Автор: Игольник Оксана Васильевна
Должность: студент 4 курса института инженерно-педагогического образования, студент 4 курса института инженерно-педагогического образования
Учебное заведение: РГППУ
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СИСТЕМНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ
Раздел: среднее профессиональное
УДК 377.6
Игольник Оксана Васильевна
Студент
4 курс, машиностроительный факультет
Институт инженерно-педагогического образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Российский Государственный Профессионально
Педагогический университет»
620012,РФ,Свердловская область, г. Екатеринбург ,
ул. Машиностроителей, 11
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СИСТЕМНЫЙ
ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ
АННОТАЦИЯ
Для человека одним из необходимых качеств является патриотизм, так
как именно это чувство пробуждает в человеке привязанность к своему
Отечеству
и
как
следствие
гуманность
и
доброту.
Любовь
к
народному
творчеству, фольклору, литературе, к родной природе и родной земле в целом
- это тоже патриотизм. Если человек чтит память своих предков и гордится,
тем, что удалось достичь его народу за всю его историю, то можно считать
такого человека истинным патриотом.
ВВЕДЕНИЕ
Патриотизм
(греч.
-
соотечественник,
патриот)
-
любовь
к
своему
народу, Отечеству и Родине, к существующим национальным традициям.
Будучи явлением историческим, в разные эпохи патриотизм имел различное
социальное, гражданское содержание. Это подтверждается и различными
трактовками данного понятия. Так, в словаре Брокгауза и Эфрона можно
найти такое определение: "патриотизм - любовь к отечеству, вытекающая из
сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов
данной
нации".
[1,
с
5]
Чувства
привязанности
к
родине,
проникнутые
просвещенным
пониманием
умственных
и
нравственных
потребностей
народа, являются основой общественной культурной жизни; однако если те
же
чувства,
пропитаны
темными
предрассудками
и
враждебностью
к
представителям других наций, то они вырождаются в узкий национализм и
деморализующий шовинизм. Таким образом, с одной стороны, патриотом
является человек, который беззаветно любит и ценит свою родину, свой
народ, культуру, традиции, историю, а с другой - с уважением относится к
культуре и менталитету других народов. Для человека одним из необходимых
качеств
является
патриотизм,
так
как
именно
это
чувство
пробуждает
в
человеке привязанность к своему Отечеству и как следствие гуманность и
доброту. Любовь к народному творчеству, фольклору, литературе, к родной
природе и родной земле в целом - это тоже патриотизм. Если человек чтит
память своих предков и гордится, тем, что удалось достичь его народу за всю
его
историю,
то
можно
считать
такого
человека
истинным
патриотом.
Идеология космополитизма - противоположна национализму. В единстве и
борьбе
противоположностей,
а
именно
между
идеями
космополитизма
и
национализма
кроется
золотая
середина
-
истинный
патриотизм.
Соответственно
одна
из
задач
патриотического
воспитания
это
противостояние
идеям
космополитизма.
Космополиты
отрицают
национальную принадлежность, ими не признается отдельно взятая культура,
так как они считают себя гражданами мира. Подобному мышлению можно
противопоставить идею о том, что не замечать всех особенностей любого
народа, по крайней мере, нелепо, так как каждый народ имеет свой язык,
культуру,
традиции,
обычаи,
то
есть
менталитет.
Именно
специфика,
неповторимость
каждого
народа
составляет
культуру
общечеловеческую,
делает
ее
объемной,
многогранной
и
разнообразной.
В
свою
очередь
разнообразие менталитетов, культур и традиций способно "окрасить" наш
мир,
сделать
его
более
интересным
и
наполненным.
В
статье
о
космополитизме в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона русский
историк С.М. Соловьев утверждал: "как любовь к отечеству не противоречит
непременно привязанности к более тесным социальным группам, например, к
своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает
патриотизма. Вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки
того или другого нравственного интереса; и, без сомнения, решительное
преимущество должно здесь принадлежать благу целого человечества, как
включающему в себя и истинное благо каждой части". [2, с 45] С другой
стороны, перспективы патриотизма виделись Соловьеву следующим образом:
"Идолопоклонство
относительно
своего
народа,
будучи
связано
с
фактическою
враждою
к
чужим,
тем
самым
обречено
на
неизбежную
гибель....). Повсюду сознание и жизнь приготовляются к усвоению новой,
истинной идеи патриотизма, выводимой из сущности христианского начала:
"в
силу
естественной
любви
и
нравственных
обязанностей
к
своему
отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших
благах,
которые
не
разделяют,
а
соединяют
людей
и
народы".
[3,
с
44]
Излишняя консервативность граждан недопустима, так как необходимо идти
в ногу со временем: сохранять все лучшее из национального наследия, а те
традиции,
которые
ведут
к
отсталости,
тормозят
прогресс,
необходимо
постепенно
и
неуклонно
изживать.
Отказ
от
культуры
и
национальных
традиций
резко
повышает
опасность
постепенного
вымирания
нации.
Любовь
к
своей
Родине,
привязанность
к
национальной
культуре
способствует сохранению жизненных устоев, менталитета, но замыкаться
только внутри своей культуры тоже нельзя. Ведь государство и общество,
которые не осознают своих национальных интересов, не отстаивают их и не
заботятся о поддержании на должном уровне национальной безопасности, не
смогут в конечном итоге обеспечить права и безопасность своих граждан. В
настоящее время наблюдается значительный сдвиг ценностных ориентаций
учащихся. Продолжается процесс переориентации нравственного сознания и
чувств
учащихся
по
отношению
к
тем
явлениям,
которые
недавно
категорически
осуждались.
Утратили
свою
актуальность
в
подростковой
молодёжной
среде
такие
ценности,
как
любовь
к
Родине
и
гордость
за
принадлежность
к
ней,
причастность
к
защите
Отечества.
Всё
вышеперечисленное
создает
угрозу
духовно-нравственной
безопасности
российских граждан, деформации сознания подрастающего поколения, утере
его как истинных граждан общества. Выявленные противоречия позволили
сформулировать
проблему
исследования:
каковы
педагогические
условия
организации процесса военно-патриотического воспитания как системного
фактора формирования целостной личности. Недостаточная теоретическая
разработанность
вопроса
формирования
целостной
личности
кадет
практическая потребность в формировании целостной личности определили
выбор
темы
исследования:
"Военно-патриотическое
воспитание
как
системный фактор формирования целостной личности". Цель исследования:
выявление
условий
необходимых
для
обеспечения
организации
процесса
военно-патриотического воспитания. Объект исследования: педагогические
условия
организации
процесса
военно-патриотического
воспитания
как
фактора формирования целостной личности. Предмет исследования: процесс
военно-патриотического
воспитания.
Проблема
формирования
целостной
личности
в
процессе
военно-патриотического
воспитания
явилась
основанием
для
формулирования
гипотезы.
Гипотеза
исследования:
формирование
целостной
личности
в
процессе
военно-патриотического
воспитания
может
быть
обеспечено
при
условии:
упорядоченности
структуры
военно-патриотического
воспитания;
определение
критериев
оценки эффективности работы по военно-патриотическому воспитанию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из анализа вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: . В
настоящий период военно-патриотическое воспитание является одними из
важнейших условий не только укрепления, но и дальнейшего развития
российского общества. Без патриотизма нельзя, построить сильное
государство, привить подрастающему поколению понимание их
гражданского долга и уважение к закону. Без любви к Родине, воспитания
подрастающего поколения в духе готовности защищать, Отчизну невозможно
выживание и процветание России. . Патриотизм необходимо рассматривать
не только как важнейшую духовную и социальную ценность общества, но и
как составную часть российской идеологии. Задача состоит в том, чтобы
сохранить вековые традиции и нравственные ценности - любовь к Отечеству,
уважение к труду, национальную и религиозную терпимость, справедливость,
готовность, к защите Родины. . Забота о духовно-нравственной безопасности
российских граждан должна стать обязанностью государства. Оно должно
руководить идеологической работой; осуществлять контроль за работой
культурно-массовых и общественных организаций, деятельностью средств
массовой информации, не допуская и пресекая недобросовестную, вредную
пропаганду, отсекая сведения, порочащие российскую действительность,
историю и традиции государства Российского, его Вооружённых Сил, с одной
стороны, и поощряя их позитивную деятельность, с другой. . Адаптации
содержания учебных программ, учебников и учебных пособий по предметам
обучения, внеклассной и внешкольной воспитательной работе профильной
тематики.
Список литературы
1.
Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к
самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. .
2.
Белявский
И.
В.,
Павлов
Л.
С.
Методика
преподавания
истории
в
школе: Пособие для учителей и студентов. - М.: Гуманит. Изд. Центр
«Поматур», 2016.
3.
Вяземский
Е.Е.,
Стрелова
О.Ю.
Историческое
образование
в
современной России: Справочно - метод. Пособие. - М.: ООО «Русское
с л о в о
-
у ч е б н а я
к н и г а » ,
2 0 1 5
.