Напоминание

"Образовательная деятельность в старшей группе по ознакомлению с национальными инструментами. Знакомство с кураем."


Автор: Гаскарова Айгуль Загитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад комбинированного вида №4 "Елочка"
Населённый пункт: город Дюртюли Республика Башкортостан
Наименование материала: конспект
Тема: "Образовательная деятельность в старшей группе по ознакомлению с национальными инструментами. Знакомство с кураем."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Образовательная деятельность в старшей группе

по ознакомлению с национальными инструментами.

Знакомство с кураем

.

Программное содержание:

- познакомить детей с национальным музыкальным инструментом – кураем.

Объяснить из чего делается курай, где растет.

- прививать любовь к национальному музыкальному инструменту.

- формировать у детей гуманное отношение к окружающему миру.

Демонстрационный материал: курай-инструмент, курай-растение.

Предварительная работа: чтение «Сказки о курае».

Ход образовательной деятельности

Дети сидят на паласе полукругом. Воспитатель в национальном костюме.

Воспитатель: Һаумыһығыҙ,

балалар! Здравтсвуйте, ребята. Сегодня к нам

пришли гости. Давайте мы поздороваемся и поприветствуем наших гостей.

Физминутка: «Приветствие»

Здравствуй, солнце золотое (растопырить пальчики в разные стороны)

Здравствуй, небо голубое (поднять руки вверх)

Здравствуй, свежий ветерок (покачать руками)

Здравствуй, кучерявый дубок (соединить пальчики над головой, округлив

руки).

Мы живем в родном краю (развести руки в разные стороны).

Я Вас всех люблю (обнять себя руками).

Дети садятся на стульчики.

В.

Ребята,

я

сегодня

хочу

познакомить

вас

с

женским

национальным

костюмом и музыкальным инструментом кураем. Обратите внимание на мой

костюм. Кто мне скажет, чем отличается женский башкирский костюм от

костюмов

других

национальностей?

Да,

здесь

есть

манжеты,

платье

с

оборками,

поверх

надеты

расшитые

монетами

нагрудник

и

камзол

(воспитатель показывает и одновременно показывает элементы костюма).

Давайте все вместе повторим эти слова: монеты-тәңкәләр, камзол-камзул,

нагрудник-түшелдерек.

(несколько

детей

повторяют

отдельно).

Молодцы,

ребята. А сейчас мы подустали и отдохнем немного.

Физминутка: «Ел иҫә»

Ел иҫә-иҫә, иҫә, (ҡулдарҙы өҫкә күлтәреп һелкәйбеҙ)

Ағастарҙы һелкетә.

Ел тына-тына, тына, ( ҡулдарҙы аҫҡа төшөрәбеҙ, сүгәләйбеҙ)

Ағастар үсә лә үсә. (аяҡ осона басып, ҡулдарҙы өскә күлтәрәбеҙ).

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: а теперь посмотрите на стол. (на столе лежит инструмент

курай).

А

какой

этот

музыкальный

инструмент?

(Дети

отвечают)

Правильно. Это – башкирский национальный инструмент курай. (Стук в

дверь)

Дети,

к

нам

кто-то

в

гости

пришел.

Давайте

откроем

дверь.

Воспитатель заносит растение курай (запись игры на курае).

Воспитатель: кто к нам в гости пришел? Да, это курай. Курай, расскажи

пожалуйста, о себе, дети хотят знать про тебя.

Запись: Здравствуйте, ребята!

Я рос на Южном Урале. Стебель у меня

прямой, высокий, около метра. Тимербай-олатай косил сено, заметил меня,

срезал аккуратно трубочку нужной длины, сделал пять дырочек и заиграл.

Так изготовляют интсрумент –курай.

Воспитатель: Ребята, давайте мы расскажем кураю стихотворения.

1 ребенок

:

Башкирия,

Моя земля и небо

,

Моя любовь, мой соловьиный край!

Мне жаль того,

Кто здесь ни разу не был,

Мне жаль того,

Кому не пел курай.

2 ребенок:

А мне он пел…

Была ночная степь,

Горел костер,

Маячили зарницы,

Был час,

Когда мы просим друга спеть

И полились причудливые звуки.

3 ребенок: И в этих звуках слышала душа

И нежный смех любви,

И долгий вздох разлуки,

И звон ручья, и шорох камыша…

Все сущее слилось в чудесном хоре:

Играл курай, а пела вся земля.

Курай: спасибо, дети,мне очень понравилось, как вы читали стихи. Но мне

пора идти. До свидания! (слышится тихая мелодия курая).

Воспитаель и дети: До свидания, курай.

Воспитатель: Ребята, о чем мы говорили сегодня с вами?

- кто был у нас в гостях?

-где растет курай?

Расскажите про башкирский женский косюм.

(похвалить детей за хорошие ответы и за активность).

Сказка о курае

Башкирская сказка

В стародавние времена за семью лесами, будто черное пятно на белом

снегу, сказывают, жил коварный и злой хан. И была у того хана странная

привычка - брить голову наголо. И для этого дела каждую неделю приглашал

он молодого джигита. Но ни один из них не возвращался обратно: едва

очередной из них сбривал ханскую голову, как владыка повелевал снести ему

голову. Вся округа жила в страхе и трепете, не зная, как противостоять этим

проделкам хана. И никто не мог перечить злой его воле.

В тех местах, за семью лесами, жили-были старик со старухой, которые

пробавлялись, чем могли. И было у них трое сыновей-джигитов. Сначала хан

велел прибыть к нему старшему из братьев. Тот, как и все другие, не вернулся

обратно в отчий дом. Через неделю пришла очередь среднему из сыновей. Он

тоже не воротился назад. Наконец, дошел черед и до самого младшего из трех

братьев.

Старик со старухой не пьют, не едят от горя. Все, что было в доме

съестного, забрали с собой старшие из сыновей, так что младшему на дорогу

и дать-то было нечего. Но мать есть мать, придумала она, чем снабдить

младшенького: замесила муку из лебеды на своем грудном молоке и испекла

из того теста лепешку. Положил джигит ту лепешку в свою котомку и вышел

в путь-дорогу.

Поднявшись

на

вершину

Ирендыка,

он

в

последний

раз

оглянулся

назад, чтобы взглянуть на те места, где родился и вырос, и душа его сжалась

от

волнения

и

печали.

Глядел

бы

на

холодные

и

прозрачные

ручьи,

на

шумные леса, на тихую гряду Ирендыкских гор, и сам не заметил, как запел

полным голосом.

Преодолев высокие горы, пройдя сквозь густые леса, пройдя вброд

глубокие реки, добрался он наконец до дворца хана. Слуги ханские тут же

новели его к своему владыке. Тот вручил джигиту острый нож и велел

побрить его наголо.

Стоило

хану

снять

с

головы

свою

корону,

как

джигит

замер

в

изумлении: на макушке той головы возвышался козлиный рог!

Все же он не растерялся - быстро и аккуратно обрил голову хана. Когда дело

было сделано, хан сказал джигиту:

- Ты подожди здесь, - и вышел в другую комнату.

Джигит был очень голоден с дороги. Недолго думая, он вынул из котомки

положенную туда матерью лепешку и принялся ее есть. В это самое время

появился хан. А он был не только зол и коварен, но и жаден, поэтому, увидев

в руках джигита странную лепешку, сразу же подумал: «А ведь я никогда в

жизни не пробовал таких лепешек, надо бы хоть откусить от его куска . И у

него сами собой потекли слюни.

- Что ты там ешь? - спросил он. - Отломи и мне кусок от своей лепешки.

Джигит послушно отломил кусок и подал хану. Съел хан поданный кусок и

воскликнул в изумлении:

- Какой вкусный хлеб! Из чего он сделан?

- Эта лепешка из лебеды, - ответил джигит.- Мать испекла ее в своем грудном

молоке.

Растерялся тут хан, думает: «Я съел лепешку, которую его мать испекла

в своем молоке. Выходит, я стал его молочным братом, и поэтому не имею

права проливать его кровь. Но если я его не убью, он будет направо и налево

рассказывать

о

моем

роге.

Что

же

теперь

делать?

Как

выйти

из

такого

положения?»

И

решил

хан

отправить

джигита

в

такое

место,

которое

никогда

глаз

человеческий не видел, ухо людское не слышало, ничья нога туда не ступала:

пусть там умрет своей смертью!

Ханские слуги связали джигита по рукам и ногам, завязали черной

тряпкой ему глаза, взвалили на лошадь и отвезли в непролазную чашу леса.

Жил там джигит, питаясь брусникой, саранкой и всякими прочими ягодами.

Потом он смастерил себе лук со стрелами и стал охотиться на дичь. Ему

удалось подбить крупного зверя, из шкуры которого он сшил себе шубу.

Но как бы то ни было, смертельно тоскливо было ему в том лесу, куда не

ступала

нога

человечья.

Особенно

сильно

тосковал

он

по

отчему

дому.

Иногда в отчаянии он кричал на весь лес: «На лбу у хана есть рог!», но голос

его слышали только звери и птицы. Так и бродил джигит в лесу, не находя

обратной дороги. Однажды лежал он под деревом, подложив камень под

голову, а под себя шубу. И стала вдруг струиться в его уши какая-то дивная

мелодия. Он живо поднялся на ноги и пошел в ту сторону, откуда слышалась

та мелодия.

Голос привел его на вершину серой горы, и тут увидел он под сенью

серебристого

соцветия

стебель

сухого

курая.

Именно

он

испускал

под

дуновением ветра ту удивительную мелодию.

Оторвал джигит стебель вместе с корнем, дунул в полый его ствол, а мелодия

стала еще более сильной и напевной.

Очень обрадовался джигит. Дуя в тот стебель, он постепенно научился

играть на нем знакомые мелодии. И сам стал сочинять новые напевы. И

развеялись его мрачные мысли, а душа обрела спокойствие.

Однажды, играя на курае, джигит и сам не заметил, как оказался в родных

местах - это певучий росток привел его туда! Радости его не было предела.

Сел он на склоне горы и заиграл на своем волшебном ростке. Услышав голос

курая, стали сходиться со всех сторон люди из своих кочевок и яйляу.

Джигит рассказал собравшимся обо всем, что пришлось ему пережить и

испытать. А потом положил свой рассказ на мелодию и сыграл на курае.

Услышав музыкальный его рассказ, прибодрились люди, воспламенился их

гнев на злого хана. Поднялись они все вместе и пошли на дворец хана. Отец

джигита, потерявший двух своих сыновей, держал хана за рог, остальные

били злодея чем придется. Так и забили до смерти.

С

тех

пор

превратился

курай

в

народный

инструмент,

способный

повествовать о радостях и горестях людской жизни.

Инструмент курая.

Цветок с курая.



В раздел образования