Напоминание

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН


Автор: Игольник Оксана Васильевна
Должность: студент 4 курса института инженерно-педагогического образования, студент 4 курса института инженерно-педагогического образования
Учебное заведение: РГППУ
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Раздел: высшее образование





Назад




УДК 377.6

Игольник Оксана Васильевна

Студент

4 курс, машиностроительный факультет

Институт инженерно-педагогического образования

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «Российский Государственный Профессионально

Педагогический университет»

620012,РФ,Свердловская область, г. Екатеринбург ,

ул. Машиностроителей, 11

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ

ДИСЦИПЛИН

АННОТАЦИЯ

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из

самых актуальных проблем всей системы обучения, современной

педагогической

науки

и

практики.

В

современном

мире

объём

нужных для человека знаний резко и быстро возрос. Важно научить

умению

и

главное,

желанию,

самостоятельно

пополнять

свои

знания, не теряться в быстротечном потоке информации.В статье

подробно

рассматривается

как

научить

обучающихся

учиться,

подготовить их к самообразованию, к самостоятельному освоению

знаниями, сформировать способность видеть проблемы и искать

п у т и

и х

р е ш е н и я .

ВВЕДЕНИЕ

Преобразовательный характер деятельности всегда объединен

непосредственно с активностью ученика. Знания, полученные в

готовом

виде,

зачастую

вызывают

затруднения

учащихся

в

их

применении и решению конкретных задач. Один из существенных

недостатков

знаний

учащихся,

это

отрыв

заученных

учащимися

теоретических положений от умений применить их на практике. В

понятии «активизация познавательной деятельности» речь идёт об

особенностях

психической

деятельности

человека.

Его

исследованием

занимается,

кроме

психологии,

дидактика,

рассматривающая

общие

закономерности

процесса

обучения

ученика. Основная цель работы учителя заключается в развитии их

творческих способностей. Известно, что способности человека, в

том

числе

и

учеников,

развиваются

в

процессе

деятельности.

Средством

развития

познавательных

способностей

учеников

является умелое и уверенное применение таких методов и приемов,

которые обеспечивают высокую активность учеников в учебном

процессе. Система работы учителя по активизации познавательной

деятельности учеников должна создаваться с учетом постепенного

и

целеустремленного

развития

творческих

познавательных

способностей

учеников,

развития

их

мышления.

Но

нельзя

забывать, что без стремления ученика учиться все старания учителя

не принесут ожидаемых результатов. Отсюда выплывает вывод, что

у учеников необходимо формировать мотивы учебы, главным из

которых

является

интерес

к

предмету,

желание

решать

задачи.

Конечно, учеников учат не только потому, что им должно быть

интересно. Учеба - это труд, который нуждается в большом усилии.

Крепкий

интерес

учеников

к

предмету

происходит

из-за

любопытства и любознательности, что и определяет успех учеников

в обучении. [1. с 55] И что главное, работа учителя по активизации

познавательной

деятельности

учащихся

будет

наиболее

эффективной, а, следовательно, качество и количество знаний у

учащихся

будет

выше,

если

при

проведении

уроков

будут

использоваться

приемы

и

средства,

а кт и в и з и ру ю щ и е

познавательную

деятельность

школьников

и

развивающие

их

и н т е р е с

к

м а т е р и а л у .

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Важной проблемой, определяющей сущность формирования личности,

является деятельность. Проблема деятельности - это предмет изучения всех

наук об обществе. Это - важнейшая основа развития человека, становление

его

как

личности.

Деятельность

-

важнейшая

форма

проявления

жизни

человека, его активного отношения к окружающей действительности… [2, с

33]

Богатство

деятельности,

как

утверждают

философы,

неисчерпаемо.

Переходя

к

вопросу

о

роли

деятельности

в

развитии

школьника,

нужно

выяснить, в чем происходит наиболее усиленное его развитие как личности.

Более ранней формой развития ребенка является игра, затем учение, а затем

уже труд. В ряде своих работ крупнейший психолог В.Г. Ананьев высказывал

мысль о том, что труд является не только ранней формой развития человека в

филогенезе, но и самой необходимостью в онтогенезе. Не уменьшая значения

игры

в

развитии

ребенка

не

только

ребенка,

но

и

взрослого),

он

утверждает, что реальная жизнь уже маленького ребенка осуществляется не

посредством

игры,

а

в

трудовых

действиях,

даже

элементарных.

С

того

времени, когда перестают кормить ребенка с ложечки (по настоянию самого

же ребенка - Я сам!), ни одна потребность малыша не удовлетворяется без

трудовой

деятельности.

Все

действия

самообслуживания:

кормления,

одевание, уход за собой, за своей комнатой - составляют важные стороны его

повседневной жизни. Ущербом для развития ребенка и его личности, это

выполнение за него действий взрослыми. В сенсомоторных действиях, в

нервно-психическом

и

физическом

напряжении,

в

трудовых

процессах

вырабатывается

система

навыков

и

умений,

которые

лежат

в

основе

трудоспособности - свойства человека как субъекта труда. [4] Труд не только

ранняя и главная основа жизни людей и общества, но и основной фактор

развития их личности. Следует помнить, чтобы развивать личность ребенка

необходимо постоянно организовывать самые различные виды деятельности,

которые способны всесторонне охватить своим влиянием развитие личности.

Каждая деятельность для этого имеет богатые возможности. Игра, учение,

труд, общественная, художественная, спортивная и другие виды деятельности

не заменяют одна другую. Каждая из них имеет неисчерпаемое богатство для

развития личности подрастающего человека. В настоящее время известны

различные подходы к определению деятельности, которые делятся на три

типа:

функциональный,

системно-структурный

и

операционный.

Для

управления деятельностью недостаточно знать, что такое деятельность как

процесс.

Здесь

разумно

использовать

анализ

для

выявления

структуры

деятельности как системы. Такой подход А.Н. Леонтьев называет общим

строением деятельности: человеческая жизнь (в ее высших, опосредованных

психическим

отражением

проявлениях),

отдельные

деятельности

(по

критерию побуждающих их мотивов), действия (процессы, подчиняющиеся

сознательным

целям),

операции

(которые

непосредственно

зависят

от

условий достижения конкретной цели). Сейчас такой подход в понимании

структуры деятельности реализован в исследованиях А.Н. Леонтьева, П.Я.

Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Ю.К. Бабанского, К.К. Платонова, Б.Ф. Ломова,

А.Л.

Журавлева,

А.Ф.

Эсаулова

и

других.

[4]

Учебная

деятельность

заключается в описании наблюдаемого, в поиске ответа на поставленный

вопрос

и

объяснение

наблюдаемых

фактов,

а

также

в

исполнении

намеченного

плана.

Мы

можем

выделить

следующие

модели

учебной

деятельности:

описание,

эвристика,

деятельность

по

предписанию

(эвристическому

и

алгоритмическому),

деятельность

по

алгоритму

такая

последовательность представляет переход от более низкого уровня описания

деятельности

к

более

высокому.

Познание

любого

явления

начинается

с

описания наблюдения за ним. На основе описания находится первоначальная

структура деятельности (эвристика), которая становится основой создания

установки. Алгоритм можно рассматривать как более познанную структуру

деятельности.

[3, c

76]

Процесс

усвоения

знаний,

умений

и

навыков

предполагает

организацию

самостоятельной

познавательной

деятельности

учащихся,

которая

обеспечивает

осознание

структуры

процесса

учебного

познания.

На

начальном

этапе

организации

главная

роль

принадлежит

учителю:

под

его

руководством

происходит

формирование

умения

самостоятельно

выполнять

определенные

задания

познавательной

деятельности.

И

только

при

условии

формирования

первоначальных

познавательных умений может быть переход к формированию более сложных

умений. И при этом управление процессом познания происходит на новом,

более высоком уровне: на уровне самоконтроля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при

организации их активной познавательной деятельности. Для осуществления

этого необходимо формировать мотивы. Самый значимый мотив учения, это

познавательный интерес. Значит, активизацию познавательной деятельности

нужно начать с возбуждения познавательного интереса. Познавательный

интерес - это прочное средство обучения. Классическая педагогика прошлого

утверждала: «Смертельный грех учителя - быть скучным». Поэтому нужно

отдавать предпочтение тем формам и методам, которые привлекут учащихся

к активному добыванию знаний. Для дальнейшей активизации

познавательной деятельности необходимо учитывать то, что надо обеспечить

понимание учащимися материала.

Список литературы

1.

Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к

самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. .

2.

Белявский

И.

В.,

Павлов

Л.

С.

Методика

преподавания

истории

в

школе: Пособие для учителей и студентов. - М.: Гуманит. Изд. Центр

«Поматур», 2016.

3.

Вяземский

Е.Е.,

Стрелова

О.Ю.

Историческое

образование

в

современной России: Справочно - метод. Пособие. - М.: ООО «Русское

с л о в о

-

у ч е б н а я

к н и г а » ,

2 0 1 5

.



В раздел образования