Автор: Водянникова Анна Владимировна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 74 "Винни - Пух"
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: "Психологические основы стандартов дошкольного образования"
Раздел: дошкольное образование
Статья
«Психологические основы стандартов дошкольного образования».
В основу модернизации дошкольного образования и стандартов, лежащих в ее
основании, заложены «вечные» и неизменные законы психического и личностного
развития
детей
дошкольного
возраста
и
культурно-историческая
концепция
Л.С.Выготского.
Зачем современному ребенку в России нужен детский сад? Что приобретают //
должны приобретать дети в детском саду?
С точки зрения личностного развития ребенка особую значимость представляет
общение. Ребенок в детском саду согласно законам психического развития должен
учиться общаться , взаимодействовать с разными взрослыми и детьми, освоить разные
позиции и роли в процессе общения, приобрести опыт совместной и коллективной
деятельности. Все это строится на уже сложившейся индивидуальной деятельности
ребенка.
На
определенном
этапе
развития
индивидуальная
д е я т е л ь н о с т ь
трансформируется в совместную деятельность детей и их общение. Именно общение
обеспечивает ребенку культурное развитие. то, чему человек учится и что осваивает,
необходимо
для
того,
чтобы
управлять
собственными
психическими
процессами,
своим поведением и своей психикой. Культурный человек – это человек, умеющий
управлять
самим
собой,
собственной
деятельностью.
Становление
детской
самостоятельности
и
инициативности
и
ответственности
т.
е
формирование
умения учиться, рассматривается как ведущая ценность.
Итак, система образования, построенная с учетом соответствующих стандартов,
должна обеспечивать ребенку культурное развитие, а это значит, что в программах и
стандартах должны быть предусмотрены все необходимые условия для полноценного
общения
ребенка
с
окружающими.
Обучение,
нацеленное
на
формирование
способности к управлению собственными поведением и деятельностью всегда будет
иметь
развивающий
характер.
Такое
обучение
предполагает,
что
его
основным
результатом является развитие, а не пусть даже очень важные – знания, умения и
навыки.
Парадигмы
построение
системы
образования.
Известны
две
прямо
противоположные
парадигмы
построения
системы
образования.
В
одной
из
них
главным
субъектом
образовательного
процесса
является
общество.
Для
ребенка
общество
представлено
взрослым
человеком.
Взрослые
знают,
чему
надо
учить
ребенка, что он должен знать и уметь на разных ступенях образования. Они, по
образному выражению А.В. Запорожца, тянут ребенка за уши, чтобы он скорее вырос
и развился. Результат таких усилий также был сформулирован А.В. Запорожцем:
ребенок остается маленьким, а уши у него становятся большими.
Другая, прямо противоположная парадигма построения системы образования
связана с созданием особых условий, в которых ребенок может не только реализовывать
свой уровень актуального, уже состоявшегося развития, но и быть выше самого себя,
пусть хотя бы на какое-то ограниченное время. Это возможно тогда, когда ребенок
как бы сидит (или стоит) на плечах взрослого. Он в этом случае, по словам Л.С.
Выготского, находится в зоне своего ближайшего развития, т.е. то, что сегодня ребенок
делает при помощи взрослого или более развитого сверстника, завтра он сумеет
сделать самостоятельно.
Ориентируясь
на
эту
парадигму,
можно
сказать,
что
развитие
системы
дошкольного
образования предполагает
создание
развивающей
образовательной
среды; причем, чем более эффективной и полноценной будет эта среда, тем более
совершенной будет система дошкольного образования.
Что является психологическими основами развития системы дошкольного
образования.
1
. Целостное
представление
о
ребенке
дошкольного
возраста.
Формируя
определенный
навык
или
умение,
очень
важно
ориентироваться
на целостное
представление о ребенке и учитывать психологические закономерности развития в
конкретном
возрастном
периоде.
Целостное
представление
связано
с
психологическими особенностями и характеристиками детей дошкольного возраста.
2. Представление о целостной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста.
Ребенок получает знания не только в образовательной деятельности, но и в свободных
видах
деятельности,
развлекательных
мероприятиях.
Важно
взаимодействие,
сотрудничество
семьи
и
образовательного
учреждения,
учет
всех
аспектов
жизнедеятельности ребенка.
3. Представление об индивидуальных траекториях развития в дошкольном периоде
детства. Дошкольники так же не похожи друг на друга, как и взрослые, и
их
непохожесть далеко не всегда надо объяснять отсутствием
способностей, болезнью,
избалованностью или другими
подобными причинами. Чем больше проявляется и
развивается
индивидуальность детей, тем более эффективна система
дошкольного
образования.
То, что хорошо для одного ребенка (система обучения, похвала,
способ
оценки и поощрения и т.п.), совсем не годится для
другого.
Помимо
психологических
оснований,
способствующих
развитию
системы
дошкольного
образования,
следует выделить
психологические
закономерности
развития ребёнка.
Психологические закономерности развития ребёнка
1. Своеобразие детского мышления.
2. Детская непосредственность, ситуативность и непроизвольность поведения.
3. Ребенок живет эмоциями.
4. Целостность психики и мировосприятия.
Программа, способствующая развитию дошкольника, должна охватывать всю его
жизнедеятельность, а не сводиться к традиционному набору деятельностей и занятий.
Эмоции – центральная психическая функция дошкольного периода развития.
Любое содержание, которое используется в образовательных программах для развития
ребенка, должно
находить
у
него
эмоциональный
отклик,
а
предусмотренные
образовательными программами знания быть востребованными самими детьми.
Вам надо не учить, а делать так, чтобы ребенок захотел научиться.
В
жизни
детей
должно
быть много
сюрпризных
моментов на
протяжении
каждого дня, а не только во время праздников. Это будет способствовать тому, чтобы
дети захотели поиграть в то, что случилось, нарисовать то, что их впечатлило, обсудить
это, рассказать об этом родителям.
Очень важное место в плане развития детей дошкольного возраста занимает
специально организованная рефлексия того, что с ними произошло. Это может быть
общий разговор, игра в то, как мы веселились на празднике, рисунок, отражающий
свои
впечатления,
планирование
следующего
праздника,
в
котором
хочется
использовать наиболее понравившееся моменты уже прошедшего, и т.п.
Не надо учить детей и не надо их воспитывать, а надо жить вместе с ними
интересной, в том числе для вас самих, содержательной жизнью.
Итак, ребенок должен научиться управлять своими эмоциями. Можно сказать,
что
это
является
целевой
направленностью
образовательных
стандартов
ДО.
Рассмотрим 3 условия, достижения этой цели:
Условия
достижения
основной
психологической
цели
дошкольного
образования
:
Первое условие связано с тем, что развивающее образование детей дошкольного
возраста не может быть построено без участия семьи.
Второе условие касается особенностей обучения детей дошкольного возраста.
Л.С. Выготский выделял два вида обучения: спонтанный, когда человек учится по
собственной
программе, и реактивный, когда он способен учиться по программе
другого. Дошкольник учится спонтанно. Он учится тому, что считает нужными и
интересным. Если обучение строится по собственной программе ребенка, то тогда
ребенок развивается в процессе данного обучения. Взрослый должен придумывать
такие ситуации, в которых у дошкольника возникает мотив обучения. Тогда с внешней
стороны
мы
имеем
картину
реактивного
обучения,
идущего
от
взрослого,
а
с
психологической
стороны
это
будет
спонтанное
обучение,
так
как
оно
отражает
интересы
ребенка.
Главная
задача
взрослого -
сформировать
у
малыша мотивы
обучения.
Третье
условие
касается становления
и
развития
детской
игры
–
ведущей
деятельности
в
дошкольном периоде. Постановка
игры
в
центр
образовательных
программ для дошкольников предполагает использование игровых форм обучения.
Игра обеспечивает развитие волевых качеств личности ребёнка, реализацию
произвольного
поведения.
Ребенок
сам
решает,
играть
ему
или
не
играть,
реализовывать свои личные желания и интересы или подчинять их правилам игры.
Опираясь на идею Л.С. Выготского о том, что во всякой игре есть правило, что в игре
ребенок, с одной стороны, свободен, а с другой – его свобода относительная, он
подчиняется правилам и законам игры. Таким образом, в игре ребенок подчиняется
определенным правилам. И в то же время он добровольно и свободно участвует в
игре. Желая принять в ней участие, ребенок соглашается вести себя и действовать не
так, как хочется, а так, как предписывают правила.
Поэтому перед взрослыми, обучающими детей дошкольного возраста, стоят две
в чем-то противоположные задачи: создать условия для развития волевой сферы, т.е.
способности подчинять свое поведение и психические функции определенным законам
и
правилам,
и
вместе
с
тем
обеспечить
ребенку
возможность
и
условия
для
свободного действия. Это значит, что нужно сделать так, чтобы внешние правила и
предписания трансформировались во внутренние, собственные правила ребенка.
Обе эти задачи вполне успешно решаются в детской игре в ее разных видах и
формах.
Следует
отметить
одно
обстоятельство,
существенно
значимое
для
совершенствования
системы
дошкольного
образования,
и
связано
оно
с
целенаправленным
созданием
условий
и
ситуаций,
в
которых
ребенок
мог
бы
проявить волевое усилие.
Не следует думать, что, решая за ребенка трудные задачи или находя выход из
проблемных ситуаций, взрослый действительно помогает малышу и делает его более
счастливым. Ребенок по-настоящему радуется тогда, когда сумел преодолеть себя.
Поэтому ориентация в дошкольном возрасте на то, что ребенку нравится, абсолютно
не
годится.
Как
правило,
то,
что
нравится,
не
требует
усилий.
Поэтому
надо
заниматься как раз тем, что не получается, что трудно. Но это возможно делать,
ориентируясь на следующую закономерность: надо помогать ребенку осмысливать
свои волевые усилия.
Стандарты дошкольного образования, и программы, построенные на их основе,
до в значительной степени представляет интересы ребёнка. И направлены на создание
условий, способствующих становлению и полноценному развитию психики, личности
и эмоциональной сферы ребенка в дошкольном возрасте.