Авторы: Амирова Оксана Валерьевна, Шмелева Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МОУ Центр развития ребенка №13
Населённый пункт: Волгоградская область, г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: дошкольное образование
ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ
РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Амирова О.В.
Шмелева Т.А
Воспитатели высшей категории
МОУ Центр развития ребенка №13
Г. Волгоград
С самых ранних лет ребенок сталкивается с произведениями русского
народного
творчества,
которые
представляют
собой
сказки,
пословицы,
поговорки,
потешки,
песни,
а
также
многое
другое.
Устное
народное
творчество
является
могучим
действенным
катализатором
умственного,
нравственного, эстетического, а также речевого развития дошкольника. Речь
играет огромную роль во всестороннем и целостном развитии ребенка, а
также
способствует
более
успешной
социальной
адаптации
среди
сверстников.
Речевая
деятельность
необходима
для
совместной
работы,
согласования
действий,
для
познания
окружающего
мира,
а
также,
что
немало важно, для становления личности ребенка. Именно в произведениях
народного
фольклора
содержатся
идеальные
образцы
ритмичной
речи,
а
также отражается вся красота и богатство родного языка, которые прекрасно
служат для развития и обогащения речи детей. Остановимся поподробнее на
том,
как
именно
особенности
русского
народного
творчества
влияют
на
становление речи дошкольника.
Одним из основных жанров русского народного творчества является
сказка
–
вымысел
волшебного,
авантюрного
или
бытового
содержания.
Данный
жанр
содержит
такие
средства
выразительности
как,
эпитеты,
метафоры, сравнения, а также яркие образы, которые дополняют характер
действующих
лиц
произведения
или
же
более
полно
объясняют
смысл
предметов домашнего обихода и природных явлений (например, «красна
девица»,
«добрый
молодец»,
«месяц,
месяц,
мой
дружок,
позолоченный
рожок»),
которые
дети
легко
и
быстро
запоминают,
а
затем
начинают
1
использовать
в
своей
бытовой
деятельности,
например,
в
играх.
Таким
образом, сказки не только передают народную мудрость и способствуют
воспитанию
нравственности,
но
и
оказывают
влияние
на
развитие
и
обогащение словарного запаса ребенка, а также на усвоение, закрепление его
знаний об окружающем мире.
Устное народное творчество также приводит к совершенствованию речи
малышей.
Это
происходит
за
счет
использования
в
произведениях
многообразия
оттенков
значения,
а
также
синонимичных
слов,
слов
антонимов и приемов сравнения. Все это позволяет ребенку почувствовать
многообразие значений слов родного языка, что в дальнейшем помогает ему
удачно подбирать слова и фразовые выражения для более точного выражения
своих мыслей, чувств.
Нельзя
не
отметить
значительную
роль,
которую
играет
устное
народное
творчество
в
развитии
звуковой
культуры
речи,
а
также
на
становление
грамматического
строя
речи.
Проговаривание
скороговорок,
чистоговорок, заучивание стишков и песен – все это учит детей правильно
и
четко
произно сить
звуки
и
слова,
а
т акже
с п о с о б с т ву е т
совершенствованию
речевого
слуха
и
постановки
правильного
речевого
дыхания.
Полученные
навыки
ребенок
переносит
и
в
свою
обычную
разговорную
речь,
что
уже
влияет
и
на
грамматический
строй
речи,
в
первую очередь, на правильное употребление падежных форм, окончаний,
а также уместное использование в речи различных частей речи: глаголов,
местоимений, прилагательных и т.д.
Помимо
развития
вербальной
речи,
произведения
народного
творчества
способствуют
также
развитию
и
невербальной
речи
дошкольника. В данном случае речь идет о таком жанре устного народного
фольклора
как
потешки.
Они
доставляют
детям
огромную
радость,
развлекают и развивают, поэтому их можно использовать с самого раннего
возраста. Как известно, слово в потешке неразрывно связано с жестом, т.е.
каждая строчка ведет за собой какое-либо действие. Так, в игровой форме
2
дети
осваивают
необходимую
мимику
и
жестикуляцию,
отрабатывают
элементарные навыки невербальной коммуникации.
Немало
важным
в
развитии
речи
является
не
только
пассивное
восприятие
ребенком
произведений
русского
фольклора,
но
также
и
активное участие в придумывании новых сказок, песен, потешек вместе со
взрослыми.
При
такой
работе
дошкольники
не
только
развивают
свое
образное
мышление,
фантазию
и
воображение,
но
и
благодаря
использованию
различных
видов
предложений
учатся
последовательно
излагать свои мысли как в беседах со взрослыми, так и со сверстниками, что
благотворно влияет на формирование связной речи.
Таким
образом,
устное
народное
творчество
оказывает
колоссальное
влияние
на
развитие
речи
дошкольников.
Познавая
мир
через
сказки,
песни, поговорки, пословицы и другие произведения народного фольклора
у детей развивается чуткость к языку, они учатся использовать в своей речи
различные
языковые
средства,
отбирать
нужные
слова
и
постепенно
овладевать
образной
системой
языка.
Ритмичность
произведений,
использование
множества
словесных
оборотов
влияют
на
обогащение
словарного
запаса
и
формирование
произвольной
связной
речи,
а
также
повышают
уровень
познавательных,
коммуникативных
и
творческих
способностей у детей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Учеб. пособие
для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. –
М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.
2.
Бударина
Т.А.,
Маркеева
О.А.
Знакомство
детей
с
русским
народным
творчеством.-СПБ: Детство-пресс, 2001.
3
3.
Зенин
С.
Н.,
Жиров
М.
С.
Нравственно-ценностный
потенциал
устного
народного
творчества:
аспекты
востребованности
//
Научные
ведомости
БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. №2
4.
Ивановская О. Г. Сказка как средство развития речи младших школьников с
речевыми нарушениями // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. №19.
5.
Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Сказочное развитие речи: Логопедическая
фантазия на тему русских народных сказок. Выпуск 1. СПб.: Знание, 2000.
104 с.
6.
Колеченко А.К. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка / Под науч. ред.
А.К. Колеченко. СПб.: Речь, 2006. 296 с.
7.
Фуреева
Е.П.,
Малкова
Т.П.,
Зубкова
В.П.
Использование
народного
фольклора
в
коррекции
речи
дошкольников
с
задержкой
психического
развития // КПЖ. 2017. №3
8.
Шатрова
С.А.
Влияние
литературных
произведений
на
развитие
художественной речи дошкольника // Концепт. 2013. №S8.
4