Автор: Орлова Наталья Владимировна
Должность: заместитель заведующего по вмр
Учебное заведение: МАДОУ КВ "Детский сад № 4"
Населённый пункт: город Дзержинский Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Историко-педагогические основы проектной деятельности детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Орлова Наталья Владимировна
Заместитель заведующего по ВМР
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение комбинированного
вида «Детский сад № 4»
Город Дзержинский
Историко-педагогические основы
проектной деятельности детей
дошкольного возраста
Историко-педагогические основы проектной деятельности детей
дошкольного возраста
Заместитель заведующего по ВМР
МАДОУ КВ «Детский сад № 4» г.Дзержинский
Орлова Наталья Владимировна
Проект -
это
комплексная
деятельность
временного
коллектива
в
условиях активного взаимодействия с внешней средой, которая направляет на
выполнение четко обозначенной цели и получение конкретного результата
(изменения) в заданный промежуток времени с использованием различных
ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических и т.д.).
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через
детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться
вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем
или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий
детей в их определённой последовательности для достижения поставленной
задачи -решения проблемы.
В силу своей дидактической сущности, актуальность метода проектов
сегодня
позволяет
частично
решать
многие
задачи.
Данный
метод
способствует развитию
творческих
возможностей
детей,
что
в
дальнейшем
способствует
развитию
таких
умений,
как
умение
самостоятельно конструировать свои знания, использовать их при решении
практических
и
познавательных
задач.
Также
формируется
умение
ориентироваться в информационном пространстве, анализировать и отбирать
полученную информацию.
На данном этапе развития современного образования, проект занимает
важнейшее
место.
Метод
проектов,
являясь
одним
из
средств
обучения,
позволяет
педагогу
оценить
единство
знаний
ребенка
с
его
опытом
и
пониманием,
применением
их
на
практике
в
соответствии
с
личным
интересом.
До сих пор история зарождения метода проектов остается недостаточно
изученной.
По мнению американских ученых метод проектов впервые появился в
США во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах (Руфус
Стимсон
автор
«проектной
методики,
эксперт
по
сельскому
хозяйству
и
основатель «домашнего проектного плана»).
Немецкие педагоги называют авторами метода проектов Ч.Р. Ричардсв
и Дж. Дьюи. Вместе со своими единомышленниками Дж.Дьюи считали, что
ребенок эффективно и увлеченно будет заниматься только той деятельностью,
которую он выбирает сам. Следовательно, мотивом для этой деятельности
является интерес ребенка.
Профессор же Бейрутского университета М.Кнолл предполагал, что
начало
метода
проектов
находится
в
архитектурном
и
инжинерном
образовательном
движении
в
Италии
в
конце XVI
века.
Социально-
экономические
условия
требовали
пересмотра
традиционных
методов
обучения.
К
подготовке
специалистов
при
обучении
архитекторов
и
художников, стали предъявляться новые, более высокие требования.
Появление родственных инженерных профессий в первой половине
XIX
века,
послужило
дальнейшему
распространению
метода
проекта
в
технических и промышленных высших школах. Учащиеся самостоятельно
разрабатывали проекты, а затем их реализовывали в технических мастерских.
Это было обязательное условие.
Профессор
Иллинойского
университета
С.Робинсон
отмечал,
что
и
теоретические, и практические знания необходимы в основе обучения. Делая
наброски
на
чертежной
доске,
далее
его
студентам
нужно
было
конструировать их в мастерских. Но эти предположения, как выяснялось в
дальнейшем, имели недостаток. Время для проведения исследовательских
работ и учебы ограничивалось.
В
1876
году
Д.Рункель
и
К.Вудворт
предложили
альтернативу
предположению
Робинсона.
Обучение
посредством
проекта
из
колледжа
было перенесено в среднюю школу. Через три года К.Вудворт основывает
«Первую Школу ручного труда» в Сент-Льюисе. Суть обучения заключалась
в том, что вначале педагоги помогают ученикам в получении и освоении
новых
знаний,
а
потом
учащиеся
реализовывают
приобретенные
знания
самостоятельно на практике (в проектах). Он говорил, что проект - это
переход от инструкции к конструкции.
В
США
работы
К.
Вудворта
стали
популярными
и
получили
известность.
Но
в
1890
году
Дж.
Дьюи
и
другие
сторонники
новой
образовательной системы подвергли критики идеи американского педагога.
Реформаторы
считали,
что
обучение
не
может
быть
выстроено
систематически, интерес и опыт ребенка должен стать основой обучения. Дж.
Дьюи утверждал, что главной целью метода проекта является необходимость
подготовки обучаемых к жизни в демократическом обществе, с экономикой
свободного предпринимательства и конкуренции.
Ч.Ричардс утверждение
Дьюи дополнил: «Там, где проект является естественным концом, который
воодушевляет всех единством мысли и усилия, такая работа, возможно, самое
естественное
и
эффективное
средство,
которое
приносит
в
школу
дух
общности».
Идеи
проектного
обучения
набирают
все
большую
и
большую
популярность и получают распространение во всем мире. В 1908-1910 годах
метод проектов внедряется в сельскохозяйственных школах.
В
начале XX
века
Дж.
Дьюи,
У.Х.
Килпатрик
и
другие
педагоги
принимают решение заменить узкую
дефиницию «метода проектов» на
новую и «конструктивные действия», на «целевые».
Ведущими
основами
обучения
Дж.
Дьюи
называл
опыт,
развитие
мышления и общения ученика. В свою очередь У.Х. Килпатрик, ученик
Джона
Дьюи,
утверждал
о
необходимости
планирования
целесообразной
деятельности
в
процессе
выполнения
школьного
задания
в
реальной
обстановке.
Важнейшей
составляющей
проектного
метода
он
выделял
наличие цели и основание внутренней мотивации. Например, если одни дети
представляют спектакль, а другие смотрят, то все это он называл проектом,
так как и те и другие являлись участниками и получали удовольствие. По его
мнению метод проектов - это «от души выполняемый замысел».
Педагог
определил
четыре
фазы
проекта:
замысел,
планирование,
выполнение, оценку. Педагог не связывал проект с конкретной предметной
областью. Он считал, что все части проектной деятельности ученики должны
выполнять
самостоятельно,
без
всякой
помощи
педагога,
познавая
дух
демократии.
В 1922 году Килпатрик пишет новую работу «Основы метода», где
раскрывается
связь
целесодержательной
деятельности
и
одновременного
обучения.
Все,
что
может
представлять
интерес
ребенка,
может
быть
проектом. Килпатрик не поддерживал классно-урочную систему обучения,
считая,
что
обучение
нужно
строить
в
соответствии
с
личностными
потребностями
и
интересами
ученика.
Деятельность,
выбранная
им
свободно, должна проходить не в русле учебного предмета. Тематика его
проектов разнообразна: построение и решение задач, наблюдение за закатом
солнца, слушание классических произведений и тому подобное. «Все из
жизни - все для жизни» - это лозунг, который сформулировал американский
психолог и педагог Вильям Килпатрик о методе проектов. По убеждению
Килпатрика проект не требовал даже активной деятельности и участия в ней.
Демонстрируя
свободу
действий,
ученики
становятся
независимыми
и
способными самостоятельно судить о результатах.
Суждение об этом методе, как единственном методе обучения вызвало
критику у «консерваторов» и «прогрессивистов». Дж.Дьюи, учитель и друг
У.Х.Килпатрика,
подверг
критике
суждения
коллеги
об
односторонней
ориентации. Он утверждал, что учитель и ученик в проектной деятельности
должны быть партнерами. Также он говорил о том, что замысел ученика
может быть невыполним из-за отсутствия знаний и жизненного опыта. И
только планомерный цикл «думания», необходимый для решения данной
проблемы, разработанный учеником совместно с учителем, основанный на
научных
знаниях
и
педагогическом
опыте,
позволит
получить
нужные
знания. Он подчеркивал, что ученики не способны сами планировать ни
проекты,
ни
действия,
направленные
на
решения
задач
проектной
деятельности.
Отличительной
особенностью
метода
проектов
от
других
являлось то, что он позволял решать проблемы воспитания и обучения, но
при этом всегда ведущая роль принадлежала педагогу.
В отличие от У.Х. Килпатрика Дж. Дьюи не считал метод проектов
основным средством обучения, который может решить все педагогические
задачи. Он рассматривал его, как один из возможных методов обучения.
Суждения американского педагога и философа Джона Дьюи способствовали
снижению популярности метода проекта в 30-е годы. Вильяму Килпатрику
же ничего не остается делать, как признать свои заблуждения, относительно
метода проекта.
В России метод проекта появляется в 1905 году. Теоретические идеи,
высказанные его основоположником П.П.Блонским, пытается реализовать на
практике русский ученый С.Т.Шацкий. Он считал, что учить детей грамоте
-это не основополагающая цель обучения в школах. Ребенка нужно готовить
к жизни, развивать самостоятельность, творческо-поисковую деятельность,
учить соединять теоретические и практические умения. Собрав вокруг себя
единомышленников
(А.Г.Автухов,
П.П.Блонский,
Б.В.Всесвятский,
Ш.И.Ганелин,
В.Ф.Натали,
Б.Е.Райков,
И.Ф.Сладковский
и
т. д.),
он
попытался активно внедрить этот метод в практику преподавания в школах.
Н о
э т и
п о п ы т к и
о ка з а л и с ь
н ед о с т аточ н о
п р од ума н н ы м и
и
последовательными. Совмещая метод проектов с системой индивидуального
обучения и коллективной работой, советские школы пытались видоизменить
его. Вследствие этого, возник бригадно-лабораторный метод обучения.
Переход на предметное обучение в 1930 году способствовал снижению
популярности метода проекта в СССР. Со стороны партии и правительства
поступила
критика
в
адрес
проектной
деятельности.
А
в
1931
году
постановление
ЦК
ВКП(б)
осудил
метод
проекта
и
запретил
его
использование учителям в образовательных учреждениях.
Стоит заметить, что в зарубежных странах (США, Великобритании,
Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и
многих
других
странах)
метод
проектов
успешно
развивался
и
имел
большую популярность.
Разработка
государственных
стандартов
образования
во
второй
половине 1990 года, стало причиной возрождения метода проектов в СССР.
Культурно-значимыми
знаниями
в
возрождаемой
проектной
деятельности
становятся
философские,
культурологические
и
психологические
знания.
Проектная
деятельность
становится
культурной
формой
образовательных
инноваций,
как
полифункциональной
деятельности.
Появление
информационно-компьютерных
технологий
в
образовании
предоставляет
огромные
возможности
для
развития
дальнейшего
успешного
развития
проектной деятельности.
Все
больше
и
больше
проектная
деятельность
пронизывает
всю
образовательную систему.
Прослеживается тенденция перехода от метода
проектов
к
проектному
обучению.
На
смену
традиционному
обучению,
авторитарному,
знание
центрического
типа
приходит
личностно
—
ориентированное обучение с деятельностным подходом, культуросообразного
типа. К современному человеку сегодня предъявляются высокие требования.
Он должен уметь работать с информацией, иметь критическое мышление.
Именно поэтому в современном образовании основной акцент делается на
интеллектуальном
и
нравственном
развитии
личности.
Тенденция
к
интеграции научных и образовательных учреждений четко прослеживается в
российской концепции модернизации образования в России. Это влечет за
собой
необходимость
распространения
способов
обучения,
имеющих
опытно-экспериментальную,
исследовательскую,
проектную
природу.
Возрастает неизбежность освоения проектной деятельности. Умение учиться
сегодня
является
актуальной
проблемой
современного
образования,
а
усвоения
постоянно
растущего
объема
знаний
отходит
на
второй
план.
Учителя
и
преподаватели
веками
были
носителями
готовых
знаний.
Проектная
деятельность
ориентированна
на
то,
что
бы
любой
человек,
взрослый
или
ребенок,
смог
бы
сам
стать
носителем
и
источником
информации, несмотря на имеющиеся у него образование.
Основу
проектного
обучения
составляет
метод
проектов,
который
реализуется детьми в проектной деятельности. Современные отечественные
исследователи В.В. Гузеев, М.В. Кларин, Г. Левитес, Н.В. Матяш, Е.С. Полат,
И.Д. Чечель и др. рассматривают его, как средство развития способностей
детей, социальных навыков и исследовательских умений.
Чечель
И.Д.
в
своей
работе
по
технологии
организации
исследовательских
проектов,
определил
его,
как
«брошенный
вперед»,
раскрыл формы включенности в учебный процесс, время, необходимое для
развертывания проектной технологии. Самой большой сложностью в ходе
проекта, он обозначает участие учителя, в роли независимого консультанта,
которому необходимо удерживаться от подсказки и мотивировать детей к
самостоятельному поиску выхода из данной ситуации.
Матяш Н.В. обозначает проектную деятельность, как единицу учебно-
воспитательного процесса. Говоря о возвращении проектного обучения в
современное
образование,
Наталья
Викторовна
акцентирует
внимание
на
иную
теоретическую
базу.
Она
подчеркивает
необходимость
проектного
обучения детей, в частности школьного возраста на современном
научно-
технологическом этапе развития общества. Как и другие педагоги и ученые,
Матяш
Н.В.
выделяет
главными
критериями
проектной
деятельности
самостоятельность, инициативность, креативность, саморазвитие.
Преобразование процесса обучения в процесс самообучения, позволяет
оценить
свои
силы
и
способности,
почувствовать
себя
свободным
и
компетентным человеком.
Со времен возникновения до сегодняшнего дня проектное обучение
претерпела
значительную
эволюцию.
Рожденная
в
идеи
свободного
воспитания,
сегодня
оно
достаточно
разработано
и
структурировано,
по
праву является интегрированным компонентом системы образования.
Современные
детские
сады
постепенно
уходят
от
традиционных
моделей
образования.
Меняются
формы
проведения
организованной
образовательной деятельности. Если раньше это были занятия за столами,
преимущественно
в
рабочих
тетрадях,
то
сегодня
образовательная
деятельность
организовывается
в
форме
виртуальных
экскурсий,
эвристических
бесед,
исследовательской,
экспериментальной
и
познавательной деятельности, познавательных викторин.
Благодаря результатам новейших исследований, изменилось понимание
роли педагога в образовательном процессе ребенка. Взрослый уже не может
просто
«сообщать»
и
«передавать»
свои
знания
детям.
Требования
современного
образования
-
это
обучение
в
сотрудничестве,
когда
все
субъекты
образовательного
процесса
задействованы
в
равной
степени.
Воспитатель и воспитанники - это активные участники социального процесса
образования
и
обучения.
Для
оптимальной
стимуляции
таких
процессов
необходимо
создание
образовательных
условий.
К
таким
условиям,
несомненно, относятся жизненные условия ребенка и, конечно же, проектная
деятельность.
Последние исследования нейробиологии указывают на то, что жизнь -
это активный процесс, в ходе которого в мозге происходят изменения. Через
раздражители
и
стимулы,
получаемые
ребенком
из
внешнего
мира,
активизируются
соединения
нервных
клеток
и
образуются
новые
связи.
Таким
образом,
в
мозге
ребенка
образуется
огромная
нейроновая
сеть.
Частота
использование
таких
связей
отражается
на
умениях
и
знаниях
личности. Опираясь на вышесказанное, можно констатировать тот факт, что
развитие мозга малыша происходит с ориентацией на собственный опыт,
который
образуется
в
процессе
взаимодействия
с
окружающим
миром,
людьми. Например: маленькие дети, трогая и перекатывая мяч, приходят к
осознанию того, что мяч можно катать, чего в последствие не происходит с
кубиком. Чем старше ребенок становится, тем больший опыт он приобретает,
используя имеющие знания, он получает новые, активно применяя, их в
жизни.
Формирование представления о мире у ребенка происходит с помощью
органов
чувств,
способности
удивляться
неизвестному,
найдя
что-то
интересное, сомневаться, пробовать и совершать поступки. Образовательный
процесс
должен
проходить
в
форме
активного
постижения
мира,
а
не
традиционного
«зазубривания
стереотипных
правил».
Детям
необходимо
находиться
в
постоянном
умственном
движении,
в
непрерывном
поиске
ответов на вопросы.
Все выше перечисленные составляющие образовательного процесса,
являются
составляющей
проектной
деятельности
и
способствуют
ее
развитию.
Проектной
деятельностью
считается
совместная
работа
всех
участников образовательного процесса, то есть педагогов, детей и родителей
(законных
представителей).
В
процессе
проектной
деятельности
у
детей
развиваются
познавательные
способности,
воображение
и
творческое
мышление; ребята учатся искать и отбирать среди огромного количества
материалов
нужную
информацию,
применять
приобретенные
знания
в
самостоятельной
деятельности;
ощущать
себя
значимым
в
группе
сверстников и видеть свой вклад в общее дело; радоваться не только своим
достижениям, но и успехам своих товарищей. В ходе этого вида деятельности
у детей повышается самооценка, появляется уверенность в своих силах.
Задача
педагогических
работников
в
проектной
деятельности
не
предоставлять
детям
готовые
варианты
решений,
а
активизируя
их
творческую
активность,
способствовать
развитию
самостоятельности
в
выборе
способов
поведения
и
действий
в
различных
ситуациях.
Целью
любой
проектной
деятельности
является
воспитание
активной,
любознательной,
всесторонне
развитой
и
творчески
свободной
личности.
Только
тогда
проектная
деятельность
будет
иметь
педагогическую
и
дидактическую ценность.
Проектом
называют
спланированные
образовательные
мероприятия
сообщества
детей
и
взрослых
в
образовательных
целях.
Суть
проекта
заключается в том, что дети выбирают тему, интересную и значимую для них.
Тема изучается и исследуется совместно со взрослыми, решаются вопросы и
проблемы,
возникающие
по
мере
изучения.
Выбранная
детьми
тема
«проецируется» на все пять образовательные области, выделенные в ФГОС
ДО,
на
все
структурные
компоненты
воспитательно-образовательного
процесса,
вплетаются
во
все
виды
детской
деятельности.
Ребенок
«проживает»
тему
не
испытывая
сложностей
перехода
от
одного
вида
деятельности
к
другой,
получая
и
дифференцируя
большой
объем
информации,
осмысливая
связи
между
предметами
и
явлениями,
устанавливая причинно - следственные связи и объясняя их.
Н.П.Флегонтова в своей статье, опубликованной в журнале «Методика
и
практика
воспитания
и
обучения»,
выделила
значимые
для
детской
проектной деятельности характеристики:
проект - это решение определенной проблемы, актуальной для детей;
проект направлен на достижение актуальной для детей конкретной
цели, имеющую для них жизненно-практическую значимость;
заканчиваться проект должен продуктом - это то, что сделали дети;
проект - это самостоятельный поиск детей ответов на возникающие
вопросы;
результат
-
проекта
это
не
только
умения
и
знания,
которые
дети
приобрели в ходе реализации проекта, а сам процесс размышления над
проблемой и поиск путей ее решения.
В
современных
дошкольных
образовательных
организациях
реализуются разнообразные проекты. Они подразделяются на следующие
виды:
Информационно-социальные проекты. Получаемая из книг, журналов,
интернет-сети
информация
перерабатывается,
изучается,
обосновывается.
Итогом такого проекта может стать видеофильм, газета, папка - передвижка.
Практико-ориентированные или нормативные проекты. Ориентируясь
на
свои
социальные
интересы,
дети
совместно
с
взрослыми
собирают
информацию
и
реализуют
ее.
Оформление
группы,
создание
альбома,
памятки или какой-либо модели могут стать итоговыми продуктами данного
проекта.
Творческие
проекты
подразумевают
овладение
детьми
видами
творческой
деятельности.
Результаты
могут
быть
оформлены
в
виде
праздника, дизайна, драматизации, видеофильма и т. д.
В процессе исследовательского проекта, дети ищут ответ на вопрос о
том,
почему
происходит
некое
явление,
ищут
его
объяснение
и
подтверждение
с
точки
зрения
современного
знания.
Оформление
схем,
а льбомов,
газет,
моделей
-
варианты
итоговых
р е з ул ьт ат о в
исследовательского проекта.
Игровые
проекты.
Войдя
в
образы
персонажей
сказки,
известного
литературного
произведения,
используя
элементы
творческих
игр,
дети
решают поставленные проблемы по - своему.
Данный
вид
деятельности
занимает
значительный
промежуток
времени. Именно поэтому проект проходит в несколько этапов:
на начальном этапе выбирается тема и осознается ее важность и
значение для детей;
на
этапе
подготовке
и
реализации
проекта
составляется
планирование и анализ деятельности, направленной на решение
поставленных задач;
на
завершающем
этапе
проект
подвергается
анализу,
и
демонстрируются результаты.
В детских проектах ребенок не всегда может быть субъектом, т. е.
автором проекта, в силу отсутствия необходимого жизненного опыта. Ему
непременно нужна помощь взрослого, который считается с мнением ребенка
и уважает его, который в дальнейшем поможет увидеть и зафиксировать
проблему, сформулировать задачи. По ходу решения поставленных задач,
взрослый помогает ему выбрать нужные способы действий, обучает новым
приемам, с которыми ребенок еще не знаком. Опираясь на помощь взрослого,
дошкольник сам организует поиск данного решения. Часто встречающейся
ошибкой является то, что взрослый, приняв на себя лидирующую роль,
начинает
выполнять
то,
что
ребенок
может
сделать
сам.
Это
замедляет
процесс
познавательной
активности
детей
и
в
дальнейшем
может
стать
причиной исчезновения интереса к данной деятельности. Ребенок должен
проявлять
максимум
самостоятельности,
творчества
и
инициативы.
Идеи
должны исходить только от ребенка, а задача взрослого подхватит эту идею,
помочь ребенку выстроить траекторию
развития проекта. Очень важно
всячески
поощрять
у
ребенка
позицию
«Я
хочу
знать».
Навязывание
плановых тем проектов не станет причиной развития самостоятельности,
инициативности, целеустремленности и познавательной активности.
К
детской
проектной
деятельности
очень
часто
подключается
вся
семья.
В
результате
этого
образуется
деловое
сотрудничество
детей
с
родителями,
что
способствует
реализации
выполнения
требований
Федерального государственного образовательного Стандарта. Привлечение
родителей к участию в совместных проектах, обусловлена еще и ситуацией
распространенного
дефицита
внутрисемейного
общения.
В
процессе
реализации совместной проектной деятельности, родители оказывают детям
мотивационную поддержку, тем самым обозначив значимость своего участия
в
данной
деятельности.
Выступая
источником
информации
для
ребенка,
родители
оказывают
информационную
поддержку.
В
ходе
реализации
проектов возникает необходимость посещение мест, куда ребенок не может
отправиться без сопровождения взрослого. Так же он не имеет возможности
произвести
самостоятельно
фото
и
видеосъемки,
монтаж
полученных
материалов. Организационная и техническая поддержка должна быть оказана
родителями.
Проектная
деятельность
способствует
речевому
развитию
ребенка,
умению слышать и слушать, выстраивать причинно-следственные связи и
умению делать умозаключения. Важное значение проектной деятельности
заключается в открытости образовательного процесса для активного участия
родителей. Решается задача социализации детей, когда семья не остается в
стороне,
а
принимает
активное
участие
в
жизни
образовательной
организации. Создание настоящего сообщества детей, родителей и педагогов
- важный результат проектной деятельности.
Педагогические идеи и теория, которая строится на исследованиях,
объединяются в проектную деятельность. При этом необходимым условием
становится
профессионализм
педагога.
Проектная
деятельность
-
это
дидактический подход. Участие детей, наблюдения за ними на всех этапах,
привлечении
родителей,
общественности,
использование
педагогической
инклюзии, объяснение и визуализация образовательного процесса по ходу
проекта с помощью документации - эти компоненты, которые включает в
себя
дидактический
подход.
В
проектной
деятельности
используются
разнообразные методы, она расширяет и развивает базовые компетенции
детей,
такие
как
социальная
компетенция,
здоровьесберегающая
и
здоровьеформирующая, коммуникативная, информационная, когнетивная и
эмоциональная.
Развитие
базовых
компетенций
обеспечит
ребенку
возможность
правильно
находить
пути
решения
возникших
проблем,
с
которыми придется сталкиваться в жизни.