Автор: Гаскарова Айгуль Загитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад комбинированного вида №4 "Елочка"
Населённый пункт: город Дюртюли Республика Башкортостан
Наименование материала: конспект
Тема: "Образовательная деятельность в старшей группе по ознакомлению с национальными инструментами. Знакомство с кураем."
Раздел: дошкольное образование
Образовательная деятельность в старшей группе
по ознакомлению с национальными инструментами.
Знакомство с кураем
.
Программное содержание:
- познакомить детей с национальным музыкальным инструментом – кураем.
Объяснить из чего делается курай, где растет.
- прививать любовь к национальному музыкальному инструменту.
- формировать у детей гуманное отношение к окружающему миру.
Демонстрационный материал: курай-инструмент, курай-растение.
Предварительная работа: чтение «Сказки о курае».
Ход образовательной деятельности
Дети сидят на паласе полукругом. Воспитатель в национальном костюме.
Воспитатель: Һаумыһығыҙ,
балалар! Здравтсвуйте, ребята. Сегодня к нам
пришли гости. Давайте мы поздороваемся и поприветствуем наших гостей.
Физминутка: «Приветствие»
Здравствуй, солнце золотое (растопырить пальчики в разные стороны)
Здравствуй, небо голубое (поднять руки вверх)
Здравствуй, свежий ветерок (покачать руками)
Здравствуй, кучерявый дубок (соединить пальчики над головой, округлив
руки).
Мы живем в родном краю (развести руки в разные стороны).
Я Вас всех люблю (обнять себя руками).
Дети садятся на стульчики.
В.
Ребята,
я
сегодня
хочу
познакомить
вас
с
женским
национальным
костюмом и музыкальным инструментом кураем. Обратите внимание на мой
костюм. Кто мне скажет, чем отличается женский башкирский костюм от
костюмов
других
национальностей?
Да,
здесь
есть
манжеты,
платье
с
оборками,
поверх
надеты
расшитые
монетами
нагрудник
и
камзол
(воспитатель показывает и одновременно показывает элементы костюма).
Давайте все вместе повторим эти слова: монеты-тәңкәләр, камзол-камзул,
нагрудник-түшелдерек.
(несколько
детей
повторяют
отдельно).
Молодцы,
ребята. А сейчас мы подустали и отдохнем немного.
Физминутка: «Ел иҫә»
Ел иҫә-иҫә, иҫә, (ҡулдарҙы өҫкә күлтәреп һелкәйбеҙ)
Ағастарҙы һелкетә.
Ел тына-тына, тына, ( ҡулдарҙы аҫҡа төшөрәбеҙ, сүгәләйбеҙ)
Ағастар үсә лә үсә. (аяҡ осона басып, ҡулдарҙы өскә күлтәрәбеҙ).
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: а теперь посмотрите на стол. (на столе лежит инструмент
курай).
А
какой
этот
музыкальный
инструмент?
(Дети
отвечают)
–
Правильно. Это – башкирский национальный инструмент курай. (Стук в
дверь)
–
Дети,
к
нам
кто-то
в
гости
пришел.
Давайте
откроем
дверь.
Воспитатель заносит растение курай (запись игры на курае).
Воспитатель: кто к нам в гости пришел? Да, это курай. Курай, расскажи
пожалуйста, о себе, дети хотят знать про тебя.
Запись: Здравствуйте, ребята!
Я рос на Южном Урале. Стебель у меня
прямой, высокий, около метра. Тимербай-олатай косил сено, заметил меня,
срезал аккуратно трубочку нужной длины, сделал пять дырочек и заиграл.
Так изготовляют интсрумент –курай.
Воспитатель: Ребята, давайте мы расскажем кураю стихотворения.
1 ребенок
:
Башкирия,
Моя земля и небо
,
Моя любовь, мой соловьиный край!
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай.
2 ребенок:
А мне он пел…
Была ночная степь,
Горел костер,
Маячили зарницы,
Был час,
Когда мы просим друга спеть
И полились причудливые звуки.
3 ребенок: И в этих звуках слышала душа
И нежный смех любви,
И долгий вздох разлуки,
И звон ручья, и шорох камыша…
Все сущее слилось в чудесном хоре:
Играл курай, а пела вся земля.
Курай: спасибо, дети,мне очень понравилось, как вы читали стихи. Но мне
пора идти. До свидания! (слышится тихая мелодия курая).
Воспитаель и дети: До свидания, курай.
Воспитатель: Ребята, о чем мы говорили сегодня с вами?
- кто был у нас в гостях?
-где растет курай?
Расскажите про башкирский женский косюм.
(похвалить детей за хорошие ответы и за активность).
Сказка о курае
Башкирская сказка
В стародавние времена за семью лесами, будто черное пятно на белом
снегу, сказывают, жил коварный и злой хан. И была у того хана странная
привычка - брить голову наголо. И для этого дела каждую неделю приглашал
он молодого джигита. Но ни один из них не возвращался обратно: едва
очередной из них сбривал ханскую голову, как владыка повелевал снести ему
голову. Вся округа жила в страхе и трепете, не зная, как противостоять этим
проделкам хана. И никто не мог перечить злой его воле.
В тех местах, за семью лесами, жили-были старик со старухой, которые
пробавлялись, чем могли. И было у них трое сыновей-джигитов. Сначала хан
велел прибыть к нему старшему из братьев. Тот, как и все другие, не вернулся
обратно в отчий дом. Через неделю пришла очередь среднему из сыновей. Он
тоже не воротился назад. Наконец, дошел черед и до самого младшего из трех
братьев.
Старик со старухой не пьют, не едят от горя. Все, что было в доме
съестного, забрали с собой старшие из сыновей, так что младшему на дорогу
и дать-то было нечего. Но мать есть мать, придумала она, чем снабдить
младшенького: замесила муку из лебеды на своем грудном молоке и испекла
из того теста лепешку. Положил джигит ту лепешку в свою котомку и вышел
в путь-дорогу.
Поднявшись
на
вершину
Ирендыка,
он
в
последний
раз
оглянулся
назад, чтобы взглянуть на те места, где родился и вырос, и душа его сжалась
от
волнения
и
печали.
Глядел
бы
на
холодные
и
прозрачные
ручьи,
на
шумные леса, на тихую гряду Ирендыкских гор, и сам не заметил, как запел
полным голосом.
Преодолев высокие горы, пройдя сквозь густые леса, пройдя вброд
глубокие реки, добрался он наконец до дворца хана. Слуги ханские тут же
новели его к своему владыке. Тот вручил джигиту острый нож и велел
побрить его наголо.
Стоило
хану
снять
с
головы
свою
корону,
как
джигит
замер
в
изумлении: на макушке той головы возвышался козлиный рог!
Все же он не растерялся - быстро и аккуратно обрил голову хана. Когда дело
было сделано, хан сказал джигиту:
- Ты подожди здесь, - и вышел в другую комнату.
Джигит был очень голоден с дороги. Недолго думая, он вынул из котомки
положенную туда матерью лепешку и принялся ее есть. В это самое время
появился хан. А он был не только зол и коварен, но и жаден, поэтому, увидев
в руках джигита странную лепешку, сразу же подумал: «А ведь я никогда в
жизни не пробовал таких лепешек, надо бы хоть откусить от его куска . И у
него сами собой потекли слюни.
- Что ты там ешь? - спросил он. - Отломи и мне кусок от своей лепешки.
Джигит послушно отломил кусок и подал хану. Съел хан поданный кусок и
воскликнул в изумлении:
- Какой вкусный хлеб! Из чего он сделан?
- Эта лепешка из лебеды, - ответил джигит.- Мать испекла ее в своем грудном
молоке.
Растерялся тут хан, думает: «Я съел лепешку, которую его мать испекла
в своем молоке. Выходит, я стал его молочным братом, и поэтому не имею
права проливать его кровь. Но если я его не убью, он будет направо и налево
рассказывать
о
моем
роге.
Что
же
теперь
делать?
Как
выйти
из
такого
положения?»
И
решил
хан
отправить
джигита
в
такое
место,
которое
никогда
глаз
человеческий не видел, ухо людское не слышало, ничья нога туда не ступала:
пусть там умрет своей смертью!
Ханские слуги связали джигита по рукам и ногам, завязали черной
тряпкой ему глаза, взвалили на лошадь и отвезли в непролазную чашу леса.
Жил там джигит, питаясь брусникой, саранкой и всякими прочими ягодами.
Потом он смастерил себе лук со стрелами и стал охотиться на дичь. Ему
удалось подбить крупного зверя, из шкуры которого он сшил себе шубу.
Но как бы то ни было, смертельно тоскливо было ему в том лесу, куда не
ступала
нога
человечья.
Особенно
сильно
тосковал
он
по
отчему
дому.
Иногда в отчаянии он кричал на весь лес: «На лбу у хана есть рог!», но голос
его слышали только звери и птицы. Так и бродил джигит в лесу, не находя
обратной дороги. Однажды лежал он под деревом, подложив камень под
голову, а под себя шубу. И стала вдруг струиться в его уши какая-то дивная
мелодия. Он живо поднялся на ноги и пошел в ту сторону, откуда слышалась
та мелодия.
Голос привел его на вершину серой горы, и тут увидел он под сенью
серебристого
соцветия
стебель
сухого
курая.
Именно
он
испускал
под
дуновением ветра ту удивительную мелодию.
Оторвал джигит стебель вместе с корнем, дунул в полый его ствол, а мелодия
стала еще более сильной и напевной.
Очень обрадовался джигит. Дуя в тот стебель, он постепенно научился
играть на нем знакомые мелодии. И сам стал сочинять новые напевы. И
развеялись его мрачные мысли, а душа обрела спокойствие.
Однажды, играя на курае, джигит и сам не заметил, как оказался в родных
местах - это певучий росток привел его туда! Радости его не было предела.
Сел он на склоне горы и заиграл на своем волшебном ростке. Услышав голос
курая, стали сходиться со всех сторон люди из своих кочевок и яйляу.
Джигит рассказал собравшимся обо всем, что пришлось ему пережить и
испытать. А потом положил свой рассказ на мелодию и сыграл на курае.
Услышав музыкальный его рассказ, прибодрились люди, воспламенился их
гнев на злого хана. Поднялись они все вместе и пошли на дворец хана. Отец
джигита, потерявший двух своих сыновей, держал хана за рог, остальные
били злодея чем придется. Так и забили до смерти.
С
тех
пор
превратился
курай
в
народный
инструмент,
способный
повествовать о радостях и горестях людской жизни.
Инструмент курая.
Цветок с курая.