Авторы: Шмелева Татьяна Анатольевна, Амирова Оксана Валерьевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МОУ Центр развития ребенка №13
Населённый пункт: Волгоградская область, г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БУМАГОПЛАСТИКА"
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БУМАГОПЛАСТИКА
Амирова О.В.
Шмелева Т.А
Воспитатели высшей категории
МОУ Центр развития ребенка №13
Г. Волгоград
Дошкольный
возраст
считается
одним
из
самых
важных
в
жизни
человека,
т.к.
именно
в
этот
период
интенсивно
развивают ся
интеллектуальные и творческие способности ребенка, которые во многом
определяют его успешность в будущем. Чем разнообразнее деятельность
ребенка
в
первые
годы
жизни,
тем
выше
вероятность
реализации
его
потенциальных
возможностей
в
дальнейшем
и
появления
творческих
проявлений.
Творческие
способности
–
это
индивидуальные
качества
личности,
которые определяют успешность человека в той или иной деятельности. При
этом,
употребляя
термин
«творческие
способности»,
обращают
особое
внимание на оригинальность подхода к решению поставленных задач, на
новизну предметов деятельности. Развитие творческих способностей всегда
осуществляется на основе врожденных задатков – анатомо-физиологических
особенностей
нервной
системы
ребенка,
которые
служат
базой
для
формирования тех или иных способностей. Так, например, для музыкальных
способностей
необходимы
особые
свойства
слухового
анализатора,
для
изобразительных способностей – свойства зрительного анализатора. Таким
образом, задатки – это всего лишь природные предпосылки, которые сами по
себе не предопределяют развитие способностей.
Формирование способностей – очень долгий и трудоемкий процесс.
Даже у самого одаренного от природы человека способности не разовьются,
если
не
заниматься
соответствующей
деятельностью.
Большинство
современных
педагогов
и
психологов
также
подчеркивают,
что
важными
1
составляющими
для
формирования
способностей
являются
условия
их
развития
и
включенность
взрослых
в
деятельность
детей.
Дошкольнику
положено предоставлять адекватную свободу в действиях, однако она не
должна
переходить
во
вседозволенность.
Процесс
развития
творческих
способностей
должен
носить
непрерывный
характер,
где
взрослому
(родители, педагоги) отводится главнейшая роль – создание благоприятной
атмосферы, способствующей развитию и, что немало важно, сохраняющей
интерес ребенка к творческим видам деятельности.
Говоря
о
способностях,
стоит
помнить
и
о
возрастных
факторах
одаренности.
Так,
каждый
возрастной
период
имеет
свои
особые,
специфические внешние и внутренние условия для развития той или иной
способности, при этом с возрастом их круг значительно сужается. Поэтому
чрезвычайно важно начинать творческое развитие ребенка с раннего детства,
т.к. именно в дошкольном возрасте проявляется повышенная готовность к
развитию творческих способностей.
Эффективным
средством
развития
творческого
потенциала
детей
являются
продуктивные
виды
деятельности.
Как
известно,
ручной
труд
играет
немалую
роль
в
общем
развитии
ребенка,
развивая
как
мелкую
моторику
рук,
так
и
способствуя
формированию
высших
психических
функций. Одним из самых интересных и доступных видов ручного труда
является бумагопластика.
Бумагопластика – это современный вид искусства, который является
синтезом разных видов изобразительной деятельности: аппликация, оригами,
конструирование
из
бумаги.
Бумагопластика
позволяет
создавать
полуобъемные и объемные фигуры (например, цветы, животные, сказочные
герои), которые захватывают внимание детей, подпитывая их творческий и
познавательный интерес к данному виду деятельности. Данный вид ручного
труда
также
носит
и
психотерапевтический
характер,
позволяя
детям
в
продуктах своей деятельности выражать эмоции, заряжаться позитивом от
своих творений.
2
Занятия с бумагой превращают дошкольников в маленьких творцов,
способных
при
помощи
имеющихся
у
них
знаний
и
навыков,
создавать
прекрасные
поделки.
Дети
узнают
о
новых
материалах,
их
свойствах,
познают
различные
способы
работы
с
бумагой
(сгибание,
многократное
складывание,
склеивание
и
т.д.),
что
и
дает
определенный
толчок
для
развития воображения, фантазии, творчества.
Как уже отмечалось ранее, о творческих способностях можно говорить
только
в
том
случае,
если
в
продуктах
деятельности
появляется
некая
новизна, оригинальность. И именно благодаря занятиям по бумагопластике
можно научить детей не бояться творить, пробовать создавать что-то новое,
сочетать
несочетаемое.
Каждая
работа
в
направлении
бумагопластике
неповторима,
что
достигается
за
счет
фона,
который
оформляется
дополнительными
элементами,
выполненными
в
технике
аппликации,
наклеиваются различные фигуры, украшения. Таким образом, дети могут
не
ограничиваться
простыми
элементами,
а
свободно
воплощать
свои
задумки в реальность.
Занятия по бумагопластике также необычайно полезны для развития
художественных
способностей,
т.к.
по
время
работы
с
бумагой
дети
осваивают
законы
перспективы.
В
процессе
создания
композиции
у
дошкольников
формируется
чувство
центра,
симметрии.
Они
учатся
правильно располагать предметы, устанавливают связи между предметами,
учатся
изменять
величину
объекта,
располагая
его
в
разных
частях
плоскости (ближе-дальше, выше-ниже).
Таким образом, развитие творческих способностей – это многолетний
труд
как
самого
ребенка,
так
и
взрослых,
взаимодействующих
с
ним.
Начинать
этот
нелегкий
процесс
следует
с
самого
раннего
детства,
заинтересовывая ребенка различными видами деятельности и поддерживая
его познавательный интерес к развитию. Привлекая ребенка к такому виду
ручного
труда
как
бумагопластика,
происходит
развитие
не
только
творческих
способностей,
но
и
ряд
психических
процессов:
мышление,
3
память,
восприятие,
осязание.
Направленные
на
вс е стороннее
интеллектуальное
и
эстетическое
развитие
дошкольников
занятия
бумагопластикой
развивают
изобретательность,
способность
к
экспериментированию, предоставляют знания, умения и навыки, которые
ребенок
будет
использовать
на
протяжении
всей
жизни.
Удовлетворяя
познавательную
активность
ребенка,
бумагопластика
я вл я е т с я
эффективным средством для развития творческих способностей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Агапова И.А., Давыдова М.А. 100 лучших оригами для детей. – М.: ООО
ИКТЦ «Лада», 2010.
2.
Бобкова
Т.И.,
Красносельская
В.Б.,
Прудыус
Н.Н.
Художественное
развитие детей 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
3.
Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 2012. – 365 с.
4.
Выгодский
Л.С.
Воображение
и
творчество
в
детском
возрасте.
– М.:
Просвещение, 1999г.
5.
Ильин
Е.П.
Психология
творчества,
креативности,
одарённости.
Спб.:
Питер, 2009. – 434 с.
6.
Котова
Е.В,
Кузнецова
С.В,
Романова
Т.А.
Развитие
творческих
способностей
дошкольников.
Методическое
пособие. – М.: ТЦ Сфера,
2010.
7.
Кузнецова
Е.М.
Художественное
моделирование
и
конструирование:
программа, практические занятия с детьми 5-6 лет. – Волгоград: Учитель,
2011.
8.
Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество. – М.: Академия, 1999. – 456с.
9.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: 2007. – 300 с.
4