Напоминание

"Речевая готовность будущего первоклассника"


Автор: Леверовская Татьяна Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 70 им. Великой Победы
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: "Речевая готовность будущего первоклассника"
Раздел: начальное образование





Назад




Речевая готовность будущего первоклассника

Одной из наиболее острых и важных проблем современного общества является

проблема

воспитания

молодого

поколения,

в

условиях

стремительно

изменяющегося

мира. В 90-е годы возникла теория поколений, авторами и создателями которой являются

ученые Нейл Хоус и Вильям Штраус. Их заинтересовал конфликт между людьми, при

котором

отсутствуют

возрастные

разногласия.

Условно

эти

поколения

называют

Икс,

Игрек,

Зет

и

Альфа.

В

нашей

стране

они

отличаются

погруженностью

в

советское

прошлое и мерой причастности к новейшим технологиям. В данный временной отрезок

мы работаем с представителями поколения Зет (дети, рожденные после 2000года) и Альфа

- (рожденные после 2010 года).

1

сентября

2018

года,

порог

нашей

школы

перешагнут

первоклассники

нового

поколения. Какими они будут в будущем еще трудно сказать, но все они должны быть

готовы к обучению в школе. Готовность к школе - это не только обучение счету и чтению,

не только покупка школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка,

которое

в

дальнейшем

поможет

ему

справиться

со

школьной

программой.

Вот

три

основные параметра школьной готовности:

- интеллектуальная зрелость;

- эмоциональная зрелость;

- социальная зрелость.

Основным критерием интеллектуальной зрелости является речь ребенка. Наша речь -

процесс общения, поэтому готовность или неготовность к школе во многом определяется

уровнем речевого развития. Чем лучше у ребенка развита речь до поступления в школу, тем

быстрей ученик овладеет чтением и письмом. Ведь именно при помощи речи, устной и

письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний.

Основными показателями речевой готовности являются:

1.

Сформированность звуковой стороны речи.

Ребенокдолжен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических

групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и разли-

чать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение

выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа а-

у-и; анализ обратного слога гласный — согласный типа: -aп; слышать и выделять первый и

последний согласный звук в слове и т.д. Оцениваются умение работать со схемой слова,

разрезной азбукой, владеть навыками послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно

употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова

в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать

прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой

фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложе-

ния, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и

однородными

членами;

работать

с

деформированным

предложением,

самостоятельно

находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и кар-

тинкам. Владеть пересказом, сохраняя смысл и содержание произведения. Составлять

самостоятельно рассказ-описание.

6. Достаточный уровень речевой коммуникации. Будущий первоклассник должен

уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, последовательно

выражать свои мысли.

7. Развитая мелкая моторика. Учеными давно доказано, что мелкая моторика

напрямую влияет на развитие речи ребенка, а в школьном возрасте оказывает прямое

влияние на успешность усвоения учебного материала.

Согласно диагностическим данным обследования первоклассников в 2017 году в

МАОУ СОШ №70 корп.2, примерно 75% детей готовы к школьному обучению. Наиболее

низкие

результаты

получены

при

исследовании

речевого

развития

будущих

первоклассников. Около 50% всех обследованных детей имеют бедный словарный запас,

не умеют объяснять, рассуждать. Примерно 40% всех обследованных первоклассников,

имеют

слабую

осведомленность

об

окружающем

мире.

Достаточно

много

детей

с

нарушением

звукопроизношения

-

47%,

у

33%

-

недостаточная

развитость

мелкой

моторики.

Значительная

часть

детей

владеет

послоговым

чтением,

но

понимание

прочитанного в полном объеме затруднено.

Эти

данные

говорят

нам

о

низком

уровне

речевого

развития

первоклассников.

Современные

родители,

занятые

своим

самообразованием

и

поиском

работы,

удовлетворяющей их потребности, часто подменяют живое общение с детьми на их

занятия с гаджетами. Посредством интернета

ребенок получает колоссальный поток

информации,

запоминая

только

нужную,

но

не

в

состоянии

ее

обработать

и

систематизировать.

Начинает

формироваться

тип

мышления,

при

котором

человек

воспринимает

окружающий

мир,

как

набор

разрозненных,

фрагментарных,

мало

связанных между собой образов. Такой тип мышления и сознания называется клиповым.

Конечно, необходимо учитывать, что интернет технологии - это неотъемлемая часть мира

современного ребенка. Отобрать компьютер теперь не выход, а тупик в отношениях с ним.

Значит надо искать альтернативу, менять условия и способы развития речи. Самыми

первыми участниками и инициаторами новых форм общения с детьми, должны стать

родители.

Давайте

подумаем,

как

мы

можем

им

помочь,

соединив

наш

опыт

и

новые

технологии.

Рекомендации по развитию правильных речевых навыков.

- Создайте для ребенка его личное пространство, где будут находиться игрушки и

игры, соответствующие современным требованиям, интересам и возрасту.

- Интересуйтесь его занятиями ненавязчиво и предлагайте свое участие, помня о том,

что вы даете образец речевого общения, а ваш ребенок имеет меньше контактов с людьми,

чем предыдущее поколение.

- Для развития общей осведомленности можно использовать умение ребенка делать

фотографии на телефон, создавая цикл по разным темам: "Насекомые", "Птицы","Времена

года","Сад-огород" и т.д. Важно потом просмотреть продукт своего творчества, запомнить

названия, особенности, рассказать о них или придумать загадку. Задания такого плана

помогут систематизировать знания и обогатить словарный запас.

-

Путешествуйте

и

совершайте

с

ребенком

экскурсии

по

городу,

сделайте

совместную видеосъемку значимых мест города. Не забудьте о названии города, своей

улицы, № дома и № квартиры(ребенок должен знать свой адрес). А потом покажите это

друзьям или членам семьи, предложив ребенку роль экскурсовода (текст приготовьте

заранее). Фильмы можно снимать обо всем, но главное не количество, а умение рассказать

о снятых событиях.

- Помните о том,что ваши дети- личности творческие, они любят природу и бережно

к ней относятся. Научите их создавать клипы и фильмы о природе, людях, интересных

событиях, озвучивайте и обговаривайте их. Это будет способствовать развитию связной

грамматически правильной речи.

- Общение по Скайпу способствует развитию умения вести диалог. Остается одно

-найти

достойного

собеседника.

Предложите

ребенку

роль

корреспондента

с

возможностью взять у кого-либо интервью, а затем прослушайте беседу. Это еще один из

способов речевого общения и совершенствования стилистики речи.

- Подберите «умные» компьютерные и интерактивные

игры, которые помогут

освоить счет, выучить буквы и даже складывать их в слоги. Развивающих игр много,

важно чтобы они соответствовали возрасту и интересам ребенка.

- Посещение детских развивающих центров поможет освоить навыки коммуникации

и

речевого

общения;

занятия

рисованием,

лепкой,

выжиганием

будут

способствовать

развитию мелкой моторики.

- Для релаксации и отдыха предложите ребенку прослушивание звуков моря, леса,

весны,

голоса

птиц

и

т.д.

Это

не

только

успокаивает,

но

и

способствует

развитию

слухового восприятия. Также благотворно влияет на развитие мозга классическая музыка.

Об этом можно более подробно посмотреть или прочитать у Т. Черниговской в лекции

«Искусство и мозг».

- Эффективными методами взаимодействия с детьми нового поколения признаны

сотрудничество, поощрение и похвала. Страхом, криками, угрозами добиться от них

хороших результатов не получится.

- Самым проверенным способом развития речи является общение родителей со

своими детьми. Вслушайтесь

в речь своего ребенка и если услышите недостатки или

дефекты ее развития - обратитесь к специалисту, важно начать логопедическую коррекцию

еще до поступления в школу.

Резюмируя,

можно

сказать,

что

четкая

внятная

речь

будущего

первоклассника,

правильное

звукопроизношение

являются

залогом

успешного

речевого

развития

и

предупреждает

возникновение

трудностей

общения

ребенка

в

коллективе

и

неуспеваемость в школе. Желаю вам успеха!

Дети.

Они очень молоды.

У них все впереди,

а у нас впереди -только они!

Братья Стругацкие



В раздел образования