Напоминание

"Построение процесса обучения истории и обществознанию на основе интеграции современных образовательных технологий: технология развития критического мышления и проблемного обучения"


Автор: Фомина Светлана Витальевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ "Вандышевская СОШ"
Населённый пункт: деревня Вандышевка, Уйский район, Челябинская область
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Построение процесса обучения истории и обществознанию на основе интеграции современных образовательных технологий: технология развития критического мышления и проблемного обучения"
Раздел: среднее образование





Назад




«Построение процесса обучения истории и

обществознанию на основе интеграции современных

образовательных технологий: технология развития

критического мышления и проблемного обучения»

Автор: Фомина Светлана Витальевна

(МКОУ «Вандышевская СОШ» Уйский район Челябинской области)

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то в жизни он всегда будет только подражать,

копировать, так как мало таких, которые бы,

научившись копировать, умели сделать

самостоятельное приложение этих сведений».

Л.Н. Толстой

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со

временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в

образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна

готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.

Поэтому сегодня не столько важно дать ребенку как можно больший багаж

зн а н и й ,

с кол ь ко обеспечить

его

общекультурное,

личностное

и

познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение

учиться.

По

сути,

это

и

есть

главная

задача

новых

образовательных

стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего

среднего образования.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, мы задаем себе одни и

те же вопросы:

– как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

– какой учебный материал подобрать и какой дидактической обработке

его подвергнуть;

– какие методы и средства обучения выбрать;

– как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;

как

сделать,

чтобы

взаимодействие

всех

компонентов

привело

к

системе знаний, умений и навыков.

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных

поисков,

необходимо

организовать

эти

поиски,

управлять

учащимися,

развивать их познавательную деятельность. Деятельностный подход к жизни

вообще

и

к

обучению

в

частности

является

значительным

достижением

психологии. Известный психолог Леонтьев говорил, что человеческая жизнь-

это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как

передача

информации

от

учителя

к

ученику,

считают

психологи,

противоречит

самой

природе

человека

только

через

собственную

деятельность каждый познает мир. Несоответствие между деятельностью,

диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе,

рождает

актуальную

социальную

проблему:

неподготовленно сть

выпускников к самостоятельной жизни и работе. Общество, в котором они

живут,

очень

отличается

от

общества,

в

котором

выросли

мы,

решения,

которые им предстоит принимать, не могут определяться только прошлым.

Необходимо у каждого ученика сформировать новый стиль мышления,

для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание

внутренней

многозначности

позиций

и

точек

зрения,

альтернативности

принимаемых решений.

Чтобы научить ребёнка мыслить по новому, я использую в комплексе

технологию развития критического мышления и проблемную технологию.

Рассмотрим

основные

наиболее

часто

применяемые

мною

приёмы

данных технологий.

“Концептуальная таблица” используется, когда необходимо провести

сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. Таблица строится

так:

по

горизонтали

располагается

то,

что

подлежит

сравнению,

а

по

вертикали

различные

черты

и

свойства,

по

которым

это

сравнение

происходит. В зависимости от цели, поставленной на уроке, таблица может

заполняться учащимися на уроке или дома, постепенно или вся целиком как

результат

обобщения.

Затем

проводим

обсуждение

правильности

заполненного

материала,

уточнение,

дополнение,

исправление;

сравнение

сил.

В дальнейшем учащиеся при составлении таблиц могут сами выбирать

объекты сравнения или линии сравнения (Приложение 2)

Категория сравнения

Категория сравнения

Категория сравнения

Факты

Факты

«Сводная

таблица»

помогает

систематизировать

информацию,

проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит

эта таблица просто: Средняя колонка называется "линией сравнения". В ней

перечислены те категории, по которым мы предполагаем, сравнивать какие-то

явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от

"линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить

Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только

отличительные

признаки

объектов,

но

и

позволяют

быстрее

и

прочнее

запоминать

информацию.

Составление

сравнительных

таблиц

можно

использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии

вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после

работы

с

текстом

у

детей

могут

возникнуть

исправления,

которые

выполняются ручкой.

Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее

задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке. При

использовании

приема

"Сводная

таблица"

желательно,

чтобы

линий

сравнения было не меньше трех, но и не больше шести. Такое количество

позиций легче удержать в памяти. Нужно обязательно задавать вопросы тем,

кто составлял таблицу. Эти вопросы должны быть интересны. Дети старших

классов

обязательно

должны

выделять

линию

сравнения

сами,

так

как

работать

по

навязанному

сценарию

не

интересно.

Гораздо

интереснее

опираться на то, что придумал сам (Приложение 3)

Тема 1

Тема 2

Линия сравнения

Тема 3

Тема 4

Прием «Составление кластера» (Приложение 4)

Прием "Кластеры" использую как на стадии вызова, так и на стадии

рефлексии, т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения

темы или формой систематизирования информации при подведении итогов. В

зависимости от цели организую индивидуальную самостоятельную работу

учащихся

или

коллективную

в

виде

общего

совместного

обсуждения.

Например,

задание:

составьте

кластер

к

слову

«Социальная

норма»

(обществознание 9 класс, тема «Право в системе социальных норм») или

«Оттепель»

(история

9,11

класс).

Обучающиеся

выписывают

все

слова,

которые у них ассоциируются с данным словом.

Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь

на тех знаниях, которые они имеют на начало урока. Затем читают параграф

учебника, они продолжают работу по составлению кластера, это позволит

сделать кластер более полным.

Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их,

учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык

одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при

решении жизненных проблем.

Как можно объединить технологию развития критического мышления и

проблемного обучения на уроках истории и обществознания?

В своей практике я использую лично – значимые проблемные ситуации,

э т о

– создание

ситуаций

эмоционального

включения

обучающегося

в

проблемную деятельность, учитывающих интересы ученика, его желания,

потребности, возможности и проявляющиеся в наличии у него проблемных

вопросов. Лично – значимые проблемные ситуации помогают решить многие

педагогические

задачи: развитие

личностных

качеств,

самостоятельный

поиск новой информации, воспитание активной личности, формирование

инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству, прочность

усвоения знаний, решение проблемы психологического комфорта на уроках.

Как

создать

такую

ситуацию? В

основе

постановки

проблемных

ситуаций должны лежать ценности:

формирование

и

развитие

личности,

знание,

самосознание,

самоактуализация,

сотрудничество,

взаимопомощь,

общение

в

учебной

деятельности, лидерство, успех;

формирование

и

развитие

жизненных

ценностей:

счастливая

семейная жизнь, воспитание детей, полноценное приобщение к культуре,

познание

самого

себя

или

«Я-концепция»,

развитие

своих

способностей,

полноценное

общение

с

людьми,

успешная

политическая

карьера,

профессиональная деятельность, достижение материального благополучия.

Для

решения

ЛЗПС

в

виде

выполнения

творческой

работы

применяются те же приемы, что и при технологии развития критического

мышления: кластер, схемы, таблицы, тезисный план урока. Лично – значимые

проблемные

ситуации

позволяют

развивать

творческие

способности,

образное и творческое мышление, направлены на успех.

Как

показывает

опыт

практической

работы,

лично-значимые

проблемные ситуации могут использоваться по всему курсу истории

и

обществознания.

Но

наибольшую

эффективность

постановка

и

решение

ЛЗПС дает в 7-8 классах (возможности применения ЛЗПС в преподавании

истории в 7-8 классах представлены в Приложении 5)

Знания,

полученные

в

результате

решения

лично

значимой

проблемной

задачи,

твердо

усваиваются,

так

как

дети

добывали

их

самостоятельно, а не получали в готовом виде.

Рассмотрим примеры интеграции технологий при проведении уроков

истории и обществознания.

«Отечественная война 1812 года», 8 класс (Приложение 6). Стадия

вызова:

отрывок

из

произведения

М.Ю.Лермонтова

«Бородино».

Стадия

осмысления – постановка проблемного вопроса «Главная причина поражения

Наполеона

в

России,

по

мнению

историка

Е.В.Тарле

«…

была

ошибка,

происходящая от полного незнания и непонимания русского народа»

Прав

ли

был

историк?» и

решение

его

в

процессе

выполнения

творческих заданий. Рефлексия – возврат к проблемному вопросу и оценка

своей деятельности.

«Положение основных слоев общества», 8 класс. Стадия вызова –

Лично – значимая проблема «Повседневная жизнь человека изменяется в

зависимости не только от его индивидуальности, но и от тех преобразований,

которые происходят в индустриальном обществе». Стадия осмысления –

постановка

и

решение

проблемного

вопроса

в

процессе

выполнения

творческого задания – составление кластера «Основные слои общества».

Рефлексия – возврат к лично – значимой проблеме вопросу и оценка своей

деятельности.

«Внешняя

политика

Александра III»,

8

класс.

Стадия

вызова

проблемная ситуация «Как слова Александра III: «Когда русский царь удит

рыбу,

Европа

может

подождать»

характеризуют

особенности

внешней

политики

конца XIX века?». Стадия осмысления – работа в группах

по

направлениям внешней политики и составление сводной таблицы. Стадия

рефлексии – возврат к проблемному вопросу и оценивание своего вклада в

решение задачи урока.

«Образование СССР», 9 класс.

Стадия вызова – проблемный вопрос

«Почему образование СССР, по мнению историков, имело неоднозначные

последствия». Стадия осмысления – работа с документами (альтернативные

варианты образования СССР), текстом п.19, выполнение творческого задания

– составление кластера или схемы (по выбору). Стадия рефлексии – Стадия

рефлексии – возврат к проблемному вопросу и оценивание своего вклада в

решение задачи урока.

«Восстановление

экономики

после

ВО

войны»,

9

класс.

Стадия

вызова – формулировка темы урока «Цена восстановления: подвиг народа».

Ученикам предлагается доказать или опровергнуть данное высказывание.

Стадия осмысления – работа с творческими заданиями рабочей тетради к

учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: XX- начало XXI

века». Стадия рефлексии – возврат к формулировке темы урока и оценивание

своего вклада в решение задачи урока.

«Оттепель»

в

духовной

жизни»,

9

класс.

Стадия

вызова

составление

кластера

из

слов

ассоциаций

на

слово

«оттепель».

Стадия

осмысления – работа в группах, заполнение таблицы:

Направления

Характер изменений

З н ач е н и е

и з м е н е н и й

д л я

дальнейшего развития страны

Литература

Искусство

Наука

Образование

Стадия рефлексии – обсуждение результатов, и возврат к кластеру. Д/з

может быть творческим: на основе таблицы составить кластер по одному из

направлений или по всей теме.

«Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности», 8

класс. Тема урока может быть сформулирована по первому пункту параграфа

«Земля выбрасывала своих детей». Стадия вызова – постановка лично –

значимой проблемы «Возможность эмиграции для решения экономических

проблем существовала прежде и существует теперь, но следует понимать, что

этот шаг необязательно влечет за собой успех, а также ведет к разлуке с

родиной и своими близкими» или « Немецкий ученый Вернер Зомбарт назвал

XIX в. временем, когда «земля выбрасывала своих детей». Как вы думаете,

какие процессы, происходящие в обществе, заставили его дать такую оценку

эпохе?

Согласны

ли

вы

с

такой

оценкой?

Если

нет,

предложите

другой

вариант».

Стадия осмысления – заранее подготовленные сообщения детей по

материалу параграфа или работа в группах, выполнение творческих заданий

(Как вы думаете, почему появление среднего класса считается признаком

стабильности

общества?

Подумайте,

как

индустриальная

революция

повлияла на социальную структуру западноевропейского общества. Чем вы

можете

объяснить

то,

что

в

XIX в. урбанизация

стала

одной

из

сторон

процесса

модернизации?

Как

вы

понимаете

следующее

высказывание

философа Карла Ясперса: «...Жизнь в среде, отчасти созданной им самим,

является

признаком

самой

сущности

человека...

Он

утверждает

свою

реальность по мере того, как расширяет свою среду»? Какие, на ваш взгляд,

результаты

человеческой

деятельности

в

XIX в. оказали

влияние

на

повседневную жизнь человека не только того времени, но и современной

эпохи?). Стадия рефлексии – возврат к проблемному вопросу в начале урока:

Согласны ли вы с такой оценкой? Если нет, предложите другой вариант.

«Международные отношения: дипломатия или войны?», 8 класс.

Сама тема урока предполагает решение проблемного вопроса, поэтому на

данном уроке стадия вызова это и есть формулировка темы урока. Затем в

течение урока дети самостоятельно доказывают или опровергают данное

высказывание,

приходят

к

выводу

что,

международные противоречия,

сложившиеся

на

рубеже XIX—XX

вв.,

наиболее

опасные,

и

решение

возможно как с помощью силы, так и дипломатии. Для себя делают вывод о

необходимости достижения компромиссов в повседневной жизни (стадия

рефлексии).

Лично – значимая проблемная ситуация помогла учащимся 7 класса

лучше понять материал урока по теме: «Причины и начало революции в

Англии». В ходе работы над проблемным вопросом «Сделайте вывод, в чем

заключался

корень

противоречий,

существовавших

между

королями

и

значительной частью общества в Англии в XVII в. «Итак, монархия есть

подобие

божественной

власти.

Во-первых,

ее

основание

заключено

в

Священном Писании, во-вторых, она проистекает из древнего права нашего

королевства, и, в-третьих, она коренится в законе природы... Титул короля

божественного происхождения, поскольку короли только Богом посажены и

только перед ним отчитываются за свои дела»,— заявлял Карл I» ребята

пришли к выводу что, успех деятельности человека зависит от черт его

характера, в том числе и от умения пойти на компромисс, если этого требуют

важные обстоятельства.

Сословный быт, обычаи и нравы в XVII веке, 7 класс (Приложение 7)

Вызов – постановка проблемного вопроса: «Как вы думаете, современные

люди живут одинаково, или в их жизни есть различия?: Почему люди живут

по-разному, с чем связаны различия в жизни людей? Насколько значимы

были эти различия, и было ли что-то общее в жизни людей разных сословий в

17 веке? Стадия осмысления –

работа со сводной таблицей. Учитель на

доске, а ребята в тетради чертят таблицу и записывают названия колонок. В

качестве

названий

колонок

учитель

предлагает

взять

названия

сословий,

добавив к ним царя и его семью, центральная колонка называется «Линии

сравнения».

Ц а р ь

и

е г о

семья

Бояре и дворяне

Линии

сравнения

Посадский

люд

Крестьян

е

После подготовки таблицы учитель предлагает подумать над линиями

сравнения,

т.е.,

что

можно

сравнить

у

разных

сословий.

Предложения

учащихся учитель записывает на доске в центральную колонку таблицы.

Когда прозвучат все предложения, линии сравнения обсуждаются, чтобы

выявить наиболее значимые, при необходимости учитель может добавить

недостающие. Класс делится на 4 группы: 1) царская семья 2) бояре и

дворяне –3) посадский люд, 4) крестьянство. Каждая группа работает со

своим текстом (это не только текст параграфа, но и документы в конце

параграфа) – читает и находит информацию для своей колонки в таблице.

После завершения работы каждая группа называет найденную информацию и

по ходу выступлений заполняется сводная таблица. Рефлексия – Оказывается

в ΧVΙΙ веке … Я понял, что … Современные люди … Несмотря на то, что

прошло столько лет … Я думаю, что различия между сословиями …

«Семья и брак: правовые основы», 11класс (Приложение 8). Вызов –

просмотр фрагмента мультфильма

«Сказка о царе Салтане» или чтение

отрывка, составление кластера «СЕМЬЯ – ЭТО…». Стадия осмысления –

работа в группах с фрагментами Семейного кодекса, обобщение результатов.

Рефлексия – возвращение к кластеру и постановка новой проблемы, через

миниатюру «Любовь бывает разная…».

"Трудовой

договор

(контракт)",

11

класс (Приложение 9). Стадия

вызов

– Подумайте,

что

вы

уже

знаете

о

трудовом

договоре?

Свои

соображения запишите кратко в таблицу, которая есть на столе в раздаточном

материале у каждого ученика. Заполните первую колонку.

Знаю

Желаю узнать

Узнал(а)

Стадия

осмысления: В

каком

нормативно

-

правовом

акте

можно

почерпнуть знания о трудовом договоре? Назвать источники трудового права.

Учащиеся

перечисляют

источники

трудового

права,

среди

них

должен

прозвучать Трудовой кодекс РФ. Работа на уроке будет основана на изучении

статей Трудового кодекса РФ. Рефлексия – возврат к таблице: сделать записи

в третью колонку "Узнал",

все то, что они нового узнали на уроке. По

желанию учащихся, они озвучивают свои записи. Важно обратить внимание

на следующее, получили или нет, они ответы на вопросы, которые они

сформулировали при заполнении колонки "Желаю узнать".

Таким

образом, технологии

развития

критического

мышления

и

проблемного

обучения

хорошо

сочетаются

и

с

использованием

традиционных

методов

обучения,

и

компьютерных

технологий.

Использование

описанных

технологий

обучения

в

сочетании

с

информационно-компьютерными

технологиями

позволяет

добиваться

хороших результатов. Синтез технологий с ИКТ предоставляет возможность

учителю использовать не только уже имеющиеся приёмы и методы, но и

самостоятельно их создавать.



В раздел образования