Автор: Леверовская Татьяна Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 70 им. Великой Победы
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: "Речевая готовность будущего первоклассника"
Раздел: начальное образование
Речевая готовность будущего первоклассника
Одной из наиболее острых и важных проблем современного общества является
проблема
воспитания
молодого
поколения,
в
условиях
стремительно
изменяющегося
мира. В 90-е годы возникла теория поколений, авторами и создателями которой являются
ученые Нейл Хоус и Вильям Штраус. Их заинтересовал конфликт между людьми, при
котором
отсутствуют
возрастные
разногласия.
Условно
эти
поколения
называют
Икс,
Игрек,
Зет
и
Альфа.
В
нашей
стране
они
отличаются
погруженностью
в
советское
прошлое и мерой причастности к новейшим технологиям. В данный временной отрезок
мы работаем с представителями поколения Зет (дети, рожденные после 2000года) и Альфа
- (рожденные после 2010 года).
1
сентября
2018
года,
порог
нашей
школы
перешагнут
первоклассники
нового
поколения. Какими они будут в будущем еще трудно сказать, но все они должны быть
готовы к обучению в школе. Готовность к школе - это не только обучение счету и чтению,
не только покупка школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка,
которое
в
дальнейшем
поможет
ему
справиться
со
школьной
программой.
Вот
три
основные параметра школьной готовности:
- интеллектуальная зрелость;
- эмоциональная зрелость;
- социальная зрелость.
Основным критерием интеллектуальной зрелости является речь ребенка. Наша речь -
процесс общения, поэтому готовность или неготовность к школе во многом определяется
уровнем речевого развития. Чем лучше у ребенка развита речь до поступления в школу, тем
быстрей ученик овладеет чтением и письмом. Ведь именно при помощи речи, устной и
письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний.
Основными показателями речевой готовности являются:
1.
Сформированность звуковой стороны речи.
Ребенокдолжен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических
групп.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и разли-
чать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение
выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа а-
у-и; анализ обратного слога гласный — согласный типа: -aп; слышать и выделять первый и
последний согласный звук в слове и т.д. Оцениваются умение работать со схемой слова,
разрезной азбукой, владеть навыками послогового чтения.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно
употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова
в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать
прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой
фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложе-
ния, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и
однородными
членами;
работать
с
деформированным
предложением,
самостоятельно
находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и кар-
тинкам. Владеть пересказом, сохраняя смысл и содержание произведения. Составлять
самостоятельно рассказ-описание.
6. Достаточный уровень речевой коммуникации. Будущий первоклассник должен
уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, последовательно
выражать свои мысли.
7. Развитая мелкая моторика. Учеными давно доказано, что мелкая моторика
напрямую влияет на развитие речи ребенка, а в школьном возрасте оказывает прямое
влияние на успешность усвоения учебного материала.
Согласно диагностическим данным обследования первоклассников в 2017 году в
МАОУ СОШ №70 корп.2, примерно 75% детей готовы к школьному обучению. Наиболее
низкие
результаты
получены
при
исследовании
речевого
развития
будущих
первоклассников. Около 50% всех обследованных детей имеют бедный словарный запас,
не умеют объяснять, рассуждать. Примерно 40% всех обследованных первоклассников,
имеют
слабую
осведомленность
об
окружающем
мире.
Достаточно
много
детей
с
нарушением
звукопроизношения
-
47%,
у
33%
-
недостаточная
развитость
мелкой
моторики.
Значительная
часть
детей
владеет
послоговым
чтением,
но
понимание
прочитанного в полном объеме затруднено.
Эти
данные
говорят
нам
о
низком
уровне
речевого
развития
первоклассников.
Современные
родители,
занятые
своим
самообразованием
и
поиском
работы,
удовлетворяющей их потребности, часто подменяют живое общение с детьми на их
занятия с гаджетами. Посредством интернета
ребенок получает колоссальный поток
информации,
запоминая
только
нужную,
но
не
в
состоянии
ее
обработать
и
систематизировать.
Начинает
формироваться
тип
мышления,
при
котором
человек
воспринимает
окружающий
мир,
как
набор
разрозненных,
фрагментарных,
мало
связанных между собой образов. Такой тип мышления и сознания называется клиповым.
Конечно, необходимо учитывать, что интернет технологии - это неотъемлемая часть мира
современного ребенка. Отобрать компьютер теперь не выход, а тупик в отношениях с ним.
Значит надо искать альтернативу, менять условия и способы развития речи. Самыми
первыми участниками и инициаторами новых форм общения с детьми, должны стать
родители.
Давайте
подумаем,
как
мы
можем
им
помочь,
соединив
наш
опыт
и
новые
технологии.
Рекомендации по развитию правильных речевых навыков.
- Создайте для ребенка его личное пространство, где будут находиться игрушки и
игры, соответствующие современным требованиям, интересам и возрасту.
- Интересуйтесь его занятиями ненавязчиво и предлагайте свое участие, помня о том,
что вы даете образец речевого общения, а ваш ребенок имеет меньше контактов с людьми,
чем предыдущее поколение.
- Для развития общей осведомленности можно использовать умение ребенка делать
фотографии на телефон, создавая цикл по разным темам: "Насекомые", "Птицы","Времена
года","Сад-огород" и т.д. Важно потом просмотреть продукт своего творчества, запомнить
названия, особенности, рассказать о них или придумать загадку. Задания такого плана
помогут систематизировать знания и обогатить словарный запас.
-
Путешествуйте
и
совершайте
с
ребенком
экскурсии
по
городу,
сделайте
совместную видеосъемку значимых мест города. Не забудьте о названии города, своей
улицы, № дома и № квартиры(ребенок должен знать свой адрес). А потом покажите это
друзьям или членам семьи, предложив ребенку роль экскурсовода (текст приготовьте
заранее). Фильмы можно снимать обо всем, но главное не количество, а умение рассказать
о снятых событиях.
- Помните о том,что ваши дети- личности творческие, они любят природу и бережно
к ней относятся. Научите их создавать клипы и фильмы о природе, людях, интересных
событиях, озвучивайте и обговаривайте их. Это будет способствовать развитию связной
грамматически правильной речи.
- Общение по Скайпу способствует развитию умения вести диалог. Остается одно
-найти
достойного
собеседника.
Предложите
ребенку
роль
корреспондента
с
возможностью взять у кого-либо интервью, а затем прослушайте беседу. Это еще один из
способов речевого общения и совершенствования стилистики речи.
- Подберите «умные» компьютерные и интерактивные
игры, которые помогут
освоить счет, выучить буквы и даже складывать их в слоги. Развивающих игр много,
важно чтобы они соответствовали возрасту и интересам ребенка.
- Посещение детских развивающих центров поможет освоить навыки коммуникации
и
речевого
общения;
занятия
рисованием,
лепкой,
выжиганием
будут
способствовать
развитию мелкой моторики.
- Для релаксации и отдыха предложите ребенку прослушивание звуков моря, леса,
весны,
голоса
птиц
и
т.д.
Это
не
только
успокаивает,
но
и
способствует
развитию
слухового восприятия. Также благотворно влияет на развитие мозга классическая музыка.
Об этом можно более подробно посмотреть или прочитать у Т. Черниговской в лекции
«Искусство и мозг».
- Эффективными методами взаимодействия с детьми нового поколения признаны
сотрудничество, поощрение и похвала. Страхом, криками, угрозами добиться от них
хороших результатов не получится.
- Самым проверенным способом развития речи является общение родителей со
своими детьми. Вслушайтесь
в речь своего ребенка и если услышите недостатки или
дефекты ее развития - обратитесь к специалисту, важно начать логопедическую коррекцию
еще до поступления в школу.
Резюмируя,
можно
сказать,
что
четкая
внятная
речь
будущего
первоклассника,
правильное
звукопроизношение
являются
залогом
успешного
речевого
развития
и
предупреждает
возникновение
трудностей
общения
ребенка
в
коллективе
и
неуспеваемость в школе. Желаю вам успеха!
Дети.
Они очень молоды.
У них все впереди,
а у нас впереди -только они!
Братья Стругацкие