Напоминание

"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БУМАГОПЛАСТИКА"


Авторы: Шмелева Татьяна Анатольевна, Амирова Оксана Валерьевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МОУ Центр развития ребенка №13
Населённый пункт: Волгоградская область, г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БУМАГОПЛАСТИКА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В

ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БУМАГОПЛАСТИКА

Амирова О.В.

Шмелева Т.А

Воспитатели высшей категории

МОУ Центр развития ребенка №13

Г. Волгоград

Дошкольный

возраст

считается

одним

из

самых

важных

в

жизни

человека,

т.к.

именно

в

этот

период

интенсивно

развивают ся

интеллектуальные и творческие способности ребенка, которые во многом

определяют его успешность в будущем. Чем разнообразнее деятельность

ребенка

в

первые

годы

жизни,

тем

выше

вероятность

реализации

его

потенциальных

возможностей

в

дальнейшем

и

появления

творческих

проявлений.

Творческие

способности

это

индивидуальные

качества

личности,

которые определяют успешность человека в той или иной деятельности. При

этом,

употребляя

термин

«творческие

способности»,

обращают

особое

внимание на оригинальность подхода к решению поставленных задач, на

новизну предметов деятельности. Развитие творческих способностей всегда

осуществляется на основе врожденных задатков – анатомо-физиологических

особенностей

нервной

системы

ребенка,

которые

служат

базой

для

формирования тех или иных способностей. Так, например, для музыкальных

способностей

необходимы

особые

свойства

слухового

анализатора,

для

изобразительных способностей – свойства зрительного анализатора. Таким

образом, задатки – это всего лишь природные предпосылки, которые сами по

себе не предопределяют развитие способностей.

Формирование способностей – очень долгий и трудоемкий процесс.

Даже у самого одаренного от природы человека способности не разовьются,

если

не

заниматься

соответствующей

деятельностью.

Большинство

современных

педагогов

и

психологов

также

подчеркивают,

что

важными

1

составляющими

для

формирования

способностей

являются

условия

их

развития

и

включенность

взрослых

в

деятельность

детей.

Дошкольнику

положено предоставлять адекватную свободу в действиях, однако она не

должна

переходить

во

вседозволенность.

Процесс

развития

творческих

способностей

должен

носить

непрерывный

характер,

где

взрослому

(родители, педагоги) отводится главнейшая роль – создание благоприятной

атмосферы, способствующей развитию и, что немало важно, сохраняющей

интерес ребенка к творческим видам деятельности.

Говоря

о

способностях,

стоит

помнить

и

о

возрастных

факторах

одаренности.

Так,

каждый

возрастной

период

имеет

свои

особые,

специфические внешние и внутренние условия для развития той или иной

способности, при этом с возрастом их круг значительно сужается. Поэтому

чрезвычайно важно начинать творческое развитие ребенка с раннего детства,

т.к. именно в дошкольном возрасте проявляется повышенная готовность к

развитию творческих способностей.

Эффективным

средством

развития

творческого

потенциала

детей

являются

продуктивные

виды

деятельности.

Как

известно,

ручной

труд

играет

немалую

роль

в

общем

развитии

ребенка,

развивая

как

мелкую

моторику

рук,

так

и

способствуя

формированию

высших

психических

функций. Одним из самых интересных и доступных видов ручного труда

является бумагопластика.

Бумагопластика – это современный вид искусства, который является

синтезом разных видов изобразительной деятельности: аппликация, оригами,

конструирование

из

бумаги.

Бумагопластика

позволяет

создавать

полуобъемные и объемные фигуры (например, цветы, животные, сказочные

герои), которые захватывают внимание детей, подпитывая их творческий и

познавательный интерес к данному виду деятельности. Данный вид ручного

труда

также

носит

и

психотерапевтический

характер,

позволяя

детям

в

продуктах своей деятельности выражать эмоции, заряжаться позитивом от

своих творений.

2

Занятия с бумагой превращают дошкольников в маленьких творцов,

способных

при

помощи

имеющихся

у

них

знаний

и

навыков,

создавать

прекрасные

поделки.

Дети

узнают

о

новых

материалах,

их

свойствах,

познают

различные

способы

работы

с

бумагой

(сгибание,

многократное

складывание,

склеивание

и

т.д.),

что

и

дает

определенный

толчок

для

развития воображения, фантазии, творчества.

Как уже отмечалось ранее, о творческих способностях можно говорить

только

в

том

случае,

если

в

продуктах

деятельности

появляется

некая

новизна, оригинальность. И именно благодаря занятиям по бумагопластике

можно научить детей не бояться творить, пробовать создавать что-то новое,

сочетать

несочетаемое.

Каждая

работа

в

направлении

бумагопластике

неповторима,

что

достигается

за

счет

фона,

который

оформляется

дополнительными

элементами,

выполненными

в

технике

аппликации,

наклеиваются различные фигуры, украшения. Таким образом, дети могут

не

ограничиваться

простыми

элементами,

а

свободно

воплощать

свои

задумки в реальность.

Занятия по бумагопластике также необычайно полезны для развития

художественных

способностей,

т.к.

по

время

работы

с

бумагой

дети

осваивают

законы

перспективы.

В

процессе

создания

композиции

у

дошкольников

формируется

чувство

центра,

симметрии.

Они

учатся

правильно располагать предметы, устанавливают связи между предметами,

учатся

изменять

величину

объекта,

располагая

его

в

разных

частях

плоскости (ближе-дальше, выше-ниже).

Таким образом, развитие творческих способностей – это многолетний

труд

как

самого

ребенка,

так

и

взрослых,

взаимодействующих

с

ним.

Начинать

этот

нелегкий

процесс

следует

с

самого

раннего

детства,

заинтересовывая ребенка различными видами деятельности и поддерживая

его познавательный интерес к развитию. Привлекая ребенка к такому виду

ручного

труда

как

бумагопластика,

происходит

развитие

не

только

творческих

способностей,

но

и

ряд

психических

процессов:

мышление,

3

память,

восприятие,

осязание.

Направленные

на

вс е стороннее

интеллектуальное

и

эстетическое

развитие

дошкольников

занятия

бумагопластикой

развивают

изобретательность,

способность

к

экспериментированию, предоставляют знания, умения и навыки, которые

ребенок

будет

использовать

на

протяжении

всей

жизни.

Удовлетворяя

познавательную

активность

ребенка,

бумагопластика

я вл я е т с я

эффективным средством для развития творческих способностей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Агапова И.А., Давыдова М.А. 100 лучших оригами для детей. – М.: ООО

ИКТЦ «Лада», 2010.

2.

Бобкова

Т.И.,

Красносельская

В.Б.,

Прудыус

Н.Н.

Художественное

развитие детей 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014.

3.

Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 2012. – 365 с.

4.

Выгодский

Л.С.

Воображение

и

творчество

в

детском

возрасте.

– М.:

Просвещение, 1999г.

5.

Ильин

Е.П.

Психология

творчества,

креативности,

одарённости.

Спб.:

Питер, 2009. – 434 с.

6.

Котова

Е.В,

Кузнецова

С.В,

Романова

Т.А.

Развитие

творческих

способностей

дошкольников.

Методическое

пособие. – М.: ТЦ Сфера,

2010.

7.

Кузнецова

Е.М.

Художественное

моделирование

и

конструирование:

программа, практические занятия с детьми 5-6 лет. – Волгоград: Учитель,

2011.

8.

Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство,

отрочество. – М.: Академия, 1999. – 456с.

9.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: 2007. – 300 с.

4



В раздел образования