Напоминание

"ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"


Авторы: Амирова Оксана Валерьевна, Шмелева Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МОУ Центр развития ребенка №13
Населённый пункт: Волгоградская область, г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ

РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Амирова О.В.

Шмелева Т.А

Воспитатели высшей категории

МОУ Центр развития ребенка №13

Г. Волгоград

С самых ранних лет ребенок сталкивается с произведениями русского

народного

творчества,

которые

представляют

собой

сказки,

пословицы,

поговорки,

потешки,

песни,

а

также

многое

другое.

Устное

народное

творчество

является

могучим

действенным

катализатором

умственного,

нравственного, эстетического, а также речевого развития дошкольника. Речь

играет огромную роль во всестороннем и целостном развитии ребенка, а

также

способствует

более

успешной

социальной

адаптации

среди

сверстников.

Речевая

деятельность

необходима

для

совместной

работы,

согласования

действий,

для

познания

окружающего

мира,

а

также,

что

немало важно, для становления личности ребенка. Именно в произведениях

народного

фольклора

содержатся

идеальные

образцы

ритмичной

речи,

а

также отражается вся красота и богатство родного языка, которые прекрасно

служат для развития и обогащения речи детей. Остановимся поподробнее на

том,

как

именно

особенности

русского

народного

творчества

влияют

на

становление речи дошкольника.

Одним из основных жанров русского народного творчества является

сказка

вымысел

волшебного,

авантюрного

или

бытового

содержания.

Данный

жанр

содержит

такие

средства

выразительности

как,

эпитеты,

метафоры, сравнения, а также яркие образы, которые дополняют характер

действующих

лиц

произведения

или

же

более

полно

объясняют

смысл

предметов домашнего обихода и природных явлений (например, «красна

девица»,

«добрый

молодец»,

«месяц,

месяц,

мой

дружок,

позолоченный

рожок»),

которые

дети

легко

и

быстро

запоминают,

а

затем

начинают

1

использовать

в

своей

бытовой

деятельности,

например,

в

играх.

Таким

образом, сказки не только передают народную мудрость и способствуют

воспитанию

нравственности,

но

и

оказывают

влияние

на

развитие

и

обогащение словарного запаса ребенка, а также на усвоение, закрепление его

знаний об окружающем мире.

Устное народное творчество также приводит к совершенствованию речи

малышей.

Это

происходит

за

счет

использования

в

произведениях

многообразия

оттенков

значения,

а

также

синонимичных

слов,

слов

антонимов и приемов сравнения. Все это позволяет ребенку почувствовать

многообразие значений слов родного языка, что в дальнейшем помогает ему

удачно подбирать слова и фразовые выражения для более точного выражения

своих мыслей, чувств.

Нельзя

не

отметить

значительную

роль,

которую

играет

устное

народное

творчество

в

развитии

звуковой

культуры

речи,

а

также

на

становление

грамматического

строя

речи.

Проговаривание

скороговорок,

чистоговорок, заучивание стишков и песен – все это учит детей правильно

и

четко

произно сить

звуки

и

слова,

а

т акже

с п о с о б с т ву е т

совершенствованию

речевого

слуха

и

постановки

правильного

речевого

дыхания.

Полученные

навыки

ребенок

переносит

и

в

свою

обычную

разговорную

речь,

что

уже

влияет

и

на

грамматический

строй

речи,

в

первую очередь, на правильное употребление падежных форм, окончаний,

а также уместное использование в речи различных частей речи: глаголов,

местоимений, прилагательных и т.д.

Помимо

развития

вербальной

речи,

произведения

народного

творчества

способствуют

также

развитию

и

невербальной

речи

дошкольника. В данном случае речь идет о таком жанре устного народного

фольклора

как

потешки.

Они

доставляют

детям

огромную

радость,

развлекают и развивают, поэтому их можно использовать с самого раннего

возраста. Как известно, слово в потешке неразрывно связано с жестом, т.е.

каждая строчка ведет за собой какое-либо действие. Так, в игровой форме

2

дети

осваивают

необходимую

мимику

и

жестикуляцию,

отрабатывают

элементарные навыки невербальной коммуникации.

Немало

важным

в

развитии

речи

является

не

только

пассивное

восприятие

ребенком

произведений

русского

фольклора,

но

также

и

активное участие в придумывании новых сказок, песен, потешек вместе со

взрослыми.

При

такой

работе

дошкольники

не

только

развивают

свое

образное

мышление,

фантазию

и

воображение,

но

и

благодаря

использованию

различных

видов

предложений

учатся

последовательно

излагать свои мысли как в беседах со взрослыми, так и со сверстниками, что

благотворно влияет на формирование связной речи.

Таким

образом,

устное

народное

творчество

оказывает

колоссальное

влияние

на

развитие

речи

дошкольников.

Познавая

мир

через

сказки,

песни, поговорки, пословицы и другие произведения народного фольклора

у детей развивается чуткость к языку, они учатся использовать в своей речи

различные

языковые

средства,

отбирать

нужные

слова

и

постепенно

овладевать

образной

системой

языка.

Ритмичность

произведений,

использование

множества

словесных

оборотов

влияют

на

обогащение

словарного

запаса

и

формирование

произвольной

связной

речи,

а

также

повышают

уровень

познавательных,

коммуникативных

и

творческих

способностей у детей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Учеб. пособие

для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. –

М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.

2.

Бударина

Т.А.,

Маркеева

О.А.

Знакомство

детей

с

русским

народным

творчеством.-СПБ: Детство-пресс, 2001.

3

3.

Зенин

С.

Н.,

Жиров

М.

С.

Нравственно-ценностный

потенциал

устного

народного

творчества:

аспекты

востребованности

//

Научные

ведомости

БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. №2

4.

Ивановская О. Г. Сказка как средство развития речи младших школьников с

речевыми нарушениями // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. №19.

5.

Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Сказочное развитие речи: Логопедическая

фантазия на тему русских народных сказок. Выпуск 1. СПб.: Знание, 2000.

104 с.

6.

Колеченко А.К. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка / Под науч. ред.

А.К. Колеченко. СПб.: Речь, 2006. 296 с.

7.

Фуреева

Е.П.,

Малкова

Т.П.,

Зубкова

В.П.

Использование

народного

фольклора

в

коррекции

речи

дошкольников

с

задержкой

психического

развития // КПЖ. 2017. №3

8.

Шатрова

С.А.

Влияние

литературных

произведений

на

развитие

художественной речи дошкольника // Концепт. 2013. №S8.

4



В раздел образования