Автор: Дробышева Ирина Сергеевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 1
Населённый пункт: город Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Проблемная ситуация на уроке информатики в 9 классе Тема: Язык программирования Паскаль
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Учитель: Дробышева Ирина Сергеевна
Предмет информатика Класс: 9
Тема урока: Язык программирования Паскаль.
Цель: обобщение и систематизация знаний обучающихся об основных
алгоритмических структурах, о программировании в Паскале.
Планируемые результаты
1.
Предметные:
понимание и знание определения алгоритма;
знание видов алгоритмов и записи их в виде алгоритмических структур;
умение преобразовывать один способ записи алгоритма в другой; исполнять алгоритмы, отлаживать и тестировать программы.
2.
Личностные:
мотивация учебной деятельности;
проявление навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
осознание отношения к компьютеру и к прикладным программам как к инструментам, позволяющим учиться самостоятельно.
3.
Метапредметные:
регулятивные:
o
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат;
o
контроль своих действий, соотнесение их с действиями преподавателя и сверстников;
познавательные:
o
выделение необходимой информации;
o
умение работать по заданному алгоритму;
o
анализ, сравнение, выводы;
коммуникативные:
o
умение эффективно сотрудничать как с преподавателем, так и со сверстниками;
o
участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;
o
умение полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание.
Этап урока, время
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Формируемые умения
(метапредметные)
1.
Организационный
момент (1 мин)
Проверяет готовность к уроку.
проверяет отсутствующих.
Настраивает обучающихся на учебную
деятельность.
Приветствуют учителя,
готовятся к уроку,
организуя рабочее
пространство.
2.
2. Мотивация к учебной
деятельности (2 мин)
Выводит на доску слайд 1 с темой урока: «Язык
программирования Паскаль».
- и так ребята, мы продолжаем изучать данную тему.
Организует работу учащихся по целеполаганию на
урок, используя наводящие вопросы:
- скажите, что нового вы узнали на последних
уроках?
- и что такое алгоритм?
- а каким способом построения алгоритмов мы с
вами пользовались до программного?
- а прежде чем писать программы в Паскале, с чем
мы познакомились?
- буквы какого алфавита включает себя язык
программирования Паскаль?
- какие ещё символы входят в алфавит языка
Паскаль?
- как вы думаете, чем дальше мы будим заниматься
на уроках?
- да, сегодня мы должны обобщить знания, с
которыми познакомились на предыдущих уроках по
теме «Алгоритм. Основные алгоритмические
структуры. Программирование на языке Паскаль»
Предполагаемые
ответы: изучали
алгоритмы: линейные,
разветвляющиеся,
цикличные; составляли
блок-схемы и
программы на Паскале
для них.
- алгоритм –
последовательность
действий,
направленных на
достижение
поставленной цели.
- графическим (с
помощью блок - схем)
- познакомились с
языком
программирования
Паскаль, с его
алфавитом,
синтаксисом, с
операторами.
- буквы латинского
алфавита, 26 строчных
и прописных.
- 10 цифр, знаки
арифметических
операций,
ограничители.
Предполагаемые
ответы:
повторять, всё то, что
изучали на
предыдущих уроках;
обобщать и закреплять
полученные знания,
Личностные: осознание неполноты
знаний, проявление интереса к новым
способам.
Регулятивные: определение цели
учебной деятельности.
Коммуникативные: умение выражать
свои мысли, участие в коллективном
обсуждении.
привести в систему эти
знания в своей голове.
3.
Повторение
пройденного
материала (в группах)
(8 мин)
- ребята, а подробно базовые алгоритмические
структуры, стандартные типы данных и структуру
программы мы повторим, выполнив следующие
задания в группах. Прошу вас поделиться на 3
группы.
Учитель раздает каждой группе учеников по пакету
с заданиями.
Слайд 2
Слайд 3
Обучающиеся
получают пакеты с
заданиями, выполняю
их в группах (парах).
Выходят к доске по
одному представителю
от каждой группы для
демонстрации своих
ответов (решений).
При необходимости
корректируют ответы
одноклассников.
Коммуникативные: умение
высказывать предположения, умение
слушать, правильно выражать свои
мысли, принимать участие в
коллективном обсуждении.
Регулятивные: умение ставить цель,
планировать свои действия.
Познавательные: развитие умений
искать, анализировать, сопоставлять и
оценивать информацию, оценивать и
делать выводы.
Личностные: самооценка, ориентация в
социальных ролях.
Слайд 4
- справились с заданиями?
Давайте проверим, как вы справились с этим
заданием.
- Вызывает представителя 1 группы выполнить у
доски первое задание
- Затем вызывает представителя 2 группы
Для выполнения 2 задания у доски
- И приглашает представителя группы 3 для
демонстрации 3 задания.
При необходимости корректирует ответы
обучающихся.
Ребята вы молодцы, хорошо справились с
заданиями.
Реализация
проблемной
ситуации
4.
Выполнение заданий
за компьютерами (15
мин)
На прошлом уроке мы с вами написали программу,
которая находила сумму двух целых чисел, и прежде
чем её написать составили блок-схему данного
алгоритма.
Регулятивные: самоконтроль и
коррекция; самооценка.
Коммуникативные: умение эффективно
сотрудничать как с преподавателем, так
Слайд 5
- скажите, данная блок-схема и программа
относится к какому виду алгоритма?
- давайте теперь поменяем эту программу так,
чтобы она находила частное двух чисел.
- частное – это что?
- что необходимо поменять в данной программе, и
блок-схеме?
- давайте сядем за компьютеры, и выполним данное
задание.
- Вспоминаем необходимые комбинации клавиш:
Запуск программы – Ctrl+F9;
Просмотр результатов - Alt+F5.
- программа выдает ошибку!
- в чем проблема?
- давайте обратим внимание, какие числа у нас
описаны в программе?
а, b, s : integer; (это какие переменные?)
- а какие операции могут совершаться в Паскале в
целых выражениях?
-а деление это какой знак, на что его можно
заменит? Как на клавиатуре деление выглядит?
- значит у нас будет дробь, не целое число?
- что ещё нужно поменять в программе?
- линейный
- деление
-з нак сложения на знак
деления
- садятся за
компьютеры,
открывают программу
«сумма», выполняют
задание.
- запускают программу,
а она выдает ошибку,
почему?
- целые
- перечисляют: +, -, *,
div, mod.
- косая черта, дробная
черта.
- да
- на Real
- действительные
- Меняют Integer на
Real;
и со сверстниками; готовность вести
диалог.
Integer на … ?
- какие это числа в математике, которые включают в
себя и положительные, и отрицательные дроби?
- пробуем, запускаем.
- получилось, молодцы.
- значит какое правило мы определили?
Выводит Слайд 6 с правилом:
Знак / (деление) допускается только в
действительных (real) выражениях.
Учитель предлагает поменять данную программу,
так, чтобы она вычисляла значение выражения:
Слайд 7
s
=
a
2
+
b
2
Запускают программу.
- деление разрешено
только в
действительных
(вещественных)
выражениях.
- действительные
(вещественные
выражения) в Pascal.
Выполняют задание
5.
Актуализация знаний.
(10 мин)
Учитель предлагает выполнить онлайн тест по
данной теме
Слайд 8
Сетевая папка информатики / 9 классы /
Тест_Язык_программирования_Паскаль
Выполняют тест
Регулятивные: умение планировать
свои действия в соответствии с
поставленной задачей, контроль и
оценка прогнозирования.
Коммуникативные: умение
формулировать собственное мнение.
Познавательные: умение
структурировать знания.
6.
Самооценивание.
(5 мин)
Слайд 9
Оцените свою работу с помощью следующей
таблицы. Зайдите: Сетевая папка информатики / 9
классы /Таблица оценивания.xlsx, откройте данную
табличку и согласно критериям, выставите себе
баллы.
Оценивают себя.
Личностные: формирование навыков
анализа своего знания и незнания,
отношения к изучаемому материалу.
Регулятивные: оценивать степень
успешности достижения цели,
самоанализ, самооценка.
7.
Д/З. (1 мин)
Знать основные понятия по данной теме.
Записывают Д/З.
Регулятивные: выделение и осознание
учащимися того, что уже усвоено и что
ещё подлежит усвоению. Самооценка
своих возможностей.
Коммуникативные: умение слушать
учителя.
8.
Рефлексия. (3 мин)
- ребята давайте обсудим, что мы с вами сегодня
повторили и что нового узнали?
- повторили
определение
алгоритма, способы
представления и виды
алгоритмов;
- стандартные типы
данных;
- структуру
программы;
- записали правило, что
деление разрешено
только в
действительных
выражениях.
Личностные: формирование навыков
анализа своего знания и незнания,
отношения к изучаемому материалу.
Регулятивные: оценка степени
достижения цели, анализ и самооценка
деятельности
Познавательные: рефлексия способов и
условий действий.
Коммуникативные: умение
формулировать собственное мнение.