
защиты,
которые
связаны
с
особенностями
их
обитания (сезонный образ жизни, взаимоотношения с другими живыми
существами).
Ребят
можно
познакомить
с
такими
защитными
проявлениями живых организмов, как окраска, отпугивание, нападение.
Подобная информация способствует углублению знаний о животном
мире,
на
основе
которых
у
ребенка
вырабатывается
правильная
нравственная позиция по отношению к тому или иному представителю
фауны.
При
самостоятельном
рассматривании
животных
дети
часто
обращают
внимание
на
несущественные
детали,
а
характерные,
типичные
для
данного
животного
признаки
остаются
ими
незамеченными. Для того, чтобы восприятия детей были более точными,
чтобы они получали более правильные знания о животных, необходимо
руководство воспитателя.
Пополнение уголка природы должно проходить организованно.
Можно это делать на занятии и вне занятий, но обязательно привлекать
внимание
всех
детей
к
новому
объекту:
рассмотреть
его,
назвать,
рассказать, чем кормить, определить для него место. Можно вместе с
детьми дать какую-нибудь кличку животному.
Занятия
по
рассматриванию
животных,
конечно,
сложнее
других, потому что животное может «не показать» того, что наметит
10
воспитатель, например: еж свернется в клубок, черепаха спрячется в
панцирь, белка заберется в гнездо и т.д.
Учитывая это, следует при подготовке к занятию проверить, как
«заставить»
животное
во
время
наблюдения
«показать»
свои
особенности, повадки и др., к которым нужно привлечь внимание детей
на занятии.
Следует подумать, где и как разместить животное, чтобы его
было видно со всех сторон. Нужно продумать и организацию детей на
занятии: рассадить в круг, полукруг, за столами или стоя, но так, чтоб
они не мешали друг другу.
Следует продумать содержание и методику наблюдения: четко
выделить
те
сведения,
которые
должны
получить
дети,
продумать
руководство наблюдениями, организацию деятельности детей в процессе
наблюдения.
Перед наблюдением и в процессе его ведущее место занимает
слово воспитателя: указания, вопросы, пояснения.
Большое значение имеет начало наблюдения. Это может быть
загадка, предложенная детям до наблюдения (если животное вносится
повторно). Или, начав приготавливать корм, предложить догадаться, для
какого животного он предназначен (такой прием возможен при наличии
у
детей
опыта).
Можно
сказать
заранее,
кого
будут
рассматривать,
привлекая иногда ребят в помощь при подготовке к занятию: принести
клетку с животным, заготовить корм ит.п. Накануне, перед наблюдением,
хорошо прочесть какой-нибудь рассказ – это повысит интерес к занятию.
Вопросы во время наблюдения должны направлять внимание
детей на самое основное, существенное, пробуждать мысль ребенка,
заставлять его думать.
При
наблюдении
животных
не
надо
ограничиваться
только
рассматриванием их; ребенок лучше воспринимает объяснения, если
предоставить
ему
возможность
погладить
животное,
покормить,
почистить клетку и т.д.
Можно
проверить
наблюдательность
ребят,
используя
такой
прием: предложить им внимательно рассмотреть животное, потом убрать
его и задать вопросы о внешнем виде. После высказываний детей нужно
снова показать им животное и проверить правильность их ответов. В
этом случае дети рассматривают животное с особым интересом, как
будто только впервые увидели его.
Нельзя ограничиваться одним наблюдением, не закрепив того,
что
воспринято
детьми.
Поэтому
после
проведенного
наблюдения
полезно прочесть рассказ
о данном животном или рассказать о нем
самому
воспитателю.
Это
оживляет,
обогащает,
дополняет
представления детей.
11
Безусловно,
на
одном
занятии
нельзя
дать
все
сведения
о
животном, следует провести несколько занятий, постепенно усложняя и
дополняя
имеющиеся
у
детей
знания
и
сведения.
Следует
чаще
привлекать
к
рассказыванию
о
своих
наблюдениях
и
самих
ребят
(дежурных).
Следует
также
широко
использовать
художественные
иллюстрации,
диафильмы
и
диапозитивы
о
животных.
Это
даст
возможность
вывести
детей
за
пределы
наблюдаемого,
поможет
уточнить, расширить их представления, привести их в систему.
Для закрепления и уточнения представлений о животных также
проводятся занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка,
аппликация).
Вывод
Итак, проводя систематическую работу, можно добиться того,
что старшие дошкольники будут понимать истинное значение природы
для
жизни
человека
и
необходимость
её
защиты
и
охраны.
Также,
познание ими явлений роста и развития в растительном и животном
мире
имеет
исключительное
значение
для
развития
восприятия
и
образного отражения действительности.
И, следуя намеченному здесь пути, можно с успехом дать детям
понять, что в живой природе все видоизменяется, причем не только
растет,
но,
главное,
развивается,
ничто
не
существует
в
изначально
готовом виде, все находится в процессе становления и преобразования.
2
2.1
Наблюдение за черепахой
Конспект занятия в подготовительной группе (сентябрь)
12
Цели:
Обобщить знания детей о живом объекте (дышит, двигается,
питается, растет, размножается, спасается от врагов). Закрепить знания о
внешнем виде.
Развивать доказательную речь.
Воспитывать
познавательный
интерес
к
особенностям
поведения животных.
Модели:
Признаки живого существа: дыхание, движение, питание, рост,
размножение.
Ход занятия
Входит
Незнайка,
приносит
коробку.
Достает
черепаху
и
шкатулку.
Незнайка.
Посмотрите,
что
я
принес.
Какие
красивые
шкатулочки! Вот я поставлю их на полочку и буду разные вещи в них
складывать.
Дети. У тебя шкатулка и черепаха. В черепаху нельзя вещи
складывать – она живая.
Незнайка. Нет, не живая. (Берет карандаш и стучит им сначала
по шкатулке, а потом по панцирю черепахи). И шкатулка твердая, и
черепаха твердая – значит, это две шкатулки.
Дети.
Нет,
это
у
черепахи
панцирь.
С
его
помощью
она
спасается от врагов.
(Все вместе рассматривают черепаху – ее внешний вид).
Незнайка. А как это она делает?
Дети. Под панцирь она прячет голову и ноги.
(Педагог рассказывает о врагах черепахи).
Незнайка. Все равно я не верю, что она живая.
Дети.
-
Черепаха
движется
(выставляется
модель
движения),
а
шкатулка нет.
- Черепаха питается (выставляется модель питания). (Педагог
дает черепахе листья одуванчика или капустные листья и рассказывает,
как она питается).
- Черепаха дышит. (педагог подносит к носу черепахи зеркальце
или султанчик из папиросной бумаги).
Педагог. Черепаха сразу стала большой?
Дети. Нет. Черепахи откладывают яйца в теплый песок, и из
них вылупляются черепашата (выставляется модель роста). Потом они
растут и вырастают в большую черепаху.
13
Незнайка. Что-то я совсем запутался. Как это – она живая?
(Дети по моделям рассказывают о черепахе – модели движения,
питания, дыхания, размножения).
Незнайка. Интересно рассказывали вы о черепахе, но она такая
необычная на вид. Наверное, и в её поведении есть что-то необычное.
Дети.
Да,
зимой
черепахи
впадают
в
спячку.
Спят
они
до
весны. Черепахи, которые живут на земле, двигаются очень медленно.
Но
есть
и
такие
черепахи,
которые
живут
в
воде,
их
называют
«морские», и движения у них в воде очень быстрые, они даже могут
плыть наравне с человеком.
Педагог. Незнайка, тебе понятно, что ты принес шкатулку и
черепаху, живую?
Незнайка. Да. Шкатулку я заберу домой и поставлю на полочку,
а черепаху оставлю вам.
Педагог.
А
теперь
я
прочитаю
вам
несколько
интересных
историй из жизни черепах. (Е.И. Золотова «Знакомим детей с миром
животных).
2.2
Протоколы обследования.
Материал. Комнатные цветы: фикус, лилия, фиалка.
Лейка, 2 кисточки - мягкая и жесткая; 2 тряпочки - сухая и
сырая, палочка для рыхления земли.
14
1
.
РИТА Б. (фикус).
1. Расскажи о любом из этих растений так, чтобы я смогла
узнать его.
- У него ствол толстый. Листья овальные. Он высокий, у него
очень
много
листьев.
Ствол
коричневый,
а
листья
зеленые
темные.
Наверху листья маленькие, а вверху большие.
Девочка во время рассказа смотрела на цветок и движениями
рук в воздухе показывала высоту ствола и форму листьев.
2. А теперь сравни фикус и фиалку. Найди чем, они похожи и
чем отличаются.
-
Они
отличаются
листьями.
У
этого
ствол
толстый,
здесь
тонкий. (Показывает фиалку и фикус, но не называет их). Здесь есть
цветы, тут нету. У этого листья овальные, а у этого кружочками и
обратная сторона розовая. У этого ветки толстые, у этого тонкие. Этот
цветок большой, этот маленький.
Назвала только отличительные признаки.
3. На моем подносе нужно отобрать те предметы, которые
помогут тебе ухаживать за фикусом.
Для ухода за фикусом выбрала лейку, кисточку мягкую (мыть
листья) и сырую тряпочку (протирать листья).
-Покажи, как будешь вытирать пыль с листьев.
К.
берет
сырую
тряпочку,
одной
рукой
придерживает
лист
снизу, другой - протирает сверху. Показ сделала правильный.
2
.
ЛИЗА С.
(фиалка).
1. - У этого цветка узенький ствол. Фиолетовые лепесточки,
желтая серединка и зеленые листочки. Такой есть у бабушки, но как
называется, я не знаю. У неё только белая фиалка.
Девочка
сама
не
осознала,
что
случайно
дала
правильное
название цветка.
2. - Фиалка маленькая, а этот большой. У этого много стволов, а
тут один. А листики у них овальные. ( Фикус и фиалка).
3. Для ухода за фиалкой отобрала только сухую тряпочку:
- Чтобы вытирать капельки воды, которые набрызгали.
Показывает, прикладывая тряпочку к листу.
3
.
АНЯ К
.
(Лилия).
1.- У него зеленые листья. Он большой.
-Какой формы листья?
-Вот такие.(Показывает движениями рук). Как заворачивается.
-Растение похоже на дерево?
- Нет.
15
-Похоже на травку?
-Нет.
-Листья гладкие?
-Да.
2. Сравнивает лилию и фикус.
-
Они
разные.
Похоже
как
на
куст
(лилия,
показывает
растение), как дерево этот (фикус). Листья чуть-чуть большие (лилия),
листья
поменьше.
Листик
загибается,
они
светлые.(лилия).
Кончики
листьев острые (трогает лист, показывая кончик), вот такой край у него.
Они темные (фикус). У них нет цветов.
- Этим они похожи?
- Да.
3. Выбрала лейку, палочку.
- А зачем тебе полочка?
- Чтобы листики к ней подвязать, если что.
- А тряпочку какую возьмешь?
Берет сухую.
- Покажи, как будешь ухаживать.
- Я не знаю, не умею.
4. КАТЯ С. (фиалка).
1. - Листья темно-зеленые, синие цветы. У них на листьях такие
бугорки
(изображает
в
воздухе
волнистый
край
листа).
Он
стоит
в
оранжевом горшке.
-Как растет?
-Кустиком.
-Как называется? (пожимает плечами, не знает).
-Какой формы листья?
-Похожи на маленький овал.
2. - Разное у них: этот растет кустиком (указывает на фиалку), а
этот как дерево (фикус). Здесь такой кончик (трогает лист и показывает),
а здесь такой остренький. Край волнистый, тут не волнистый. Тут есть
цветы,
а
этот
без
цветов.
Этот
маленький
цветок,
это
большой.
А
одинаковое у них – листья , они темные зелёные.
3. – Тряпочка, вытирать пыль с листочков.
- А может лучше кисточкой?
- Нет, надо тряпочкой?
- А какой – сырой или сухой?
- Лучше сырой.
- Покажи, как ты это будешь делать. (Ребенок дает правильный
показ).
- А что еще нужно для ухода за фикусом?
- Лейка, поливать, ему надо расти.
16
5
.
МАША С
.
(лилия).
1. - У него есть листочки , они привязаны веревочкой к палочке.
-Как думаешь, для чего они так подвязаны?
-Чтобы они хорошо росли. Лепесточки у них длинные полоски
(показывает
на
черешок
листа),
а
листочки
формой
треугольника,
светлые зеленые и гладкие. У него есть земля в горшке чтобы его
поливать и он рос. Есть формочка (поддон), чтобы туда вытекала лишняя
вода.
2.
Сравнивает
фикус
и
фиалку.
Самостоятельно
не
может
начать, задаю вопросы.
- Какой формы и цвета листья?
-
Листья
у
них
темные
зеленые
и
овальные,
но
тут
они
большие, а здесь поменьше.
- А как растет растение - деревом, кустиком, а может травкой?
- Этот как дерево – высокий, а этот, наверное, как кустик. А еще
у него есть цветы, фиолетовые с желтой серединкой. А у высокого нету
цветов. А еще кустик в маленьком горшочке, а дерево в большом.
- А что общего есть у этих растений?
- Это цветы, они растут, за ними надо ухаживать.
3.- Тогда расскажи как ты будешь ухаживать за фикусом.
Русалина
берет
сырую
тряпочку
и
дает
правильный
показ,
вытирает пыль с листьев.
- А зачем нужно с листочков вытирать пыль?
- Нужно о нем заботиться, оно будет расти красивое.
6
.
СЛАВА А. (фикус).
1. - Он похож на дерево, ствол как у дерева. У него листья как у
дерева, как лопата, и он очень большой. Листья зеленого темненького
цвета. Они у него гладкие. Или шершавые? Не знаю, надо потрогать.
(трогает
много
листьев).
Гладкие.
Листья
остренькие,
почему-то
загнутые в бок, немного конечно.
2. Сравнивает фикус и лилию.
- Ну у него (лилии) лист тоже гладкий, кончик тоже остренький,
и край тоже загнутый. Только у фикуса один ствол, а у этого много
стволов.
3. -А с помощью чего будешь ухаживать за фикусом?
-Леечка поливать, тряпочка пыль вытирать.
-
Покажи,
как
будешь
пыль
вытирать.
(делает
правильный
показ).
7
.
ПОЛИНА Т. ( фиалка).
17
1. - Я вижу ствол маленький, он изнутри, есть цветы. У него
цветочки похожи на колокольчики, цветом они фиолетовые. Еще есть
маленькие
цветочки,
которые
не
выросли.
(показывает
завязавшиеся
бутончики). А листики зеленые у них, маленькие, овальные. Край у
листика, как завитушка.
2. Сравнивает фикус и фиалку.
- Листья у них темные, но здесь есть завитушки (фиалка), а у
этого все прямое. Здесь есть цветы, а у этого только листики. Здесь
маленькие столбики, много. А у этого длинный столбик.
- А как называется этот столбик?
- Как и у дерева, но я забыла.
- Этот похож на кустик со цветами, а этот на большое дерево. А
ещё листики у них. Вот у этого (фиалки) по краям большие листики, а
изнутри
маленькие
растут.
А
здесь
маленькие
листики
на
верху,
а
большие внизу.
3. Выбрала лейку, сырую тряпочку. Дала правильный показ, как
вытирать пыль с листьев фикуса.
- А для чего на подносе кисточки?
- Тоже можно пыль вытирать.
- А на каком растении?
- Можно тут и тут ( показывает на оба цветка).
8. АЛИНА О. (фиалка).
1.
–
Он
сиреневого
цвета,
внутри
маленькие
семеночки,
жёлтенькие. Листики у него с маленькими иголочками, но все равно
мягкие. Листики как бы укрывают их (показывает, обводящий жест), а
отсюда появляется другой цветок ( показывает на бутон).
2. Сравнивает фикус и фиалку.
- Они отличаются листочками. Здесь коротенькие и маленькие,
а тут длинненькие и толстенькие. Цветами. Здесь они есть, а тут нету.
Здесь один ствол, высокий он, а тут много маленьких. А похожи они: тут
и тут есть листья, у них в горшках земля, они оба растут.
3. Лида сама выбрала показ ухода за фиалкой.
- Нужна палочка, чтобы копать землю, а потом посадить цветок.
Поливать его нужно, чтобы красивый рос.
- Покажи, как будешь поливать.
Лида
одной
рукой
снизу
приподнимает
листочки,
а
другой
наклоняет лейку к земле.
- Зачем ты так поливаешь?
- Не нужно попадать на листики.
Берет кисточку жесткую и правильно показывает как вытирать
пыль.
18
9. АРИНА Ч. (фиалка).
1. - Он фиолетовый такой и очень красивый. Листочки у него
овальной формы. У него есть колючки (показывает ворс на черешке
листа). На него все любуются.
2. Сравнивает фиалку и фикус.
- У них похожие листочки, они овальные и зеленые. Только
здесь они маленькие и с колючками (фиалка), а здесь большие и гладкие.
Он похож на дерево, большого роста, без цветов (фикус). А еще у него
маленькие
листики
на
верху,
а
большие
внизу.
А
у
этого
наоборот
(фиалка).
3. Для ухода за фикусом выбрала лейку, тряпочку сырую и дала
правильный показ.
10
.
Алена Б. (фиалка).
1.
-
Он
похож
на
колокольчик,
таким
же
цветом.
Листики
пушистые, зеленого цвета, край кривой. Листик зеленый сверху, а снизу
он красноватый.
2. Алена не могла сама начать сравнение, дала небольшой план.
- Сравни их по размеру; как растут, на что похожи – дерево,
травку;
какого
размера
у
них
и
цвета
листья.
Может,
сама
что-то
заметишь.
- Этот цветок очень высокий, он растет как дерево ( фикус). А
этот растет как кустик, и поэтому он такой маленький (фиалка). Листики
у одного очень большие, а у другого маленькие. У него очень красивые
цветы, их много. А тут нету цветов. Листики еще у этого пушистые, а
тут гладкие. И ещё у листочков разные края.
- А, может, сумеешь найти, что у них есть одинаковое.
- Это цветы, они растут в горшочках, их надо поливать.
3. Для ухода за фикусом взяла сырую тряпочку и лейку. Дала
правильный показ – лист положила себе на руку, другой рукой обтерла
поверхность листа.
- А как за фиалкой будем ухаживать, как правильно ее надо
поливать?
Алена
приподнимает
листья
снизу
и
наклоняет
лейку
над
землей.
Вывод
В эксперименте участвовали дети подготовительной группы,
проводился он в начале учебного года – в сентябре.
Анализ результатов проведенного
эксперимента показал, что
дети достаточно хорошо умеют понимать задачу наблюдения, поэтому
они активно приступали к её решению ( случаев отказа от выполнения
не было). Однако, при описании комнатного растения, главным образом,
19
они описывали цвет и форму листа, иногда его размер. А некоторые дети
давали и особые приметы: лист пушистый, снизу красноватый, крупные
листы внизу, а маленькие вверху. Никто не обратил внимание на то, как
цветок растет (деревом, кустиком, травкой). Но это прозвучало, когда
дети проводили сравнение .Были и неуверенные дети, без наводящих
вопросов и краткого плана воспитателя не могли начать наблюдение. Для
описания
большее
количество
детей
выбрали
фиалку,
двое
выбрали
фикус и двое лилию. Всего в эксперименте участвовало десять человек.
Последовательности в изложении описания не наблюдалось.
Следующая
задача
состояла
в
том,
чтобы
дети,
сравнивая
между собой растения, могли найти сходства и различия. Для этого они
сами выбирали растения. Сравнивали фикус и фиалку 8 человек, фикус и
лилию двое. Лилию и фиалку никто не сравнивал. Во время сравнения
они могли потрогать поверхность листа, его край, показать руками в
воздухе форму листа, рост фикуса – снизу вверх, показать цветок и
завязавшийся
бутон.
Исследование
показало,
что
дети
умеют
сравнивать, видят в растениях общее и различия, хотя ответы каждого
ребенка
весьма
различны:
что
–то
он
отвечает
хорошо,
в
чем-то
испытывает трудность, а в чем –то ошибается.
С
решением
третьей
задачи
не
справились
только
двое,
остальные
дети
дали
правильный
показ
ухода
за
комнатными
растениями: фиалкой и фикусом. Выбрали нужные предметы ухода за
ними и пояснили свои действия.
Но, вместе с тем было отмечено, что никто из детей не дает
названия
растения
сам.
Поэтому,
подводя
итог
результатам
этого
эксперимента, можно дать рекомендации: во время дежурств в уголке
природы,
во
время
повседневного
ухода
за
цветами,
во
время
кратковременных
и
длительных
наблюдений,
во
время
занятий
необходимо
делать
акцент
на
называние
цветка,
чтобы
постоянно
звучало
его
правильное
название
и
неоднократно
проговаривать
его
вместе с детьми, хором и индивидуально.
Литература:
1.
Аветисян Л. Наблюдение как метод ознакомления
дошкольников с природой // Дошкольное воспитание 1986. -
№1, с 10.
2.
Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных:
Кн.для воспитателей дет.сада/ Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – 2-
е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 159с.
20
3.
Каменева Л.А., Матвеева А.К., Маневцова Л.М. и др. Как
знакомить дошкольников с природой: Пособие для
воспитателей дет сада / Под ред. СаморуковойП.Г. – 2-е изд.,
дораб. – М.: Просвещение, 1983.
4.
Мазурина А.Ф. Труд и наблюдения детей в природе. Изд. 2-е,
испр. и доп. М., «Просвещение», 1967.
5.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания
дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб.
заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр
«Академия», 2001. – 184 с.
6.
Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей
дошкольного возраста. Б-ка воспитателя дет сада. / М.:
Просвещение, 1984.
7.
Поддъяков Н.Н. Содержание и методы умственного воспитания
дошкольников. – М.: Педагогика, 1980.
21